Что должен уметь и знать ребенок в 3 года: памятка для родителей

Нормы речевого развития детей

Особенности развития речи детей 3 – 4 лет

В 3 года детки знают от 800 до 1000 слов, любят общаться, вести диалог. Вот что делает ребенок 3 лет:

  • говорит полными словами, редко использует упрощенные варианты слов, звукоподражания;
  • на простом уровне рассуждает о вещах, явлениях;
  • обобщает — объединяет предметы в группы;
  • знает, что такое характеристики вещей и различает по ним;
  • устанавливает связь между предметами;
  • применяет союзы, глаголы с приставками.

Вот еще какие есть особенности развития речи детей 3 – 4 года: они недостаточно четко произносят звуки, хотя твердые и мягкие даются большинству. Без помощи родителей не смогут пересказать увиденный мультфильм или прочитанную сказку — не умеют выстраивать логически повествование.У ребенка 3 лет встречаются ошибки: он неправильно использует падежные окончания, предлоги, образует множественное число существительного.

Развитие речи у ребенка 4 лет

Навыки выходят на более высокий уровень. Словарный запас увеличивается вдвое — до 2000 слов.

Вот особенности развития речи детей 3 – 4 года:

  1. Используют существительные и глаголы;
  2. Иногда употребляют наречия, местоимения, числительные;
  3. Знает притяжательные прилагательные (собачьи уши, лисий хвост);
  4. Правильно сочетают слова в предложениях;
  5. Отвечают развернутыми фразами из 3 – 4 слов;
  6. Придумывают новые слова — словотворчество;
  7. Рифмуют слова по звучанию.

Ребенок 4 лет говорит понятнее и четче. Хотя в сложных словах может опускать или заменять слоги. Шипящие и сонорные звуки даются не всем.

Появляется чуткость и интерес к языку. В этом возрасте все детки «почемучки»: их интересует происхождение слов, кто их придумал, почему предметы называются именно так.

Еще одна особенность развития речи детей 3 – 4 года — они замечают, как говорят другие люди, понимают суть сюжетных картинок.

Что должен уметь говорить трехлетний ребенок

Норма речевого развития ребенка в этом возрасте включает следующие умения:

  • знание имени и фамилии, своего адреса и города, имен родителей и близких родственников;
  • активный словарь составляет не менее 250-300 слов;
  • употребление не только существительных, но и прилагательных, глаголов, наречий;
  • употребление предложений, состоящих из 3-4 слов;
  • в целом правильное склонение слов по падежам, временам и числам — могут быть незначительные ошибки;
  • простое описание событий или пересказа услышанного, прочитанной взрослым сказки;
  • адекватное восприятие речи окружающих, умение вступить в разговор и поддерживать его на своем возрастном уровне.

Каждый ребенок имеет свои особенности темпа развития речи, это не является нарушением нормы, но ее полное отсутствие свидетельствует о наличии патологий, требующих коррекции. 

Как понять, что словарный запас ребёнка развивается в соответствии с возрастом

Младенцы осознают, что могут воспроизводить разные звуки, довольно рано — примерно в 4–5 месяцев. Они начинают экспериментировать, по много раз повторяя что-то вроде «бу-бу-бу» или «па-па-па». Эти звуки ещё ничего не означают для ребёнка: так он лишь исследует функции своего тела.

Но постепенно некоторые из звуков закрепляются и обретают смысл. Если ребёнок тянется к маме и в этот момент слышит «мама», то начинает ассоциировать это слово с ней. Постепенно и другие люди, вещи и ситуации обретают собственные обозначения: ба-ба, ва-ва, бух.


Фото: Dan and Ruth Photography / Shutterstock

Это так называемые лепетные слова, но из них, как из зёрнышек, быстро вырастает настоящий словарный запас. В первые полтора года ребенок ограничивается десятком-другим простых слов вроде «мама» или «ляля», но примерно с двух лет он начинает активно усваивать более сложные конструкции.

Для родителей это выглядит как невероятный скачок в развитии ― будто ребёнок за несколько недель осваивает сотни новых слов. Но на самом деле в этот период происходит их переход из пассивного словарного запаса в активный. Так и проявляются результаты тех долгих разговоров, которые взрослые вели с годовалым малышом.

К двум годам лексикон ребёнка может насчитывать 200–400 слов, а в три года ― 1500, причём малыш начинает составлять из них достаточно сложные предложения. Словарный запас четырёхлетки достигает 1900 слов и позволяет рассказывать о себе, своей семье и игрушках, выражать чувства и желания, описывать мир вокруг себя. Дети к этому возрасту начинают объединять слова в категории и понимают, что «стул» и «кровать» ― это мебель, а «мячик» и «кукла» ― игрушки.

К школе большинство детей свой запас до 4000–5000 слов, начинают говорить грамматически правильно, используют сравнения и не путаются в падежах.

В 6–7 лет дети должны:

  • Уметь назвать действие, изображённое на картинке.
  • Понимать логико-грамматические конструкции: активные и пассивные, обратимые и необратимые. Например, «мальчик обидел девочку» — обратимая активная конструкция, так как субъект и объект действия могут поменяться ролями. «Девочка обижена мальчиком» — пассивная обратимая конструкция. А «мальчик съел арбуз» — активная необратимая конструкция, так как субъект и объект не могут поменяться ролями.
  • Понимать обратимые предложные конструкции. Например, «ваза на коробке», «в коробке ваза», «ваза за коробкой», «коробка на вазе», «ваза перед коробкой».
  • Различать близкие по звучанию слова. Например, «точка» и «дочка».
  • Озвучивать свободный ассоциативный ряд: называть разные слова, никак связанные друг с другом и окружающей обстановкой.
  • Называть действия: выстраивать свободный ассоциативный ряд из названий разных действий, не связанных друг с другом и окружающей обстановкой.
  • Называть животных.

Иногда у детей наблюдается задержка речевого развития. Корни этой проблемы могут лежать и в области неврологии, и в области логопедии, и где-то между. Вот признаки слишком медленного развития речи:

До года. Ребёнок молчит, не пытается гулить, лепетать и произносить первые слова, не реагирует на обращённую к нему речь.
1 год

Ребёнок не понимает часто употребляемых слов, не имитирует звуки речи, не реагирует на обращённые к нему слова и привлекает внимание только плачем.
2 года. Ребёнок не проявляет интереса к речевой активности, не использует новые слова и простые фразы вроде «хочу пить», не понимает простейшие вопросы и не может показать изображение на картинке.
3 года

Ребёнок не обращается ко взрослым с вопросами и за помощью, не может назвать известные ему предметы. Речь ребёнка непонятна окружающим, но он не стремится донести свои мысли. Не повторяет за взрослыми слова и фразы, не замечает и не умеет исправлять ошибки в своей речи, отстаёт от сверстников.

4 года. Ребёнок не ориентируется в формах настоящего, прошедшего и будущего времени, времени суток, понятиях «сегодня» и «вчера».
5–6 лет. Ребёнок не исследует слова с двойным значением — например, крутой день и крутой спуск. Не понимает метафоры и речевые обороты с непрямым значением — например, «навести красоту». Не понимает, как создавать слова из двух основ: самосвал, хлебопечка.
7 лет. Не понимает шутки и загадки, не использует абстрактную речь.

Что должен уметь ребенок и почему он этого не делает

К трем годам малыш должен усвоить несколько базовых навыков, в числе которых:

  • Умение держать и рисовать карандашом, при достаточном внимании и практике, дети уже способны держать ручку правильно, не зажимая ее в кулаке.
  • В процесс одевания и раздевания главная роль отводится самому ребенку, застегивание пуговиц не должно вызывать сильных затруднений.
  • Умывание становится полностью самостоятельным, малыш отлично может помыть и вытереть свое личико.
  • Ребенок прекрасно управляется со столовыми приборами и кушает самостоятельно, в том числе без мультфильмов и дополнительных игр.

Несмотря на возрастные нормы, дети могут отказываться выполнять данные действия, даже если до этого они не вызывали затруднений. В чем причина? Прежде чем заподозрить худшее, следует исключить следующие причины:

Ребенок пытается привлечь внимание родителей. Зачастую это может быть подсознательным желанием, нежели каким-то четким капризом
Подобное случается в тех случаях, когда он недополучает одобрения и любви от родителей. Таким образом, его достижения обесцениваются и малыш стремиться к «беспомощности», так как это позволит дольше и чаще взаимодействовать с взрослыми.
Это может быть детским капризом. В данном случае, более чуткое отношение и частая похвала не дают желаемого результата и даже усугубляют ситуацию. Если вы заподозрили именно каприз, то необходимо проявить твердость, особенно если планируете отдавать ребенка в детский сад. К тому моменту, как малыш попадет в коллектив сверстников, он должен быть максимально самостоятельным.
Ребенку скучно выполнять однотипные действия, которые даются ему очень легко

В таком случае важно превратить задачи в игру с усложнением. Научился застегивать пуговицы? Молодец, а теперь давай сделаем это в 2 раза быстрее!

Особенности речевого развития детей 3-4-х лет

На 4-м году жизни у детей еще недостаточно хорошо развита способность регулирования речевого дыхания – они часто пропускают паузы между словами и фразами, иногда неправильно ставят ударение и не проговаривают окончания слов. В таком возрасте детям непросто овладеть сразу и умением связно выражать свои мысли, и грамматически правильным построением предложений, и четким произношением звуков.

Что касается активной речи, то большинство детей в возрасте 3-4-х лет владеют следующими навыками:

  • используют примерно 1500 слов (в 3 года) и около 2000 слов в 4 года;
  • начинают говорить сложными предложениями;
  • используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
  • задают большое количество вопросов;
  • употребляют некоторые предлоги и союзы;
  • стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
  • пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
  • внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
  • правильно употребляют глаголы в прошедшем времени.

Понимание речи:

  1. слушают длинные сказки и рассказы;
  2. понимают сложноподчиненные предложения;
  3. способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения.

У детей 3-х лет чаще всего наблюдаются трудности в произношении шипящих (,, ) и сонорных звуков (, ). Шипящие звуки часто заменяются на свистящие, а сонорные и вовсе пропускаются. Такие проблемы для малышей данного возраста являются нормой.

К 4-му году жизни словарный запас ребенка составляет порядка 2000 слов. В речи, помимо глаголов и существительных, появляются числительные, местоимения и наречия. Если раньше в речи малыша присутствовали только качественные прилагательные – легкий, мягкий, вкусный, то теперь появляются и притяжательные – тетина шляпа, дядины ботинки и т.д. Речь становится грамматически правильной и более понятной. Совершенствуется произношение отдельных звуков. На вопрос взрослого малыш может ответить развернутым предложением из 3-х и более слов.

Что делать, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка?

Хотелось бы поделиться с вами своим опытом, личными наблюдениями и советами, которыми делятся психологи и педагоги.

  1. Общайтесь с малышом на абсолютно разные темы. Обсуждайте все, что ему интересно. Никогда не отказывайтесь в общении с ним.
  2. Давайте возможность общаться ребенку с разными людьми. Разные люди – разный опыт.
  3. Обсуждайте не только привычное, но и знакомьте малыша с новыми предметами и явлениями.
  4. Если вы обсуждаете какой-либо предмет, то говорите о нем детально, затрагивая многие характеристики.
  5. Учите вашего дитя правильно употреблять предлоги, местоимения, и падежные окончания.
  6. Рассматривайте картинки в книжках и придумывайте комментарии и названия к ним.
  7. Читайте вместе больше книжек. Причем старайтесь озвучивать реплики всех героев разными голосами.
  8. Развивайте артикуляционный аппарат. Существует много различных упражнений. Например, вырежете свечки из бумаги и задувайте их. Или есть упражнения «часики». Высовывайте язык и изображайте часовую стрелку.
  9. Купите домашний театр. Или смастерите его сами. Затем показывайте ребенку театральные инсценировки.
  10. Не забывайте о ролевых играх

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:

Таким образом, если в год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет — около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Есть дети, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Хорошую динамику дает включение веселых игр на развитие словарного запаса, а также пальчиковая гимнастика и массаж ладошек. Очень важную роль играют положительные эмоции: поход в зоопарк, аквапарк и творческое совместное времяпровождение с родителями.

Развитие ребенка в 3 года: особенности

Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?

Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.

Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:

  • Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
  • Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
  • Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
  • Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
  • Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.

Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.

Развитие речи в зависимости от пола

Конечно, каждый ребенок индивидуален, как индивидуально и сочетание различных факторов, которые благоприятствуют или, наоборот, мешают развитию речи. Незначительные задержки могут быть особенностью, а могут быть вызваны стрессом, болезнью, недостатком общения. Поэтому нет смысла сравнивать своего ребенка с другими, завидовать «болтунам» или гордиться «достижениями». Но тем не менее, родителей часто гложет вопрос: почему одни дети в полтора года рассказывают стихи, а другие только начинают произносить первые слова? 

Детская психология сегодня делит детей с нормальным развитием на два типа:

  • говоруны – .настоящие маленькие экстраверты. Им все интересно, они любят общаться с детьми постарше и со взрослыми, задают много вопросов, вечно болтают и легко адаптируются в любой обстановке. Говорить они тоже начинают обычно раньше, чем сверстники.

  • молчуны любят созерцать, в новой обстановке сначала будут привыкать и наблюдать со стороны. К таким детям нужно относиться внимательнее, стараться чаще с ними разговаривать, стимулировать речь, задавать вопросы, которые предполагают более развернутый ответ и помогать правильно на них отвечать. Часто «молчуны» предпочитают общаться жестами, вместо «дай» показывают на предмет, который хотят получить. Зато они чаще начинают говорить хотя и поздно, но сразу предложениями и с минимальными дефектами речи, а то и вовсе без них. Единственный нюанс – если речь к 2-2,5 годам не появилась вообще никак, стоит показать ребенка специалисту, хотя бы для собственного спокойствия. С неговорящими детьми работает дефектолог. Познакомиться с этим направлением, изучить методы диагностики и коррекции можно у нас на курсе по дефектологии.

Что касается гендерного различия, тут физиология неумолима: девочки начинают говорить раньше мальчиков, и это – общемировая статистика. Секрет в более раннем созревании мозга и большей природной эмоциональности девочек. Развитие мозга напрямую влияет на размер словарного запаса: к двум годам среднестатистическая девочка знает в два раза больше слов, чем среднестатистический мальчик. Эмоциональность же стимулирует маленьких мисс делиться с окружающими любой радостью или потерей, с удовольствием обсуждать полученные впечатления, тогда как мальчишки более сдержаны в проявлении чувств и высказываются только по делу.

А еще исследования свидетельствуют о том, что у физически активных детей и речь развивается лучше и быстрее, так что более подвижные малыши «с шилом в одном месте» говорить начинают раньше. 

Чем родители могут помочь?

Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь.

Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых?

Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.
Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний).
Расширение словарного запаса
Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать.
Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).
Работа над улучшением артикуляции

Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки (об артикуляционной гимнастике подробнее можно прочесть здесь).
Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова.
Фонематический слух

Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»).

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

  • педиатр;
  • невролог;
  • психиатр;
  • отоларинголог;
  • логопед;
  • психолог;
  • сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть назначены такие обследования, как:

  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ.

Диагностика также включает в себя:

  • возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
  • беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
  • изучение моторики мышц лица;
  • сравнение понимания и воспроизведения речи;
  • анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка

Особенности возраста

Уровень развития речевых навыков трехлеток может существенно отличаться. В это время какие-то дети уже имеют подобие формировавшейся речи: они с легкостью говорят сложными предложениями, выдают быструю реакцию на реплики в их сторону, а также замечают какие-либо ошибки в разговорах своих сверстников.

Другие же, наоборот, лишь начинают с запинками строить фразы. Их путь к вполне понятной, сформированной речи еще долог.

Исходя из того, что дети трех лет продолжают активно познавать окружающий мир, общаться с людьми и открывать для себя массу всего интересного, начинается период «почемучки». Конечно, у них уже есть какой-то опыт познания окружающего, но это лишь 2% того, что им хочется знать, и на какие вопросы они сами могут дать ответы. На все остальное они ждут ответ у вас, родителей.

Бытовые навыки

  • Одеваться и раздеваться;
  • Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
  • Пить из чашки;
  • Убирать игрушки по местам;
  • Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
  • Пользоваться горшком;
  • Мыть руки, лицо;
  • Поливать цветы;
  • Вытирать пыль.

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

  • Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
  • Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
  • Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
  • Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
  • Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.

Психическое развитие

  • Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым;
  • Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);
  • Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
  • Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
  • Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.

Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь

Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.

Развитие речи детей 3-4 лет

Дети этого возраста постоянно задают взрослым вопросы, которые нежелательно оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «зачем?», «почему?» и «как?». Дети четвёртого года жизни правильно произносят свистящие звуки. В этом возрасте они ещё не всегда правильно могут произносить шипящие звуки, часто заменяют их свистящими: «каса» (каша). Сонорные звуки малыши могут заменять мягким звуком или : «лека» (река), «йобот» (робот). Этому возрасту свойственны пропуски или перестановка звуков в речи, а также слогов, к примеру, сказочный герой колобок может в детской речи звучать как «коболок», собака — «кабака». Словарный запас к четырём годам увеличивается в два раза. Детям допустимы неверные употребления приставок, окончаний, суффиксов, согласований слов в предложении (например, «Я пристигаю ремень»).

Правила развития речи

В последующие годы количество слов в словарном запасе малыша растет в геометрической прогрессии. Например, ко второму году жизни их количество в среднем достигает 50 слов и коротких фраз, через год вырастает до пары сотен, а затем быстро превращается в тысячи. Но для успешного освоения речи детям необходима деятельная и грамотная помощь взрослых.

Для этого родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Как можно более раннее использование упрощенного языка при общении с детьми. Это не имеет ничего общего с «сюсюканьем», просто речь взрослых должна быть предельно простой и четкой для лучшего усвоения малышами. К трем годам жизни такие дети говорят намного лучше и имеют больший словарный запас, чем малыши, чьи родители придерживались академических норм формирования речи.
  • Ребенку нужно как можно больше читать вслух, а также петь. Это позволяет быстрее и лучше различать звуки на слух, что способствует улучшению произношения, а также обогащению словарного запаса. По отзывам, дети, чьи родители много им читали и пели, знают больше слов, чем сверстники.
  • Необходимо поощрять попытки имитации чужой речи и других звуков.
  • Описывая предметы, события, явления вслух, взрослые провоцируют интерес детей и стимулируют расширение запаса слов и фраз.
  • В двуязычных семьях каждый из родителей может разговаривать с ребенком на своем родном языке. Это даст возможность малышу успешно освоить сразу два языка.

Эти простые советы помогут более эффективно и качественно увеличивать количество используемых ребенком слов.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Логическое мышление

В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:

  • объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
  • исключать из группы предметов лишний;
  • понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
  • выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
  • понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
  • различать противоположности (большой – маленький);
  • понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).

Речевое развитие детей по возрастам

«Речевые нормативы»

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?

Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

  • Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
  • Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
  • Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
  • Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
  • Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
  • С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
  • Может представлять простые образы.

Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.


Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

  • невнятная монотонная речь;
  • быстрая, рваная или растянутая речь;
  • непонятная «тарабарщина»;
  • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
  • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
  • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
  • «съедает» окончания слов;
  • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
  • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
  • вообще не говорит полноценных слов;
  • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
  • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
  • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
  • невнимателен, не может сосредоточиться;
  • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.

Нормы развития речи в 3 – 4 года

У каждого свой темп формирования навыков, в том числе разговорных. Но есть понятие нормы, которому должно соответствовать большинство деток в 3 – 4 года. Назовем принятые параметры:

  1. Знает, произносит свои данные (фамилию, имя, отчество);
  2. Знает и говорит имена родителей, бабушек, дедушек, друзей;
  3. Может описать, что увидел в мультике, на улице;
  4. Сформировано образное мышление;
  5. Говорит простыми фразами, прослеживается тенденция к овладению более сложными конструкциями;
  6. Обобщает названия вещей по группам: посуда, игрушки, одежда, еда;
  7. Понимает и находит признаки предметов;
  8. Понимает и озвучивает действия;
  9. Может непоследовательно пересказать сказку, историю;
  10. Управляет силой голоса — говорит тихо, громко и шепотом.

Таковы особенности развития речи у детей 3 – 4 лет. О задержке говорят, если малыш даже не приблизился к овладению навыками. Если он у вас не по всем показателям соответствует норме, это не говорит о дефекте

Но внимание этому вопросу уделите

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Развитие физических способностей ребенка

Этот вид направлен на развитие координации движений ребенка, на развитие ловкости рук, повышение такого качества, как выносливость.

Занятия для физического развития должны проводиться непременно каждый день и включать в себя следующие виды упражнений:

  • проведение зарядки под музыку;
  • перешагивание через разложенные бруски или другие препятствия;
  • учим ходить ребенка по наклонной доске;
  • прыжки на месте и под музыку на двух ножках и на одной;
  • спрыгивание с небольших препятствий;
  • проведение игр с несложными правилами;
  • если дома есть шведская стенка, это также способствует более активному проведению времени.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: