Как выявить нарушение слуха у младенца?

Этапы развития слуха у новорожденного ребенка, когда начинает слышать и как проверить самостоятельно

Упражнения для развития слуха

Развитый и острый слух способствует скорому и правильному формированию речи, позволяет избежать речевых дефектов и других подобных проблем. Начинайте общаться и разговаривать с крохой еще тогда, когда он находится в утробе.

После рождения тоже важно контактировать с крохой. Читайте вслух, пойте колыбельные и разные песенки, рассказывайте стишки, потешки и сказки

Это положительно влияет на слух и ритмику, эмоциональное состояние и умственное развитие крохи

Детки растут спокойными и доброжелательными, меньше капризничают и легче переносят стресс

Это положительно влияет на слух и ритмику, эмоциональное состояние и умственное развитие крохи. Детки растут спокойными и доброжелательными, меньше капризничают и легче переносят стресс.

Ежедневно используйте погремушки и колокольчики. Это подходящее решение для маленьких детей, так как они лучше воспринимают звуки с высокой тональностью. Позвоните в колокольчик либо погремите погремушкой с одной стороны и подождите, пока малыш повернет голову на звук. После чего выполните упражнение со второй стороны. Малыш сможет за короткий срок научится находить глазами нужный предмет, издающий шум.

Кроме прочего, колокольчики и погремушки развивают музыкальный слух. Дополнительно можно включать фоновые звуки животных и птиц, шум леса или воды так далее. Это поможет детям научиться чувствовать ритм и разовьет фонематический слух.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Что видит новорожденный?

Как узнать, видит ли новорожденный ребенок? Это сделать непросто, потому что он не может поделиться с нами своими впечатлениями.

По сравнению со взрослыми, новорожденный видит что его окружает в расплывчатом виде. Довольно четко он может рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии 20-40 см. В течение первой недели он удерживает взгляд не более 3-4 секунд.

Острота зрения находится в пределах до 0,015, далее она возрастает до 0,01-0,03. Причина этого кроется в том, что сетчатка находится в процессе формирования, а желтое пятно, которое отвечает за 100%-ное зрение, вообще не образовалось. Малыш пока видит только главное в его жизни – мамино лицо, грудь и бутылочку.

Больше всего дети любят разглядывать узоры, фотографии и фигуры. А на человеческое лицо им нравится смотреть больше всего.

До 2-4 месяцев зрение считается слаборазвитым. Не стоит беспокоиться, если родители или близкие заметили, как глаза ребенка направлены в разные стороны. В этом нет ничего страшного. Через месяц, иногда через два их движения между собой согласуются. Однако если косоглазие сохраняется, его необходимо показать врачу.

Как и когда проверить слух

Знаете ли Вы, с какого времени ребенок может реагировать на звуки? По словам специалистов, уже с 5 дня от роду. Убедиться в этом можно, просто хлопнув в ладоши возле его ушка. Главное, не делать слишком резких движений и не создавать чрезмерно громких звуков, чтобы не испугать малыша.

Есть и другой способ: возле ушка спящего ребенка медленно сдавливают детскую пищалку. В ответ на незначительный писк веки крохи вздрогнут, что будет свидетельствовать о том, что посыл услышан.

При желании можно перенести проверку и на более поздний срок. В возрасте двух месяцев кроха перестанет вздрагивать при каждом незнакомом шорохе. К трем месяцам слух обычно устанавливается окончательно. Лучшее тому подтверждение – поворот головки в сторону источника звука.

В то же время пока сложно ответить, когда карапуз осознанно будет реагировать на свое имя. Одни с легкостью делают это уже в 4 месяца, другие – тянут порой до полутора лет. В любом случае, если врач не обнаруживает серьезных проблем со слухом, беспокоиться не надо. В конце концов, у разных малышей наблюдается разная реакция на одни и те же звуки. Все зависит от их характера и темперамента.

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ)
    . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER)
    . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл
    . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл
    . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

А хорошо ли слышат новорождённые?

В животе у мамы преобладает оптимальная температура, темнота, комфорт. Когда маленький человек рождается, он попадает в неизведанный мир, где разноцветным краскам, различным звукам, яркому свету нет предела. Природой задумано защитить появившегося человечка от этих факторов, чтобы предотвратить сильнейший стресс, связанный с «переменой пространства». Развитие функций слуха, способность видеть происходят постепенно, чтобы организм грудничка окреп и привык к новой среде обитания.

Учёными доказано, что младенцы ещё в утробе начинают слышать звуки, исходящие материнским организмом: урчание в животе, биение сердца, голос. Это происходит с 16-17 недели. Рекомендуется разговаривать с будущим ребёнком, читать вслух сказки, слушать спокойную музыку. Новорождённый сразу же узнаёт маму по голосу. Через некоторое время можно заметить, что кроха вздрагивает при появлении резких звуков, хлопков.

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный?

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш?

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети?

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт?

Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд

Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.. Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру. Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Когда новорожденный начинает видеть

https://youtube.com/watch?v=ft4MJAAD9yg

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Как наладить контакт с малышом

Оптическая сила органов зрения малыша низкая. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать

Многие мамы жалуются на то, что чадо как будто игнорирует их. Не обижайтесь на то, что он как будто не замечает вас: косит или смотрит сквозь.

Младенец не может поддерживать осознанный визуальный контакт со своим родителем. Он не в состоянии концентрировать взгляд на чём-то одном. Дети постоянно поглядывают в разные стороны.

Оптическая сила их органов зрения низкая, а мышечный тонус глаза слабый.

В этом возрасте он ориентируется по голосу. Старайтесь говорить с ним, чтобы приучить к тембру своей речи. Малыш начнёт вас узнавать. Такая ситуация объясняется тем, что существует разница во времени относительно того, когда начинают видеть и слышать новорождённые дети.

Восприятие ребёнка начинает развиваться со слухового анализатора. Он улавливает звуки до появления на свет. Именно поэтому детский слух после рождения острее зрения.

Однако уши младенца первое время настроены на низкие частоты. Так что новорождённый скорее отреагирует на грубый голос папы, чем на высокие нотки мамы. Со временем он научится слышать и более высокие частоты.

Многих родителей волнует как помочь своему малышу с навыком держать голову прямо. Ведь правильных подход гарантирует физическое здоровье ребенка.

Позже ваш малыш будет стремится ползать. Здесь рекомендации, как помочь в этом навыке ребенку.

Шкала Апгар – система быстрой оценки состояния новорождённого. Насколько актуально применение этой методики в современном мире узнайте в
этом материале.

Как проверить, слышит ли новорожденный

В первую очередь, определитесь, а нужно ли проверять вообще, либо вы сами заметите, как ребенок среагирует на очередной стук двери либо громкий голос родителей. Если ждать вообще невтерпеж, то возьмите самую громкую погремушку и погремите ей поочередно возле ушей новорожденного. Если погремушки нет, то можно просто попробовать пощёлкать пальцами возле уха.

Кстати, проверка слуха прямо в роддоме в современном мире имеет место быть, поэтому, можно попросить это сделать и там. Если вы уже выписались из роддома, никто не запрещает вам обратится к педиатру в детской больнице с просьбой проверить слух.

В принципе все, мы с вами разобрались с вопросом и выяснили, когда новорожденные малыши начинают слышать.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту — врачу-сурдологу.
Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими

Беременным женщинам в третьем триместре часто советуют разговаривать со своим малышом, читать ему сказки и включать музыку, потому что он уже слышит. А в палате со спящим новорожденным обычно не стесняются громко разговаривать, потому что он ещё не слышит. Почему существуют такие противоречивые мнения? Слышит ли новорожденный ребёнок? Если нет, то, когда младенец начинает слышать?

Возможные проблемы

До обследования у специалиста не стоит делать окончательных выводов о том, что у грудничка есть нарушения слуха или зрения. Но необходимо насторожиться в следующих случаях:

  • ребенок не реагирует на громкие звуки, не изменяет мимику, если слышит знакомый голос;
  • малыш в возрасте 4 месяца не интересуется музыкальными игрушками или разговаривающими неподалеку от его кроватки людьми.

Заболевания органов чувств способны передаваться по наследству. Если у ближайших родственников диагностировалась глаукома, глухота, катаракта или врожденная дистрофия сетчатки глаз, отклонения могут быть выявлены и у младенца. Проблемы со слухом и зрением часто появляются у детей, резус-фактор крови которых конфликтует с материнским. Также риск обнаружения патологий повышен, если женщина во время беременности страдала от следующих заболеваний:

  • корь, краснуха;
  • алкоголизм, наркомания;
  • токсоплазмоз, токсемия, токсокароз;
  • болезни, лечение которых требовало приема антибиотиков.

Чтобы не пропустить развивающиеся патологии, необходимо в обязательном порядке посещать все плановые медосмотры. Первое обследование, позволяющее убедиться, что грудничок начинает видеть и слышать, проводится, когда ребенку исполняется 1 месяц. Специалист оценивает органы чувств визуально, проверяет наличие у ребенка рефлексов. Второй осмотр можно пройти в полгода, а недоношенных детей показывают врачу в три месяца. Третье обследование проводится в годовалом возрасте.

Видео: мнение доктора Комаровского о нормах зрения и слуха ребенка, что должна знать мама:

Зная, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, можно вовремя заметить возможные отклонения в развитии. При подозрении на наличие проблем с органами чувств, стоит обратиться к отоларингологу и офтальмологу.

Читайте далее:

Все о развитии ребенка от 0 до 1 месяца: рост, вес, режим дня и кормления, уход и сон

Развитие ребенка в 4 месяца: рост, вес, режим, умения и навыки

Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития

Особенности слуховых навыков

Когда новорожденный начинает видеть, мы выяснили. Во сколько недель малыш начинает полноценно слышать? Ребенок различает звуки с самого рождения. Более того, он различает звуки и во время внутриутробного существования: так утверждают ученые. Отличительной чертой слуха малыша является недостаточная четкость восприятия.

Например, ребенок сразу реагирует на громкий стук, а спокойную речь взрослых не воспринимает. Когда появится нормальный слух у крохи? Это событие произойдет к трем месяцам: вы сразу заметите реакцию малютки на звуки.

Что груднички любят слушать? Ученые выяснили, что грудной ребенок хорошо реагирует на звуки классической музыки. Почему так происходит – не известно. Поэтому включайте запись произведений классиков мировой музыкальной культуры: Моцарта, Вивальди, Гайдна. Классическая музыка хорошо влияет на процессы переваривания пищи.

Развитие зрения

Малютка рождается с периферическим зрением, позволяющее видеть только то, что находится по бокам от малыша. Со временем дитё сможет сфокусировать взгляд на игрушке, расположенной по центру от него. В течение нескольких месяцев зрение претерпевает ряд изменений. Первые недели после рождения малютки, нужно контролировать освещённость детской комнаты, которая не должна быть слишком приглушённой или яркой.

1-3 месяца

В первые дни жизни глазки грудничка очень чувствительны к яркому свету, поэтому зрачки имеют маленькие размеры, что защищает их от проникновения световых лучей. Через 2 недели зрачки расширяются, и малыш спокойно реагирует на свет.

Особенности зрения:

взгляд задерживается на предмете на 5 секунд;
глазки начинают «разбегаться», потому что у ребёнка не появилось умение смотреть сразу двумя глазками;
через 4 недели малыши видят более точную картинку;
внимание крохи привлекают чёрно-белые игрушки, потому что малыш ещё не видит яркие цвета;
малютка рассматривает лица;
зрачки реагируют на свет;
кроха следит за движущимися предметами;
формируется центральное зрение — взгляд учится «собираться» на предмете;
трёхмесячному малышу интересны движущиеся игрушки, от которых он долго не отводит взгляд.

3-6 месяцев

Уже пора подвешивать разноцветные игрушки в кроватке над малюткой. Растяжка должна находиться на расстоянии 25-30 см над крохой, но не над головой, а ближе к ногам.

Особенности зрения:

  • малютка хватает игрушки, чтобы рассмотреть их. Её привлекают красные, оранжевые, жёлтые цвета. Глаза надолго задерживается на изучаемом предмете;
  • у пятимесячного крохи развита сетчатка глаза, поэтому он может различать все цвета. Быстро находит игрушки, усовершенствовалась координация «рот-рука», поэтому малютка пихает всё интересное в рот;
  • световая чувствительность глаз достигает 2/3 взрослого зрения. Кроха узнаёт родителей.

6-12 месяцев

В этом возрасте зрение становится бинокулярным. Если раньше младенец видел предметы по отдельности, то сейчас в его глазках появляется картинка.

Особенности зрения:

  • изучает геометрические формы;
  • восьмимесячный ребёнок видит как взрослый человек. Может сортировать предметы по цветам, находить пропавшие из поля зрения игрушки, понимает связь между ними.

Чтобы ребёнок правильно фокусировал взгляд, нужно держать его столбиком. Подавая малышу игрушку, нужно учитывать расстояние от его глаз и предмета, которое должно составлять 20 см. Во время общения не нужно резко менять выражение лица, привычный внешний вид, причёску. Для правильного развития зрения необходимо окружить малютку игрушками, книжками, картинками.

Как проверить слышит ли ребёнок?

Волнения родителей о том, когда дети начинают слышать, объясняются обычным желанием убедиться, что у их малыша всё в порядке. Педиатры рекомендуют устраивать ребёнку проверку не раньше пятого дня. Для этого можно громко хлопнуть в ладоши над головой младенца или позади него. В ответ он вздрогнет и забеспокоится. Можно проверить слух и более спокойным способом – легонько сдавить детскую пищалку у уха спящего малыша. Реакцией на звук станет подёргивание век.

Наблюдая за ребёнком в течении дня, можно заметить, что он реагирует на звуки вокруг постоянно – замирает, меняет выражение лица, прислушивается, оживляется, плачет.

Примерно с двух месяцев дети прекращают вздрагивать при громких звуках, делая это только в исключительных случаях. К трём месяцам слух устанавливается окончательно. Когда ребёнок научится уверенно поворачивать голову, его слух проверяют, зовя по имени с двух разных сторон.

С полугода ребёнок с нормальным слухом начинает произносить звуки и слоги.

Интересно!
Разная реакция на одинаковые звуки у разных детей говорит вовсе не о том, что у одного из них слух лучше, а у другого – хуже. Реакция указывает скорее на характер и темперамент младенца, на то, как он будет реагировать на всё, что с ним происходит.

К серьёзным проблемам со слухом у младенцев – тугоухости и глухоте, могут привести проблемы в протекании беременности. Причиной могут стать:

  • Болезни, перенесённые матерью во время формирования у плода слухового аппарата — корь или краснуха, а иногда даже грипп,
  • Употребление матерью алкоголя, сильнодействующих лекарств, наркотиков, токсические отравления,
  • Недоношенность или, наоборот, рождение значительно позже установленного срока, а также неудачные роды.

Причины проблемы

Одной из причин, по которым может возникнуть тугоухость, является наследственность.

Чтобы снизить факторы риска, будущим родителям рекомендуется сдать анализы на генетическую совместимость.

К иным причинам относятся:

Неблагоприятное течение беременности. Образ жизни матери играет ключевое значение для развития ребенка. Необходимо исключить вредные привычки еще на этапе планирования беременности. Большую опасность представляют инфекционные и вирусные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания беременности

С осторожностью следует относиться к приему лекарственных препаратов: сильнодействующие медикаменты (в т.ч. антибиотики) могут негативно повлиять на развитие органов и систем малыша.

Патологическое течение родового процесса

Помимо этого негативно на состоянии слуха и других функций сказываются инфицирование малыша, родовые травмы, использование сильных медикаментов.

Основная причина, по которой слух у недоношенных детей нарушается – незрелость слухового анализатора. В зависимости от того, на каком сроке появился малыш, нарушения могут быть более легкими, или более тяжелыми.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями. Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик

Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука). В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Особенности зрения у новорожденных

Несмотря на то, что зрительная система развивалась на протяжении всей беременности, малыш, приходя в этот мир, видит его очень плохо: все вокруг — лишь череда нечетких образов. Однако единственное, что сейчас нужно видеть ребенку, — это лицо мамы и ее грудь (или бутылочку).

После рождения зрение новорожденного проходит несколько этапов развития. Этот процесс происходит в течение долгого времени и закончится к школьному возрасту (а в некоторых моментах — только в пубертате).

Светочувствительность. С первых минут жизни малыш реагирует на свет. Однако в первые дни яркий свет, скорее, пугает кроху, поэтому малыш рефлекторно закрывает глазки. Примерно через 2–5 недель ребенок способен фиксировать свой взгляд на различных источниках света: фонарике, люстре, дисплее мобильного телефона и др. Светочувствительность у новорожденных резко снижена по сравнению со взрослыми людьми: к 6 месяцам она соответствует 2/3 от должного уровня и только к подростковому возрасту достигает нормальных значений.

Центральное зрение — способность глаза замечать и различать мелкие предметы. Вот как происходит развитие этой важнейшей функции зрения у новорожденных и подросших малышей по месяцам. Она появляется к 2–3 месяцам жизни (тогда же малыш начинает хорошо фокусировать зрение на игрушках и лицах) и дальше постепенно совершенствуется. Примерно через 2 недели малыш может следить за достаточно крупной и яркой игрушкой. К 4–6 месяцам ребенок начинает различать лица, в 7–10 месяцев умеет распознавать различные фигуры, к дошкольному возрасту — нарисованные образы.

Цветовосприятие. При рождении малыш способен различать только черный и белый цвета. Способность идентифицировать цвет появляется у разных детей в разном возрасте — от 2 до 6 месяцев.

Бинокулярное зрение — это способность одновременность видеть обоими глазами и создавать при этом один объемный образ. Можно сказать, что эта функция определяет пространственное зрение. Этой способностью зрительный анализатор сразу после рождения не владеет. Только после двух месяцев малыш начинает осваивать ближнее пространство, хотя к моменту рождения ребенок способен на расстоянии 25–30 см улавливать взглядом фигуры и силуэты.

Поля зрения — это пространство, которое видимо для человека при фиксированном взгляде. Первые недели малыш способен видеть только то, что находится непосредственно перед ним, а все, что расположено сбоку, остается им незамеченным — вот какое зрение у новорожденных. Постепенное расширение полей начинается после двухмесячного возраста.

Кроме того, глядя на глазки только что родившегося малыша, можно заметить их нескоординированные движения, взгляд будто «сквозь тебя», поэтому иногда родители начинают бить тревогу, думая, что у их малыша косоглазие. Да, подобные явления возможны и совершенно физиологичны. Это обусловлено слабостью мышц глазного яблока. К 6 месяцам жизни эти отклонения исчезают.

Как проверить слух малыша дома?

Погремушки, тихая музыка и другие предметы помогут узнать, слышит ли новорождённый. Необходимо взять погремушку и слегка потрясти ею около ушек малыша или завести беседу, меняя интонацию, темп, громкость речи. Конечно, при появлении звуков ребёнок не будет крутить головой, чтобы отыскать источник раздражителя. Ребёнок с пелёнок начинает слышать, и это подтверждают следующие реакции:

  • грудничок шевелит ножками, дёргает пальчиками;
  • меняется выражение лица;
  • вздрагивает или замирает;
  • водит глазками.

Соблюдайте тишину!

Если кроха испугался чужого голоса, звука техники, животного или крик, то это подтверждает отсутствие тугоухости у ребёнка. Слишком резкий звук пугает детей, поэтому вся семья должна следить за тишиной в доме, а общение с крохой должно быть спокойное. Через 3 месяца кроха начнёт активно искать голос родителей, посторонние звуки, водя глазками и поворачивая головкой.

Когда ребенок начинает хорошо слышать и различать звуки

В 16-17 недель беременности малыш уже слышит громкие шумы. К 20 неделе заканчивается формирование слуховой системы. И с ребенком уже можно разговаривать.

Малыши слышат звуки задолго до рождения

Новорожденный ребенок все слышит. Но он не нуждается в полной тишине при засыпании. И спит при умеренном шуме. Находясь в материнской утробе, он все время слышал шум работающих органов. Поэтому он не обращает внимания на монотонный шум. А вот громкий неожиданный звук заставит младенца вздрогнуть.

Малышу уже полезно слушать колыбельные песни и сказки в исполнении матери. Спокойный материнский голос успокаивает и убаюкивает младенца. При этом его слух развивается, и кроха знакомится с окружающим миром.

Формирование слухового аппарата

Рассмотрим этапы того, как развивается слух:

  • новорожденные лучше всего реагируют на низкочастотные звуки и голоса родных, а также знакомые песни (колыбельные), которые напевает мама;
  • 3 месяца – время планового осмотра у ЛОР-врача. Малыш определяет, откуда идет звук, и поворачивает голову в сторону погремушки или голоса родителей;
  • 5 месяцев – не только распознает звуки, но и пытается самостоятельно их издавать.«Гуление» начинается в 2 месяца и затем становится осмысленным. Лепет развивается и в 8-10 месяцев становится все более разнообразным.
  • 12 месяцев – в речи появляются первые слова. Чтобы проверить отсутствие нарушений, нужно попросить малыша указать, где мама, мячик и т.д.

Как слышат младенцы?

Обычно, после того как младенца привозят из роддома, родители прислушиваются к каждому его звуку, присматриваются к каждому движению крохотных ручек и ножек, и страшно переживают если не видят явных признаков того, что кроха их слышит или видит. Отсутствие понимания того, как происходит развитие у младенцев, нередко приводит молодых мам и пап на консультации к врачу.

Тем не менее переживать не стоит. Согласно научным исследованиям дети начинают слышать, еще находясь в утробе матери. Вот почему рекомендуется говорить с ними еще до рождения. Таким образом, новорожденный уже способен отличить голос мамы. Однако сам по себе процесс рождения – это огромный стресс для маленького человечка. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы окружающий мир не наваливался на него сразу.

В первое время ребенок различает только громкие резкие звуки, например, дребезжание погремушки. Это можно проверить, наблюдая за его реакциями:

  • Ребенок явно смотрит туда, откуда послышался звук.

  • Младенец замирает или вздрагивает, словно прислушиваясь.

  • Нередко, реакцией на звук может быть активное движение руками или ногами.

Наличие описанных реакций свидетельствует о том, что со слухом у ребенка все в порядке. Тем более что перед выпиской из роддома врачи проверяют у младенцев и слух, и зрение. Гораздо важнее для родителей разговаривать с ребенком или петь ему песенки. Только не нужно это делать громким голосом и уж, тем более, оставлять младенца у телевизора. В первое время дети боятся слишком громких звуков, а постоянный шум будет их быстрее утомлять.

Реакции на звуки

Бытует мнение, что новорожденный малыш начинает слышать лишь на 2 – 3 день со дня появления на свет, и все из-за скопившейся жидкости во внутреннем ухе, между тем оно в корне неправильно. Возможно, ребенок хуже реагирует на спокойные, тихие звуки, так как таким образом природа оберегает его от шока, однако он прекрасно их улавливает. Более того, уже в первые дни он может различать голоса. Нужно ли говорить о том, что самым приятным для него является материнский.

Интересно, что уже с момента рождения у малыша хорошо развит слух. Он замечает:

  • изменившийся тембр голоса;
  • темп речи;
  • интонацию;
  • окружающие его звуки, включая звуки погремушек.

Как в этом можно убедиться? Просто понаблюдать за ним. О прекрасном слухе могут свидетельствовать:

  • активные движения ручками и ножками;
  • замирание и вздрагивание в ответ на новые звуки;
  • поиск внешнего раздражителя глазками;
  • плач;
  • прислушивание.

Более того, новорожденные дети одинаково хорошо слышат и во время бодрствования, и во время сна. Но, тот факт, что они на эти звуки не реагируют, просто означает, что те их не раздражают.

Как проверить слух грудничка?

Если вы переживаете, слышит ли ваш новорожденный или нет, попробуйте сами проверить его слух. Лучше всего это делать на пятые сутки после родов.

Покашляйте рядом с ребенком, негромко хлопните в ладоши и обратите внимание на детскую реакцию (моргание или движения ручками). Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки. Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки

Еще один способ проверки – звучание незнакомых предметов, например, погремушки.

Консультация с педиатром необходима, если:

  • в две-три недели кроха не отвлекается на громкие звуки вблизи от него;
  • в возрасте одного месяца не поворачивает головку на шум;
  • не успокаивается в три месяца от вашего голоса;
  • в четыре месяца отсутствует звукоподражание;
  • в полгода у крохи нет гуления, лепетной речи.

Стоит еще раз отметить, что такие возрастные нормативы и способы реагирования младенцев достаточно условны и могут зависеть от индивидуальных особенностей ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: