Мелкая моторика
- Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.
- Мы грузили сухую гречку в кузов маленького трактора, и перевозили ее с одного края стола на другой, не забывая издавать звуки трактора (это еще активная речь развивается).
- Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.
- Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, “ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!” А я ему говорю – “волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!” Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – “ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока.” Все это волк говорит очень эмоционально.
- Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке “Пластилиновые прятки”: нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.
- Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat). Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.
- Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.
Малыш не говорит. Что делать?
Онтогенез речи
Речь на протяжении первых шести лет жизни человека развивается очень интенсивно. От кряхтения и крика, при помощи которых младенец выражает весь спектр доступных ему эмоций, до связного, осмысленного разговора с интонационной окраской.
Развитие ребенка от рождения до шести лет охватывает несколько периодов, для которых характерны заметные качественные изменения в произношении, построении предложений и разговора. Специалисты выделяют такие основные этапы развития речи у детей:
- Первая голосовая реакция новорожденных — крик. Затем с формированием голосового аппарата идет подготовка к звукопроизношению и к 2–3 месяцам появляется гуление.
- Постепенно усложняясь, гуление переходит в лепет — простейшее сочетание губных и заднеязычных согласных с гласными (ба, ма, на).
- Первые слова дети начинают произносить с 8–11 месяцев, активно пытаясь повторить их за близкими окружающими.
- К двум годам, когда ребенок начинает много говорить предложениями из нескольких (от двух-трех) слов, осваивается произношение мягких звуков.
- В три года среди активных слов должно присутствовать местоимение «я» и падежные окончания.
- В период с трех до четырех лет формируется монолог, диалог, правильно формулируются вопросительные предложения. Дети этого возраста способны рассказать короткое стихотворение, небольшой рассказ. К концу этого этапа фонематическое восприятие должно быть развито, присутствует способность различать звуки, их правильное и неправильное произношение. При этом могут правильно произноситься не все звуки, например, .
- К пяти годам формируются наиболее сложные в произношении звуки — , , , . Активный словарный запас превышает 2 тыс. слов.
К семилетнему возрасту все этапы развития речи дошкольника в норме должны быть пройдены. Звуки должны быть уже хорошо поставлены, речь связная, с правильным логическим построением.
Техники эффективного общения с ребенком
Общение с детьми дошкольного возраста является основой для их развития. Это время, когда они учатся выражать свои мысли и чувства, а также устанавливать контакт с окружающими людьми. Чтобы эффективно общаться с ребенком, необходимо использовать определенные техники:
- Слушайте ребенка внимательно
Важно научиться слушать ребенка и проявлять к нему искренний интерес. Постарайтесь понять его мысли и чувства и выразите свою поддержку
Это поможет ребенку почувствовать себя важным и позволит ему лучше развиваться.
Устанавливайте контакт с глазу на глаз
Старайтесь общаться с ребенком, поддерживая глазный контакт. Это поможет установить эмоциональную связь между вами и ребенком, а также улучшит взаимопонимание.
Используйте понятный язык и простые формулировки
Дети дошкольного возраста еще только учатся разговаривать, поэтому важно использовать понятный для них язык и простые формулировки. Объясняйте вещи ясно и конкретно, чтобы ребенок мог понять, о чем вы говорите
Используйте положительное обращение
При общении с ребенком старайтесь использовать положительное обращение. Поощряйте его достижения и старания, выражайте любовь и уважение. Это поможет ребенку развиваться и повысит его самооценку.
Будьте терпеливыми
Общение с детьми дошкольного возраста может быть сложным и требовать большого терпения. Помните, что ребенок только учится общаться и может совершать ошибки. Будьте терпеливыми и поддерживайте его на пути развития.
Использование этих техник поможет вам эффективно общаться с ребенком дошкольного возраста и создать для него комфортную и безопасную обстановку для развития. Помните, что каждый ребенок уникален, и каждому необходимо время и поддержка для полноценного развития.
Благоприятные условия для развития речи
Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:
- создание развивающей речевой среды;
- накопление пассивного словарного запаса;
- поощрение речевой активности малыша.
Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.
Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.
К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.
Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже
Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик
Этапы речевого развития ребенка
Первый год жизни малыша
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Ясельный возраст
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.
Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Что влияет на развитие речи у малыша?
Каждый человек индивидуален. Вот и дети: рождаются с определенным набором особенностей, от которых зависит обучаемость, характер, личностные качества. Логопеды считают, что на развитие речи ребенка влияют следующие факторы:
Анатомическое строение речевого аппарата. Если у малыша имеются какие-либо врожденные аномалии или отклонения, скорость речевого развития замедляется. Может потребоваться хирургическое вмешательство или корректирующие занятия;
Физиологические аспекты. На скорость развития речевых навыков влияет мелкая моторика. Чем чаще вы будете заниматься с ребенком лепкой, перебиранием, рисованием, тем быстрее он заговорит;
Взаимодействие с родными. Речь ребенка – это все то, что он перенимает от взрослых. Чем чаще с ним будут общаться, тем быстрее пойдет процесс
Важно не сюсюкаться и не искажать слова;
Эмоциональная обстановка. Для каждого ребенка важно ощущать эмоциональную связь с родителями
Поэтому на каждое действие малыша давайте ответную реакцию: если он улыбнулся, улыбнитесь в ответ, потянул ручки – сделайте то же самое.
На скорость речевого развития влияет множество факторов. У некоторых детей возникают различные нарушения, которые препятствуют началу говорения. Обычно заметить их удается как раз к 3 годам. В таком случае нужно обязательно обращаться к специалистам.
Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год
Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.
Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.
Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.
Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:
1. Пение, чтение книг
Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова. Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка
Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.
2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).
3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.
4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.
5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).
6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».
7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:
- Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки.
- Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики.
- Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.
Как родителям развивать речь ребенка?
Каждый этап выдвигает к ребенку определенные требования, которым он должен соответствовать. Родители должны учитывать, что для каждого возраста имеются свои нормы. А именно:
До полугода. Ребенок должен произносить нараспев звукосочетания, у него появляется гуление, лепет, первый смех и улыбка
В это время важно играть с малышом, проговаривать ему все действия, проводить как можно больше времени вместе, давать погремушки и другие игрушки;
До года. Ребенок должен уметь произносить слоги с разными интонациями, понимать и произносить «да», «нет», сопровождая жестами, знать базовые слова (мама, папа, дай, пить)
Для этого показывайте ему предметы и называйте их, подробно описывайте. Можете использовать различные обучающие карточки, игрушки разных цветов и размеров. Отлично подходят пирамидки с колечками, складывание предметов в коробку, открытие/закрытие, катание машинок, игра с крупами, различными мелкими предметами;
До 1,5-2 лет. Постепенно малыш учится говорить предложениями из 2-3 слов, в речи появляются прилагательные, он знает цифры и может в последовательности их назвать. В этом возрасте занятия с ребенком должны заключаться в сортировке предметов (по цветам, размеру), сборе пазлов, пирамидок;
До трех лет. Словарный запас малыша постоянно растет, он уже умеет сравнивать предметы, устанавливать смысловые связи между ними, осваивает изменение форм глаголов и существительных. Он продолжает активно познавать окружающий мир. Занятия с ребенком направлены на развитие сенсомоторных навыков: открытие/закрытие предметов, их перекладывание, игры в стучалки, на поиск недостающих пазлов, конструирование из счетных палочек.
Этапы речевого развития
Прежде чем услышать первые слова от ребенка, ему требуется пройти несколько стадий предречевого развития.
Самой первой голосовой реакцией является крик. Благодаря ему ребенок сигнализирует о любом дискомфорте, голоде, беспокойстве. У здоровых малышей крик звонкий, продолжительный. Со временем он начинает приобретать различные интонации.
Еще одной важной формой доречевой коммуникации являются эмоции. Ближе к трем месяцам можно наблюдать «комплекс оживления» — эмоциональную реакцию малыша на близких людей в форме улыбки, радостных звуков, движений и устремленного на взрослого взгляда
Примерно в 2–3 месяца дети начинают гулить — издавать протяжные звуки «а-а-а-а», «у-у-у-у», «а-гу» и т. д. Интонация и громкость будут соответствовать эмоциональному настрою младенца. Может даже показаться, что с помощью этих звуков малыш что-то рассказывает взрослым.
Следующим этапом развития речи будет лепет. К 5–6 месяцам дети начинают воспроизводить отдельные слоги, подражая речи взрослых. «Ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» — пока эти звуковые сочетания не несут смысла и не привязаны к людям или предметам, однако это важный шаг к становлению привычной для нас речи.
Параллельно формируется пассивный словарный запас — ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, сопоставлять сочетание звуков, которые он слышит, с предметом или человеком, которого он видит. Только имея хорошее понимание речи, малыш сможет начать разговаривать.
И только ближе к году можно услышать от ребенка первые слова. Они будут простыми в воспроизведении, односложными, но будут иметь только одно значение для ребенка. «Мама» — малыш будет говорить на маму, «бух» — когда что-то падает, «ням-ням» — если хочет кушать, и т. д.
Фразовая речь чаще всего появляется к концу второго года жизни. Фразы короткие, но соответствуют контексту ситуации. «Мама, на» («Мама, держи»), «Папа би-би» («Папа едет на машине»), «Дай ням» («Дай покушать») и прочее.
Постепенно совершенствуется звукопроизношение, слова становятся более сложными по структуре. Появляются род, число, падежи.
К трем годам дети начинают общаться со взрослыми и своими сверстниками короткими предложениями. Грамматические конструкции простые, но понятные для незнакомых людей.
Каждый этап важен для развития речи ребенка, и стоит внимательно относиться к срокам появления новых умений. Задержка одного из звеньев цепочки речевого развития может замедлить становление речи в целом. А кроме того, это может быть симптомом различных состояний. Поэтому лучше вовремя обратиться к врачу, чтобы исключить расстройства развития у своего ребенка.
Как помочь ребенку, чтобы он начал говорить?
Важно понять одно простое правило: речь порождает речь. Иными словами, чтобы ребенок начал говорить первое слово, а затем и последующие, с ним нужно разговаривать
Все млекопитающие на земле учатся через подражание, с речью то же самое: ребенок пытается повторить то, что делают родители. Так дети и начинают говорить слова. Поэтому чем больше речи от окружающих взрослых будет слышать малыш, тем быстрее и лучше он начнет говорить.
Разговаривать с малышом нужно задолго до того, когда ребенок должен начать говорить. Делать это нужно адресно, т.е. обращаться именно к нему. Даже трехмесячному ребенку нужно рассказывать о том, что мама делает, что его окружает. Слова и звуки накапливаются, появляется их понимание, а уже затем они воспроизводятся.
Всегда реагируйте на любые звуки и лепет малыша, которые он произносит, подражайте им: таким образом ребенку становится понятно, что его слушают, с ним находятся в коммуникации. Ведь почему дети начинают говорить? Потому что понимают: слова — новый уровень коммуникации, гораздо более удобный, чем плач и жесты.
Говорите с ребенком медленно, четко, не укорачивайте и не упрощайте слова. Окрашивайте свою речь эмоциями, дополняйте ее жестами — так ребенку будет легче сначала понять, а затем уже повторить услышанное. Всегда помните: в каком возрасте ребенок начинает говорить, в немалой степени зависит от его родителей.
Постарайтесь отказаться (или максимально сократить) время, проводимое перед телевизором или с гаджетами: речь, звучащая в мультфильмах или передачах, не воспринимается маленькими мальчиками и девочками так, как нам хотелось бы
Для незрелой нервной системы такое большое количество стимулов, которое дети получают с экранов, слишком велико: внимание не концентрируется на словах, а рассредотачивается между яркой картинкой и громкими звуками
Читайте детские книжки с ребенком
Причем важен не сам текст; важно рассматривать с малышом иллюстрации, комментировать их, пояснять сюжет понятным и доступным языком без сложных предложений. Такие занятия приближают момент, когда ребенок начинает говорить «мама» и «папа», а затем и другие слова
Расширяйте круг общения. Не секрет, что когда ребенок ходит в детский сад, он быстрее начинает говорить. Это связано с тем, что рядом с ним не только мама, которая уже по взгляду понимает, что нужно ребенку, но и другие — дети и воспитатели. Поэтому приходится учиться изъясняться при помощи слов. Даже если ребенок поздно начал говорить, в детском саду он быстро сокращает отрыв от сверстников.
Со скольки дети начинают говорить, если дома разговаривают на двух языках?
Поскольку в настоящее время достаточно много межнациональных семей или семей, мигрирующих по разным странам, вопрос билингвизма стоит достаточно остро. Дети, растущие в двуязычной среде, сталкиваются с некоторым «смешиванием» языков. Если такой ребенок поздно начинает говорить, в этом нет ничего удивительного, ведь ему требуется больше времени на адаптацию и понимание, когда, как и что нужно говорить. Однако к пяти годам, как правило, мальчики и девочки из таких семей свободно владеют двумя языками сразу!
Когда стоит начать беспокоиться и обращаться к специалистам?
Воспитание детей сопряжено с ежедневным наблюдением за ними. Порой тревожные сигналы можно выявить еще до того времени, когда ребенок начинает говорить слова.
Вот так называемые «красные флаги», обнаружив которые, стоит немедленно обратиться за помощью.
6 месяцев: нет гуления, нет улыбки в ответ на контакт с ребенком;
12 месяцев: нет лепета, малыш не пытается подражать звукам и жестам взрослых, не откликается на свое имя;
18 месяцев: нет указательного жеста, ребенок не начал говорить как минимум три слова, не выполняет простейшие просьбы;
2 года: не показывает на предметы по просьбе взрослых, не выполняет команды, не говорит как минимум 25 простых коротких слов;
2,5 года: не дает ответы в виде кивков или качания головы, не произносит простые фразы из 2–3 слов (обратите внимание: ребенок еще не начал говорить структурированными предложениями, это именно фразы);
3 года: не понимает глаголы, не выполняет сложные двухэтапные команды, не говорит 200 слов, в ответ на вопрос повторяет часть вопроса (эхолалии).
Развитие речи с помощью игр на реальном примере
Сюжетная игра и расширение активного словарного запаса
Сюжетные игры стимулируют ребенка говорить самому. Сначала звуки, потом слоги, потом отдельные слова, а затем предложения. Бывает так что ребенок принципиально молчит. Здесь, без пыток, он и сам не заметит, как начнет говорить в процессе игры.
1) Я купила домашний кукольный театр по сказке Колобок. Мы играли. Сын был колобком, а я – всеми остальными. Говорит дед бабке – испеки-ка мне, старая, колобок. А бабка глухая. Переспрашивает: “Что-что. Испечь Ватрушку”, Дед: “Да нет, Ко-ло-бок!”Бабка: “Ааа, пирожок!” Дед: “Бабка, нет же! КО-ЛО-БОК” (уже почти кричит). Бабка – “Ааа, пряник, ну так бы и сказал”.
Ребенок уже смеется.
Дед обращается к ребенку по имени: “Сынок, скажи ты, а то бабка меня не слышит!” Бабка спрашивает у Тимы: “Что вам испечь Тима говорит – ААО. Бабка – “ааааа”, колобок! (первая победа! новый звук, подобие слова “колобок”. Восторг у обоих) Сейчас испеку!
И дальше по сказке. Колобок поет: “аааааа”, а я ему, конечно помогаю. Когда колобок убежал от лисы, а лиса восхитилась его ловкостью (дети обожают чувствовать себя ловкими и быстрыми), колобок катится на ферму. И знакомится с курочкой – Ко-ко-ко, и петушком – Ку-ка-ре-ку, коровой – Муу, это все я говорю. Примерно через неделю я за колобка спрашиваю – ты кто Тима говорит – “муууу.” А, корова! Вот это да!”.
2) “Строим домики и ходим в гости маленькими игрушками. Они пьют чай и говорят “ням-ням” – сначала я говорю, а потом спрашиваю – “а тебе как вкусно?” И ребенок говорит “ням-ням”. То, что надо, новое слово!”
3) Играем в поезда, мой поезд попал в беду, я зову на помощь – “ту-ту!!!” Через неделю ребенок начинает говорить “ту-ту”.
4) Играем в путаницу. Фигурки зверей, знакомятся. Привет, я корова, я говорю “беееее”. Ребенок смеется, машет головой и говорит “мууу”. Я говорю – “корова, ты перепутала, ты должна мычать, правильно тебе Тима говорит – мууу”. Кошка: “привет, я кошка, я умею говорить пи-пи-пи.” Ребенок снова поправляет –”мяу”. Я проговариваю. И т д. Ребенок в игре – это не ребенок, он герой сказки и поэтому увереннее пытается что-то сказать. Обращаюсь к нему не по его имени, а по имени героя.
Надо проще – поискала в коробочке, на кухне, например
Еще важно малышам рассказывать сказки, а не читать. Кроме того, во время любых игр называть все предметы
Как развить речь у детей?
Помните: развитая и грамотная речь – это залог успеха вашего ребёнка. К этому вопросу нужно подходить многогранно, серьёзно и своевременно.
Несколько полезных советов для развития речи ребенка:
1. Читайте детям книги и рассказывайте истории. Это поможет развить их словарный запас и улучшить понимание языка.
2. Общайтесь с детьми на разные темы, задавайте им вопросы и слушайте их ответы.
3. Играйте с детьми в словесные игры, такие как «Я вижу», «Ассоциации» и другие. Это также поможет развить их фантазию и творческие способности.
Игра ассоциации — это игра, в которой игрокам нужно быстро и ловко ассоциировать слова, связанные с определенной темой. Игроки сидят в кругу, и первый игрок называет слово, связанное с темой, например, «фрукты». Следующий игрок должен быстро назвать другой фрукт, связанный с предыдущим словом, например, «яблоко». И так далее, пока кто-то не затруднится или не повторит слово. Если игрок не может назвать новое слово, он выбывает из игры. Побеждает тот игрок, который останется последним в игре.
Игра «Я вижу» — это словесная игра, в которой один человек загадывает предмет, а остальные игроки должны его угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Правила игры:1. Один человек загадывает предмет и говорит «Я вижу что-то такое-то».2. Остальные игроки начинают задавать вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».3. Если игрок угадал предмет, он становится загадывающим.4. Если никто не угадал предмет, загадывающий дает подсказку.5. Если игроки не могут угадать предмет после нескольких подсказок, загадывающий называет его.
Пример:Загадывающий: Я вижу что-то круглое.Игрок 1: Это футбол?Загадывающий: Нет.Игрок 2: Это мяч для боулинга?Загадывающий: Нет.Игрок 3: Это монета?Загадывающий: Нет.Игрок 4: Это шар для гольфа?Загадывающий: Да, это шар для гольфа!
4. Поощряйте детей говорить о своих чувствах и мыслях, давайте им возможность выражать свои мысли и чувства без страха быть осужденными.
5. Учите детей правильно произносить слова, помогайте им исправлять ошибки в речи.
6. Смотрите с детьми интересные программы, обсуждайте с ними то, что они видят и слышат.
7. Поощряйте детей читать вслух, это поможет им улучшить произношение и интонацию.
8. Не забывайте похвалить детей за их усилия и достижения в развитии речи. Это поможет им улучшить самооценку и мотивацию.
Отлично развивают речь ребенка:
- чистоговорки;
- скороговорки;
- загадки;
- шарады;
- игры на словообразование;
- упражнения на рифмовку;
- составление синквейнов.
Переходите по ссылкам. В каждой статье дан полноценный материал, который будет способствовать развитию речи вашего ребенка. Помните, что без активной помощи взрослого, современный ребенок вряд ли будет хорошо и складно говорить. Поэтому развивайте речь и мышление своего ребёнка.
Как создать правильную среду для развития речи?
С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.
Примеры проговаривания ситуаций
1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»
2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.
3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».
Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.