Аудиологический скрининг среди новорожденных: почему не все благополучно его проходят?

Как проверить слух у ребенка

Методы

Читатели должны самостоятельно приобрести основные знания по неонатальному скринингу слуха. Они должны уметь использовать эти знания при консультировании родителей. Основные учебные цели сформулированы в начале каждой главы. Кроме того, читатели имеют возможность проверить свои вновь приобретенные знания, ответив на контрольные вопросы теста по каждой главе.

Глава 1 — Почему так важно раннее выявление нарушений слуха

Важнейшие цели обучения:

знать факторы риска нарушений слуха у детей раннего возраста;
знать, что аудиологический скрининг новорожденных является действенным и современным средством для раннего выявления нарушений слуха при рождении;
осознавать, что система слуха созревает в зависимости от предлагаемого ей раздражения;
понимать, что через ранний диагноз можно значительно уменьшить последствия нарушений слуха.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на реакцию ребенка на звуки вокруг. Попробуйте производить различные звуки и наблюдайте, как ребенок на них реагирует

Например, постукивайте пальцем по столу или произносите звуки на разных расстояниях от ушей малыша.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на реакцию ребенка на речь. Попробуйте говорить с ним на различных расстояниях и наблюдайте, как он реагирует

Например, обращайтесь к нему со словами на различных тонах голоса и изучайте, как он отвечает на ваши звуки.

СОВЕТ №3

При необходимости обратитесь к специалисту. Если у вас есть подозрения на проблемы со слухом у ребенка, не стоит откладывать визит к врачу-оториноларингологу. Специалист сможет провести более точное исследование слуха и, при необходимости, назначить дополнительные обследования.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Как проверяют слух

В случае обращения к специалистам, те могут назначить проведение исследований, позволяющих определить, хорошо ли слышит ребёнок.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия используются в родильных домах как скрининговый метод для выявления нарушений слуха. Процедура является совершенно безопасной и безболезненной, в ухо ребенка вставляется небольшой наушник. Все исследование занимает менее 5 минут. Данный метод не оценивает степень снижения слуха. 

Тимпанометрия

Тимпанометрия – несложный и быстрый метод диагностики. Меняя давление внутри уха, оценивают подвижность барабанной перепонки и исключают (подтверждают) патологические процессы в среднем ухе.

Подобное исследование обычно занимает буквально несколько минут и может вызывать лишь лёгкий дискомфорт. Специальной подготовки к нему не требуется. Делать его можно детям любого возраста.

Как оценить результаты тимпанометрии?

  • Нормальным считается давление внутри среднего уха в пределах от +50 до -150 деципаскаль (дПа). Эти результаты означают, что в ушах нет жидкости и не повреждена барабанная перепонка.
  • Результаты ниже или выше средних означают только то, что есть необходимость провести другие исследования. Ведь «ненормальное» давление может быть в самых разных случаях: при скоплении в ухе жидкости, повреждениях барабанных перепонок, при образовании на них рубцовой ткани в результате частых ушных инфекций, при опухолях среднего уха или даже при наличии в ухе большой серной пробки.

Аудиометрия

Этот метод хорош тем, что не имеет противопоказаний, не приводит к осложнениям (а значит, может применяться к людям любого возраста и состояния здоровья), но при этом весьма эффективен. Он позволяет оценить степень нарушения слуха и собрать подробную информацию

Важно и то, что аудиометрия – метод далеко не новый (используется уже около 100 лет), хорошо изученный. На протяжении целого века оборудование совершенствовалось, и сейчас использование современных моделей даёт точные результаты

Во время этого исследования специальный прибор аудиометр определяет порог чувствительности уха человека к звукам, т.е. звуки минимальной интенсивности, которые пациент способен воспринимать. Данные, полученные в результате проверки, позволяют уточнить формы патологий органов слуха и назначить грамотное своевременное лечение, оценить его эффективность или при необходимости подобрать или настроить слуховой аппарат.

В ухо пациента подаются звуковые сигналы различной частоты и интенсивности. Пациент же определяет минимальный уровень звука на каждой частоте, который он слышит. Аудиометрию обычно не проводит детям младше трех лет, поскольку это субъективное исследование — пациент должен понимать, что от него требуется, и реагировать, когда слышит звук.

Компьютерная аудиометрия

Компьютерная аудиометрия — один из наиболее эффективных методов измерения слуха у детей младшего возраста. Метод основан на регистрации электрофизиологического ответа мозга на специальные звуковые сигналы. Метод является совершенно безопасным, безболезненным, но требует достаточно много времени, не менее получаса

Также важно, чтобы во время проведения исследования ребенок спал, иначе результаты будут недостоверны. На голове крепятся небольшие электроды, которые фиксируют электрическую активность головного мозга

Звуковой сигнал подается в ухо через наушники. Когда акустический сигнал воздействует на слуховую систему, то возникают электрические «потенциалы» в слуховых путях, которые регистрируются электродами, усиливаются и передаются на компьютер для дальнейшей обработки. Меняя громкость подаваемого звукового стимула, можно определить самый тихий звук, на который реагирует слуховая система. Поскольку компьютерная аудиометрия проводится только во сне, врачи-сурдологи обычно просят с утра разбудить ребенка пораньше, не давать спать по дороге (в машине), и в кабинете до начала исследования.

Аппаратные обследования

Самым простым методом исследования слуха является определение шепотной речи и проверка реакции на звуковые ощущения. У детей младшего возраста используют аппаратные методы исследования.

Какие методики могут быть использованы для определения слуха:

  1. Фиксация отоакустической эмиссии.
  2. Аудиометрия (поведенческая).
  3. Импедансометрия.
  4. Регистрация КСВП (коротколатентные вызванные слуховые потенциалы) или метод ABR.

Каждый из этих методом обладает своими преимуществами и назначается доктором для проверки работы разных отделов слухового анализатора.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

Регистрация КСВП (синоним ABR) представляет собой методику, которая основана на улавливании импульсы внутренних волосковых клеток улитки, слухового нерва в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для чего используется этот метод у детей:

  1. Скрининговый метод диагностики у новорожденных.
  2. Диагностика центральной и периферической патологии слуха.
  3. Дифференциальная диагностика слуховой нейропатии.
  4. Оценка показаний к кохлеарной имплантации и постановке протезов.
  5. Расчет показателей при слухопротезировании.

Принцип метода основан на том, что в ответ на действие звукового сигнала наши рецепторы генерируют специальные импульсы, которые можно зафиксировать с помощью этого прибора. Для стимуляции используют короткие звуки одного тона или щелчки. В ответ на стимуляцию получают ответ, который на мониторе построен в виде графической кривой с 7 пиками. Каждый из пиков характеризует свою область:

  • 1 и 2 — отвечают за слуховой нерв;
  • 3,4 и 5 — активность ствола мозга.

При скрининге оценивают 5 пик. Именно на него ориентируются при оценке степени снижения слуха. Для оценки важна амплитуда и частота пиков.

Ключевым моментом является подготовка к исследованию и квалификация специалиста. У детей этот метод проводят в состоянии сна, иначе возникают помехи, вызванные электрофизиологическими импульсами от других структур.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия представляет собой звук, который генерируют волосковые клетки улитки. Она бывает спонтанной (возникает самостоятельно в состоянии звукового покоя) и вызванной, которая возникает в ответ на действие звуковых раздражителей.

Для проверки слуха регистрируют вызванную отоакустическую эмиссию, которая возникает в ответ на действие звукового тона. Этот метод является обязательным исследованием для проверки слуха у новорожденных детей. Отсутствие ОАЭ говорит о том, что возможно имеются проблемы со слухом у малыша. При отрицательном результате требуются дополнительные методы исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз тугоухости.

Импедансометрия

Включает в себя два компонента: тимпанометрию и регистрацию рефлекса стапедиальной мышцы (рефлексометрия).

Для проведения тестирования помещают прибор в наружный слуховой проход. При этом там происходит измерение давления, а прибор воспринимает отраженный звук от перепонки. Дополнительно фиксируют сокращение стапедиальной мышцы в ответ на действие звукового сигнала.

Метод помогает в дифференциальной диагностике поражения системы звукопроведения и звуковосприятия, а также дает возможность проверить состояние структур среднего уха, расположенных за барабанной перепонкой.

Внимание к ребенку

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

Погрешность исследований

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Причины проблемы

Одной из причин, по которым может возникнуть тугоухость, является наследственность.

Чтобы снизить факторы риска, будущим родителям рекомендуется сдать анализы на генетическую совместимость.

К иным причинам относятся:

Неблагоприятное течение беременности. Образ жизни матери играет ключевое значение для развития ребенка. Необходимо исключить вредные привычки еще на этапе планирования беременности. Большую опасность представляют инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания беременности

С осторожностью следует относиться к приему лекарственных препаратов: сильнодействующие медикаменты (в т.ч. антибиотики) могут негативно повлиять на развитие органов и систем малыша.

Патологическое течение родового процесса

Помимо этого негативно на состоянии слуха и других функций сказываются инфицирование малыша, родовые травмы, использование сильных медикаментов.

Основная причина, по которой слух у недоношенных детей нарушается – незрелость слухового анализатора. В зависимости от того, на каком сроке появился малыш, нарушения могут быть более легкими, или более тяжелыми.

Внимание к ребенку

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

По тяжести поражения слуха выделяют 4 степени тугоухости:

  • 1 степень (26-40 дБ) – самая легкая, когда ребенок улавливает разговорную речь на расстоянии до 3-х метров, шепот до 1 метра, но не слышит речь на фоне шума и речь на отдалении;
  • 2 степень (41-55 дБ) – средняя тяжесть, когда малыш слышит разговор родителей на расстоянии до 2-х метров, а шепот совсем вблизи;
  • 3 степень (56-70 дБ) – тяжелая степень тугоухости. В данном случае ребенок еле различает разговор вблизи, а шепот вообще не различим;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не слышит речь совсем. Стоит отметить, что порог свыше 91 дБ расценивается специалистами как полная глухота.

По мнению специалистов, одна из решающих ролей в своевременном распознавании тугоухости отводится родителям. Именно они проводят с ребенком большую часть времени и могут заметить отклонения от нормы. Среди таких моментов особенно должно настораживать отсутствие реакции на громкие звуки у ребенка до 4-х месяцев.

К 7-9 месяцам ребенок должен легко определять источник звука и иметь предречевые реакции, а к полутора годам сформировать определенный словарный запас. Также, малыш без труда должен реагировать на разговорную речь и отзываться на свое имя.Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является поводом для обращения к специалисту.

Одним из основных проявлений тугоухости кроме нарушения слуха является недоразвитие речи. Дети могут искажать структуру слова, иметь слабый или вовсе отсутствующий грамматический строй речи. Вследствие этого развивается дисграфия и дислексия.

Тугоухость у новорожденного: особенности болезни и ее проявления

Тугоухостью считают нарушение слуха у новорожденного, которое может быть врожденным и приобретенным. Частой причиной патологии является наличие инфекции в организме матери в период беременности, в частности – первого триместра. Проверка слуха может показать отрицательные результаты с первых дней жизни.

Посмотрите видео о нарушении слуха у новорожденных.

В родильных домах процедура проверки слуха и тугоухости стала обязательной, а при выявлении положительного результата на заболевание, ребенку дают направление к узкопрофильному специалисту для назначения лечения

Важно вовремя назначить соответствующую терапию, так как промедление может ставить под угрозу общее физическое, умственное развитие ребенка и полноценную речь

Основной симптом тугоухости у новорожденных заключается в отсутствии реакции на различные звуки, при проверке слуха. Риск тугоухости у грудничков повышается в случае, если беременная принимала токсичные медикаменты: Гентамицин, Фуросимид, Аспирин (Ацетилсалициловая кислота), а также от таких факторов:

  • наличия токсоплазмоза во время беременности (особенно первичного);
  • поражение герпесом, краснухой;
  • применение наркотических веществ, курения, алкоголя;
  • недоношенности (преждевременные роды с весом младенца не более 1.5 кг);
  • генетическая предрасположенность.

С целью быстрого обнаружения потери слуха у новорожденного, необходимо внимательно следить за его поведением и фиксировать изменения.

Методы коррекции слуха

Наиболее широко применяемая терапия при различных нарушениях слуха — это ношение слуховых аппаратов или внедрение кохлеарного имплантата. Слуховые модели разных типов применяют при разных стадиях тугоухости от легкой до тяжелой, а кохлеарную имплантацию рекомендуют при глубоких потерях слуха. Специалист сурдолог поможет подобрать для младенца наиболее подходящий для него метод коррекции.

Кроме этого, применяют дополнительные ассистивные устройства, которые помогут ребенку полноценно общаться и получать аудио информацию из разных источников:

  • индивидуальные FM-усилители, оснащенные микрофоном и приемником для снижения аудиопомех и постороннего шума в общественном месте;
  • применение субтитров – этой функцией оснащаются практически все новые модели телевизоров;
  • индукционные системы – ими оснащаются аудитории и классы, в которых учатся слабослышащие дети.

С помощью аудиологического обследования, определяют нарушения слуха на самых ранних стадиях, и назначают необходимое лечение. Аудиоскрининг позволит выявить группы пациентов, которые будут находиться под регулярным наблюдением врача сурдолога.

Цены на аудиологическое исследование детей**:

Наименование Цена, руб
Комплексный детский скрининг (Консультация сурдолога, импедансометрия, ЗВОАЭ, ПИОАЭ, КСВП, ASSR (при необходимости данного вида исследования) 15 000
Базовый детский скрининг (Консультация сурдолога, импедансометрия, ЗВОАЭ, ПИОАЭ) 7 000
ASSR (компьютерная аудиометрия) 5 000
ЗВОАЭ (задержанная вызванная отоакустическая эмиссия)  1 500
ПИОАЭ (отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения) 1 500
Игровая аудиометрия 2 500
Импедансометрия (одно ухо) 1 250
Типанометрия (одно ухо) 1 000
КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, микрофонный потенциал) 5 000
Консультация сурдолога 2 000
Дообследование слуха ребенка в состоянии физиологического сна 5 000
Аудиометрия 1 500

Вопросы пользователей на нашем сайте о нарушениях слуха у детей

Здравствуйте. Если у ребёнка воспаление уха может ли
Это спровоцировать разрыв барабанной перепонки во время полёта? Дайте пожалуйста рекомендации. Какие
лекарства можно с собой ?

Ответ врача:Здравствуйте!
Чтобы ответить на данный вопрос необходимо понимать о какой форме отита идет речь (наружный, средний, острый или хронический). Полагаю, в Вашем случае перед принятием решения о полете лучше обратиться к ЛОР-врачу.

Здравствуйте! Ребенку 1,5 года. Провели КСВП. Результат:Пороги визуальной детекции слуха (5 пик) определяется с двух сторон при стимуляции на уровне
15 дБ. Как это интерпретировать?

Ответ врача:Здравствуйте, Светлана!
Подобные результаты свидетельствуют о нормальной функции внутреннего уха и стволовых отделов проводящей нервной системы слухового анализатора. В отсутствии другой патологии в выше лежащих отделах слуховой нервной системы данные могут соответствовать о норме слуха.

Добрый день, можно проверить слух , у вас или на дому , ребенку 4,6 лет . Нейросенсорная тугоухость , неуточненная ,АСВП, КСВП

Ответ врача:Добрый день!
Данные обследования мы проводим только в центре в филиале на Староалексеевской дом 8, на дому наш специалист их не проводит.
Для записи на приём к детскому сурдологу, Вы можете обратиться по телефону единой справочной службы +7(495)660-94-10. Ждём Вас нашем центре!

Здравствуйте. У ребёнка 3 года врожденная аномалия левого уха, деформация всех отделов,микротия ушной раковины. Тугоухость левого уха, неуточненная. Левым
ухом не слышит вообще с рождения, рассмотрение КИ. Прошли комплекс обследований. Заключение:При проведении ксвп пик v зубца справа визуализируется при предъявлении стимула интенсивностью 20 дБ нпс, слева пик v зубца при 40 дБ нпс. Латентность v зубца умеренно снижена. Межпиковые интервалы не постоянный. Имеется иежполушаиная ассиметрия. Отоакустическая эмиссия регистрируется справа и не регистрируется слева. Имеются признаки нарушения функции наружных волосковых клеток улитки левого уха. При проведении мультик АССР определены пороги по воздушной проаодимости с обеих сторон на всех исследуемых частотах.. У реьенка моторная алалия, почти 4 года и не разговаривает.

Ответ врача:Здравствуйте!
Прежде всего, следует отметить, что по данным, которые Вы предоставляете, обнаруживается норма слуха на правое ухо (пороги визуальной детекции пиков КСВП справа в норме). При одностороннем нарушении слуха задержки психоречевого развития слуха быть не должно ( в отсутствии других причин). Более того, слева так же регистрируются ответы на уровне 40 дБ. учитывая аномалии развития наружного и среднего уха, это вполне ожидаемо. Полагаю, что патологии внутреннего уха (слухового нерва) слева попросту нет. Таким образом, проведение КИ при норме слуха с одной стороны и снижении с другой не показано. Отоакустическая эмиссия не регистрируется слева по причине аномалии развития, а не по причине патологии внутреннего уха. Регистрация эмиссии справа подтверждает норму слуха. При необходимости Вы можете обратиться к нам за подтверждением состояния слуха. Кроме того, следует получить консультация сурдопедагога для решения вопроса о дальнейшей тактике развития речи.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу

Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.)

С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

Аудиоскрининг новорожденных

Аудиоскрининг новорожденных состоит из двух этапов.

  • Первый — скрининговый.
    Новорожденному, которому 3-4 дня жизни проводят обследование слуха с помощью специального прибора. Это делается в условиях родильного дома. Если вас выписали раньше этого времени, то врач должен назначить дату, когда вам необходимо пройти диагностику.
  • Второй — диагностический.
    Его делают уже не новорожденным, а младенцам в возрасте до 3 месяцев. Диагностику осуществляют в сурдологическом центре. Делают всем деткам, которые не прошли скрининг (1 этап) и малышам, у которых есть вероятность тугоухости.

Причины, которые увеличивают вероятность тугоухости 

Существует ряд факторов, которые могут увеличивать риск тугоухости у детей.

  • Наличие нарушений слуха у близких родственников.
  • Наследственная синдромальная патология.
  • Если женщина во время вынашивания плода перенесла инфекционные или вирусные заболевания.
  • У матери был токсикоз.
  • Тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода.
  • Асфиксия новорожденного.
  • Роды на раннем сроке, критическая недоношенность.
  • Переношенность.
  • Маловесные дети, либо с экстремально низкой массой тела при рождении.
  • Врожденная патология челюстно-лицевого скелета.
  • Внутричерепные травмы, полученные во время родов.
  • Тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС.
  • Тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС.
  • Гемолитическая болезнь новорожденного.
  • Стойкая и (или) выраженная гипербилирубинемия.
  • Если лечение новорожденного включало использование средств с ототоксическим эффектом.

Как проверить, слышит ли малыш?

Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.

В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:

  • низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
  • среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
  • высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .

При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.

Для проведения обследования необходимо приготовить:

1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.

2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:

  • манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
  • гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
  • горох — приблизительно 70 — 80 Дб.

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев

Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Как обнаружить нарушение слуха у ребенка?

Каждому ребенку рекомендовано проведение проверки слуха на второй и третий день жизни. Аудиологический скрининг проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Метод ОАЭ выполняется с использованием специального регистрирующего прибора. Важными преимуществами процедуры являются абсолютная безопасность и безболезненность.

Если во время исследования будут выявлены какие-либо нарушения, то ребенок обязательно направляется на дополнительные обследования слуха. Именно скрининговое исследование позволяет диагностировать нарушения слуха на раннем этапе. Однако оно не является единственным методом проверки слуха. Если по какой-либо причине в роддоме не был проведен тест, то рекомендуется пройти расширенную диагностику.

Но даже после выполнения тестов родители должны сохранять настороженность в отношении нарушений слуха, особенно, если речь идет о детях с факторами риска:

  • недоношенные дети;
  • переношенные дети;
  • внутричерепные родовые травмы;
  • выраженный токсикоз у матери во время беременности;
  • асфиксия и иные гипоксические поражения ЦНС;
  • использование ототоксических препаратов во время беременности и после рождения малыша;
  • наследственная предрасположенность.

На самом деле, заметить первые признаки нарушений слуха можно уже через пару дней после рождения ребенка. Новорожденные (до 28 дней) должны реагировать на звуки:

  • дети поворачивают голову на голос;
  • ребенок просыпается из-за громких звуков;
  • вздрагивание в ответ на громкий звук.

В возрасте 2-3 месяцев реакции ребенка становятся более разнообразными: он способен узнавать голоса родителей и реагировать на него. Разные звуки вызывают у малыша интерес: он начинает прислушиваться к ним. Если ребенок слышит лепет других детей, то он проявляет интерес.

В возрасте 3-4 месяцев должна появляться речевая реакция — гуление. Если она отсутствует, то это также может быть свидетельством слуховых нарушений. А в возрасте 5-6 месяцев отсутствие лепета начинает влиять на психоэмоциональное и речевое развитие.

К концу первого года жизни для ребенка понятны простые слова (например, «мама», «папа»). Если малыш не реагирует на звуки, а также не гулит и не лепечет, то это является поводом для обращения к специалисту и прохождения расширенного исследования слуха.

Что еще нужно знать про аудиологический скрининг

Найти результаты аудиоскрининга можно в истории родов, развития новорожденного (истории болезни), справке о выписке. Если в документах новорожденного не нашли информацию о проводимом аудиологическом скрининге, то его сделают в детской поликлинике при поступлении.

Врач-неонатолог обязательно должен сказать матери, каковы результаты диагностики. Если аудиоскрининг не проводился, то специалист также должен поставить родителя в известность.

4 степени тугоухости

В зависимости от фактора, который провоцирует нарушения слуха, существует 4 степени тугоухости. Каждой из них свойственны определенные симптомы.

  1. Малыш хорошо слышит звуки и голоса рядом с собой. Но шум вдалеке не слышит, а поэтому никак на него не реагирует.
  2. Младенец различает голоса взрослых на расстоянии не более 4 метров, а шепот не дальше 1 метра.
  3. Ребенок не слышит шепот, а громкую речь распознает не дальше 2 метров от себя.
  4. 4 степень тугоухости самая сложная. Малыш абсолютно не проявляет реакцию на шепот. Он не различает громкий разговор даже вблизи.

Если у ребенка обнаружили нарушения слуха, и это подтвердилось дважды, то специалист подскажет, что делать дальше. В современном мире детки с тугоухостью могут жить полноценной жизнью. Придерживайтесь рекомендаций специалиста. В зависимости от степени тугоухости и ее причины будет составлено подходящее для ребенка лечение, либо советы, которые помогут ему чувствовать себя комфортно.

Внимание к ребенку

Задача родителей внимательно наблюдать за малышом. Ребенок к полугоду должен активно реагировать на окружающие звуки движением головы в сторону раздражителя. К 9-11 месяцев здоровый ребенок активно воркует и пытается повторить свои первые слова.

Возможность полноценного развития зависит от ранней диагностики. Чем раньше будет диагностировано снижение слуха, тем скорее появиться возможность скорректировать ее и тем быстрее ребенок начнет догонять своих сверстников в развитии. Скрининг слуха в роддомах является обязательной процедурой, результаты которой родители могут уточнять самостоятельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: