Марионилла кольцова — ребенок учится говорить

Проект «коррекция нарушений устной речи у младших школьников»

Что такое мелкая моторика.

Моторика – система двигательных реакций человека или животного.

Мелкая моторика – система двигательных реакций пальцев рук.

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система моторных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

Диагностика

Всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы выявить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.

Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:

  • анализирует письменные работы на типичные ошибки;
  • изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
  • исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
  • оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
  • проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.

Все наблюдения заносятся в протокол, в конце которого составляется логопедическое заключение.

Проявления перфекционизма

Существуют значимые признаки перфекционизма, которые позволяют выявить его на ранней стадии. Если вы заметите у своего ребенка следующие проявления, то их легко можно предупредить. Во взрослом состоянии бороться с перфекционизмом становится значительно сложнее.

Стремление к идеалу

Желание все делать на пять с плюсом происходит из детства. Когда родители постоянно требуют от любимого чада беспрекословного подчинения, того, чтобы он учился лучше одноклассников, загружают его всевозможными кружками и секциями, перфекционизм развивается очень быстро. Ребенок очень скоро начинает понимать, что родителя радуют его успехи и старается его не разочаровывать. При этом маленький мальчик или девочка может и не осознавать того, зачем конкретно ему нужны все эти достижения. Погоня за ускользающим идеалом становится целью, а не средством. Малыш еще не в состоянии понять того, что подменяет собственные успехи ожиданиями родителей. Став взрослым, такой человек будет всеми силами стремиться оправдать ожидания начальника, беспрекословно выполнять все требования.
В качестве идеала могут выступать любые социальные установки и требования. Многие, к сожалению, так и не догадываются о том, что идеалы мнимы и опустошают душу.

Неудачи подрывают веру в себя

Для перфекциониста крайне важно выполнять все правильно. Для него большое значение имеет оценка общества

Социальное одобрение заставляет его прикладывать значительные усилия, переступать через собственные желания и потребности. Малейшая неудача способна выбить из колеи, заставляет сомневаться в себе.
Удивительно, но достигнув успеха, такая личность продолжает ожидать от социума одобрения. Если этого не происходит, она впадает в уныние и сомневается в своих возможностях.

Высокие требования к себе

Если для большинства людей достижения являются желаемой целью, то на перфекциониста они действуют разрушительно. Чем большего он достигает, тем более высокие требования предъявляет к себе в дальнейшем

Перфекционизм не дает возможности остановиться и осознать, что желаемое уже находится в руках.
Такие люди не умеют радоваться своим победам, а обращают внимание только на неудачи и поражения. Высокие требования перфекциониста порой настолько далеки от реальности, что кажутся недосягаемыми и невыполнимыми

Если у перфекциониста не получается чего-то достичь с первого раза, он разочаровывается в себе.

Симптомы и диагнозы речевых нарушений

Речевое развитие ребенка очень динамичное. Поэтому диагноз, поставленный в карточке трехлетнего ребенка, к моменту поступления в школу часто бывает «устаревшим», теряет свою актуальность.

Поэтому диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста желательно проводить ежегодно, даже при видимом успехе развития речи.

Тем более когда родителей тревожат определенные симптомы, требуется обязательная консультация специалиста.

Какие симптомы могут свидетельствовать о логопедических нарушениях

Предлагаем таблицу с указанием на симптомы, под которыми может скрываться логопедический диагноз:

если ребенок

это может быть

Не выговаривает отдельные звуки или группы звуков (слух, интеллект и речевой аппарат при этом норма) дислалия
Не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает разницы между звучаниями Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Кроме проблем со звукопроизношением и разрешением звуков:
  • поздно начал говорить (первые слова после 3 лет)
  • имеет ограниченный словарный запас
  • говорит однословными фразами
  • неправильно связывает слова в предложении, не согласовывает их по падежам, родам, числам
  • не может пересказать сюжет сказки, мультика
  • не может придумать рассказ по рисунку, адекватно выразить свои мысли
Общее недоразвитие речи (ОНР), имеющий три уровня:
  • ЗЦМ и уровня — язык почти отсутствует
  • ЗЦМ II-III уровня — нарушены определенные составляющие речи
если кроме того:
оторная алалия (поражение речевых зон коры головного мозга во время беременности или в первые месяцы жизни)
Сенсорная алалия (нарушено не только собственное вещание, но и его восприятие)
Афазия (нарушение речи вследствие поражений головного мозга  — кровоизлияний, черепно-мозговых травм и т.д.)
Имеет прерывание речи, говорит с паузами, повторами, имеет судорожные движения мышц лица и конечностей во время речи Заикание, логоневроз
Не имеет голоса (отсутствует исчез), хрипит, говорит шепотом, проблемы с глотанием, жеванием Дисфония (афония)
Говорит быстро до неразборчивости, говорит, пока хватает дыхания, усиленная жестикуляция Тахилалия (патологически ускоренный темп)
Говорит замедленно, растягивает слова, имеет монотонное речи, нечеткую артикуляцию Брадилалия (патологически замедленный темп)
Гнусавит («говорит в нос»), говорит непонятно, имеет искаженную произношение звуков, имеет или повышенный тонус мышц лица (мышцы все время напряжены) или снижен (рот открыт, течет слюна) ринолалия
Говорит нечленораздельно, как с «кашей во рту», ​​имеет монотонное речи, проблемы с глотанием или жеванием, слабую мимику лица дизартрия
  • пропускает отдельные слова, предложения, абзацы
  • заменяет звуки
  • читает по буквам
  • искажает склады в слове
  • не понимает прочитанный текст
Дислексия (трудности овладения навыками чтения)

При письме:

  • не может определить последовательность звуков
  • не может соотнести звук с буквой
  • пропускает или заменяет буквы, слоги
  • не учитывает пунктуацию
  • путает буквы, сходные по написанию
  • не дописывает буквы, слоги
  • вставляет лишние буквы
  • пишет слова вместе или наоборот делит слово наугад
  • пишет зеркально
Дисграфия (трудности овладения навыками письма)

Однако логопедический диагноз нельзя ставить «на глаз», по одному критерию. Часто речевые диагнозы схожи по признакам с диагнозами:

  • нарушения умственного развития
  • нарушение слуха
  • расстройства аутистического спектра.

Например, диагноз «алалия» часто внешне трудно дифференцировать от «умственной отсталости» или «нарушение слуха».

Кроме того, тот или иной речевой расстройство может иметь тяжелее или легче степень, различные формы (дизартрия имеет не менее 7 форм!).

https://youtube.com/watch?v=kHWaiVWDKg0

Степени и формы речевых нарушений различаются и по симптоматике

Поэтому важно осуществить профессиональное обследование на логопункта или в поликлинике

Если к поступлению в школу этого не сделают родители, в установленном порядке обследует всех учеников начальной школы логопед городского или районного логопункта. Это происходит в первый месяц учебного года. Сообщая результаты обследования родителям, логопед также:

  • дает рекомендации по коррекции нарушения
  • прогнозирует потенциал речевого развития при условии коррекции и без нее
  • при необходимости направляет ребенка к другим специалистам.

Виды

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные. 

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания. 

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби), 
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа), 
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД), 
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина), 
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер). 

При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.

<<Форма демодоступа>>

Оптическая

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Аграмматическая

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист». 

Артикуляторно-акустическая

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом». 

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

 Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

Чем же может помочь учитель?

     На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, «зашумляет» информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

     Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

     Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации — больше читать и писать.

     И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктаны, чтение больших текстов.

     Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Вы можете посоветовать родителям или сами давать на уроке упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р — л, с-ш и т.д.

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

http://logoped18.ru/

Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и уровня развития речи.

Констатирующий эксперимент.

Для достижения поставленной цели нам нужно было посмотреть, действительно ли у учащихся с речевыми нарушениями имеются нарушения мелкой моторики. Для этого мы сформировали группу учащихся (первых классов) из 12 человек. Группа – состояла из учащихся с речевыми нарушениями

Для исследования состояния мелкой моторики нами использовался следующий комплекс упражнений:

1. Определение ведущей руки.

2. Выполнение пробы Хэда: «Покажи правой рукой левое ухо», предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.

3. Оптико-кинестетическая организация движений: а) Соединить первый и второй пальцы в виде кольца.

б) Вытянуть второй и третий пальцы, затем второй и пятый (остальные пальцы при этом согнуты).

4. Динамическая организация движений пальцев: а) Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5 пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала медленно, затем в более быстром темпе.

б) «Игра на рояле». Поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу(1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1), сначала правой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.

Результаты констатирующего эксперимента

В ходе исследования были получены следующие результаты: у двух учащихся группы ведущей рукой оказалась левая (16,6 %). При выполнении пробы Хэда приходилось по нескольку раз повторять инструкцию т. к. у учащихся не сформированы пространственные представления, представления о схеме тела (направления: вправо, влево и т. п. ). С этим заданием не справилось 59,1 % (7 учеников).

При выполнении 3 и 4 задания, где можно проследить уровень сформированности мелкой моторики, все ребята данной группы встретились с трудностями. С третьим заданием (а) не справилось 5 учеников (41,5 %). В связи с тем, что у них не развита мелкая моторика, детям было трудно соединить первый и второй пальцы в виде кольца. Из-за повышенного тонуса пальцев рук 83% (10 человек) учащихся не удалось выполнить третье задание (б).

С четвертым заданием (а) справилось всего 24,9 % (3 ученика), следовательно, не справилось 75,1 % (9 учеников). И с последним заданием справилось всего 8,3 % 9 (1 ученик), а не справилось 91,7 % (11 учеников).

Мы можем отметить, что к числу справившихся с заданием относились дети, которые хоть частично, даже если не с первого раза, но справились с задание.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что у учащихся с речевыми нарушениями имеются и нарушения мелкой моторики.

Что такое речь.

«Чрезвычайная прибавка на уровне человека», так великий русский физиолог И. П. Павлов назвал способность человека к речи и отвлечённому мышлению.

Прежде всего, благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. Эту роль речи очень образно охарактеризовал М. В. Ломоносов: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не токмо лишены мы были согласного общего дел течения, которое соединением разных мыслей управляет, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням!»

Речь помогает нам и в познании окружающего мира. В общественной практике благодаря слову возникли общие понятия времени, пространства, причинности и т. д. Это дало человеку возможность понять сущность явлений природы, разобраться в событиях общественной жизни, позволило создать науку.

Очень рано ознакомление с окружающим миром у малышей начинает осуществляться посредствам слова. Животное, наоборот, может научиться чему-нибудь лишь на основе того, что оно видело, слышало, чувствовало, много раз проделало.

Такой путь проходит и ребенок, знакомясь с окружающим миром. Совсем как обезьянка, он ищет те действия, которые помогут достигнуть цели, и отбрасывает неудачные.

Однако очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи.

Речевые нарушения – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д. ) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Воспитание ребят, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности, как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей и педагоги отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их бывает трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований.

Анализируя специальную литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что для полноценного развития личности, необходимо, чтобы ребенок своевременно и достаточно хорошо овладел речью.

Публикация «Развивая речь детей, формируем взаимоотношения маленького человека с окружающим миром» размещена в разделах

  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Темочки

Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств.

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения.

Несмотря на то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. Именно овладение основами речевого общения дает толчок развитию.

Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Вопросам развития речи детей раннего возраста в условиях общественного воспитания уделяется недостаточно внимания

Вопросам развития речи детей раннего возраста в условиях общественного воспитания уделяется недостаточно внимания.

С каждым годом медицинскими работниками, психологами, педагогами так же отмечается увеличение задержки речевого развития, различных патологий речи, а практических рекомендаций, комплексных методик работы с маленькими детьми по формированию и развитию их речи недостаточно.

Имея тридцатилетний опыт работы воспитателем, методистом в детском саду, я не понаслышке знакома с этой проблемой и с уверенностью могу утверждать, что отставание речевого развития ведет к отставанию развития ребенка, вызывает трудности в дальнейшем обучении.

Детский сад развивает все способности и наклонности ребенка, а между последними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе воспитания в детском саду

В детском саду должна быть создана конкретная обстановка, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует впервые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало — помалу будет расти здание его представлений и знаний, а вместе с этим и речь. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в непосредственной зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и меры активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.

Воспитатель следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом, стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, состояния, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.

Воспитатели первых младших групп должны быть заинтересованы в повышении уровня развития речи у детей. Их задача: развивать активный словарь детей, формировать диалогическую (разговорную) речь, обучать рассказыванию (монологической) речи.

На данном этапе необходимо совершенствование предметного и глагольного словаря; совершенствование активного и пассивного словаря; обогащение словаря прилагательными, местоимениями, наречиями, предлогами.

Дети учатся составлять простые, элементарные фразы идет активное развитие диалогической речи.

Дети 2 лет должны уметь строить простые предложения, последовательно излагать какие-либо события.

Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности задержки речевого развития. Оно должно быть направлено на возможно более раннее коррекционно-воспитательное направление процесса обучения, ускорение темпа развития и преодоление отклонений в развитии.

Ставицкая Галина Михайловна,

Методист по инновациям

«Ясли сад №29 «Балдурен»,

Карагандинская область, город Сатпаев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: