Причины послушания. Насколько это опасно для будущего?
Милая девочка с бантиками, одетая так, как нравится маме, держится за мамину руку и старается идти с ней в ногу, иногда поглядывая на маму, чтобы убедиться, все ли она делает правильно. «Мама, а я послушная? А ты со мной дружишь? А ты меня любишь?» – привычные вопросы самой золотой девочки, маминой любимицы, маленького ангелочка. Для любого решения или поступка ей необходимо мамино одобрение, она никогда ничего не сделает без разрешения, и тем более, вопреки родителям.
Казалось бы, в чем проблема? Идеальный ребенок! Ну и пусть слушается, родители плохого не пожелают. Учиться будет хорошо, в дурную компанию не попадет, делом будет занят, а не ерундой всякой. Послушный ребенок – это очень удобно… для родителя! Это очень приятно… для мамы! Это же хорошо… для папы! А как своим золотым внучком гордится бабушка!..
А что же внучок? Что любит он сам – делать домашние задания, убираться в комнате или играть на фортепиано? Возможно, он просто любит быть хорошим, обожает похвалу и одобрение? Как за примерным поведением и отличным прилежанием рассмотреть самого ребенка? Чего он хочет, что предпочитает, что доставляет ему радость, что наполняет его, каковы его истинные желания? Мамина мечта стать пианисткой, бабушкина любовь к чистоте, папино стремление к отличной учебе… а где, собственно, ребенок?
Когда малыш не слушается, родители хватаются за голову, ищут причины, вникают в методики воспитания, читают педагогическую литературу. Если же ребенок послушный, все только радуются, расслабляются и пользуются случаем почить на воспитательских лаврах, ведь все идет как по маслу. Или нет?
У любого поведения есть свои причины, а дети ведут себя открыто, искренне проявляя свои врожденные свойства, и только от способа воспитания зависит, насколько данные свойства получат возможность развиться до окончания пубертата.
Послушание – это тоже проявление психологических особенностей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что так проявляет себя анальный вектор ребенка. Малыш получает наслаждение от похвалы. При сочетании со зрительными свойствами, желание «быть хорошим» становится еще более выразительным, замешанным на эмоциях.
Для анального малыша важно получить похвалу, для него это восстановление равновесия – ровного квадрата. Приложил усилия – получил признание, как награду его маленькой победы
Для него это означает, что трудился не зря, что его усилия не пропали даром, работа зачтена, оприходована и оценена на отлично. Только в таком случае можно приступать к следующему делу.
В комплекте же со зрительным вектором каждое отсутствие наслаждения – это горе вселенское, а каждая похвала – счастье невиданное. Любая эмоция переживается на самом пике амплитуде, отсюда же все вопросы о любви, дружбе, защите, моментальные слезы, если мама недовольна, или сияющая улыбка, когда он снова «стал хорошим мальчиком».
В послушании анально-зрительного ребенка как таковом нет ничего плохого. Так проявляется его миропонимание, характер, личность. Опасность здесь состоит в другом. Подобный ребенок очень удобный и соблазнительный объект для родительских манипуляций.
Ошибочно полагая, что похвала – безобидный стимул, мама с папой нередко принимаются спекулировать ею для получения желаемого поведения ребенка. В особенно печальных случаях прибавляются пугалки или угрозы в стиле «оставлю тебя здесь» или «дядя тебя заберет», которые наносят большой вред психике зрительного ребенка.
Привычное мамино «сделаешь вот это, тогда будешь хорошим» на самом деле не является воспитательным моментом для анально-зрительного малыша, но может сформировать комплекс хорошего мальчика, определяющий негативный жизненный сценарий уже взрослого человека.
Добавьте каплю радости
Но никакое послушание не сделает ребенка достойным человеком, если свои требования и просьбы родители будут преподносить со строгим лицом, а жизнь ребенка сведется только к выполнению бесчисленных требований.
Можно ли подчинение сочетать с радостью? Не только можно, но и нужно. Сообразительные малыши во всем стараются отыскать мотив игры, а мудрые взрослые этому способствуют.
Вам нужно, чтобы ребенок полил цветы? Предложите ему провести эксперимент. Дайте 2 лейки и попросите проверить, что лучше: поливать маленькой лейкой, но чаще носит воду, или принести один раз и полить из большой посуды?
Нужно застелить постель? Предложите сделать это наперегонки. Вы застилаете свою постель, а малыш – свою. Кто быстрее?
Таким образом, воспитывая умное послушание, вы действуете в 3 этапа:
- Воспитание воли: если сказал, значит, сделал.
- Формирование критического мышления: думаем, как и почему мы делаем.
- Сохраняем радость жизни: делаем, радуясь.
Такой способ подходит для взаимодействия с ребенком в возрасте до 10-12 лет, пока он не вступит в подростковый период. Далее родители от простого командования должны перейти к обсуждению и согласованию действий.
Что значит быть послушным?
Быть послушным – значит, выполнять требования и установки родителей или заменяющих их людей. Если ребенок слушается взрослых, он растет контролируемым и воспитуемым, умеет жить в рамках, установленных авторитетными взрослыми.
Например, вы попросили ребенка вымыть руки – он согласился с вами и выполнил вашу просьбу. Если нужно закончить игру и сделать уроки – малыш собрал игрушки и сел за книги. Вы просите подростка сходить в магазин за хлебом – он собрался и пошел.
Послушание это выполнение ребенком разумных требований родителей и педагогов в тех случаях, когда эти требования для него неинтересны или не очень приятны.
Если вы потакаете прихотям ребенка, разрешаете ему делать только то, что он хочет, о послушании не может быть и речи. Так вы укореняете в ребенке неприятные черты характера – капризность и избалованность.
Нужно ли, чтобы ребенок был послушным?
На этот вопрос можно ответить только положительно. Ребенок должен быть послушным, хотя с возрастом мера послушания должна изменяться соответствующим образом. Маленькие дети должны беспрекословно выполнять требования родителей, иначе взрослым будет сложно обеспечить их безопасность, развитие, социализацию и сохранить здоровье. Чем старше становится ребенок, тем чаще он должен руководствоваться собственными решениями.
Если вы сомневаетесь, нужно ли, чтобы ребенок был послушным, подумайте, для чего вам необходимо его послушание. Каким вы хотите видеть своего сына или дочь? Бездумно выполняющими любые ваши требования? Молчаливым и удобным? Или развитым, здоровым и самостоятельным?
Если вы выбрали последнее, то запомните: послушание не самоцель, а средство, инструмент, позволяющий воспитать в ребенке достойного человека.
К сожалению, большинство родителей стремятся вырастить детей, не прилагая моральных усилий, а детское послушание воспринимают, как способ воспитать малышей, которые не мешают, не усложняют жизнь.
У таких родителей вырастают безвольные дети, не умеющие действовать самостоятельно.
Из-за таких родителей у общества сформировалось настороженное отношение к детскому послушанию. Однако, вопреки устоявшемуся мнению, умное послушание не мешает ребенку быть самостоятельным.
Мудрые и веселые родители в состоянии выработать послушание, сохраняя при этом контакт с ребенком. Папа и мама помогают ему становиться взрослым, направляют, придают уверенность в себе и на своем примере показывают, что жизнь — это радость и счастье.
И между прочим, послушание, умение творчески подходить к решению жизненных задач и самостоятельность прекрасно сочетаются. Быть послушным – значит, быть дисциплинированным. Сначала ребенок должен выполнить требование родителей, и только после этого, если он не согласен с этим требованием, родители должны «сесть за стол переговоров» и обсудить с ребёнком, то, что его смутило в этой просьбе, например, объяснить ребенку почему именно надо мыть руки после прогулки. Так вы воспитываете не только послушного, но и думающего человека и вместе с этим сохраняете теплые отношения в семье. Разумное послушание – это понимание, почему родители выдвигают определенные требования. Вам ведь не нужен робот, беспрекословно выполняющий все ваши просьбы? По мере взросления ребенка объясняйте ему, на чем основаны ваши наставления, поясняйте свои действия. Постепенно подчинение сменится дружескими отношениями и взаимопониманием.