Первый этап – однословное предложение
Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.
Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.
Детям показывают и называют:
- Их игрушки.
- Части тела.
- Предметы обихода.
- Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
- Действия, которые выполняют он и его близкие.
Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.
Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.
Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать
Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого
Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.
Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).
У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).
К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.
Речь при сенсорной алалии
У пациентов с сенсорной алалией доминирует нарушение речевого гнозиса. Имеется неправильный звукоанализ, услышанная речь не воспринимается, отсутствует связь между звуковым образом и соответствующим предметом. Таким образом, ребенок слышит, но не понимает, не воспринимает того, что ему говорят (присутствует так называемая слуховая агнозия).
Характерно для сенсорной алалии многословие (иначе называют логореей). Это интенсивная речевая активность, обогащенная сочетаниями звуков, но непонятная для других. Многие дети делают неконтролируемые повторы – эхолалии. Если же попросить ребенка целенаправленно повторить определенное слово, то ему это сделать не удастся.
У малышей нарушается процесс соотношения явления или вещи с обозначающим словом. В результате отмечается замена букв или их пропуск, неправильный выбор ударной гласной и пр. Со временем неправильное проговаривание приводит к отсутствию сформированной экспрессивной речи, происходит общее речевое недоразвитие. []
Лечение моторной алалии
Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.
Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.
Методы диагностики и лечения алалии
Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматику алалии от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога, логопеда и психолога.
Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:
- уровень понимания речи;
- определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
- выявление возможностей речевого подражания;
- выявление возможности употребления предлогов;
- выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
- определение максимального объёма употребляемых предложений;
- исследование возможности изменения слов по числам.
Методика выполнения массажа
Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции.
Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:
- насыщение клеток ткани полезными веществами;
- укрепление мышц;
- ускорение движения лимфы.
При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.
Последовательность массажных движений:
- поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
- аналогично гладятся глазные впадины;
- по кругу гладятся щёчки;
- затем массажируется межбровное пространство;
- растирается нос, массажируется губа, язык.
Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.
С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.
Часто встречаю такую проблему, что ребенок отказывается сразу ложится на массаж у логопеда, вы как мама, можете помочь ему адаптироваться дома к этой процедуре. Например, делая ежедневно несложный массаж.
Формы заболевания
Условно различают две основные формы этой болезни:
- сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
- моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.
При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.
Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:
- Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
- Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
- Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).
Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.
В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:
- легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
- тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.
Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.
Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:
- стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
- избегание контакта с окружающими людьми;
- пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
- плач без видимых внешних причин;
- повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.
Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться
Формы моторной алалии
Существует две разновидности этого дефекта:
Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.
В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.
Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.
Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.
Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.
Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.
Домашняя терапия
Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:
- Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
- Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
- Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
- Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.
Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.
Клиническая картина и особенности поведения детей с алалией
Наблюдаются алалии различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.
При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове. Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, при том, что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.
Сенсорная алалия проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена
Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении)
С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.
Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.
Афферентная и эфферентная алалии
Афферентная моторная алалия связана с нарушением, локализованным в постцентральной зоне мозговой коры (нижней теменной зоной левого полушария), ответственной за кинестетическую оценку и выработку раздражителей, ощущений, которые поступают к головному мозгу в речевом процессе, а также за кинестетические схемы речи. Если происходит поражение данного отдела, то развивается кинестетическая артикуляционная апраксия. Малышу сложно найти отдельные артикуляции, в речи отмечаются замены артикуляционно-спорных звуков. Сложности появляются и при воспроизведении, повторе слова или словосочетания. Закрепление правильной артикуляции затруднено.
Появление эфферентной моторной алалии связано с поражением премоторной мозговой коры (задней трети нижней лобной извилины – так называемого центра Брока). Эта область обычно несет ответственность за последовательность и формирование сложных сочетаний моторных схем. У пациентов с эфферентной моторной алалией может отмечаться кинетическая артикуляционная апраксия: нарушается переход между коартикуляциями, малыш испытывает трудности включения в движение, ему сложно сделать ряд последовательных движений. Присутствует искажение слоговой словесной структуры, наблюдаются персеверации.
Сопоставительный анализ афферентной и эфферентной моторной алалии в таблице
Разновидность моторной алалии |
Область поражения мозговой коры |
Проявление дефекта |
Афферентная (кинестетическая) алалия |
Теменная зона возле постцентральной извилины (нижние области возде постцентрального отдела). |
Основным дефектом выступает расстройство проприоцептивной кинестетической афферентации моторного акта. |
Эфферентная (кинетическая) алалия |
Нижние зоны премоторного отдела (нарушается автоматизация различных психических функций). |
Расстройство последовательной временной организации моторных актов в результате сбоя динамического праксиса в процессе запоминания и выполнения двигательной схемы (может наблюдаться моторное застревание или выпадение). |
Симптомы моторной алалии
Неврологические признаки
У детей с моторной алалией наблюдаются специфические неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологические симптомы моторной алалии включают двигательные расстройства, такие как неуклюжесть, недостаточная координация движений и слабое развитие моторики рук. У детей могут возникать проблемы с выполнением самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков) и мелкомоторными навыками (сборка пазлов и др.).
Психологические признаки
У детей с моторной алалией наблюдаются нарушения памяти (особенно слуховой), внимания, восприятия, а также эмоционально-волевой сферы. В поведении эти дети могут быть гиперактивными, непоседливыми, малоподвижными или заторможенными. Они обычно имеют пониженную работоспособность, быструю утомляемость и негативное отношение к речи. У них также наблюдаются интеллектуальные нарушения, связанные с недостаточностью речи, которые постепенно компенсируются по мере развития речи.
Речевые признаки
У детей с моторной алалией наблюдается ярко выраженная диссоциация между пониманием и произношением речи. То есть, они понимают речь в большей степени, чем могут самостоятельно говорить. Все стадии развития речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) развиваются с задержкой, а сами речевые реакции ограничены. У детей с афферентной моторной алалией, в отличие от дизартрии, есть потенциал для артикуляционных движений, но их произношение сильно искажено. Они часто делают ошибки и замены звуков, что делает воспроизведение слова сложным или невозможным.
У детей с эфферентной моторной алалией основным дефектом речи является невозможность выполнения последовательных артикуляционных движений, что приводит к грубому искажению слоговой структуры слова. Отсутствие формировки динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.
Прогноз и профилактика
Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.
Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.
Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы
Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям
И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.
Проявления моторной алалии
Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.
Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.
В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.
У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.
У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.
Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.
Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности
У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление
Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.
Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.
Причины развития сенсомоторной алалии у детей
Нарушения, которые могут привести к развитию этого заболевания, нередко возникают еще в период внутриутробного развития плода. Это происходит на этапах формирования мозга. Неверное развитие речевых центров у маленьких детей происходит в результате влияния многих факторов. Вот только некоторые из них:
- Между ребенком и матерью есть резус-конфликт.
- Преждевременные роды, появление глубоко недоношенного ребенка.
- Влияние различных внутриутробных инфекций.
- Получение грудничком родовой травмы.
- Гипоксия плода, асфиксия в результате обматывания шеи пуповиной.
- Недостаточность развития плаценты.
- Всевозможные угрозы в процессе вынашивания ребенка матерью.
Повлиять на появление проблемы еще в период беременности могут:
- вредные привычки у матери;
- ведение неправильного образа жизни (особенно в первом триместре);
- сильный токсикоз;
- гестоз;
- получение физических травм матерью в результате падения и не только.
В раннем детстве алалия может развиться по причине перенесения малышом гнойного менингита, краснухи, энцефалита и ряда других сложных болезней. Также проблемы с развитием речи могут стать следствием черепно-мозговой травмы. Спровоцировать болезнь способны наследственный фактор или перенесенный общий наркоз.
Дети, у которых диагностирована сенсомоторная алалия, постоянно пребывают в зоне риска. Это связано с тем, что у таких малышей чаще развиваются эндокринные заболевания, рахит, различные пневмонии, они больше подвержены острым респираторно-вирусным инфекциям.
В отдельных случаях смешанные формы алалии становятся следствием серьезной педагогической запущенности
Такое нередко происходит в семьях, где со стороны родителей и других членов семьи к ребенку не проявляется внимание: с ним практически не общаются и никак не занимаются. Дефект редко появляется у детей в проблемных семьях, где подрастают старшие братики и сестрички
Диагноз сенсомоторной алалии можно поставить ребенку в возрасте от 2-х лет. В этот период дети, как правило, уже достаточно хорошо понимают, что им говорят окружающие, могут самостоятельно произносить отдельные несложные слова.
Прогноз на выздоровление
Чаще всего коррекционная работа приносит хорошие результаты. Прогноз на выздоровление при моторной алалии, если рано начата реабилитация, благоприятный. За год работы ребенок учится правильно говорить и по мере становления речи интеллектуальное отставание, если оно развилось, постепенно исчезает. Менее благоприятный прогноз при сенсорной алалии, которая требует более длительной коррекции, а сенсомоторная — это самый тяжелый речевой дефект и полное восстановление речи проблематично.
Результат лечения при последних формах зависит от нескольких факторов: наличие психосоматических расстройств и степень поражения речевого центра (головного мозга). При данной патологии вопросы инвалидности решаются в возрасте 5 лет. Сама, как таковая, алалия — это не основание для определения инвалидности. Инвалидность устанавливается при наличии стойких психических расстройств, которые не поддаются коррекции. Например, умственная отсталость даже легкой степени — показание к определению инвалидности. При тяжелой моторной алалии и задержке психического развития тем более показана инвалидность. Все эти вопросы должен решать психиатр.