Тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо является сквозной

Развитие речи у ребенка: понятие, этапы, рекомендации

Презентация на тему: » коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей диагностика.» — Транскрипт:

2

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей диагностика (выявление нарушений, разработка индивидуальных занятий) и контроль речевого развития; предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ

3

коррекция нарушений звукопроизношения; формирование полноценных фонематических процессов; уточнение представлений о звукобуквенном и слоговом составе слова; обогащение и расширение лексического запаса; совершенствование грамматического строя речи; восполнение пробелов в формировании связной речи (построение связного высказывания в учебных целях); преодоление речевых трудностей в процессе ведения диалога; коррекция специфических ошибок в письменной речи; развитие произвольного слухового и зрительного внимания, памяти, словесно-логического мышления. Направлены на решение коррекционных задач

4

Делает коррекционный процесс более эффективным и динамичным. Повышает мотивацию детей – логопатов. Индивидуализирует обучение Раскрывает полезные ресурсы. Позволяет заниматься самообразованием

6

Интернет- ресурсы ru/tigra.htm Интернет- ресурсы ru/tigra.htm

7

Артикуляционная гимнастика. Звук Ш. Артикуляционная гимнастика. Звук Р. Звук и буква З. Звук и буква К. Звук и буква Ч. Звук и буква Ш. Дифференциация Б – Д. Дифференциация С – Ц. Дифференциация З – Ж. 10.Дифференциация Г – К 11. Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака. 12. Задания для профилактики оптической дисграфии.

8

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В

Чиркиной звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление. Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, формирование, развитие и коррекция

9

развития речевого дыхания; развития связной речи и познавательных способностей («Сериация», «Четвертый лишний», «Загадки»); дифференциации звуков и букв; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Публикация «Овладение речью дошкольниками — это способ познания действительности,» размещена в разделах

  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Темочки

Разработка методических вопросов развития речи началась в России во II половине XIXв.

В своей книге «О преподавании отечественного языка» Ф. И. Буслаев впервые в русской педагогической литературе поставил вопрос о том, что начинать обучение следует с развития речи ребенка.

Для успешного формирования речевой деятельности дошкольников воспитателю необходимо знать психолого-педагогические основы развития речи.

По словам А. А. Леонтьева, предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. В качестве источника речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность стремление вступать в общение с другим человеком

Важно знать закономерности формирования языкового сознания, открывающиеся только при психолингвистическом исследовании детской речи. Ребенок овладевает сначала, «чисто внешней структурой языка» (Л

С. Выготский).

Речь подразделяется на внешнюю (для других) и внутреннюю (для себя). Речь внешняя и внутренняя служит важным средством формирования личности человека. Речь неотделима от мысли. «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли».

Развитие речи – это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне четкую, мы подчиняем ее четким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль.

В современной практике прослеживается тенденция опережать психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Методы опережающего обучения достаточно широко применяются. Однако, следует помнить, что, согласно учению Л. С. Выготского, развивая ребенка, необходимо учитывать как зону актуального развития, так и зону ближайшего развития.

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучить ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться…обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он умеет уже самостоятельно делать».

Развитие речи как обусловливает общее развитие ребенка, так и ускоряет дальнейшее развитие речевых умений, поскольку новая речевая информация усваивается быстрее и легче, но не от механического «насыщения» знаниями, а от создания высокого развивающего потенциала речевой среды, системы обучения, методики обучения.

Занятия по развитию речи дошкольников – это умение правильно строить свою речью. Успешный результат этой работы зависит от определенных условий.

Каковы же условия успешного развития речи, формирование речевых умений и навыков у детей?

Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, то есть у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.

Мотив речи, который Л. С. Выготский называл «ради чего я говорю», возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями. В методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи.

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Это второе условие развития речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

Речевая среда – это речь родителей, друзей. Фольклор, художественная литература, телевидение, кино и театр. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта дошкольника, от объема и динамичности его знаний.

Важнейшее условие развития речи – систематичность речевых упражнений (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового

Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения

Развивать связную речь дошкольника – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Стихийность в развитии речи недопустима.

Что такое дисграфия?

Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.

Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.

Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
Тренировка фонематического слуха.
Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

Все логопедические занятия строятся с обязательным учётом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии

Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата

Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.

Как определить дисграфию?

Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.

Дисграфия проявляется совсем иначе:

  • пропускаются буквы и даже слоги в словах;
  • смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.);
  • заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л);
  • буквы пишутся как бы в зеркальном отображении;
  • сращиваются ближайшие слова или даже предложения;
  • нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь;
  • почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаков препинания.

Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.

Похожие термины:

  • Один из ранних этапов развития речи ребенка (выделен Л. С. Выготским и А. Р. Лурией). Выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, искажаются, например, за сч

  • самостоятельная речь, которая осуществляется по собственному побуждению (по собственной инициативе), без специального задания или вопроса со стороны взрослого. У нормальных детей И,р. возникает,

  • от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной ( реже — письменной ) публичной речи, которая возникает во время спора, диспута, полемики, дискуссии, когда сталкиваются противополо

  • от франц. impression — впечатление) — восприятие, понимание речи. И.р. устная нормативно выражается в слуховом восприятии произносимого; И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).

  • То же, что активная речь. Речь, требующая программирования и исходящая не из стимулов собеседника, а из внутреннего замысла человека, формулирующего высказывание. При И. р. говорящий руководствует

  • различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации .

  • один из видов публичной публицистической речи, с которой обращаются наставники к своим воспитанникам. В выступлениях этого вида (напутствия учителей, провожающих в большую жизнь своих питомцев; н

  • Естественная речевая деятельность, являющаяся объектом контроля при тестировании навыков и умений продуктивной речи, говорения. В лингводидактическом тестировании проверяется уровень развития

  • разновидность информационной речи учителя, когда он стремится растолковать учебный материал с помощью различных приемов и способов его популярного изложения, таких, как пример, сравнение, описан

  • речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афориз

  • продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.

  • это проявление занимательного народного красноречия, в котором выработались и закрепились свои нормы живого речевого стиля. Сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавала

  • слышимая, звучащая речь. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга и находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанны

  • родовой термин для обозначения вводимых автором повествовательного текста речевых фрагментов, принадлежащих, как правило, другому лицу/лицам, реже это прошлое высказывание самого автора. Русски

  • своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Изобретена людьми, принимавшими на себя религиозный обет молчания, для осуществления элементарных форм общения. Впоследст

  • совокупность особенностей языкового развития ребёнка, реализующихся в речи. Серьёзное изучение Д.я. ведётся лингвистами, психологами, физиологами, философами. Лингвистические наблюдения позволя

  • Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенно

  • Разновидность речевого общения, где один из участников общения (зритель) обычно не выступает активным субъектом коммуникации, но при этом его наличие подразумевается. Это речь дикторов, работнико

  • (фр. expression – выражение, выразительность) — устная Э. р. связана с произнесением слов, письменная – с их буквенным воспроизведением (рукописно, на машинке).

  • или ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ, — речь, воздействующая на эмоциональное состояние аудитории, объединяющая, поднимающая её дух. Поводом Э.р. могут стать как официальные, так и семейно-бытовые события (гос

Рекомендации

Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери
Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.

Читайте вслух
В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.

Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет)

Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.

Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.

Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.

Повторенье – мать учения

Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Причины возникновения дисграфии?

Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:

  • Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
  • Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
  • Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
  • Социальными факторами — педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения

Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: