Психолого-педагогическая классификация и коррекция нарушений речи
Психолого-педагогическая, или педагогическая классификация (по Р. Е. Левиной) подразделяет нарушения на 2 группы: нарушения средств общения и нарушения при применении этих средств. Но тут коррекция нарушений речи будет проходить иначе.
Нарушения средств общения включает 2 подгруппы:
фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка. Хотя речевые расстройства могут быть различными, дефект формируется вследствие нарушения восприятия и произношения фонем.
общее недоразвитие речи (ОНР) включает различные полиморфные дефекты речи. Происходят нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к звукосмысловой стороне. Характерны более позднее развитие речи, бедный словарный запас, различные дефекты произношения, аграмматизмы. При образовании фонем имеются нарушения. Степень недоразвития может быть различной: речь может отсутствовать совсем или быть лепетной. Речь может быть развернутой, но иметь различные элементы фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Нарушением применения средств общения является заикание, которое иногда может сочетаться с ОНР.
Но в педагогической классификации нарушения письма и чтения не рассматриваются как самостоятельные нарушения. Обычно они входят в первую группу классификации в качестве необратимых последствий нарушений.
Лечение общего недоразвития речи
Лечение такого диагноза должно быть комплексное со стороны медицины, логопеда, психолога и родителей ребенка. Если задержка возникла по психолого-педагогическим причинам, то верным решением проблемы будет благоприятная речевая среда, правильное звукопроизношение со стороны всех, кого слышит ребенок. С клиническими нарушениями предусмотрено лечение в нескольких направлениях:
Лечащий врач может назначить препараты, которые являются питанием нейронов мозга;
Логопедический массаж, самый действенный способ коррекции, оказывающий положительное влияние на артикуляционный аппарат;
Важно закрепление результата дома с родителями. Это могут быть повторения песенок и стишков, артикуляционная гимнастика, звукоподражания и развитие мелкой моторики.. Важно знать! Комплексная работа логопеда и родителей в лечении онр это 90% успеха
Важно знать! Комплексная работа логопеда и родителей в лечении онр это 90% успеха
Работа с логопедом
Ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений
Организация: МКДОУ Д/С № 193
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Статья посвящена вопросу ранней профилактики, выявления и устранения речевых нарушений. Рассматривается использование современных методов обучения и воспитания лиц с ОВЗ. Выявлены основные направления педагогической деятельности, обеспечивающие эффективное развитие здоровых дошкольников.
Логопедия, педагогика, речевая деятельность, дошкольный возраст, специальное обучение и воспитание.
По мнению философа Аристотеля: «Ясность – это главное достоинство речи».
Все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности. Результатом является острая необходимость подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные проблемы
Важно обучить и воспитать таких детей, которые будут владеть грамотной, чётко поставленной, а главное правильно сформулированной речью. Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом
В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь
Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно – познавательная деятельность, речь.
По данным мировой статистики значительно возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Основные причины нарушений речи:
- Внутриутробная патология.
- Пренатальная патология.
- Заболевания в первые годы жизни ребёнка.
- Травмы черепа.
- Наследственные факторы.
- Неблагоприятные социально – бытовые условия.
Совместные усилия детских врачей и педагогов должны быть направлены на выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья детей, сказывающихся на развитии речи или способствующих речевой патологии. Практика указывает на желательность осмотра ребёнка логопедом уже в конце первого года жизни.
Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано. А если ребёнок попадает в группу риска, и на первом году жизни у него возникают отклонения в нервно – психическом развитии, необходимо незамедлительно прийти ему на помощь и начать коррекционно – педагогические мероприятия.
Основные направления работы по профилактике речевых нарушений:
- Медицинское сопровождение детей «группы риска».
- Развитие моторной сферы.
- Развитие высших психических функций.
- Развитие импрессивной речи.
- Развитие экспрессивной речи.
- Ознакомление с окружающим миром.
- Работа с родителями.
Большое значение для выбора адекватных путей и методов коррекционного воздействия имеют достижения современной психологии обучения, направленной на создание условий, способствующих управлению учебным процессом, т.к. обучение представляя собой процесс формирования личности ребёнка, развитие мотивации его поведения, не может быть сведено к формальной передаче знаний, к отработке речевых действий и операций.
Следует учитывать принципы как общей, так и коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип учёта соотношения первичного нарушенияи вторичных отклонений в развитии ребёнка;
- принцип генетический и др.
Таким образом, ранняя профилактика, выявление и устранение речевых нарушений имеют важную роль в правильном и здоровом развитии ребёнка, которое будет способствовать успешному преодолению нарушений речи и исключит различные проблемы и трудности в обучении.
Список литературы
- Боровцова Л. А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. – 2015. — №1. – С. 111-120.
- Карпушкина Е. А. Психолого – педагогическое обеспеченье логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // Известия высших учебных заведений. – 2008. — №2. – С. 151-155.
- Нищева Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста: Материалы международной научно – практической конференции (г. Москва, 21-23 ноября 2013 г.) / Под ред. А. М. Бывшевой, В. С. Шишкиной. – М.: Изд-во Мозаика-синтез, 2014. – С. 1 — 4.
Опубликовано: 02.06.2020
Коррекция
Благодаря исследованиям специальной психологии и коррекционной педагогики, были созданы принципы и основные положения по работе с дефектами произношения у детей дошкольного возраста. Работа авторов Лалаева Серебрякова коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, содержит множество принципов и фактов, которые учитываются при устранении речевых дефектов:
- Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, моторики рук;
- Постепенный переход от наглядного к логическому мышлению;
- Индивидуальное развитие ребенка, а также его возрастные особенности;
- Комплексный подход и взаимосвязь в лечении между логопедом психологом и лечащим врачом.
Лексика ребенка формируется благодаря расширению словарного запаса, одновременно с пояснением и уточнением каждого нового слова. Это основа методики. Рабочая программа учителя логопеда содержит обобщенный курс рефератов, презентаций, курсовых работ и методических пособий ведущих логопедов и заслуженных учителей РФ.
Обратите внимание! Диагностика, применяемая практически в каждом дошкольном и школьном учреждении по обнаружению возможных отклонений, это работа — метод обследования речи у детей, и ее автор Чиркина
Виды нарушения речи
Дефекты делятся на психолого-педагогические и клинико-педагогические, в зависимости от первоисточника нарушения. Часто оба вида могут встречаться у одного ребенка с большим либо меньшим уклоном.
Обратите внимание! Психологические нарушения исправляются работой логопеда и психолога, работа со стороны родителей очень важна. Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:
Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:
- Заикания;
- Общего недоразвития (поздно начал говорить, маленький словарный запас, неверное произношение слов);
- Недоразвитие в фонетико-фонетическом направлении (нарушено произношение слов).
Обратите внимание! Клинические нарушения появляются из-за нарушений ЦНС ее развитием и функциональными изменением, а также нарушение в строении речевого аппарата. Основные их виды:
Основные их виды:
- Распространенное нарушение речи у детей дошкольного возраста — дислалия, это фонетические дефекты, при которых речь поставлена правильно и нет нарушения слуха.
- Поражения речи в связи с нарушением развития речевых зон головного мозга называют алалия.
- Для детей с нарушениями речи по причине ринолалии характерно гнусавость голоса.
- Характеристикой общей задержки речевого развития являются проблемы со стороны смысла и звукопроизношения.
Подготовительный (с рождения до 1 года)
Первые голосовые реакции (крик, плач) способствуют развитию движений речевого аппарата. В этот период развитие речи идет одновременно с эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональные отношения с матерью устанавливаются к двум месяцам и появляется лепет – сочетания артикулируемых звуков. Подражание артикуляции окружающих, повторение звуков и их закрепление наблюдается уже в 5 месяцев. В 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, осваивает тон, ритм, темп, интонацию. Во второй половине первого года у ребенка можно наблюдать способность понимания речи – происходит восприятие определенных звукосочетаний. Ребенок начинает связывать звукосочетания с предметами и действиями («тик-так», «бах!»). Он реагирует не только на слова, но и на интонацию. С 10-11 месяцев реакция на отдельные слова, ситуации, интонации становится постоянной. Правильное прохождение подготовительного речевого этапа – залог успешности речевого развития.
Речевое поведение и проявление дефектов речи
Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы
Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь
Будущее детей зависит от их коммуникабельности
Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:
- Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
- Неумением договариваться и вести спор;
- Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
- Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).
Речь — важный фактор жизни
Преддошкольный этап(1-3 года)
Этап становления активной речи. Ребенок ещё путает и искажает звуки, но активно повторяет их и охотно говорит. Первая речь – ситуационная, т.к. слова носят обобщенно-смысловой характер (слово обозначает и предмет, и просьбу, и чувство). Поэтому такая речь сопровождается жестами и мимикой. К полутора годам словарный запас нарастает, слово приобретает более обобщенный характер. Если в 1,5 года активный запас ребенка составляет 30-35 слов, то в 2 года – 300 слов, а к трем годам – 1000 слов. Ребенок начинает усваивать знания
Обратите внимание, что это становится возможным только при развитии речи. Сначала ребенок выражает свои желания одним словом, потом простыми фразами без согласования слов внутри фразы
К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом и простыми грамматическими понятиями. Грамматический строй речи формируется на третьем году жизни.
Комбинированные нарушения внешнего высказывания
Описанные выше дефекты являются самостоятельными нарушениями. Но существуют такие дефекты, при которых нарушаются несколько звеньев механизма высказывания.
ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. Поэтому при ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.
дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дефект возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Различается по месту локализации и по степени тяжести.
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Родителям не следует надеяться, что постановка звукопроизношения у ребенка произойдет сама по себе и с годами он «разговорится». Развитие речи, действительно, сложная задача. До поступления в школу ребенку предстоит не только отшлифовать произношение, но еще и научиться связно говорить.
Речевые дефекты, закрепившись в младшем и среднем дошкольном возрасте, могут удерживаться до 7 лет, а то и дольше. В то время как становление звукопроизношения в норме должно завершиться в 5-6 лет.
Проблема состоит в том, что в последующие годы преодолеть нарушения в произношении гораздо труднее, а в некоторых случаях и невозможно. Проблемы с речью у ребенка также мешают ему в освоении грамматического строя речи.
Более эффективно заняться предупреждением речевых нарушений еще на ранних стадиях развития речи, когда ребенок начинает активно говорить. Взрослые должны уяснить недопустимость «сюсюканий» с малышом
Важно, чтобы дети с первых дней своей жизни слышали нежную и ласковую, но правильную речь
Каждое новое слово, поступающее в словарный запас ребенка, нужно несколько раз четко и правильно произнести так, чтобы малыш видел артикуляцию
Особое внимание уделять труднопроизносимым звукам. Пусть на первых порах у ребенка получится не слишком четкое или вовсе искаженное произношение
Повторяя день ото дня, дошкольник будет тренировать как артикуляционный аппарат, так и фонематический слух.
Помогайте ребенку с различением звуков, которые мало отличаются по акустическим признакам: б-п, к-х, з-с и подобные пары. Акцентируйте внимание на артикуляции, приводите примеры слов с этими звуками (бочка – почка, крошка – хрюшка, роса – роза и пр).
Играйте в слова на определение присутствия звука (есть ли в слове такой звук?).
Используйте скороговорки для тренировки произношения. Дети воспринимают скороговорки, как забаву, а в то же время их повторение прекрасно развивает речевые органы и помогает справиться с непослушными слогами и звуками.
Аккуратно и ненавязчиво исправляйте неправильно произнесенные слова. Продемонстрируйте, как должно звучать слово, побудите ребенка повторить, похвалите за малейшие улучшения в произношении.
Закрепляйте сложные звуки и слова в разговорной речи.
Разумеется, в сложных случаях, необходима помощь специалиста. Если после 5 лет у дошкольника наблюдаются проблема речевого развития, незамедлительно обращайтесь к логопеду. Однако в первые пять лет жизни ребенка родители способны оказать своему ребенку очень ценную помощь в речевом развитии.
Полезная информация:
Организация полноценной речевой среды
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс.
Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.
В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е
произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза
Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е
произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза
Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.
Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:
— развития понимания обращенной речи;
— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;
— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;
— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;
— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;
— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;
— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;
— совершенствования звуковой стороны речи.
Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.
Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.
Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить
Мельник Г.В.,
учитель-логопед,
г. Челябинск
Дошкольный (3-7 лет)
Это период активного развития фонематического восприятия звуков родного языка. Это важнейший навык, необходимый для слухового контроля за собственным произнесением. Хотя еще отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких, к 4-5 годам ребенок дифференцирует все звуки. Словарный запас продолжает увеличиваться, к 6 годам он составляет 3-4 тысячи слов. Значения слов уточняются, их использование становится все более правильным. Ребенок пытается уловить логику возникновения слова, возникает активное словотворчество (вместо «перчатка» – «пальчатка»). Грамматика речи усложняется, к 4 годам устанавливается структура простых предложений. В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.
Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ, как одно из эффективных условий преодоления речевых нарушений у дошкольников»
Организация: МБДОУ ДСКВ №10
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Ейска
Всесторонняя организация коррекционного процесса – одна их актуальных задач дошкольного образования на современном этапе.
Дети, имеющие те или иные отклонения в развитии, нуждаются в результативной и скоростной реабилитации, которая позволят дошкольникам преодолеть нарушения развития, при этом дети должны справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии своих ровесников, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при предоставлении условий единого коррекционно-развивающего пространства вокруг каждого такого ребенка. Поддерживать условия призваны не только учитель-логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, и влияющие на его развитие в повседневной жизни: медицинский персонал, музыкальный руководитель, педагог- психолог, семья.
Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательном процессе все перечисленные силы мало
Важно довести до каждого из звеньев этой цепи значение предстоящей работы. А заключается оно в следующем:
Важно, чтобы педагоги и родители отчётливо представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой — в слаженном взаимодействии между собой. Имея верные представления о коррекционно-образовательном пространстве каждый из участников корригирующего процесса несет ответственность за свой промежуток этого пространства, осуществляя двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.
Созданная команда единомышленников (медицинский, педагогический персонал, родители), должна владеть необходимыми знаниями для предстоящей работы
Это специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
Значимо заметить, что организация общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. В первую очередь рационально реализовывать два параллельных процесса: это взаимодействие воспитателей групп компенсирующей направленности, узких специалистов ДОУ и учителя-логопеда , с одной стороны , и сотрудничество логопеда и семьи — с другой.
Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап
5.Достижение результата — последнее условие эффективности взаимодействия. Итоговым результатом взаимодействия специалистов ДОУ являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.
Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов. Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования — начальной школе.
Опубликовано: 25.05.2018
Профилактические приемы
Достаточно уделять должное внимание ребенку и проводить профилактику в игровой форме:
- Активное общение с ребенком с самого рождения — это фундамент развития речевого аппарата;
- Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на поэтапное и здоровое развитие мозговых центров, отвечающих за развитие речи.
- Логопедический массаж можно проводить с первых дней жизни малыша;
- Подвижные игры, развивающие ориентацию в пространстве, смену темпов движения;
- Зрительное восприятие и музыкотерапия играет не последнюю роль в общем развитии ребенка и речи в частности.
Самое важное! Особенность профилактики заболевания и лечения уже выявленных дефектов — регулярность занятий
Виды профилактики
Профилактика всегда легче, чем лечение
Если учесть, что запущенные отклонения произношения влияют на все аспекты жизни ребенка, этому моменту развития следует уделить должное внимание. Ребенок, воспитанный в семье, где его слышат, чаще всего научается правильно и красиво говорить