Дислексия у детей

Семейное обучение и дислексия: как раскрыть потенциал ребёнка

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Влияние наследственного фактора на развитие болезни Паркинсона

Болезнь Паркинсона или, как еще ее принято, называть Паркинсонизм — является одной из самых распространенных болезней в области клинической неврологии.

В зависимости от конкретной нозологической формы Болезни Паркинсона, может быть обнаружен ряд сопутствующих заболеваний. Например таких, как:

  1. тремор;
  2. онемение конечностей.
  3. постуральная неустойчивость;

Болезнь Паркинсона сегодня занимает второе место по учащённости случаев нейродегенеративных заболеваний после такой серьезно болезни как Альцгеймер.

Статистика гласит: общая популярность синдрома Паркинсонизма составляет приблизительно 300 выявленных случаев на 150 000 мирового населения.

В 2019 году данные свидетельствовали о том, что 8 млн. человек уже имеют Болезнь Паркинсона. Чаще всего, данный недуг можно обнаружить у людей пожилого возраста или приобрели его по наследству. Хотя, практически каждый пятый пациент сегодня имеет диагноз Паркинсонизм в возрасте до 55 лет, а каждый пятнадцатый – до 35.

Симптомы дислексии

Дислексия может проявляться как задержка речевого развития, сложности в артикуляции и сложности с запоминанием названия букв, цифр и цветов. Дети с проблемами фонологического процесса часто имеют сложности с сочетанием звуков, рифмованием слов, определением положения букв в словах, а также разделением слов на произносимые части. Они могут изменять на обратный порядок звуков в словах. Задержка или колебания при выборе слов, замене слов или назывании букв и картинок со сходной конфигурацией часто является ранним признаком. Нарушения кратковременной слуховой памяти и слуховой последовательности встречаются часто.

Гемоглобинопатии и ферментопатии

В основном генные наследственные заболевания с нарушением структурных белков имеют аутосомно-доминантный характер наследования. Вследствие подобных генных мутаций развиваются наследственно обусловленные заболевания, которые провоцируют иммунодефицитное состояние. При этом тяжелые наследственные заболевания особенно тяжело протекают при наличии агаммаглобулинемии, когда она сочетается с полным отсутствием вилочковой железы. Из гемоглобинопатий наиболее распространена серповидно-клеточная анемия. Это заболевание характеризуется образованием гемоглобина с аномальной структурой. Причины наследственных заболеваний по типу серповидно-клеточной анемии заключаются в замене остатков глютаминовой кислоты фрагментами ванилина. Эти изменение являются следствием серьезных мутаций на генном уровне. После того, как была впервые описана серповидно-клеточная анемия, ученые начали еще более активно изучать признаки наследственных заболеваний, в основе которых лежит та или иная патология образования гемоглобина. Основной целью исследований является поиск методов, благодаря которым могла бы быть проведена эффективная профилактика наследственных заболеваний.

Дислексия у детей и взрослых

Это врождённое расстройство, первые его признаки можно заметить ещё в дошкольном возрасте. Ребёнку тяжело даются занятия, в которых задействованы оба полушария мозга: игра в мяч, езда на велосипеде, игра на музыкальных инструментах.

Однако чаще всего дислексию выявляют в начальной школе, когда начинаются трудности с учебой: ребёнку сложно даётся чтение, письмо и счёт.

Есть тесты, помогающие выявить дислексию у ребёнка

Но важно помнить, что окончательный диагноз может поставить только врач

Так как дислексию выявляют обычно в детстве, то ко взрослому возрасту человек уже умеет с ней справляться. Но к сожалению, в школах советского и раннего постсоветского периода детей часто просто ругали за ошибки, не пытаясь выяснить причину, по которой учёба даётся сложно. Если у вас были такие проблемы с чтением и письмом в школе, то, возможно, вы живёте с дислексией, но не знали о ней (напоминаем, что проверить это и поставить диагноз может только врач).

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.


логопедом

Как помочь дислексику в школьном возрасте

Чтобы помочь дислексику в школьном возрасте, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

  • Учебная литература. Так как дети с дислексией легче воспринимают информацию с картинок, для них разработаны книги с минимальным количеством текста и обилием иллюстраций. Таким образом ребенок получит те же знания, что и при прочтении литературы. Однако в таком варианте он сможет запомнить информацию.
  • Развитие воображения. Дети с этим отклонением воспринимают окружающий мир и информацию нестандартно. Они могут находить нестандартные, неожиданные решения. Необходимо дать им такую возможность и не пытаться подогнать ребенка под общепринятый формат.
  • Развитие артикуляции. Разработана специальная гимнастика, которая позволяет ребенку легче адаптироваться в школе. Такие скороговорки положительно влияют на развитие речи и мозга в целом.
  • Похвала. Ребенку важна поддержка. Даже за небольшие успехи его необходимо хвалить. Учитель не должен указывать на наличие у школьника проблем с пониманием текста и его пересказом. Это приведет к насмешкам со стороны других учащихся и отказу дислексика от обучения.
  • Выход к доске. Не рекомендуется вызывать ребенка к доске для решения задач или пересказа текста. Нельзя публично исправлять его ошибки. Оценивание должно происходить в индивидуальном порядке.

Для повышения успеваемости в школе в качестве учебных материалов можно использовать видео, слайды и прочее. Информация должна подаваться в легкой игровой форме. Это поможет вовлечь ребенка в учебный процесс и заинтересовать его.

Также существуют методы профилактики, которые способствуют недопущению развития отклонений. Речь идет о речевом контакте с ребенком и его раннем развитии. Однако они эффективны только в случае, когда развитие отклонений возможно в результате социальных факторов. При повреждении мозга или центральной нервной системы профилактические меры не принесут существенной пользы.

Чтобы избежать усугубления уже существующих проблем, ребенка можно отдать в коррекционное учебное заведение. Таким образом обучение будет проходить в коллективе, где у всех детей есть те или иные проблемы. Однако многие молодые родители против такой меры. Для них важнее преодоление проблемы и социализация дислексика в здоровом обществе.

Важно понимать, что ребенок не виноват в своих проблемах. Он нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей и педагогов

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Как помочь ребёнку с дислексией?

Нужно тренировать его навыки чтения, запоминания и пересказа текста. Здесь очень важна поддержка родителей. Стоит поощрять ребёнка, растить его уверенность в себе на всех этапах обучения и заниматься его развитием. Как можно помочь:

Читайте ребёнку вслух. Это увеличит его словарный запас и разовьёт навыки слушания. Кроме того, это будет стимулировать интерес к чтению.

Читайте вместе с ним. Практика, когда родитель и ребёнок читают одну книгу и обсуждают её, помогает ребёнку развивать память и анализировать прочитанное.

Перечитывайте любимые книги. Вам может быть скучно читать любимую книгу вашего ребёнка снова и снова, но повторение укрепит понимание текста.

Сделайте чтение увлекательным. Чтение должно быть удовольствием, а не рутиной. При дислексии дети склонны избегать чтения, так как оно вызывает сложности

Поэтому важно читать книги, которые будут действительно интересны ребёнку, и делать это в максимально комфортной и поддерживающей обстановке.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Кроме того, многим детям и взрослым намного комфортнее работать с текстом на компьютере или планшете, а не использовать классический напечатанный текст. Это связано с тем, что компьютер создаёт более визуальную и отзывчивую среду.

Чем может быть полезен компьютер при обучении ребёнка с дислексией:

  • В текстовых редакторах есть функция проверки орфографии, которая показывает ошибки и исправляет их.
  • Большинство браузеров могут озвучивать напечатанный текст.
  • Можно использовать программы для преобразования речи в письменный текст.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.

Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.

В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.

При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

  • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
  • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
  • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
  • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, умственная отсталость).

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

  • Билингвизм в семье.
  • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
  • Педагогическая запущенность.
  • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
  • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи — ОНР, ЗПРР.

Какие существуют виды дислексии?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Лечение синдрома Ретта

Лечение данного заболевания основано на симптоматической терапии, поскольку невозможно устранить причину развития синдрома и дальнейшее его прогрессирование, однако, можно этот процесс замедлить.

Для того чтобы улучшить состояние ребёнка, применяется медикаментозная терапия препаратами, устраняющими или уменьшающими выраженность некоторых клинических проявлений:

  • ноотропные препараты улучшают обучаемость, благоприятно влияют на кровоснабжение головного мозга;
  • стимуляторы дофаминовых рецепторов положительно действуют на моторику;
  • противосудорожные средства (из-за особенностей заболевания показывают низкую эффективность);
  • снотворные.

В зависимости от симптомов, могут быть также назначены лекарственные средства для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, селезёнки.

Массаж при данном заболевании улучшает мышечный тонус, благоприятно влияет на моторику, оказывает расслабляющее и успокаивающее действие. Лечебная гимнастика и физкультура позволяет улучшить двигательные навыки, поддерживать имеющийся тонус мышц, положительно влияет на эмоциональное состояние больного ребёнка. Психолог и дефектолог помогают улучшить моторику и коммуникативные навыки. Остеопатия положительно действует на состояние позвоночника.

Неплохие результаты показывает музыкотерапия: малыш становится общительнее, уравновешеннее, эмоциональнее, снижается уровень тревожности. Если отсутствует эпилептоидная активность, то может применяться так называемая томатис – терапия, когда ребёнок прослушивает специальную музыку, благоприятно влияющую на его мозговую деятельность. Также применяются иппотерапия (верховые прогулки на лошади), гидротерапия (минеральные ванны, гидромассаж), арт-терапия (творческие занятия отдельно в домашних условиях или в группе музыкой, рисованием и др).

При синдроме Ретта должно соблюдаться лечебное питание. Оно подразумевает диету с повышенным содержанием клетчатки, жиров и витаминов. Ребёнка необходимо кормить высококалорийной пищей и специальными продуктами для увеличения массы тела.

Детям с данным синдромом тяжело пережёвывать еду, содержащую грубые волокна (сырые овощи, фрукты, мясо), поэтому её следует измельчать и давать в виде пюре. Во время кормления необходимо следить за тем, чтобы голова ребёнка находилась под правильным углом и не запрокидывалась назад.

Механизмы развития дислексии

Становление письма и чтения — это сложная процедура. Всего в ней принимают участие 4 анализатора:

  1. речедвигательный — ответственный за артикулирование;
  2. речеслуховой — помогает человеку выбрать подходящую фонему;
  3. зрительный — помогает человеку выбрать подходящую графему;
  4. двигательный — переводит графему в кинему.

Все эти действия выполняются в прецентральной извилине головного мозга, а развитие завершается к 10-11 годам.

Письмо должно сопровождаться каким-либо мотивом. За этот процесс несет ответственность кора головного мозга, расположенная в лобной части.

Исходя из всего этого, можно понять, что чтение и письмо — это многоуровневая работа. Это значит, что лишь при слаженной работе анализаторов и целостности структур мозга ребенок сможет полноценно писать и читать.

Если у человека имеются серьезные нарушения хотя бы в одном из рецепторов (слух, зрение), то придется пройти сложные схемы обучения. При таком обучении более широко используются способности других анализаторов.

Не многие знают, что человек обладает 3 разновидностями слуха. К первому виду относится физический слух. Он дает нам возможность различать шелест листьев, шум воды или хруст снега под ногами.

Второй — музыкальный. Именно с его помощью человек может наслаждаться музыкой, которая ему нравится.

Третий вид — речевой слух. Некоторые люди наделены безупречным музыкальным и физическим слухом, но при этом имеют посредственный речевой. С помощью речевого слуха человек может уловить тончайшие оттенки произнесенного, отличить один звук от другого. Если эта разновидность слуха плохо развита, человек не может отличить похожие созвучия, в результате чего слова, сказанные собеседником, воспринимаются искаженно.

Дети с патологией речевого слуха не могут нормально читать и писать. Ведь ребенок не способен правильно читать, если он слышит речь недостаточно четко. Он не способен научится правильно писать слова, так как не знает значения букв. Задание становится сложным и потому, что когда ребенок пишет, он должен еще и уловить нужный звук, чтобы написать его в виде знака (буквы). По этой причине обучать детей с нарушениями слуха достаточно тяжело.

Кроме речевого слуха, у людей имеется еще и специальное зрение на буквы. Это значит, что для письма человеку мало просто видеть то, что его окружает. Он еще должен иметь зрение на буквы, для того чтобы запомнить и воспроизвести их очертания.

Классификация дислексии

Исходя из основных проявлений, дислексия можно разделить на словесную (при которой ребенку трудно читать слова) и буквенную (при которой ребенок не может выучить некоторые буквы). По разновидности нарушений дислексия бывает:

  • аграмматическая — возникает в результате недостаточного развития функциональных и лингвистических обобщений, грамматического строя предложения;
  • семантическая — возникает из-за нарушения восприятия слогов, невозможности разобрать сочетания слов в речи, скудного словарного запаса;
  • фонематическая — возникает из-за невозможности разбора звуков речи, анализа и синтеза;
  • тактильная — возникает из-за нарушения тактильного восприятия у людей с патологией зрения;
  • мнестическая — связана с дефектами в речевой памяти и невозможностью сопоставления звуков и букв;
  • оптическая — развивается в результате несформированного зрительно-пространственного представления.

При этом первые три формы дислексии появляются из-за не сформированных до конца разных речевых функций, а остальные — из-за неразвитых психических возможностей.

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению?

Первым и самым важным этапом профилактики и коррекции дислексии у младших школьников является наблюдение. Признаки нарушения навыков чтения становятся заметны педагогу довольно быстро

Однако на начальном этапе важно следить за динамикой. 

Заметив особенности, которые могут указывать на дислексию, стоит понаблюдать, как именно они проявляются. Если ребенок сталкивается с характерными сложностями постоянно, необходимо ввести в курс дела родителей. Разговор должен быть предельно тактичным

Задача педагога – рассказать все, на что он успел обратить внимание, и помочь найти способы решения проблемы. Нередко сами родители уже замечали определенные особенности, однако списывали это на лень и неусидчивость ребенка.  Понимая, что учитель заинтересован в качественной адаптации школьника, они смогут оказать всестороннюю помощь. 

Если родители понимают всю важность адаптации ребенка с дислексией и коррекционно-вспомогательной работы, стоит посоветовать им проконсультироваться со специалистами в этой сфере. Это может быть логопед, психолог, невролог и т.д

Важно учитывать, что родители не всегда воспринимают преподнесенную учителем информацию лояльно. Однако даже в этом случае педагог имеет возможность оказать определенную помощь ребенку в школе: 

  • Не забывайте хвалить ребенка. Школьник должен чувствовать поддержку учителя. Недопустимо использование колких замечаний в адрес ребенка. В противном случае он может стать объектом насмешек сверстников. Чтобы поддержать ребенка, в начале можно хвалить его за любые сделанные усилия (даже если они не принесли желаемого результата), а затем – . за определенное количество правильно выполненных заданий. 
  • Разрешайте учащимся двигаться на переменах. Во время отсутствия детей в классе не забывайте проветривать помещение. Также учащиеся должны иметь постоянный доступ к питьевой воде.
  • По возможности используйте упражнения на стимуляцию мозжечковой деятельности. Они позволяют получить хорошие результаты, в несколько раз увеличив способность к обучению и восприятию информацию. К ним относятся:– Упражнения на балансировку;– Активная игра с предметами разного веса. Ребенку необходимо поймать их, по очереди подкинуть вверх и опять поймать;– Игра с подвешенным мячом. Перед детьми стоит задача по очереди отбивать мяч сначала правой, потом левой рукой, и наоборот;– Игра с мишенью. Детям необходимо попасть в цель дротиками;– Игра с летящим мячом. Задача ребенка – отбить его ракеткой.

Отличных результатов позволяет достичь артикуляционная гимнастика. Задача ребенка – постараться как можно четче произнести скороговорки, поговорки и пословицы. Эти и многие другие упражнения для коррекции дислексии у школьников помогут ребенку лучше адаптироваться к учебной деятельности. 

Педагоги, которые хотят улучшить собственные знания по данной теме, получить современное представление о возможностях  нейропсихологического подхода при работе с академической неуспешностью у детей, могут пройти в нашем Институте курс “Нейропсихологическая диагностика и коррекция дислексии, дисграфии и дискалькулии у младших школьников”. Он расскажет об основах нейропсихологии, функциональной организации мозга и высших психических функциях у ребят младшего школьного возраста, поможет овладеть навыками диагностики и коррекции трудностей в учебной деятельности. Кроме того, он научит использованию метода сенсорной интеграции и мультисенсорного подхода для повышения эффективности обучения нейротипичных детей, а также обучения и развития детей с ОВЗ. Курс будет полезен педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам и другим педагогам, заинтересованным в повышении компетенции в сфере нейропсихологии. 

Все интересующие вопросы относительно признаков, профилактики и коррекции дислексии у школьников вы можете задать специалистам Института прикладного анализа поведения и психолого- социальных технологий по телефонам:

+7 (495) 150-51-35;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: