Особые образовательные потребности участников образовательного процесса в инклюзивном пространстве

Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения презентация

Содержание

  • Слайд 1

    Коррекционно-развивающая среда в детском саду для детей с нарушением зрения

  • Слайд 2

    Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
    В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья можно говорить о необходимости создания в ДОУ единой коррекционно-развивающей среды.
    Коррекционно-развивающая среда – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях.

  • Слайд 3

    Коррекционно-развивающая среда в ДОУ компенсирующего вида должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и решать задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением зрения.

  • Слайд 4

    В оформлении окружающей среды нужно соблюдать принцип доступности.Каждый ребенок играет,исходя из своих интересов и возможностей,занимается не по воле взрослого,а по собственному желанию.

  • Слайд 5

    Учитывая потребности детей с нарушением зрения находящихся на разных этапах лечения, педагоги проявляют творческий и креативный подход при организации коррекционно-развивающей среды. Коллектив детского сада находится в постоянном творческом поиске, так как идеальную коррекционно-развивающую среду создать невозможно, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям.
    Педагоги, считают необходимым и значимым формирование коррекционно-развивающей среды через разработку специальных пособий, которые будут соответствовать зрительным возможностям детей, помогать преодолевать недостатки зрительного восприятия в условиях зрительной депривации, развивать зрительно-моторную координацию, активизировать сохранные анализаторы, развивать пространственную ориентировку.

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Также игрушки-тренажеры способствуют развитию глазодвигательных функций

  • Слайд 8

    Тренажеры ,расположенные на стенах,также способствуют развитию глазодвигательных функций

  • Слайд 9

    Игры с макетами способствуют развитию глубины пространства

  • Слайд 10

    Нарушения зрительной системы огромный ущерб наносят формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка.Организовавать педагогический процесс ,чтобы ребенок играл и развивался одновременно –задача сложная.Но развивать зрение ребенка и психические процессы можно через знакомство с развивающими играми.

  • Слайд 11

    Игра «Геоконт».В результате этой игры ребенок осваивает величину,формуцвет,также у ребенка развивается не только моторика кисти и пальчиков,но и зрительное восприятие в целом .

  • Слайд 12

    «Квадрат Воскобовича»(игровой квадрат)представляет собой 32 жестких треугольника ,наклееных на гибкую основу с 2-х сторон на некотором расстоянии друг от друга,благодаря этому квадрат трансформируется.Предназначен для развития пространственного воображения,восприятия цвета и моторики рук.

  • Слайд 13

    Игра «Лабиринт» также развивает зрение,этот плакат с игрой может висеть в отдельном уголке,либо можно использовать на занятии с каждым ребенком индивидуально.

  • Слайд 14

    Таким образом,в коррекционных группах должна быть создана благоприятная комфортная обстановка, способствующая процессу обучения: оптимально использоваться наглядные пособия, достаточная освещенность помещений, удобно размещено оборудование, расположен наглядный материал на уровне глаз детей и на доступном расстоянии. Особый акцент сделан на различные пособия и игры, развивающие зрительное восприятие, пространственную и социально-бытовую ориентировку, мелкую моторику, а также речевую активность. Созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности.

  • Слайд 15

Посмотреть все слайды

Слайд 11Наиболее общие рекомендации по организации обучения слабовидящих детей следующие:Традиционные словесные методы обучения необходимо сочетать

с наглядными: каждое новое слово (термин, понятие) должно подкрепляться предметом

или действием.Обязательно учитывать источники и полноту предварительных представлений учащихся об изучаемых объектах, процессах и явлениях. Логически последовательно и аргументировано объяснять материал, опираясь на доступный для учащегося сенсорный опыт.Давать точную, образную информацию об изучаемом объекте, доходчиво излагать материал, создавая необходимую основу для адекватных обобщений и выводов.В процессе обучения подбирать конкретизирующие вопросы для учащихся со зрительной депривацией, комментировать обобщения учебного материала.Включать в словесное изложение материала упражнения по различению и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное).Подбирать доступные для тактильно-осязательного восприятия средства наглядности.Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы

Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.Показывая способ изображения предмета, необходимо создавать у обучающегося представление о возможности нарисовать увиденное. Наиболее эффективный прием — совместные движения.Обогащая сенсорный опыт обучающегося с нарушением зрения включением в деятельность незнакомых для него предметов, действуем «от простого к сложному», «от общего к частному», «от реального к модели».

Реабилитация средствами образования означает:

  • на уровне возраста — совпадение начала целенаправленного обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии ребенка (начиная с первых месяцев жизни);
  • на уровне содержания образования — выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне методов обучения — построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение, не требующееся в образовании нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне организации — это особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;
  • на уровне границ образовательного пространства — максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
  • на уровне продолжительности образования — это пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
  • на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования — это принципиальное изменение (по сравнению с подготовкой специалистов для обучения норально развивающихся детей) профиля профессиональной подготовки учителя, т.е. обеспечение подготовки специалиста по выявлению и преодолению «социального вывиха», коррекции развития ребенка в ходе обучения, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;
  • на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования — это обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Таким образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде восстановление ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта; достижение максимально возможной для данного ребенка степени интеграции в общество в доступных для него сферах. Из сказанного следует, что глубоким заблуждением является представление о том, что реабилитация средствами образования подразумевает только или прежде всего включенность в существующую образовательную систему и доступность общего образования в полном объеме для аномального ребенка.

Реабилитация средствами образования играет особую роль в системе комплексной реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные возможности интеграции ребенка с нарушениями в развитии в общество, тем более он подготовлен к самостоятельной взрослой жизни, т.е. социально компетентен.

Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.

В групповые помещения входят:

  • раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды),
  • групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи),
  • спальня,
  • буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды),
  • туалетная (совмещенная с умывальной).

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие маты. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Групповые помещения оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН и оснащены материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Оборудование групповых помещений позволяет организовать общение и совместную деятельность детей и взрослых.

Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДОО, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей

Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей

Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

— закономерности психического развития;

— показатели здоровья дошкольников;

— психолого-физиологические особенности;

— уровень общего развития;

— коммуникативные особенности и речевое развитие;

— эмоциональное благополучие.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

  2. Принцип природособразности воспитания — соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

  3. Принцип психологической комфортности — создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

  4. Принцип взаимодействия — установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

  5. Принцип доверительного сотрудничества — отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

  6. Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

  7. Принцип здоровьесберегающий — забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: