Дифференциация твердых и мягких согласных звуки л и ль учитель-логопед онучкина презентация, доклад

Способы и последовательность постановки звуков

Причины

Чтобы быстрее сформировать у ребенка правильное произношение фонемы необходимо выяснить первопричины появления нарушений:

  • двуязычие в семье;
  • межзубное произношение;
  • язык в расслабленном состоянии.

При возникновении таких случаев у малыша наблюдается неправильная постановка речевых органов. Положение языка плохо разработано, поэтому звук искажается. Бывают ситуации, когда дефект связан с нарушениями дыхания во время разговора:

  • формирование фонемы губами;
  • кончик языка не дотрагивается зубов. Он просто опускается вниз и звук теряется;
  • кончик языка находится за нижними зубами, а его середина ближе к небу. При воспроизведении фонемы «Л» должно быть наоборот.

Каждая вышеперечисленная причина устраняется на индивидуальных занятиях с логопедом и выполнении домашних заданий. Устранить недостатки возможно за короткий срок при условии регулярной работы.

Видео:Артикуляционная гимнастика на сонорные звуки Л, ЛьСкачать

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата

Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык)

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)

Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Этап 1: подготовка. Артикуляционная гимнастика

Расскажите малышу о занятиях, артикуляции, звуках и строении органов, с помощью которых он выговаривает их. После теории приступайте к артикуляционной гимнастике. Включает она несколько упражнений, которые нужно проводить в форме игры.

«Строим забор». Маленький ученик широко улыбается так, чтобы все зубы были открыты и соприкасались друг с другом. Про себя говорит «и-и-и-и» в течение 5 –

10 секунд.

«Трубочка». Исходное положение — как в первом упражнении. Малыш округляет губы и вытягивает их вперед. Удерживает 10 секунд. После этого расслабляет.

Упражнения поочередно повторить несколько раз.

«Открой и закрой забор». Малыш принимает исходное положение и открывает рот, располагает язычок внизу, кончиком упирается в нижние зубы. Потом закрывает рот.

«Непослушный язычок». Ученик приоткрывает рот, кладет расслабленный язык на нижнюю губу. Пошлепывая, приговаривает: «Ля-ля-ля», потом прикусывает зубами и говорит: «Тя-тя-тя».

«Блинчики». Малыш улыбается так, чтобы открыть верхние зубы, язык неподвижно распластан и касается уголков рта. Удерживает в течение 15 секунд.

«Остуди блинчики». Ученик улыбается, как в предыдущем упражнении. Потом дует, длительно произнося звук «ф», но не надувая щек.

«Чистые зубки». Малыш приоткрывает рот и улыбается, потом двигает кончиком языка за нижними зубками в стороны, не двигая челюстью. Можно «чистить» наружную и внутреннюю поверхность зубов.

«Горка». Ученик приоткрывает рот, упирается кончиком языка в нижние зубки, приподнимает спинку языка, а боковые поверхности прижимает к верхним зубам. Фиксирует положение на 15 секунд, после чего покусывает верхнюю часть языка, скатывается зубами по языку вниз, как по горке.

«Волшебная палочка». Малыш открывает рот, улыбается и напрягает кончик языка. Затем упирается им в нижние зубки. Логопед или родитель кладет вдоль центра языка спичку или счетную палочку. Затем ученик сжимает зубы и с усилием выдыхает. Получится протяжное «с».

Упражнение нужно повторять сначала со спичкой, потом без нее.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше

После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:

Приготовила актриса

Тридцать три и три ириса.

Подарила все ириски

Грише, Мише и Бориске.

За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».

Морковку на терке растирает Артем.

Все бобрята — добрые ребята.

Протрубили в трубы трое трубачей.

Иришка — сестра Маришки.

Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.

Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:

Ворота, Варвара, отвори,

У двора дрова поколи.

Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:

Украл у Клары Карл кораллы,

А Клара украла у Карла кларнет.

Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:

Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.

Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.

Причины

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Упражнения

Дифференциация , будет более продуктивной, если подходить к занятиям как к игре. Л.А. Комарова разработала оригинальный метод индивидуальной и групповой работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Этот метод основан на играх с карточками и плоскими игрушками (ходилками). Детсадовцы держат в руках указку или игрушку из киндера, бродят вспомогательными элементами по карточкам с картинками и выполняют задания педагога или родителя.

Загадки

Взрослые называют признаки предметов (внешние, вкусовые, любые другие), а дошкольник отгадывает его название. При этом перед ребенком лежат варианты правильного ответа в картинках. Например, учитель говорит: Желтый, кислый, овальный… (лимон). Малыш указывает на предмет и называет его.

Что пропало

Упражнение развивает память, внимание. Положите на стол большую карточку с изображениями предметов (не больше 9 штук, можно начинать с 3-4 картинок)

Ребенок рассматривает карточку, запоминает, что на ней изображено 1-2 минуты. Затем учитель закрывает 1 картинку, а малыш говорит, что пропало с поля.

Угадайка

Учитель называет глагол, ребенок подбирает к нему существительное, выбирая предметы или живых существ на картинке. Например: лебедь плавает, река течет. Малыш проговаривает полностью все предложение.

Эхо

Игра развивает память, речь, внимание. На столе лежит карточка, педагог называет 3-4 предмета по очереди

Ребенок запоминает цепочку и повторяет, выделяя звуки , : лев, лес, лейка.

Волшебник

У взрослого в руках появляется волшебная палочка (указка). Дотрагиваемся до картинок и изменяем категорию слова по числу:

лев львы; лейка лейки; лебедь — лебеди; лента ленты.

Сначала малыш слушает, потом выполняет задание самостоятельно, помогая себе указкой.

Мой, моя, мое

Ребенок получает картинки с изображением разных предметов, можно пары. Педагог ставит такую задачу: назвать только те изображения, о которых можно сказать мой, моя, мое. Дошкольник не просто показывает и называет предмет, изображенный на карточке, но и составляет словосочетания по образцу:

моя книга; мой стол; мои туфли.

Придумай сам

Педагог задает вопросы о животном или предмете, который знаком малышу, показывает его на картинке. Задача дошкольника придумать максимальное количество ответов. Например, улитка какая? — маленькая, коричневая, скользкая, рогатая и так далее.

Хлопалки

Перед детсадовцем лежит лабиринт из картинок. Задача: показывать предметы друг за другом по стрелочке, называть их по слогам и считать количество слогов хлопками в ладоши. Когда ребенок закончит тренировку, педагог прохлопает одно из слов, а дошкольнику необходимо отгадать, какое слово имел в виду учитель.

Доскажи словечко

Продолжаем работать с лабиринтами картинок. Положите перед ребенком другой набор изображений. Педагог произносит начало предложения, а ребенок заканчивает, используя название предметов из лабиринта. Например, дают молоко…коровы.

Сыщик

Дошкольнику необходимо искать слово по звуковой схеме. Например, логопед загадывает слово козлик. Выкладывает перед малышом его схему цветными фишками, ребенок анализирует информацию и предполагает, что было загадано.

Малыши

Работаем с лабиринтом. Дошкольнику необходимо изменять слова по аналогии большой-маленький:

телефон-телефончик; коляска колясочка; котлета-котлетка.

Найди лишнее

Детсадовцу среди картинок с изображениями предметов нужно найти лишний элемент и объяснить выбор.

Например, утка, гусь, петух, филин. Лишним будет филин, потому что это дикая птица, а остальные — домашние.

Веселый счет

Одновременно с дифференциацией звуков дошкольник учится считать до 10 и обратно. Разложите на стол картинки с изображением нескольких предметов на одном листе. В качестве дополнительного задания спросите у детсадовца, каких цветов в букете больше и насколько.

Угадай

Задание развивает логику, внимание и общий кругозор. На столе лежат картинки с изображением предметов, продуктов, живых существ и карточки с написанными глаголами: едят, идет, летает, едет

Задача: соединить глаголы с предметами.

Например, едет машина, велосипед; едят малину, землянику; плавает лебедь, лодка.

Ассоциации

Игра похожа на лото. Малыш рассматривает две карточки, на которых 6-8 изображений. Задание: соединить подходящие картинки в пару:

пляж и купальник; газовая плита и тарелка; хлеб и хлебница.

Во время выполнения упражнений с помощью речевого материала важно следить за четкостью произношения фонем. Не бойтесь остановить дошкольника и попросить повторить слово еще раз

Возрастные особенности

Формирование языковых навыков происходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими речевыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае проблем вовремя проконсультироваться со специалистом.

Стадии речевого развития:

Первый год жизни — в 1,5 месяца грудничок издает гласные звуки («а», «у», «ы»). В это время происходит формирование интонационной системы. В полгода кроха начинает лепетать и даже произносить определенные слоги («ма», «ба», «дя»), а к 12 месяцам уже пытается говорить элементарные слова. Функция понимания речи формируется именно в этот период, а после начинается процесс пополнения словарного запаса. Кстати, первое, что произносит кроха, не «мама», как считают многие, а «дай». Согласно статистике, это характерно для 60% детей.

  • Второй год — в этот период малыш начинает хорошо понимать речь взрослых. Он внимательно слушает, что ему говорят окружающие и пытается за ними повторять некоторые слова. Кроха уже разговаривает, но только на своем языке. Эти слова непонятны для взрослых, но родители со временем учатся распознавать своеобразную речь малыша. Научить ребенка разговаривать в 1,5 года можно многократным повторением одних и тех же слов, и ближе к 2 годам малыш уже сможет произносить отдельные фразы («мама, дай», «хочу ням-ням» и т. д. ).
  • Третий год — в этом возрасте появляется заметный прогресс в освоении вербальных навыков. Ребенок начинает формировать предложения и может вести осмысленный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать малышу, петь с ним песенки и постоянно общаться.

Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова

21. Игра «Найди-ка и определи-ка»

Назови игрушки, в названии которых есть звук .Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.

22. Игра «Помоги роботу Вини»

Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком . Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.

Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается. Словарь: червяк, карта, костёр, мартышка, персик, топор, перчатки, куртка, торт, самовар, арбуз, сыр

Словарь: червяк, карта, костёр, мартышка, персик, топор, перчатки, куртка, торт, самовар, арбуз, сыр.

23. Игра «Четвертый лишний»

Назови предметы, чётко проговаривая звук . Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука .

Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается. Словарь игры «Четвёртый лишний» для  автоматизации звука в словах:

Словарь игры «Четвёртый лишний» для  автоматизации звука в словах:

1.  Трава, трап, трамвай, чайник (лишнее слово чайник).2. Трамплин, трасса, трубач, пуговицы (лишнее слово пуговицы).3. Камыш, гетры,  костры, завтрак. (лишнее слово камыш).4. Патрон, матрас, матросы, ящик (лишнее слово ящик).5. Дрозд, сапоги, пудра, друзья (лишнее слово сапоги).6. Ведро, ножницы, ядро, дрова (лишнее слово ножницы).

24. Игра «Найди картинку»

Определи место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

Словарь игры «Найди картинку» для  автоматизации звука в словах:

1. Найди картинку, в которой звук в начале слова. Помидор, радуга, гора, комар, крыша, краски (ответ: радуга).2. Найди картинку, в которой звук в середине слова. Костёр, перо, ружьё, ракета, ракушка, раковина (ответ: перо).3. Найди картинку, в которой звук находится в конце слова. Труба, сорока, рожок, гармошка, забор, куртка (ответ: забор).

4. Найди картинку, в которой звук находится в начале слова. Светофор, ведро, арбуз, рыбак, карандаш, повар  (ответ: рыбак).

5. Найди картинку, название которой заканчивается на звук . Фартук, коробка, сыр, куртка, термос, тетрадь (ответ: сыр).6. Найди картинку, в которой звук находится в середине слова. Ролики, самовар, бобр, барабан, роза, робот (ответ: барабан).

25. Игра «Самолёт»

Управляя самолётом возьми картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.

26. Игра «Лабиринт»

Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.

Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.

27. Игра «Викторина»

Подбери предметы по признаку. Не забывай  четко и правильно произносить звук .

Словарь: роза — ромашка, гранат — груша, горох — морковь, крыжовник — смородина, труба — гитара, комар — муравей, рубашка — куртка, сковорода — самовар, зебра — крот, страус — воробей.

Почему ребенок не выговаривает букву Р

Для правильного произношения у ребенка должен быть развит речевой аппарат. Это происходит до 5 лет, т. е. до этого возраста малыш может самостоятельно научиться выговаривать букву Р. Если у 5-6-летнего ребенка нет четкой или правильной артикуляции, необходимы консультация логопеда и выполнение специальных упражнений.

Невыговаривание буквы Р происходит по нескольким причинам. Их описание и способы решения:

  • Слабое развитие артикуляционного аппарата – тренировка мышц языка, щек, губ, голосовых связок. Ребенку предлагается больше широко улыбаться, корчить рожи, гримасничать.
  • Нарушение звукопроизношения – ребенок не может выговорить буквы Р из-за проблем с порядком чередования шипящих и свистящих звуков. Надо выполнять упражнения на эти звуки.
  • Аномалии подъязычной уздечки – малыш не может дотянуться до неба и произнести Р из-за малоподвижной, короткой или утолщенной перепонки под языком. Решается проблема хирургическим путем (подрезанием) или упражнениями для растягивания уздечки.
  • Нарушение фонематического слуха – ребенок воспроизводит только те звуки, которые четко слышит. Это выражается в пропуске букв или их замене на похожие. Исправить проблему помогут коррекционные занятия с логопедом.
  • Неправильный прикус – признак патологии – выдвинутая вперед нижняя или верхняя челюсть. Дефект исправляется врачом-ортодонтом.
  • Нарушение дыхания – дыхание сопровождается неправильным направлением воздуха, что приводит к искажению звука Р. Причины состояния кроются в проблемах с сердцем и легкими, увеличенных аденоидах. Показано использовать чередование речевой и физической нагрузок.

Неправильное артикуляция

По мере развития речевого аппарата ребенок может произносить звук Р неправильно. Такая ситуация требует корректировки в виде дополнительных логопедических упражнений. Примеры неправильного произношения:

  • Грассирующая Р (картавость) – горловое произношение происходит за счет гортанного язычка. В этом случае придется учить малыша говорить букву языком.
  • Выпадение буквы – ребенок просто не произносит Р при озвучивании слова (таракан – таакан).
  • Замещение звука и буквы – малыш воспроизводит слова с буквой Р, меняя или удаляя окончание или меняет букву на более удобную (коробка – колобка).

Постановка звука Р поэтапно

Упражнения для губ

  • «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
  • «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
    1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
    2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
  • «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»)

Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.
Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.

«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.

«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук : «д-д-д». Сначала звук произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.

«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами

Произносить звуки или (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: