Как учителю распознать дислексию у школьника

Тупость или расстройство обучения? что такое дислексия и дисграфия

Что такое дислексия

Дислексия — это особенность работы мозга, из-за которой человеку сложно читать, при этом его интеллект, зрение и слух в норме.

Чаще всего дислексия развивается вместе с другими нарушениями:

  • дисграфией — трудностями с письмом;
  • дискалькулией — трудностями с изучением арифметики;
  • СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности и так далее.

По данным European Dyslexia Association (EDA), это расстройство у 9–12% населения планеты. Оно доставляет дискомфорт, однако чаще всего не препятствует успешному обучению и карьере. В EDA утверждают, что многие люди с дислексией преуспевают в творческих профессиях, например в архитектуре.

Расстройство не помешало стать успешными Тому Крузу, Киану Ривзу и Стивену Спилбергу.

Причины и профилактика дислексии

В основе дислексии лежит плохая способность распознавания. Ребёнок часто не способен запомнить звуки. Патология может характеризоваться нарушением понимания текста и его написания. В дальнейшем это приводит к возникновению проблем с запоминанием информации на слух, подбором подходящих слов и формированием речи в целом.

В формировании заболевания большое значение имеет наследственный фактор. Если у кого-то из родителей имелось нарушение чтения или расстройства в освоении школьных навыков, ребенка сразу же включают в группу риска.

Ученые исследовали патологию. В результате удалось выявить функциональные изменения головного мозга у людей, которые страдают патологией. При этом специалисты пришли к мнению, что патология является результатом кортикальной дисфункции из-за врожденной аномалии развития нервной системы и структуры головного мозга. Особую роль в причинах возникновения недуга и нарушения процесса объединения частей в единое целое играет и интеграция.

Большинство специалистов связывают патологию с особенностями функционирования левого полушария головного мозга и нарушением работы в участках, отвечающих за распознавание речи. Важную роль играет и изменение слаженности функционирования между этими областями. Подобное явление может возникнуть из-за разрыва соединения. Так, если имеет место быть дисфункция в области угловой извилины головного мозга, правого полушария и средней затылочной области, это может привести к возникновению проблем с распознаванием слов.

Ребёнок, страдающий дислексией, может испытывать и другие проблемы с чтением. При этом они существенно отличаются от симптомов, присущих заболеванию. Так, нарушения способны спровоцировать различного рода сложности в понимании речи. Иногда возникают зрительные проблемы и аномальное движение глаз при чтении. Эти явления к дислексии не относят. Однако вышеуказанные особенности так или иначе оказывают влияние на изучение слов.

Родители могут попытаться снизить вероятность возникновения патологии и последствий, к которым она приводит. Для этого необходимо проходить диагностические исследования, позволяющие определить нарушение как можно раньше. Присутствие симптомов может стать поводом для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции. Дополнительно необходимо формировать функциональный базис навыков чтения. Для этого проводится работа в детском саду. Она возложена на воспитателей. Родители также должны заниматься развитием ребёнка.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин

Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры .

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения.

  • Чем опасна детоксикация? Вред соковой диеты

      

  • Стеноз легочной артерии. Сердечный цианоз без смешения артериальной и венозной крови.

      

  • Синовиальная оболочка коленного сустава. Завороты коленного сустава. Завороты синовиальной оболочки коленного сустава. Синовиальные сумки коленного сустава.

      

  • Эффективность лапароскопической лимфаденэктомии в онкогинекологии

      

  • Воспалительный вагинит

Грамматика

«Дислексия» – неодушевлённое имя существительное женского рода 1-го склонения в школьной традиции (II академического). В русском написании состоит из приставки латинского происхождения «дис-», корня «-лекс-», суффикса «-и-» и окончания «-я». Постановка ударения и разделение переносами дис-лек-си́я. Ударение в падежных формах фиксировано на суффиксе:

  • Именительный: дислекси́я (ед. ч.); дислекси́и (мн. ч.).
  • Родительный: дислекси́и (ед. ч.); дислекси́й (мн. ч.).
  • Дательный: дислекси́и (ед. ч.); дислекси́ям (мн. ч.).
  • Винительный: дислекси́ю (ед. ч.); дислекси́и (мн. ч.).
  • Творительный: дислекси́ей или дислекси́ею (ед. ч.); дислекси́ями (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, при> дислекси́и (ед. ч.); <в, на, о, при> дислекси́ях (мн. ч.).

***

ПишемПравильно.ру

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Симптомы дислексии

Дислексию бывает трудно распознать до того, как ребенок пойдет в школу. Однако первые признаки патологии могут возникать еще в дошкольном возрасте. Клиническая картина нарушения чтения варьирует в зависимости от возраста.

Заподозрить дислексию следует, если :

  • Ребенок поздно начинает говорить и медленно осваивает новые слова.
  • Возникают проблемы с правильным формированием слов (перестановка звуков в словах или путаница в словах, которые звучат одинаково).
  • Присутствует плохое запоминание и перепутывание букв, цифр и цветов.
  • Есть трудности в изучении детских стишков или участии в играх, где используются рифмы.
  • Имеются проблемы с мелкой моторикой (например, с завязыванием шнурков), а также чувством ритма.
  • Ребенок замкнут в себе, неохотно общается со сверстниками или избегает контакта с ними без видимых причин. 

Наиболее очевидные симптомы дислексии возникают в школьном возрасте. К ним относятся :

  • Чтение значительно ниже ожидаемого уровня для возраста, невозможность определить границы предложения, замещение букв в словах.
  • Проблемы с обработкой и пониманием того, что школьник слышит и видит, различия между написанным и прочитанным в слух.
  • Проблемы с поиском нужного слова или формированием ответов на вопросы, а также запоминанием последовательности вещей.
  • Сложности при изучении стихотворений, таблицы умножения.
  • Трудности восприятия сходства и различия в буквах и словах.
  • Выраженные сложности при правописании.
  • Затрата большого количества времени на задачи, связанные с чтением или письмом.
  • Избегание занятий, связанных с чтением, а также отказ от чтения вслух.
  • Сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией.

Часто родители узнают о том, что у ребенка дислексия, только когда начинает страдать его успеваемость в школе. Фото: AndrewLozovyi / Depositphotos

Признаки дислексии у подростков и взрослых схожи с таковыми у детей. Наиболее типичные из них :

  • Затруднения при чтении, в том числе при чтении вслух.
  • Медленное и трудоемкое чтение и письмо.
  • Проблемы с орфографией.
  • Неправильное произношение имен или слов, проблемы с поиском слов при построении предложений.
  • Проблемы с пониманием шуток или выражений, значение которых трудно понять из-за определенных слов (идиом).
  • Невозможность подвести итог или кратко изложить суть истории или сложности с этим.
  • Проблемы с изучением иностранного языка.
  • Трудности с запоминанием.

Этиология

Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

Фонематическая дислексия

В некоторых источниках она носит название «акустическая дислексия». Фонематическая дислексия считается одной из самых распространённых и связана с системой фонем, то есть звуков речи. Чаще всего встречается у детей младшего школьного возраста.

Признаки фонематической дислексии:

  • Ребёнок с трудом запоминает буквы, путает похожие звуки при говорении. Например, «З» заменяет на «С», «Д» — на «Т», а «Ж» — на «Ш».
  • Ребёнок читает по буквам или искажает структуру слова. Например, пропускает согласные (говорит не «кошка», а «коша»), вставляет гласные между согласными (не «лодка», а «лодака») либо пропускает или переставляет слоги (не «собака», а «сока» или «басока»).

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад

Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Наши специалисты

Цепляева Татьяна Евгеньевна

Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед

Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки

Подробнее

Бунина Александра Ивановна

Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог

Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Горбенко Наталья Николаевна

Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.

Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.

Филиал:
Химки

Подробнее

Иоголевич Татьяна Юрьевна

Логопед

Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Мележик Людмила Владимировна

Логопед, дефектолог, психолог

Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед

Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Бывальцев Вячеслав Олегович

Остеопат, педиатр

Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Фатова Анна Андреевна

Логопед, нейропсихолог

Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Броудо Ирина Валериевна

Логопед

На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Тишина Ксения Александровна

Логопед

Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед, дефектолог

Свою работу строю на двигательной активности детей.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Гергокова Инесса Владимировна

Психолог

Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Логопед

Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Ершова Людмила Николаевна

Нейропсихолог, психолог

Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Иванова Дарья Юрьевна

Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог

Работаю с детьми разных возрастов.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Коробова Елена Витальевна

Специалист по АФК

При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Ильина Анна Андреевна

Специальный психолог, дефектолог

Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели. 
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Старостина Ольга Александровна

Логопед, нейро-дефектолог

Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход  и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!

Филиал:
Химки

Подробнее

Колещук Екатерина Валерьевна

Клинический психолог

Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Вишневская Татьяна Николаевна

Логопед, дефектолог

Стаж работы учителем – логопедом 8 лет. Имею большой опыт работы со школьниками по коррекции нарушений письма и чтения (в том числе с детьми с ОВЗ).

Филиал:
Химки

Подробнее

Симптомы и признаки

Проявления заболевания разнятся в зависимости от формы расстройства.

Есть несколько общих симптомов, которые помогают обнаружить проблемы психики:

  • боль в голове при чтении;
  • усталость (особенно во время чтения);
  • проблемы с письмом;
  • рассеянность;
  • невнимательность;
  • чтение с поочередным закрыванием глаз;
  • нежелание обучаться;
  • потирание век;
  • приближение источника чтения к глазам.

Процесс чтения сопровождается следующими признаками:

  • пропуск букв и слов;
  • запинки в озвучивании текста;
  • несоответствие результатов чтения возрасту ребенка;
  • непонимание текста.

Иногда пациент испытывает трудности с координацией в пространстве, его движения могут неуклюжими или замедленными.

При подозрении на дислексию родители должны обеспечить своему малышу профессиональную помощь. Если он не получит поддержки, то может перестать учиться и поверит в свою бесполезность.

Программист из Америки создал сайт, который помогает понять, как видят текст люди с дислексией. Буквы на странице прыгают в разных направлениях, вызывая неприятное ощущение в голове.

Точно также видят символы больные, когда пытаются читать в интернете новости, почту или обычную книгу. Этот сайт дает глубже понять проблему людей с когнитивным расстройством, влияющим на чтение и письмо.

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее

Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей

Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому. 

Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует: 

1. Обратиться к специалистам: 

  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:

  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .

Что такое «дислексия»?

Дислексия — расстройство высшей психики, проявляющееся в трудностях во время обучения чтению и письму. При этом общая способность обучаться сохраняется. Патология является одной из наиболее частых аномалий у детей. Она выявляется у 58 процентов обучающихся. При этом у мальчиков заболевание констатируется гораздо чаще, чем у девочек. Степени тяжести патологии могут существенно различаться. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем лучших результатов в последующем удастся добиться. Однако начать развивать речевые способности можно в любом возрасте.

У детей, у которых выявлена дислексия, наблюдается проблема с чтением. Они сложно обучаются этому навыку. Причина кроется в сбоях некоторых функций головного мозга. Так, присутствует нарушение передачи изображения как визуального образа на информацию, полученную человеком. Нужно учитывать, что дислексия не является проблемой зрения или слуха. Со слабоумием она также не связана.

В дошкольном возрасте заболевание обнаруживается крайне редко. В процессе занятий ребёнок может испытывать страх из-за того, что не сможет научиться читать. Это только усугубляет существующие проблемы. Если лечение начато не вовремя, у ребенка может развиться невроз и снизится самооценка. В этом случае поведение больного дома и в учебном заведении может стать неадекватным. Если и дальше игнорировать проблему, возможно возникновение серьезных сложностей в обучении.

Нейропсихолог

Зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, речь, внимание и др. – психические функции

Также важнейшими психическими функциями являются и, так называемые, управляющие функции или функции программирования и контроля, которые обеспечивают планирование, сосредоточенность, регуляцию поведения, что необходимо для любой деятельности, в том числе и учебной.

Психические функции обеспечиваются согласованной работой различных мозговых структур. Нарушение даже одной из них приведет к нарушению самой деятельности, но происходить это будет по-разному. По разным причинам бывает, что функционирование тех или иных областей мозга оказывается нарушенным или несогласованным. Это проявляется в нарушениях психических функций, что в свою очередь приводит к проблемам при обучении.

Нейропсихолог проводит диагностику развития психологического высших психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и т.д.) и выявляет причины трудностей в обучении письму, чтению, счетным навыкам. Также во время диагностики специалист может определить готовность ребенка к школе. наличие у ребенка дефицита внимания, задержки психического развития.

Демонстрация

Признаки расстройства чтения и правописания:

  • Сниженная скорость. Дислексикам требуется в два-три раза больше времени, чем другим детям. Более медленное чтение приводит к большому затруднению понимания того, что было прочитано, особенно в длинных предложениях.
  • Связывание отдельных букв с соответствующими звуками происходит очень медленно, и часто делаются ошибки. Вместо слов, которые трудно читать, дети склонны читать другие слова с похожими буквами.
  • Некоторым детям удается выводить содержание предложения на основании других слов, которые он содержит, даже если отдельные слова читаются неправильно.
  • Ограниченная скорость чтения также является основным симптомом расстройства чтения у взрослых. Это происходит со сложными, многосложными и редкими словами. В стрессовых ситуациях симптоматика усиливается. Может проявляться в подсчете (например, при чтении математических словесных задач) и при изучении иностранных языков.
  • Значительно большим количеством орфографических ошибок. В свободном письме слова избегаются, когда дети подозревают, что они не могут правильно их написать. Это часто воспринимается как ограниченная лексика или отсутствие лингвистических способностей. Тем не менее, обычно это стратегия компенсации, чтобы избежать орфографических ошибок.

Визуальный стресс:

  • Около трети детей с дислексией жалуются на напряжение глаз или зрительные искажения во время чтения. Эта субъективная симптоматика (синдром Марса-Ирлен) включает в себя: просмотр букв, перемещающихся по странице;
  • размытие или формирование странных паттернов;
  • пространственные искажения;
  • частые мигания;
  • потерю места на странице;
  • головную боль.

Яркие огни, флуоресцентные лампы или глянцевая бумага ухудшают симптомы во время чтения.

Негативные мысли:

  • 40-60% детей и подростков с дислексией испытывает психологические проблемы – депрессии, мрачное настроение и беспокойства. Они чувствуют себя отверженными и не одобряемыми учителями.
  • Частота попыток самоубийства у подростков с дислексией в три раза выше, чем у подростков одного возраста без дислексии.

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность . И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды; тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении; травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания; никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

План коррекции

Дислексия относится к заболеваниям, сопровождающимся нарушениями по нескольким направлениям. Коррекцию стоит проводить по каждому из них:

  • увеличение зрительной памяти;
  • улучшение восприятия картинки глазами, разобщения цветов, размеров и геометрических форм;
  • формирование способности к синтезу и анализу при помощи зрения;
  • улучшение ориентации в пространстве.

Кроме совершенствования работы зрительного анализатора, упор на занятиях делается на когнитивные функции. Для расширения лексического запаса и лучшего понимания слов существует упражнение со словарём:

  1. Человек выбирает слово и ищет его значение.
  2. Внимательно изучается транскрипция.
  3. Первый смысл слова читается вслух, включая транскрипцию и приводимый пример.
  4. Самостоятельно составляется несколько фраз или цельных предложений, подходящих под прочитанное определение слова.
  5. Из пластилина или глины изображается суть прочитанного (если это предлог, то нужно слепить функцию, которую он обозначает).
  6. Используя тот же материал, сделать все буквы, из которых состоит слово, и свериться со словарём на предмет возможных ошибок.
  7. Мысленно представить смысл пройденного слова.
  8. Вслух повторить определение изученного.

Улучшить запоминание при помощи зрения можно и другими упражнениями. К наиболее эффективным относятся:

  • «Что пропало?» − на ровную поверхность кладут несколько предметов или изображений (обычно не более 6), которые предлагается запомнить. Затем человек отворачивается, а второй убирает часть вещей. Пациент должен назвать спрятанные предметы.
  • «Найди знакомых» − больному показывают несколько изображений или символов (до 6), а затем перемешивают с другими. Пациент должен выбрать те, которые он видел в начале.
  • «Какие изменения?» − в ряд устанавливаются фигурки, буквы или картинки (не более 6) и пациент запоминает последовательность. Потом положение вещей меняется, а задачей больного становится вернуть их в изначальный порядок.

Эти упражнения помогут развить память, грамотность и увеличить словарный запас. Пациенты, регулярно выполняющие такие задания, начинают лучше писать и допускают меньше ошибок. Их мозг начинает работать так же, как у обычных людей.

Причины развития

Специалисты полагают, что расстройство чтения – результат нарушения работы центральной нервной системы, что влечет за собой целый ряд патологий неврологического и нейробиологического характера. Наиболее вероятными причинами дислексии у детей могут стать:

  • гипоксия (кислородное голодание мозга), случавшаяся в период внутриутробной жизни малыша или в процессе появления на свет;
  • токсическое воздействие медикаментов, запрещенных веществ, алкоголя, никотина во время формирования плода;
  • различные инфекции, затрагивающие головной мозг и ЦНС, перенесенные в период внутриутробного развития или в младенческом возрасте (например, краснуха, корь, ветряная оспа);
  • механические повреждения головы и, как следствие, головного мозга, возникшие в результате внештатных ситуаций во время родов.

Другими причинами расстройства речи могут послужить:

  • черепно-мозговые травмы;
  • длительные, истощающие организм заболевания;
  • нерациональный или ненужный прием сильнодействующих лекарственных средств;
  • нейроинфекции.

Некоторые специалисты в числе прочих указывают наследственность как предрасполагающий фактор к дислексии: если у ближайших родственников имелись проблемы с восприятием, распознаванием или воспроизведением письменной и разговорной речи, у ребенка есть реальная вероятность столкнуться с аналогичными проблемами.

В перечень социальных факторов, способных так или иначе повлиять на становление высшей психической деятельности, входят:

  • дефицит речевого общения;
  • взаимодействие с членами семьи и окружением на нескольких языках;
  • синдром «госпитализма», когда малыш в силу негативных обстоятельств разлучен с матерью;
  • педагогическая запущенность;
  • слишком раннее или запоздавшее обучение элементарным навыкам чтения и письма;
  • неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье;
  • слишком большой объем возложенных обязанностей и ответственности, когда ребенок вынужден одновременно решать свои и взрослые задачи, посещать большое количество секций и кружков, единолично отвечать за бытовые вопросы.

Основной предпосылкой для появления симптомов дислексии у дошкольников и младших школьников остается общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие.

Особенности заболевания

Дислексия (греч. dyslexia — нарушение речи) относится к патологиям письменной части. Такие пациенты знают числа и буквы, могут читать, но им трудно отличать схожие символы друг от друга. При этом интеллектуальное развитие не страдает, а в головном мозге отсутствуют патологические очаги.

Устная речь пациентов не имеет особенностей. А на письме люди могут не различать схожие символы (6 и 9) или путать цифры и буквы (Е и 3). Возможность поставить диагноз есть только у взрослых людей. У детей это часто путают с невнимательностью или недостатком знаний по правописанию, а у подростков с рассеянностью и безалаберностью.

Причиной оптической дислексии становится недостаточное развитие зрительного анализа, познания, синтеза и ориентации в пространстве. Кроме замены букв и цифр на схожие символы, может наблюдаться зеркальное письмо. Также пациенты в строчном тексте способны пропускать элементы на стыке.

Состояние обостряется при недостатке витаминов, цинка, аминокислот и лецитина. Современные комплексы содержат их в достаточном количестве, чтобы поддерживать их концентрацию в организме на оптимальном уровне. Также стоит следить за количеством употребляемой жидкости, чтобы избежать обезвоживания.

Симптомом заболевания можно считать стойкое нежелание человека составлять письменные обращения даже при необходимости. Пациенты испытывают неловкость и стараются перепоручить задачу другому человеку. Это может выдать дислексика и стать причиной пристального внимания руководства к сотруднику.

https://youtube.com/watch?v=Nq4G3HzhdDg

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: