Ориентировочно-исследовательские действия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционная педагогика: что это, история, цель, задачи, основы, объект, предмет, принципы, методы

Причины умственной отсталости:

  1. Врожденные. Генетически обусловленная умственная отсталость (олигофрения) в 70% случаев (врожденные нарушения обмена аминокислот, металла, солей, жиров и углеводов). Особую группу генетически пороков представляют наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением костной системы, мышечной системы и Сердечно-сосудистой. А также, органами слуха и зрения. Внутриутробные поражения – перинатальные, обусловлены вирусными инфекциями, а также травмами. Определенное значение для формирования умственной отсталости имеют такие заболевания, как сифилис, токсоплазмоз. Олигофрения – стойкое необратимое, непрогредиентное нарушение позновательной деятельности, в следствии органического поражения коры головного мозга, от момента зачатия, до 2х-3х лет. Термин умственной отсталости (олигофрения) ввел Крепелин в 1915 году. При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов. Ослабленно внутреннее активное торможение. Часто нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения. С преобладанием одного из них. Это приводит к инертности временных связей, которые возникают в коре головного мозга. Для олигофрении характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие нервно-психических функций, в особенности абстрактно-логического мышления. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью и смазанностью эмоциональных проявлений. По степени выраженности дефекта различают следующие формы олигофрении:

    1. Дебильность – наиболее легкая и часто встречающаяся форма олигофрении. Коэффициент интеллекта от 50 до 70. Данные обучающиеся проходят обучение в учреждениях 8го вида. При отсутствии отягощающих интеллектуальную недостаточность расстройств, при раннем начале педагогических мероприятий, социокультурный статус такого ребенка благоприятный. Мышление носит наглядно-образный характер, дети овладевают несложной профессией. Очень часто у таких людей наблюдается высокий уровень творчества. Повышенная внушаемость характерна для дебилов, попав под негативное воздействие легко переступают черту закона, при этом несут уголовную ответственность.

    2. Имбецильность – IQ 20-49. При данной степени умственной отсталости отчетливо выявляются нарушения психо-физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа и скелета (бутылка-образная голова). Глубокие нарушения восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, эмоционально-волевой стороны развития не позволяют обучаться даже по специальным коррекционным программам. Основной тип мыслительной деятельности – наглядно-практический. Словарный запас, по сравнению с дебилами ограничен количественно и качественно. Названия окружающих их предметов имбицилы усваивают. Почти у всех имбицилов наблюдаются речевые нарушения. Данная форма детей научается читать побуквенно, умеют писать свои ФИО, год рождения и домашний адрес. Выполняют простые арифметические действия (сложение и вычитание в пределах 20), умножение и деление для них недоступно. Овладевают самыми простейшими трудовыми навыками. У данного типа детей сохранны навыки самообслуживания. По эмоциональному состоянию имбицилов можно разделить на 2 группы: 1. Добродушные и послушные (доминирует хорошее настроение), 2. Подавленные, агрессивные и раздражительные.

    3. Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, IQ менее 20, характеризуется нарушением психического и физического развития, эндокринными расстройствами, выраженные деформации в строении черепа и скелета, у многих детей идиотов отмечаются расстройства стояния и ходьбы. Наблюдаются стереотипные ритмические движения. Характерные нарушения моторики, особенно мелкой, нарушена координация движений, ориентировка в пространстве. Речь может ограничиваться криком, или не членораздельным бормотанием. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания не формируются. При более легких формах идиотии, больные произносят отдельные слова, или фразы, но при этом речевая активность ограничена и медленно развивается. Перцептивные реакции больных идиотией отсутствуют, либо наоборот резко повышены. Эмоциональные реакции связаны только с чувством удовольствия и не удовольствия. Положительные эмоции проявляются в виде крика, отрицательные – проявляются в агрессии, которая также может быть направлена на самого себя. Данная категория людей нуждается в постоянном наблюдении, уходе, и с согласия родителей направляются в дома-интернаты.

  2. Приобретенные (Деменция).

понедельник, 29 октября 2012 г.

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.

Особенности в дошкольном, начальном образовании

В дошкольной коррекционной педагогике главными задачами являются:

  1. Постановка и уточнение диагноза.
  2. Учет характеристик раннего детства и индивидуальных особенностей ребенка.
  3. Использование комплексного подхода для всестороннего развития детей с учетом выявленных нарушений.
  4. Применение профилактических методов, чтобы избежать возможных дальнейших затруднений в развитии.
  5. Использование игровых методов и техник, таких как развивающие игры и упражнения, для повышения мотивации ребенка.
  6. Развитие социальных навыков и умения работать в группе.
  7. Подготовка детей к обучению в школе.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА

Л. Каннер – изучает аутизм в 1943м году и говорит, что основная триада симптома аутизма следующая:

  1. Аутизм с аутическими переживаниями.

  2. Стереотипное однообразное поведение, с элементами одержимости.

  3. Своеобразные нарушения речевого развития.

Аутизм, наиболее ярко проявляется в 3-5 лет.

Характерные проявления аутизма:

  1. Младенец не фиксирует взгляд на глазах взрослого, смотрит в сквозь, или поверху.

  2. Первая улыбка к двум месяцам – существует сама по себе и не адресуется кому-то конкретному.

  3. К окружающим, аутичный ребенок относится индифферентно: на руки не просится, предпочитает находится в кровати, на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается в напряжении, легко идёт на руки к другим людям. Своих близких, аутичный ребенок узнает, но эмоциональной реакции не проявляет.

  4. К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно терпит ласку окружающих, либо проявляет неприязнь.

  5. Не переносит изменения режима питания, жизни, либо совершенно безразличен ко всему.

В 1-2 года наблюдается парадоксальное отношение к одушевленному и не одушевлённому. Нарушается контакт с детьми (ребенок не может установить отношение со сверстниками). К двухлетнему возрасту, у детей с РДА отсутствует реакция на слова.

Феномен тождества

Многократное повторение одних и тех же действий, движений. Стремление к жесткому постоянству в бытовых привычках. Повторение одних и тех же звуков (или слов). Ритмичное постукивание по окружающим предметам. Кроме того, стереотипность проявляется в игре (игра типично однообразная, из одних и тех же действий). Игрушки использует не по назначению. Не равномерность развития моторики. Движения у таких детей угловатые, выраженные. Движения не соразмерны по силе и амплитуде, причем более сложные движения, ребенок аутичный выполняет легче и проще, чем простые. Очень рано появляются страхи. Страхи не конкретные и появляются на уровне тревоги и беспокойства. Страхи у таких детей, как правило снять нельзя, они не поддаются коррекции, а лишь усиливаются. Когда страх усиливается, он переходит в область невроза.

Аутические фантазии:

Оторванность от реальности. Искаженная связь с окружающими.

Особенности речевого развития – в речи может проявляться мутизм (отсутствие речи), эхолалия (повторение слов и фраз), большое количество слов-штампов и фраз-штампов. Позднее проявление личных местоимений. Нарушение грамматического строя речи и звукопроизношения.

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет

Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Цель и задачи коррекционной педагогики

Ранее под главной целью при работе с особыми детьми педагоги понимали их приведение к норме. Сейчас подобный подход считается устаревшим.

Цель формулируется в принятии таких детей и оказании им помощи в развитии их способностей. Немаловажным аспектом является улучшение качества жизни особых учеников. Это происходит за счет коррекции имеющихся нарушений и подключения компенсаторных механизмов организма.

Задачи:

  1. Реабилитация и восстановление психофизиологических функций.
  2. Повышение уровня жизнедеятельности и улучшение качества жизни.
  3. Развитие социального интеллекта.
  4. Помощь в профориентации и приобретении соответствующих трудовых навыков.
  5. Формирование позитивной жизненной позиции и мотивации.

О методиках – традиционных и новаторских

С нуля научить читать и понимать то, что прочитал, особенного ребенка непросто. И легко точно не будет – ни родителям, ни детям. Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:

  1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
  2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.

Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

История коррекционной педагогики

На протяжении многих веков отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями было неприязненным. В античности процветал культ здорового физического тела. Людям с патологиями давали пренебрежительные прозвища и даже оскорбляли их. Существует легенда, что в Спарте хилых мальчиков сбрасывали со скалы. Даже если в данной истории есть доля преувеличения, это говорит о негуманном отношении к детям с особенностями в развитии в давние времена.

Педагогика как наука начала оформляться только в 17 веке, хотя во все времена существовала практика передачи социального опыта подрастающему поколению.

В 18 веке в ряде европейских стран зарождается государственная система помощи беспризорным детям. В это же время начинают закладываться основы психиатрии. В связи с этим возникают вопросы о необходимости оказания помощи детям и подросткам, отстающим в интеллектуальном развитии. Большой вклад в это направление внесли основоположники французской психиатрии Филипп Пинель и Жан-Этьен Доминик Эскироль.

В Российской империи система работы с детьми с ограниченными возможностями стала формироваться в 19 веке.

В 1806 году по указанию вдовы Павла I императрицы Марии Федоровны в Павловске было открыто училище для глухонемых. Это было первое в стране заведение подобного типа. В 1867 году его посетил известный эксперт в области сурдопедагогики Галлодет и с удовольствием отметил высокий уровень организации обучения. Галлодет был директором первого в мире высшего учебного заведения для глухих и слабослышащих. Оно располагается в Вашингтоне и сейчас называется Галлодетским университетом.

В 1897 году при Санкт-Петербургском училище для глухонемых Остроградским были учреждены педагогические курсы, которые готовили специалистов в области сурдопедагогики.

Личность 1

Остроградский Александр Федорович (1852—1907) — один из первых отечественных сурдопедагогов. Был сначала инспектором, а затем директором училища для глухонемых. Автор первых российских пособий по сурдопедагогике.

В 1894 году по инициативе Грачевой в Санкт-Петербурге был открыт первый в России приют для умственно отсталых детей.

Личность 2

Грачева Екатерина Константиновна (1866—1934) — педагог, благотворительница, общественный деятель. Первый отечественный специалист по работе с учениками, имеющими интеллектуальные нарушения. Автор оригинальных методик по специальной педагогике.

Грачева привлекла к работе в своем учебном заведении многих замечательных профессионалов, в том числе Бехтерева, Остроградского, Лазурского. Своей деятельностью Грачева доказала, что при наличии специально организованных условий и правильно подобранных методик ученики с нарушениями могут вполне успешно развиваться и адаптироваться.

В 1908 году в Москве на частные пожертвования была открыта «Школа-санаторий для дефективных детей». Ее организатором был Всеволод Кащенко. Он был настоящим подвижником своего дела.

Личность 3

Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943) — врач, педагог, психолог. Создатель одного из первых в России специализированных дефектологических учебных заведений. Брат известного отечественного психиатра Петра Кащенко.

После революции и Гражданской войны школа-санаторий Кащенко была преобразована в Дом изучения ребенка. Впоследствии это учебное заведение неоднократно меняло свое название и статус. Сейчас на его базе функционирует Институт коррекционной педагогики РАО.

В советское время была создана государственная система помощи детям с нарушениями. Для них было построено множество специализированных школ и других типов учебных заведений. 

Большой вклад в теорию и практику работы с детьми с особенными потребностями внесли:

  • Власова Татьяна Александровна;
  • Дьячков Алексей Иванович;
  • Скороходова Ольга Ивановна;
  • Граборов Алексей Николаевич;
  • Певзнер Мария Семеновна и др.

В последние десятилетия коррекционная педагогика получила дальнейшее развитие и стала более специализированной дисциплиной. Она обладает широким спектром технологий, методов и приемов, которые продолжают непрерывно совершенствоваться. 

В наши дни коррекционная педагогика является важной частью системы российского и зарубежного образования. Многие учебные заведения предлагают образовательные программы для учеников с особенными потребностями.                                                                                             

Искаженное психическое развитие на примере раннего детского аутизма (РДА).

Данной проблемой занимались 2 корифея: Лебединская и Никольская (труд «Диагностика РДА»).

Аутизм – отрыв от реальности, уход в себя и отсутствие, или парадоксальность реакции на внешние события. Кроме того, это сверх ранимость в контактах со средой (Лебединская).

Аутизм, как симптом встречается при многих психических расстройствах. При РДА, отдельные психические функции развиваются замедленно, другие же наоборот ускоряются.

Для ребенка с РДА характерен, иногда не по возрасту богатый словарный запас, который сочетается с не развитой коммуникативной речью.

Для детей и взрослых характерны аутические черты характера. По критериям, разработанным ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), при аутическом расстройстве отмечаются:

  1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.

  2. Нарушения способности к общению.

  3. Стереотипные модели поведения, интересов и деятельности.

Аутизм встречается чаще, чем изолированная слепота и глухота вместе взятые, он при этом, данные статистические о распространенности данного заболевания не однозначны:

  1. Чётко не определены диагностические критерии, т.к. это может быть показателем психического заболевание.

  2. Различие в оценке возрастных границ синдрома.

  3. Различие в понимании причин РДА, в протекании РДА.

На 10000 новорожденных, рождается 15-20 детей с РДА. У мальчиков, аутизм встречается чаще, чем у девочек.

Основы

Основы коррекционной педагогики — это базовые теоретические и практические положения, принципы и методы, которые формируют фундамент для коррекционно-педагогической деятельности. Включают в себя индивидуальный подход, ориентацию на результаты, адаптацию программного материала и методов, учет интересов и возможностей ребенка, а также использование современных коррекционных технологий и методов.

Принципы

В качестве базовых принципов коррекционной педагогики можно выделить:

  1. Принцип индивидуализации — принятие уникальных особенностей и потребностей каждого ученика.
  2. Принцип постепенности — обучение должно происходить постепенно, с учетом возможностей ребенка.
  3. Практический подход — ребенок должен применять полученные знания в практической жизни.
  4. Принцип сотрудничества — учитель и родители должны сотрудничать для достижения результата.
  5. Учет способностей — разработка образовательных программ, которые подходят для уровня и темпа ученика.
  6. Позитивный подход — фокусировка на успехах и прогрессе ученика, а не на его неудачах и недостатках.
  7. Принцип единства — взаимосвязь поставленных целей и задач по воспитанию, обучению, развитию и реабилитации.
  8. Принцип правдивости — в обучении должны учитываться настоящие возможности ребенка.
  9. Гетерохронность — учет неравномерности в развитии функциональных систем организма.
  10. Реабилитационный подход — стремление к восстановлению функциональных возможностей ученика.

Методы

В коррекционной педагогике используются различные методы, такие как:

  1. Игротерапия — использование игровых технологий в коррекционных и терапевтических целях.
  2. Информационно-коммуникационные методы — работа с коммуникацией и языком.
  3. Объяснительно-иллюстративные методы — сопровождение объяснения материала различными изображениями.
  4. Лечебно-оздоровительные методы — коррекционные занятия и упражнения, направленные на укрепление здоровья, лечение и профилактику заболеваний.
  5. Наглядные — использование визуально-чувственных каналов восприятия мира.
  6. Методы социальной адаптации — мероприятия, направленные на развитие социальных навыков.
  7. Терапия поведения — устранение и профилактика нежелательных форм поведения.
  8. Музыкотерапия — метод, основанный на целебном воздействии музыки.
  9. Арт-терапия — применение искусства и творчества.
  10. Сказкотерапия — использование сказок для решения педагогических задач.

Общая идея методов специальной педагогики состоит в том, чтобы помочь особым ученикам развить свои способности и вести активный и полноценный образ жизни.

Этапы

Коррекционная деятельность состоит из следующих этапов:

  1. Выявление и описание имеющихся у ребенка особенностей и отклонений от нормы.
  2. Исследование причин и условий возникновения патологии.
  3. Изучение коррекционно-педагогических особенностей и закономерностей развития личности с данными нарушениями.
  4. Выявление коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой имеющегося дефекта.
  5. Формулировка целей, задач и направлений коррекционно-педагогической деятельности.
  6. Выбор технологий, методик, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия.
  7. Создание эффективной образовательной среды для детей, нуждающихся в коррекции.
  8. Проведение коррекционных занятий и других мероприятий в соответствии с поставленными целями.
  9. Контроль за осуществляемой деятельностью.
  10. Рефлексия.

Что такое коррекционная педагогика

Во всем мире наблюдается увеличение количества детей с нарушениями развития. Это связано с целым рядом причин.

Основные причины:

  • уменьшение детской смертности за счет спасения недоношенных младенцев и детей с разными формами патологий;
  • ухудшение экологии;
  • улучшение качества диагностики.

В России в настоящий момент проживает около двух миллионов детей с ограничениями в умственном или физическом развитии. Из них 680 тысяч имеют разные группы инвалидности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Для реабилитации и адаптации подобных детей существует коррекционная или специальная педагогика.

Коррекционная педагогика — это область педагогической теории и практики, которая связана с обучением и воспитанием детей с особенностями развития.

Формирование этой отрасли происходило в рамках дефектологии. Термин «дефект» сейчас используется редко, поскольку имеет негативную окраску.

Дефектология — это интегративная наука, занимающаяся изучением закономерностей развития детей, имеющих различные нарушения.

Главные виды нарушений:

  • психические заболевания;
  • неврологические патологии;
  • поражения органов слуха;
  • патологии зрения;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

На первом месте среди отклонений в развитии являются нарушения в работе психики. В России психические заболевания составляют 30 % от общего количества детских патологий.

В зависимости от типа нарушений выделяют разные направления коррекционной педагогики.

Специальные разделы:

  1. Сурдопедагогика — занимается обучением и реабилитацией учащихся с разными формами нарушения слуха.
  2. Тифлопедагогика — сферой ее применения являются воспитанники, имеющие проблемы со зрением.
  3. Логопедия — используется для устранения дефектов речи.
  4. Олигофренопедагогика — помогает адаптироваться и социализироваться ученикам, имеющим отставания в умственном развитии.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: