Современные аспекты логопедии

Основы логопедии ведущий лектор ларина александра борисовна 2014 г. - презентация

Современные методы логопедии

Арт-терапия – это метод коррекционной работы, который предполагает использование искусства, чтобы достичь положительных изменений интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей.

Иными словами, это забота о душе через искусство, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом комфорте личности. В работе с детьми преимущественно используют изотерапию, игротерапию, песочную и сказкотерапию.

Изотерапия – самое популярное направление арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства. Часто изотерапию дополняют сказкотерапией и игротерапией.

Музыкотерапия – одно из эффективных коррекционных средств нарушений речи у детей дошкольного возраста. Часто дети с речевыми нарушениями могут не контролировать свое дыхание, расходовать его нерационально в процессе высказывания, быстро говорят на вдохе. Имеют слабо развитое ритмическое чувство и слуховое восприятие, интонационную, ритмическую и мелодическую стороны речи.

К инновационным приемам музыкотерапии относят:

  • прослушивание классических произведений симфонического оркестра, что позволяет изменять частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга, воздействуя на организм на уровне биорезонанса;
  • пропевание гласных звуков и нот на диафрагмальном дыхании – помогает развивать дыхательный аппарат, способствует звукообразованию. Методика базируется на взаимосвязи голоса, акустических вибраций и нервных центров;
  • звуковые игры с согласными звуками – помогают в автоматизации звуков, совершенствовании дыхательной функции;
  • двигательные ритмические упражнения, танцы, сопровождающиеся пением.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, которые осуществляются с целью логопедической коррекции.

Логоритмика позволяет развивать оптико-пространственные и слуховые функции, праксис, тактильный гнозис, познавательные и творческие способности, музыкально-ритмическое чувство, корректирует эмоционально-волевую сферу и речевую функциональную систему.

Тестопластика – это упражнения, помогающие развивать тонкие дифференцированные движения, координацию, тактильные ощущения, необходимые при работе с детьми с нарушенным речевым развитием. Систематическая тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка, особенно развитие речи.

Продуктивная деятельность выступает в качестве специфического, образного средства познания действительности, в связи с чем большое значение имеет для умственного развития детей. Умственное развитие в свою очередь связано с развитием речи. Также работа с пластичным тестом успокаивает и снимает напряжение, позволяя вести себя естественно и непринужденно.

Иппотерапия – это психотерапевтическое лечение, основанное на взаимодействии с лошадьми.

Принципиальным ее отличием от других видов лечебной физкультуры является то, что при иппотерапии в работу включаются практически все группы мышц тела. При этом этот процесс происходит на уровне рефлекса, так как сидя на лошади и двигаясь совместно с ней, дети на протяжении всего сеанса иппотерапии инстинктивно стараются сохранять равновесие, что и побуждает каждую мышцу к активной работе.

Классификация нарушений речи

В практике отечественной логопедии применяются две классификации нарушений речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая  классификация является диагностическим инструментом. В основе этой классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности. В соответствии с клинико-педагогической классификаций все виды нарушений речи делятся на две группы:

  • нарушение устной речи — афония, дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия;
  • нарушения письменной речи — дислексия, алексия, дисграфия, агрофия, дизорфография.

Данная классификация объединяет психолого-лингвистические и клинические критерии, которые ориентированы в первую очередь на характеристику вариативных проявлений различных речевых расстройств.

Психолого-педагогическая классификация применяется только к детскому возрасту, её назначение — комплектование логопедических групп с учётом сходной симптоматики речевых нарушений. В этой классификации представлены две группы. К первой группе относятся нарушения средств общения (языковые расстройства):

  • фонетическое недоразвитие речи (дислалия, ринолалия, дизартрия),
  • фонетико-фонематическое  недоразвитие (дислалия, ринолалия, дизартрия),
  • общее недоразвитие речи (алалия).

Ко второй группе относятся нарушения в применении средств общения (коммуникативные расстройства) — заикание.

История логопедии

Платон и Аристотель

Зарождение и развитие логопедии, как педагогической науки, пришлось на начало XX века. Предпосылки выделения логопедии в самостоятельную науку существовали и ранее

Философы и врачеватели ещё в Древней Греции и Древнем Риме поднимали вопрос о важности правильного воспитания речи (Аристотель, Демосфен, Гиппократ, Платон и другие). В странах Востока и Византии существовали целые трактаты о болезнях речи и их лечении (Орибадий, Ибн Сина)

В странах Западной Европы отношение к правильности речи возникло в эпоху Возрождения (Томас Мор, Франсуа Рабле и другие). Формирование речи педагоги, философы и врачи стали рассматривать во взаимосвязи с развитием ума, выделяя и описывая различия, которые были характерны как для сохранного, так и нарушенного состояния речи. В это же время появились первые выводы о важности речи для полноценной жизни и деятельности человека, были выделены этапы и закономерности развития речи ребёнка, написаны первые обоснованные и структурированные рекомендации методического характера. К концу XIX столетия благодаря исследованиям зарубежных и отечественных учёных сложились предпосылки для понимания логопедии как самостоятельной науки (М. Мюллер, В. Ф. Олтушевский, К. Вернике и другие). Учёными была определена взаимосвязь между нарушениями отдельных участков головного мозга и различными патологиями, в том числе патологиями речевой деятельности, а так же определены основные пути работы с такими пациентами.

Лев Семёнович Выготский 1896—1934 годы

На рубеже XIX — XX веков в работах многих учёных доказывается важность для диагностики сбора подробного анамнеза, в том числе и на изучение расстройств речи. В это же время активно развивается психология, появляются работы по психологии детского возраста, которые начинают применять в педагогике.. Научные исследования М. В. Богданова-Березовского, С. М. Доброгаева, Г. Д. Неткачева и других учёных дают возможность для развития отечественной логопедии в начале XX века

Позже труды Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, П. П. Кащенко и других учёных заложили основу для становления логопедии как междисциплинарной науки, охватывающей области разных нарушений речи у детей и взрослых. Расцвет отечественной логопедии приходится на середину XX века. В это время создали и обосновали научную классификацию речевых нарушений, определили глобальные психолого-педагогические и нейропсихологические подходы к устранению недостатков речи, выявили внешние и внутренние проявления в структуре речевых дефектов, установили взаимосвязь первичных и последующих проявлений нарушений письменной и устной речи.

Научные исследования М. В. Богданова-Березовского, С. М. Доброгаева, Г. Д. Неткачева и других учёных дают возможность для развития отечественной логопедии в начале XX века. Позже труды Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, П. П. Кащенко и других учёных заложили основу для становления логопедии как междисциплинарной науки, охватывающей области разных нарушений речи у детей и взрослых. Расцвет отечественной логопедии приходится на середину XX века. В это время создали и обосновали научную классификацию речевых нарушений, определили глобальные психолого-педагогические и нейропсихологические подходы к устранению недостатков речи, выявили внешние и внутренние проявления в структуре речевых дефектов, установили взаимосвязь первичных и последующих проявлений нарушений письменной и устной речи.

Современная логопедия занимает важное место в системе педагогических наук и рассматривается как неотъемлемая часть специальной педагогики.

Повышение оригинальности

Контрольные вопросы 1. Поясните сущность явления вязкого трения. Какова природа сил внутреннего трения жидкости? Вязкость или внутреннее трение – свойство текучих тел (жидкостей и газов) оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. Это явление определяет диссипацию (поглощение) энергии при деформации среды. При деформации сдвига вязкость называют сдвиговой. При деформации объема (всестороннее сжатие) проявляется объемная вязкость. В данном случае мы будем касаться только вопроса сдвиговой вязкости. Суть явления состоит в том, что движущиеся слои газа или жидкости увлекают соседние слои и, наоборот, неподвижные (или движущиеся с меньшей скоростью) тормозят более быстрые соседние слои. Таким образом, между любыми соседними слоями рассматриваемой среды действуют силы внутреннего трения (или силы вязкости). Механизм возникновения этих сил заключается в переносе импульса (количества движения) от одного слоя к другому. 2. Что такое коэффициент динамической вязкости? В каких единицах измеряется величина вязкости в системе СИ?

Коэффициентом динамической вязкости называется величина, численно равная силе внутреннего трения, с которой один слой увлекает или тормозит другой слой жидкости при условии, что площадь соприкосновения слоев и градиент скорости . В системе СИ за единицу динамической вязкости принимают — вязкость такой среды, в которой один слой увлекает или тормозит другой с силой в , если площадь соприкосновения слоев и градиент скорости .

3. Какие силы действуют на тело, движущееся в жидкости?

На тело, погруженное в жидкость и остающееся в равновесии на плаву действуют две силы: сила тяжести и равная ей выталкивающая сила (и равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) . На тело, погруженное в жидкость и тонущее действуют три силы: сила тяжести, неравная ей (меньше) выталкивающая сила (равная весу жидкости, вытесненной погруженным объёмом тела) , а также сила трения при движении, в значительной степени зависящая от скорости погружения и вязкости жидкости. На тело, погруженное в жидкость и лежащее плотно на дне, действуют три силы: сила тяжести, неравная ей выталкивающая сила, и сила реакции со стороны дна. В данном случае выталкивающая сила уменьшается на величину, равную весу жидкости, занимаемому той частью объёма тела, под которой нет воды

4. Дайте определение ламинарного и турбулентного течения жидкости.

Турбулентным называется такое течение жидкости, при котором её частицы совершают неустановившееся и неупорядоченные движения по сложным траекториям, приводящим к перемешиванию слоёв. Ламинарное – это упорядоченное течение жидкости, при котором траектории движения соседних частиц мало отличаются друг от друга.

5. Запишите формулу Стокса и укажите условия ее применимости.

Для тел сферической формы модуль силы вязкого трения определяется формулой Стокса (1) где r – радиус шарика; V – скорость его движения относительно жидкости

Важно отметить, что формула (1) справедлива только в случае ламинарного течения жидкости относительно шарика (скорость движения шарика должна быть небольшой), а жидкость по всем направлениям простирается безгранично, т.е. размеры сосуда, в котором находится жидкость, должны быть много больше по сравнению с размерами шарика

6. Определите величину силы трения, действующей на стальной шарик диаметром 3 мм, падающий со скоростью 0,75 м/с в жидкости с коэффициентом вязкости 1,5 Па.с. F=6*3.14*1.5*0.003*0. 5=0.063

7. Почему шарик в начале движения ускоряется, а затем движется равномерно? Что такое градиент скорости? В начале движения шарика движение будет ускоренным за счет ускорения свободного падения. С ростом скорости растет и сила сопротивления, а ускорение шарика уменьшается. Наступает такой момент, когда действующие на шарик силы уравновесятся, ускорение станет равным нулю, а движение шарика — равномерным на участке L. Градиент скорости – это изменение скорости двух слоёв жидкости dV на расстоянии между слоями dX.

8. Запишите рабочую формулу, объясните условия её применения и причину начала измерения времени не от поверхности жидкости.

Верхняя метка помещена на несколько сантиметров ниже верхнего уровня жидкости для выполнения условия равномерного движения шарика в жидкости. 9. Перечислить основные источники погрешностей измерений, проводимых в данной работе.

Логопедические занятия в начальной школе

Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основные направления работы:

· Коррекция произношения

· Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова

· Обогащение лексического запаса

· Овладение грамматическими категориями

· Развитие связной речи

· Коррекция произношения:

· Артикуляционный массаж

· Артикуляционная гимнастика

· Постановка звука

· Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах

· Дифференциация смешиваемых звуков

Развитие навыков звукового анализа:

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза – основа грамотного письма и чтения. Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности, выделить место каждого звука в слове.

Слоговой анализ:

Тесно связана со звуко–буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных слогов, составление слов из различных слогов и др.

Словарная работа:

Важно привлечь внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования, различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова

Развитие грамматического строя речи:

Задачами данного раздела коррекционной работы являются следующие:

· учить детей правильно строить простые и сложные предложения,

· наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях,

· распространять предложениями второстепенными и однородными членами.

В процессе обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).

Развитие связной речи:

Развитие связной речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе, сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций, упражнений на развитие выразительности речи.

Предупреждение и исправление ошибок письма и чтения:

Все виды работ, описанные выше, направлены на предупреждение и исправление ошибок письма и чтения, но в работе используются и специфические логопедические упражнения. Например, работа со слоговыми таблицами различной сложности, чтение с рамкой, чтение с повтором, чтение «елочкой», составление слов из букв разрезной азбуки, вставление нужной буквы, исправление ошибок в тексте и др.

Развитие зрительно-моторной координации:

Очень важный этап коррекционной работы – это развитие зрительно – моторной координации, т.е. совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико – пространственным признакам букв.

Связь логопеда с родителями

Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы)

Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных и подгрупповых занятий)

Домашние задания (артикуляционная гимнастика, закрепление правильного произношения в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах).

Логопедия как наука. Определение, предмет и объект логопедии. Задачи логопедии как науки. Связь логопедии с другими науками

Логопедия

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы.Предмет логопедии — нарушение речи и процесс воспитания людей с ТНР. Объект изучения- человек. Структура логопедии — дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых. Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Задачи науки:Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях. Определение симптомов и степеней речевых нарушений.Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека.Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений.Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии. Изучений этиологий речевых нарушений. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Различают внутрисистемные и межсистемные, связи: К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро-патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога

Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы выбора профиля специального учреждения. Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой

Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Упражнения для коррекции дефектов в логопедии

Занятия с логопедом направлены на разработку артикуляционного аппарата и дыхательной системы ребенка.

Гимнастика дыхательных путей учит правильно дышать через нос и рот, а также тренирует задерживать дыхание на несколько секунд.

Чтобы занятия не утомляли детей их выполняют в игровой форме. Например, игра «Кораблики». Ее суть в том, что ребенок дует на кораблик, находящийся в воде воздухом пододвигая его к краю емкости. Таких игр в логопедии огромное количество.

Гимнастика артикуляционного аппарата состоит в следующем: 

  • разминка нижней челюсти;
  • разминка щек;
  • разминка губ;
  • зарядка для языка;
  • зарядка для неба.

Упражнения проводят в стихотворной форме с задействованием мимики лица. Делая акцент на том, какие звуки ставятся первыми и на правильное ударение в словах.

Су-Джок терапия

Терапевтический метод применяется для коррекции речевых отклонений. Его цель – нормализация тонуса мышц. Благодаря воздействию на мышцы активизируется работа головного мозга, а именно центров, отвечающих за речь.

Специальное кольцо с массажными шариками одевается на большой палец руки. Легкими движениями массажируют сначала весь палец, а потом активно воздействуют на его ногтевую область до появления покраснения.

Более подробно – https://rechudetey.ru/razvivayushhie-igry/su-dzhok.html

Терапия особенно полезна для детей с диагнозом дизартрия. Потому что у этой категории расстройства речи связаны с неправильной работой головного мозга.

https://youtube.com/watch?v=m5-PdapxHU0

Post Views: 2 258

История возникновения

Впервые упоминание о коррекции речевых способностей появилось в XVII веке. В сурдопедагогике того времени не учитывались плохо слышащие или с полным отсутствием слуха лица.

Как самостоятельная дисциплина логопедия сформировалась к концу XIX века. До первой половины XX века наука была в упрощенной форме. Дефекты речи рассматривались, как признаки недостаточного формирования или расстройства в работе артикуляционного аппарата. Диагностические мероприятия проводились с медицинской точки зрения.

После ряда исследовательских работ научное направление логопедии получило более широкий смысл. Ее стали связывать напрямую с педагогикой.

Современная логопедия имеет такие же общие принципы, как и дефектология. Более подробно про дефектологию можно узнать тут. Помимо этого, она тесно связана с другими науками (психология, языкознание, физиология).

Связь логопедии с другими науками

Логопедия взаимосвязана со многими науками. Чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой разных нарушений речи, всесторонне влиять на личность, нужно знать симптомы нарушений речи, их этиологию, механизмы, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Принято различать внутрисистемные и межсистемные связи логопедии:

  • Внутрисистемные связи включают связис педагогикой, разными отраслями специальной педагогики, а также методиками обучения родному языку, математике, логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
  • Межсистемные связи включают связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

В логопедии используются знания общей анатомии, физиологии и нейрофизиологии о речевых механизмах, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, которые участвуют в речевой деятельности.

Логопедия тесно взаимосвязана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией.

Многие речевые нарушения тесно связаны с органическими поражениями ЦНС, диагностировать их можно только благодаря совместным усилиям логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.

Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики

Тема: Дошкольная логопедагогика как наука

Предмет Развитие и формирование речи ребенка при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного педагогического процесса. В структуру педагогического процесса входят: субъект, объект, содержание, логопедическая диагностика, критерии эффективности логопедического воздействия.
Субъект Дети, имеющие нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на раннем этапе онтогенеза речевых, психологических или физиологических ее механизмов, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылок интеллекта.
Задачи 1. Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. 2. Разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте. 3. Определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи. 4. Разработка программ, создание дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений, составление рекомендаций для ДОУ и родителей.
Принципы 1. Принцип развития (опора на зону ближайшего развития, ведущую деятельность, последовательность появления форм и функций речи). 2. Принцип системного подхода (речь является сложной функциональной системой, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, поэтому коррекционное воздействие должно оказываться на все стороны речевой системы). 3. Связь речи с другими сторонами психического развития (речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом). 4. Принцип комплексности (устранение речевых нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер). 5. Принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена). 6. Дидактические принципы (наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.)
Методы 1.Организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный). 2.Эмпирические (психодиагностические, биографический, наблюдение, эксперимент и др.). 3. Количественный и качественный анализ результатов. 4. Интерпретационные.
Основные понятия Нарушения речи, расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.
Взаимосвязь с другими отраслями науки Логопедагогика – это дидактический аспект логопедии, которая является частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и связана с медико-биологическими, лингвистическими отраслями науки, различными разделами специальной педагогики и психологии, частными методиками.

В основе логопедагогики лежат следующие положения:

— овладение языковыми формами, речью, навыками обучения происходит в деятельности, в процессе которой возникает и развивается потребность в общении;

— социальная среда и общение – факторы, определяющие интенсивность речевого развития;

— необходимость обучения детей специальным приемам организации речевого

общения для реализации коммуникативного подхода к развитию речи;

— развитие и коррекция речи являются средствами умственного воспитания.

Понятия ЗРР и ОНР в логопедии

Задержка речевого развития //rechudetey.ru/narushenie-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-zrr.html, характерна для детей, не достигших 4 летнего возраста. Уровень развития речевых способностей ребенка с таким диагнозом заметно отстает от сверстников. При своевременном обращении к логопеду отклонение успешно устраняется.

ОНР – общее недоразвитие речи. Понятие включает в себя разносторонние патологии в речевом развитии ребенка (лексические, грамматические, фонетические и другие ошибки в произношении и формулировке слов и предложений).

ОНР может наблюдаться при алалии, дизартирии и т.д. В логопедии ОНР разделяют на 4 уровня, которые определяются степенью отклонений от нормы. Представлено в таблице:

Уровни ОНР

Характеристика

1 уровень

  • словарный запас ограниченный;
  • импрессивная речь нарушена;
  • грамматические нарушения;
  • неправильная слоговая структура слов;
  • нарушения звукопроизношения (сигматизм). Например, замена шипящих звуков свистящими;

2 уровень

  • безграмотная фразовая речь;
  • произношение звуков частично нарушено;
  • фонематическое восприятие на низком уровне;
  • отсутствие навыка составления слов.

3 уровень

  • проблемная фразовая речь;
  • экспрессивная речь плохо развита;
  • ошибочное согласование слов;
  • ошибки в произношении основных звуков;
  • неправильное составление простых предложений.

4 уровень

  • звукопроизношение нарушено;
  • экспрессивная речь на слабом уровне развития;
  • импрессивная речь слабо развита;
  • словарный запас значительно выше, чем в первых трех уровнях.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Представленное разделение необходимо логопеду для правильной постановки диагноза и последующего лечения.

Классификация патологий речевых способностей

В логопедии выделяют 2 основных классификации речевых отклонений:

  1. Клинико-педагогическая.
  2. Психолого-педагогическая.

Обе классификации верны и полностью согласованы между собой.

Клинико-педагогическая классификация

Рассматривает проблему речевого расстройства с медицинской стороны. Разделяет все типы нарушений на 2 группы:

  1. Нарушения устной речи. К этой группе относятся:
  • дислалия (неправильная постановка звуков, нарушения фонетического слуха). Проявляется у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата;
  • ринолалия (неправильное произношение звуков, нарушение тембра голоса). Проявляется у детей с врожденными патологиями строения речевого аппарата;
  • дизартрия (неправильное произношение речи, нарушение фонематического восприятия и фонематического слуха). Возникает у детей, получивших травму головного мозга или ЦНС;
  • дисфония (отсутствие голоса или слабая сила голоса и тембра). Возникает при различных поражениях голосового аппарата;
  • заикание (нарушение ритмики и темпа постановки речи). Возникает из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
  • брадилалия (темп речи слишком медленный);
  • тахилалия (ускоренный темп речи);
  • Также в устной речи выделяют структурно-семантический вариант нарушений:
  • алалия (одновременное недоразвитие всех составляющих речи или полное ее отсутствие). Возникает во время беременности матери или при врожденных патологиях ЦНС;
  • афазия (полная потеря речевых навыков). Возникает из-за патологий головного мозга.

2. Нарушения письменной речи. Сюда входят:

  • дислексия (расстройство чтения). Возникает при нормальном зрении и интеллекте. Ребенок не способен распознавать некоторые буквы и произносить их;
  • дисграфия (расстройство письма). Ребенок путает буквы в словах при написании.

Схематически клинико-педагогическая классификация выглядит так:

Психолого-педагогическая классификация

В логопедии чаще всего применяется именно эта классификация. Данная разработка принадлежит Р.Е. Левиной. В ее основе лежат методы коррекции речевых дефектов.

  1. Патологии формирования (возникают в процессе недостаточного развития речи или его слишком медленного темпа)
  • фонетико-фонологическое;
  • общее нарушение речи.

2. Нарушения применения (возникают из-за проблем с функционированием речевого аппарата без механических повреждений)

  • заикание;
  • патологии без судорог.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Для современной трактовки патологии характерно такое утверждение: расстройство речи – это системное нарушение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: