Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Логопедическая диагностика: критерии и методики

Компоненты логопедического обследования

Принимая в качестве основной цели логопедической диагностики выявление речевых нарушений, определение их характера, степени выраженности и анализ, какие компоненты речевой и языковой системы они затрагивают, необходимо выделить ряд компонентов обследования и их иерархическую структуру (Таблица 1).

Первый компонент – дискурс-анализ, имеющий прагматическую направленность, нацеленный на исследование: какие языковые знаки и каким образом ребенок использует в ходе реального общения. При этом считается, что в ситуации общения «ребенок-ребенок» могут быть получены более достоверные результаты, чем в ситуации общения «ребенок-взрослый», поскольку последняя часто имеет формализованный характер, ограничивающий процесс общения со стороны ребенка, особенно в условиях учебного взаимодействия, коим, по сути дела, и является обследование.

В рамках дискурс-анализа исследуется не только практическое употребление лингвистических единиц, но также паралингвистических и экстралингвистических знаков, составляющих неотделимую часть средств коммуникации.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что каждый из выделенных компонентов не имеет четко очерченных временных или каких-либо еще границ. Поскольку весь процесс обследования представляет собой коммуникативное взаимодействие «ребенок – учитель-логопед», постольку анализируются продукты данного общения

Условно выделяется следующий компонент обследования – углубленное обследование отдельных сторон речи и языковых средств. Данный компонент реализуется только в том случае, если в процессе дискурс-анализа были отмечены те или иные недостатки. Исключением является обследование фонематического восприятия в предшкольном периоде, которое должно обследоваться НЕЗАВИСИМО от результатов дискурс анализа как фактор риска нарушений чтения и письма в школе.

Углубленное обследование проводится на специально отобранном материале в ходе выполнения ребенком тех или иных заданий. Важным условием является необходимость учета фоновых наблюдений за результатами выполнения данных заданий. Поясним, что имеется в виду на конкретных примерах. Например, при обследовании словарного запаса ребенка, учитывается характер звукопроизношения, особенностей слоговой структуры слова и т.д

При обследовании грамматического строя речи обращается внимание на адекватность использования лексических единиц, сформированности звукопроизносительных навыков и проч. Таким образом учитель-логопед имеет достаточно широкий набор речевого материала, что служит основанием для объективного анализа уровня сформированности отдельных сторон речи ребенка

Наличие ограничений в номенклатуре языковых единиц или способах их использования в процессе общения требует дальнейшего обследования уже на уровне выявления сохранной/неполноценной языковой способности. Данный компонент обследования принципиально важен при обследовании детей с неполным двуязычием, для определения наличия речевой патологии, для дифференциации социальных форм недоразвития речи, выявления групп детей с темповыми задержками речевого развития.

Спецификой организации данного компонента является обучающий эксперимент, в рамках которого выявляется степень обучаемости ребенка тем или иным языковым явлениям, например, грамматическим моделям.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение («мычание телёнка») или («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Скачать
«Обследование ребенка 4-5 лет»

Также по теме:

Ориентировочный этап

Анамнез собирают через беседу с родителями, касающуюся перенатального, натального и постнатального развития ребенка. Выясняют как протекала беременность, какие заболевания перенесла мать, страдают ли родители от наследственных заболеваний, какие вредные воздействия имели место во время беременности.

Отмечают как протекали роды, состояние ребенка в первые дни после родов, какие заболевания были перенесены ребенком, особенности раннего развития.

Помимо беседы может быть проведено анкетирование родителей, так же им может быть выдан опросник, который они вдумчиво заполнят дома, вспоминая определенные моменты развития детей. Помимо ответов родителей, логопед обязательно должен изучить специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невролога, педиатра, ЛОРа, хирурга и других.

Так же беседы проводятся с детьми-дошкольниками, в их ходе составляется первичная картина расстройства речи.

Дифференцировочный этап

Неоспорим тот факт, что речевая деятельность формируется в зависимости от взаимодействия целого ряда факторов:

  • когнитивные процессы;
  • сохранность речедвигательной сферы;
  • сохранность слухового и зрительного гнозиса.

Чтобы изучить когнитивные процессы применяют методики обследования мышления:

  • доски Сегена в различных вариантах;
  • сбор пирамидок и матрешек, конструкторов;
  • игра «четвертый лишний», загадки, лабиринты, нелепицы;
  • простейшие математические задания.

Обследование речедвигательной сферы состоит из:

  • обследования мимической мускулатуры;
  • обследования состояния моторики артикуляционного аппарата;
  • обследования произвольной моторики пальцев на руках;
  • обследования развития общей моторики.

Один из наиболее значимых факторов речевого развития – полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальной работой слухового анализатора.

Даже в ситуации незначительного снижения слуха, сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что в детском возрасте обуславливает формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это вызывает недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи. Минимальные слуховые нарушения очень сложно диагностировать своевременно, так как ребенок в процессе коммуникации слышит речь окружающих достаточно четко

При этом родители и специалисты обращают внимание на задержку темпа развития речи, невнятную и нечеткую дикцию, бедность словарного запаса и аграмматизмы

В процессе речевого обследования, логопед подмечает наличие специфических ошибок, типичных для детей, имеющих минимальное снижение слуха:

  • неустойчивые замены и смешение звуков, включая и те, которые не встречаются у детей, имеющих нормальный слух (м-б, н-д, х-с, к-т);
  • раздельное произношение звуков, являющихся аффрикантами (тсыпленок);
  • неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;
  • оглушение звонких звуков и озвончение глухих вне зависимости от позиции в слове;
  • нарушение слогоритмического рисунка и звукового наполнения слов;
  • неправильное выделение ударного слога в простых словах, знакомых ребенку;
  • трудности при восприятии безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

Иными словами, логопедическая диагностика представляет собой важное средство определения вида речевого нарушения, его причин, помогает определить, может ли ребенок учиться в обычно классе, или ему необходимы специализированные логопедические условия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: