Что умеет ребенок в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие:
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Развитие ребенка в три месяца
Наблюдая за трехмесячным малышом, мы отмечаем, что он спокойно и подолгу лежит на спинке, с интересом рассматривает свои ручки или то, что в эти ручки вложила мама. Ножки его при этом приподняты над поверхностью. В следующие три месяца мышцы пресса и ног должны быть очень сильными, ведь нужно поднять ножки так высоко, чтобы они попали в поле зрения ребенка и вслед за ручками оказались у него во рту. Получается, что в положении на спине ребенок должен (в соответствии с вложенной в него программой) сначала «довериться» опоре, на которой он лежит, овладеть равновесием, а затем приняться за освоение сложно координируемых движений.
В первые 3 – 4 месяца, лежа на спине, новорожденный координирует движение «рука – рот», и его кулачок в результате оказывается у него во рту. Многие мамы с волнением говорят мне: «Ах, мой малыш начал сосать свой кулачок! Это ведь плохо!» На самом деле данное наблюдение доказывает, что младенец хорошо развивается. В следующие 3 – 4 месяца он будет отрабатывать координацию «рука – нога», а уже к 6 – 7 месяцам, схватив рукой свою ножку, дотянет ее до рта и с удовольствием пососет пальчики ног. Если вдуматься, это простое движение высоко координировано, ведь в нем участвуют одновременно три точки тела: рука – нога – рот. Теперь ваш малыш, еще полгода назад ничего не умевший делать, достиг такого координационного совершенства!
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Назовите первое число слева; первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).
- Прочитайте ряд в обратном порядке (т.е. справа налево). Как изменяется величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
- Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? (3 и 5). Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4?
- Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрастают). Аналогично рассматриваются и другие числа.
- «Показать соседа слева» Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5… Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4…, после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.
- «Показать соседа справа» — проводится аналогично. В зависимости от школьного опыта детей такие задания в пределах 20 и 100 могут выполняться письменно.
- «Вернуть число на место». На наборном полотне демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено любое число, например: 1 2 3 4 5 6 8 9.
Образец ответа: «Пропущено число 7. Оно больше 6 на одну единицу, а значит, должно стоять справа от него». Или: «Число 7 на единицу меньше 8, его надо поставить слева от 8».
Графическое воспроизведение направлений.
- Предварительно показать рукой в воздухе направления: сверху вниз; снизу вверх; справа налево; слева направо.
- Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в тех же направлениях. «Прочитать» направления.
Работа в тетрадях (исходные точки размечаются заранее).
Обозначить на строке четыре точки. Задание — поставить знак «+»:
от первой точки — снизу, от второй — сверху, от третьей — слева, от четвертой — справа
Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении:
1 — вниз, 2 — вправо, 3 — вверх, 4 — влево
На двух строчках отметить по 8 точек.
- Мысленно сгруппировать точки в квадраты, обведя пальцем каждый из них (четыре квадрата).
- В первом квадрате выделить карандашом первую верхнюю точку, затем первую нижнюю, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх.
- Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Аналогично нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.
- В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо — сверху вниз.
- В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу вверх.
- «Прочитать» направления стрелок во всех выполненных заданиях.
Как показывает практика, все эти упражнения хорошо сочетать с упражнениями для развития мозга, а также рекомендую подключить графические диктанты, различные математические игры, игры на развитие внимания, мышления, логики.
Место
В каком возрасте учить ребенка?
Строгих норм, касающихся того, когда ребенок должен показывать части тела, не существует. Одни малыши осваивают навык еще до года, другие — ближе к двум или позже.
Однако, чем раньше родители начинают учить кроху, тем быстрее он запоминает все названия. Уже в 7-8 месяцев дети способны воспринимать и запоминать подобную информацию. Ее рекомендуется подавать в легкодоступной, игровой форме.
Обучение должно быть дозированным, то есть, не стоит показывать ребенку все и сразу, поскольку запомнить большой объем информации грудничку — сложно. Пусть сначала малыш выучит, где ручки и ножки, потом глазки и т.д.
Готовимся к большим переменам
На следующем этапе знания по анатомии можно углублять и развивать. Разобрать с ребенком более подробные схемы органов и систем, раскрыть сложные термины: что такое гемоглобин, рецепторы, рефлексы.
Энциклопедия с Чевостиком «Как устроен человек»Схема внутренних органов человека из книги «Как устроен человек»
Для школьников анатомия тоже не должна быть скучным предметом. Ближе к подростковому возрасту тело начинает перестраиваться, ребенка ждут удивительные и не всегда приятные ощущения. Чтобы они не напугали его, стоит поговорить об этом заранее, объяснить, что большинство переживаний нормальны и временны.
Чтобы не испытывать смущения при обсуждении сложных тем, обратитесь за помощью к иллюстрированным энциклопедиям.
Антиучебник «Как работает тело»
Инфографика из книги «Как работает тело»
Если ребенку неловко обсуждать с вами какие-то моменты, позвольте ему почитать в одиночестве, но дайте понять, что вы всегда готовы ответить на его вопросы.
По материалам книг «Что у меня внутри?», «Моё тело: от макушки до пяток», «Если хочешь быть здоров», «Как устроен человек», «Как работает тело»
Как малыш развивается к 2 месяцам
В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.
Физическое развитие:
- Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
- Переворачивается с бока на спинку;
- В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
- Следит глазами за перемещающимися предметами;
- Поворачивает голову в сторону звука;
- Исчезает гипертонус рук;
- Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).
Психоэмоциональное развитие:
- Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
- Замирает, прислушиваясь к звукам;
- Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
- Реагирует на знакомые голоса;
- Гулит, пропевает некоторые звуки.
Привыкаем заботиться о себе
Когда ребенок становится старше и учится читать сам, предложите ему новые книги — с понятными объяснениями, интересной инфографикой и активными играми. Они не только знакомят с телом, но и развивают кругозор, мышление, воображение и память, пробуждают любознательность, направляют ребенка в его исследованиях.
Чтение книг о том, как мы устроены, помогает объяснить ребенку, зачем надо заботиться о себе — мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы. Объясните, как то, что он делает, связано со здоровьем. Расскажите о пользе зарядки, здоровой еды, сна, прогулок на свежем воздухе. Подумайте вместе, как гаджеты, шоколадки и гамбургеры могут влиять на организм.
Энциклопедия с Чевостиком «Если хочешь быть здоров»
Разворот из книги «Если хочешь быть здоров»
Не читайте ребенку «лекций». Лучше сделайте познание активным и творческим. Например, смастерите вместе карту тела.
- Возьмите ненужную дорожную карту и вырежьте из неё фигурку человека.
- Нарисуйте сердце.
Иллюстрация из книги «Моё тело: от макушки до пяток»«Моё тело: от макушки до пяток»
Рассмотрите пересекающиеся дороги. Точно так же внутри у нас бежит кровь и поступает во все уголки тела.
Если ребенок задает вопросы, отвечайте просто и понятно.
Даже в ответ на щекотливые вопросы не стоит рассказывать об аистах и капусте. Если вам сложно подобрать слова, предложите вместе почитать книгу, посмотреть картинки, а затем обсудить прочитанное.
Откуда берутся дети? Объяснение-игра из книги «Моё тело: от макушки до пяток»
Поощряйте ребенка спрашивать о том, что его волнует. Он должен знать, что разговаривать о телесных потребностях — не стыдно. Спрашивайте, что он сам думает по этому поводу. Выслушивайте его мнение — вполне возможно, ваш малыш понимает все намного лучше, чем вы думаете.
Как связаны образ тела и расстройства пищевого поведения?
Образ тела — это то, как мы себе представляем собственное тело (картинка, существующая в голове) и как относимся к нему (любим или нет, восхищаемся или ненавидим). Этот образ имеет психологическую природу и в большей степени зависит от наших убеждений, чем от реальных физических данных. Здоровый образ тела заключается в объективном восприятии своей внешности: человек воспринимает себя так, как выглядит на самом деле.
При нарушении образа тела у человека возникает искаженное восприятие своих физических данных, которое носит негативный характер. Ментальный образ начинает расходиться с реальным. Человек неадекватно оценивает параметры и формы своей фигуры, стыдится своего тела, воспринимает себя объектом чужих наблюдений, что приводит к чувству собственной неполноценности.
Клинические исследования показывают, что нарушение образа тела — характерный симптом следующих пищевых расстройств:
- Нервная анорексия — патологическое желание худеть, подталкивающее человека сидеть на жестких диетах или вовсе отказываться от еды. При несвоевременном или неправильном лечении заболевание приводит к смерти в результате дистрофических расстройств и крайнего истощения.
- Нервная булимия («бычий голод») — чередование приступов неконтролируемого переедания с эпизодами очистки организма от пищи. Эта болезнь, как и нервная анорексия, связана с борьбой с лишним весом, поэтому после переедания у человека наступает компенсаторное поведение: он испытывает чувство вины и пытается избавиться от съеденной пищи с помощью искусственно вызванной рвоты, слабительных препаратов.
Нарушение образа тела также у 60% людей, страдающих психогенным (компульсивным) перееданием — самым распространенным РПП. Заболевание характеризуется бесконтрольным употреблением пищи на фоне стресса, что может приводить к набору лишнего веса.
С чего и когда начинать
Первые книжки про тело можно читать уже с 3-4 лет. В это время ребенок активно познает мир
Яркие книги с большими картинками привлекают его внимание. Конечно, это не время для глубокого изучения органов и систем
В книгах не должно быть излишне натуралистичных картинок и длинных объяснений. Лучше всего построить чтение как игру. Например, как в книге «Что у меня внутри?».
В этой книге большие картинки с секретом. Чтобы увидеть его, надо посмотреть на страницы через волшебные лупы — красную, зеленую и синюю. Каждая их них открывает что-то новое
Так же происходит и с нашим телом: мы каждый день видим его снаружи, но много важного и интересного спрятано внутри, и именно там происходит основная «работа»
Рассматривая картинки и слушая ваши пояснения, ребенок узнает, зачем нужны кости и мышцы, как мы дышим, почему ощущаем вкус разных продуктов. Обязательно проверьте новые знания на себе: дайте малышу почувствовать, как стучит сердце, потрогать что-нибудь мягкое и острое, попрыгать, чтобы ощутить работу мышц.
Волшебные стеклышки и разворот из книги «Что у меня внутри?»
В этом возрасте ребенку уже стоит прививать мысль о том, что он особенный и уникальный, как и другие дети. Вот как это объясняется в книге: «Твоё тело — твой дом… Найти два совершенно одинаковых дома очень сложно. Все люди разные, каждый человек — особенный!»
Что умеет новорожденный от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Новикова Наталья
Ортопед
Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Как формируется привязанность
Привязанность – это психологическая связь, которая складывается между родителями и ребенком в первые годы жизни. Она формируется на базе инстинктов. Беззащитность малыша проявляется в эмоциональных реакциях, с помощью которых он бессознательно стремится найти поддержку взрослых. Обязанность мамы обеспечить новорожденному безопасность и максимальный комфорт.
Этапы формирования привязанности:
- с рождения до 3 месяцев – забота воспринимается со стороны любого взрослого;
- 3-6 месяцев – позитивная реакция на знакомые лица, активное движение ручками, ножками, улыбка, смех;
- С 6 месяцев до 2 лет – активное изучение мира с поддержкой мамы, папы, других взрослых;
- 2-3 года – формирование устойчивой привязанности к взрослому, который служит гарантом заботы, надежности, безопасности.
Чувство защищенности дает малышу возможность изучать окружающий мир, полноценно развиваться и получать опыт. Если ребенку не хватает теплоты, у него формируется высокий уровень тревожности.
Развитие ребенка в 1 год
Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.
Физическое развитие:
- Самостоятельно встает, садится;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
- Пережевывает твердую пищу;
- Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.
Психоэмоциональное развитие:
- Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
- По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Волнуется при встрече и прощании;
- Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
- Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Как научить малыша показывать части тела?
Тактильный и эмоциональный контакт с мамой крайне важен для детей младшего возраста, поэтому прекрасно, если именно родительница выступит в качестве учителя.
Поскольку в процессе обучающих занятий происходит тесное взаимодействие сторон, обычно, они приносят удовольствие обеим. Как научить ребенка показывать части тела, зависит от возраста.
Самым маленьким (до годика) лучше демонстрировать на их же ручках, ножках и т.д., а детки постарше прекрасно запоминают части тела мамы или свои, отраженные в зеркале.
На себе
На первоначальном этапе взрослый человек должен показывать глазки, ножки и т.д. сам, дотрагиваясь до них пальцем. Затем ручками малыша нужно касаться какой-то части тела и вслух произносить ее название. Это можно делать, как на маме, так и на теле ребенка.
Как показывает практика, больше всего малышам нравятся стишки, песенки, потешки и прочие народные произведения. С их помощью запоминать полезную информацию не только интересно, но и весело.
Веселые вопросы:
Где вы мои ушки? Где вы мои ушки?
Вот они, вот они, вот мои ушки.
Где же ты мой ротик? Где же ты мой ротик?
Вот он, вот он, вот он, мой ротик.
После прочтения вопроса нужно положить руку ребенка на «найденную» часть тела, а затем произнести вторую строчку и изобразить радость. В стишок можно подставить другие названия (глазки, пальчики, коленки и т.д.). Интересной для малыша будет игра под названием «Паучок».
Задача: пальцы взрослого «ходят» по ребенку, как лапки, в это время можно читать стишок:
Посмотри, паучок наверх забирается.
По руке он ползет, по ноге — спускается.
По дороге — на живот и плечо, и локоток,
А потом — на бочок, прыг-поскок, прыг-поскок.
Стихотворение-потешка:
Глазки — чтобы видеть.
Ушки — чтобы слышать.
Ручки — чтоб махать.
Носик — чтобы нюхать.
Язычок — чтоб говорить.
Ножки — чтоб бежать.
Ну а щечки румяные,
чтобы их пощекотать.
В момент произнесения названия, руками показывать ту или иную часть тела. Со временем можно просить ребенка показать на маме или на себе. Обязательно хвалить кроху за успехи и ни в коем случае не пристыжать, если он что-то перепутал.
На кукле
Иногда дети не хотят показывать и запоминать, где у них носик и ротик, зато с удовольствием делают это на любимой игрушке (главное, чтобы это было не чудище, а похожий на человека пупс).
Принцип обучения идентичен — нужно рассказывать, где у куколки глазки, волосы, ушки и прочее (показывая пальцем). Обязательно после того, как искомое найдено на кукле, необходимо обнаружить его и на теле самого ребенка.
По мере запоминания можно спрашивать о расположении частей тела уже у малыша. Он также должен показывать на игрушке и на себе.
Вот интересный стишок:
Ну-ка, Лёнечка, смотри,
Да все верно повтори:
Вот спина, а вот животик,
Ножки, ручки, глазки, ротик,
Носик, ушки, голова,
Показать успел едва.
Если речь идет о малыше, который уже умеет хорошо разговаривать, с ним можно организовать более сложную игру. Ее суть: завязав ребенку глаза, дотрагиваться до разных частей тела и просить называть их. Затем поменяться ролями (взрослый может в шутку ошибаться, чтобы проверить юного игрока)
При таком варианте стоит обращать внимание на более сложные части тела — коленки, локти, запястья и т.д
Иногда прекрасным помощником в деле изучения становится обычное зеркало. Ребенку интересно рассматривать себя и запоминать, где и что у него находится.
Презентация на тему: » ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.» — Транскрипт:
1
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструирование и копирование (как творческое манипулирование разнообразными объектами) «квазипространственные» (логико- грамматические) речевые конструкции
2
ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (СТЕПАНОВА О. А. ) в поведении – пространственные ошибки в выполнении правил расположения учебных предметов на столах и требований педагога, связанных с направлениями движения (вперед, назад, в сторону и др.) в чтении –пространственное различение сходных по форме букв и др. в письме – неумение ориентироваться в пространстве листа бумаги, смешении верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону в математике – ошибочное написание цифр, глазомерные ошибки при измерении в рисовании – глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др. в гимнастических упражнениях – неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону вместо левой и наоборот), трудность переключения с одного направления движения на другое и т.д.
3
ЗРИТЕЛЬНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ (М.М. БЕЗРУКИХ) способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – внизу, справа – слева и т.п.); способны различать и выделять простые геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, ромб и т.п.); способны к классификации фигур по форме и величине; способны различать и выделять буквы, написанные разным шрифтом; способны находить часть целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов
4
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (СЕМАГО Н. Я., СЕМАГО М. М.) понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов складывание разрезных картинок
5
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ уровеньимпрессивная речь экспрессивная речь конструктивный праксис оптимальный « ВЕРХНИЙ / НИЖНИЙ», «ПЕРВЫЙ/ ПОСЛЕДНИЙ», «БЛИЖЕ К…/ ДАЛЬШЕ ОТ…» «В, НА, ПОД»2-4 равных/ неравных, диагональных, детали « ВЕРХНИЙ / НИЖНИЙ», «ПЕРВЫЙ/ ПОСЛЕДНИЙ» допустимый «БЛИЖЕ/ ДАЛЬШЕ» «ПЕРЕД/ ЗА», «СПЕРЕДИ ОТ…/ СЗАДИ ОТ…» «ИЗ-ПОД»5 неравных «ВЫШЕ,/НИЖЕ», БЛИЖЕ/ ДАЛЬШЕ» критический «ВЫШЕ, НИЖЕ», «НАД/ ПОД», «СПРАВА/ СЛЕВА», «ПРЕДПОСЛЕДНИЙ/ СЛЕДУЮЩИЙ ЗА…» «ЧЕРЕЗ, МЕЖДУ» 6 неравных «НАД/ ПОД», «СПРАВА/ СЛЕВА», «ПЕРЕД/ ЗА», «СПЕРЕДИ ОТ…/ СЗАДИ ОТ…» «БЛИЖЕ К…/ ДАЛЬШЕ ОТ…», «ПРЕДПОСЛЕДНИЙ/ СЛЕДУЮЩИЙ ЗА…»
6
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. БОРОВСКАЯ И. К., КОВАЛЕЦ И. В. развитие произвольного внимания развитие зрительно- пространственной ориентации развитие тонко координированных движений руки
7
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. МАЗАНОВА Е. В. зрительного восприятия (цвета, формы, размера, величины предметов); операций зрительного анализа и синтеза объёма зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминания цвета, формы, размера, величины, последовательности и количества предметов) пространственного восприятия и представлений (ориентировку в схеме собственного тела и ориентировку в окружающем пространстве) речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения зрительно-моторных координаций
8
«НАРИСУЙ ПРЕДЛОГ»
9
«СХЕМА ДВИЖЕНИЯ»
10
«ЗАШИФРОВАННОЕ ПОСЛАНИЕ»
Необходимые условия для правильного развития малыша до года
Под необходимыми условиями я понимаю очень простые вещи. К примеру, с самого рождения у малыша должна быть возможность по нескольку раз в день лежать на животике, на твердой поверхности (не в кровати и не на диване). С трехмесячного возраста большее количество своего бодрствования ребенку необходимо проводить на полу (а значит, этот пол должен быть чистым и достаточно теплым), он не должен быть ограничен пространством кроватки, манежа и ходунков.
Хочется отметить, что во многих семьях в вопросах развития можно отследить явное противоречие: родители подчас тратят время и деньги, чтобы заниматься с ребенком самыми современными методиками, а вместе с тем не предоставляют ему элементарных условий для самостоятельного развития.
Важность основных этапов развития
Итак, моторное развитие ребенка идет по этапам, последовательность которых предопределена природой, и на каждом предыдущем этапе тело подготавливается к новым достижениям последующего. К примеру, четырехмесячный малыш, лежа на животе, опирается о поверхность кулачками, а полугодовалый – уже раскрытой ладонью, поскольку еще через месяц или два этот ребенок поползет, а передвигаться, опираясь на кулачки, очень неудобно.
Ребенок, конечно, может перескочить через какой-либо этап развития, особенно если взрослые (родители или врачи) не придадут этому значения или сами подтолкнут его к такому «скачку». Так, например, бывает, когда малыш, минуя стадию ползания, сразу начинает ходить.
Часто это обусловлено лишь тем, что ребенка не выкладывают надолго на пол, из-за того что он грязный или холодный. Малыш же, стремясь как можно полнее освоить пространство дома, «торопится» в таком случае научиться ходить. «Что в этом плохого?» – спросите вы.
Дело в том, что за несколько месяцев ползания происходит укрепление мышц позвоночника, окончательно формируются его изгибы (необходимые для амортизации при прямохождении) и, наконец, достигается идеальная координированность тела в пространстве. Если вдуматься, координационно хождение на ногах есть ни что иное как ползание, перевернутое из горизонтальной плоскости в вертикальную. Та же координация, тот же вынос вперед попеременно разноименных ноги и руки. Поэтому малыш, начавший ходить без предварительного ползания, рискует иметь в будущем проблемы с осанкой и координацией.
В заключение хочу обозначить критические временные этапы двигательного развития, каждому из которых в дальнейшем будет посвящена отдельная статья. Итак, выделяют несколько возрастных точек, в которые принято оценивать моторные достижения младенца: это три, шесть, восемь и двенадцать месяцев. Считается, что именно к этим рубежам ребенок приходит с новыми навыками, наличие которых и стоит отслеживать для своевременной помощи малышу в случае задержки его развития.
В следующей статье мы рассмотрим развитие новорожденного в первые три месяца жизни и разберемся, к каким достижениям он должен прийти к трехмесячному рубежу.
Популярные материалы по теме:
- Видео: Развитие ребенка в 3 месяца
- Видео: Как правильно держать ребенка?
- Раннее «высаживание» младенца
- До- или послеродовая депрессия. Часть 1
Особенности модели схемы тела
Надмодальная организация
Модель схемы тела получает на входе сенсорную информацию различных модальностей. Тот факт, что для субъекта не существует восприятия тела и его частей по отдельности для каждой сенсорной системы, то есть, например, воспринимается рука в целом, а не отдельно зрительная, тактильная и т. п., свидетельствует о надмодальной организации схемы тела.
Системы отсчёта
Для поддержания позы и контроля за положением тела производится регуляция сегментов тела друг относительно друга или стабилизация всего тела относительно внешних ориентиров, внешней опоры. Представляется вероятным, что единая модель схемы тела может конструироваться на основе многочисленных промежуточных репрезентаций положения одних частей тела относительно других. Такое предположение подтверждается экспериментами, результаты которых показали, что, в зависимости от двигательной задачи, могут выбираться различные системы отсчёта: например, связанная с корпусом, с головой или с каким-либо объектом окружающего пространства.
Berlucchi G., Aglioti S.
The Body in the Brain: Neural Bases of Corporeal Awareness // Trends in Neurosciences. 1997. Vol. 20. Is. 12.
Pouget A., Driver J.
Relating Unilateral Neglect to the Neural Coding of Space // Current Opinion in Neurobiology. 2000. Vol. 10. P. 242-249.
Gallagher S., Cole J.
, Body Schema and Body Image in a Deafferented Subject // Journal of Mind and Behavior. 1995. Vol. 16. P. 369-390.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Истоки представлений
Источниками представлений о схеме тела явились наблюдения с древности известного и впервые описанного в XVI веке Амбруазом Паре феномена фантома ампутированной конечности, а также клинические наблюдения пациентов с определенными видами церебральной патологии, у которых возникали искажения в представлениях о собственном теле и окружающем пространстве.
В году Х. Хэдом и Г. Холмсом было предложено близкое к современному определение схемы тела, как формирующегося в коре головного мозга в ходе синтеза различных ощущений представления о величине, положении и взаимосвязи частей тела. Исследователи также предполагали, что схема тела служит для преобразования сенсорной информации, необходимого как для восприятия, так и для планирования и организации движений.
Как пищевые привычки родителей влияют на пищевое поведение ребенка?
Еще один важный фактор, влияющий на пищевое поведение детей, — отношение к еде самих родителей. Клинические исследования демонстрируют, что:
- Представление матерей о здоровом питании своих детей зависит от их собственного рациона. Если мать питается неправильно, то у ребенка вырабатывается такая же привычка.
- Избыточный вес имеют чаще те дети, чьи родители употребляют много сладкого, готовят специальную еду для ребенка, отдельную от рациона семьи.
- Родительские разочарования в еде и негативные высказывания о ней повышают риск развития ожирения у детей.
- Использование еды в качестве поощрения, для регулировки эмоций ребенка приводит к увеличению его веса.
- Если матери придерживаются диеты, то дочери демонстрируют раннее диетическое поведение.
- Существует межпоколенная передача пищевого поведения. Бабушки и дедушки передают свои вредные пищевые привычки не только детям, но и внукам.
Зачем обсуждать строение тела
Тело — наш спутник на всю жизнь. От того, насколько хорошо мы его понимаем, зависит здоровье, настроение, способность о себе позаботиться. Чем раньше ребенок начнет изучать свои особенности, тем легче ему будет расти, взрослеть и любить свое тело в любом возрасте.
Книга-игра «Что у меня внутри?»
Родителям не всегда легко найти нужные слова. Иногда мы не знаем, как понятно объяснить сложное устройство разных систем, иногда и сами плохо помним, как там всё работает. На помощь придут красивые книги по анатомии.
Наталия Преслер, практикующий психолог и психотерапевт, автор блога о детско-родительских отношениях
Книжки по анатомии стоит читать с маленькими детьми совсем не для того, чтобы познать эту науку (это приятный бонус), а для того, чтобы стать ближе. Ведь, отвечая просто на сложные вопросы, давая ребенку понять, что вы тот, с кем можно говорить обо всем на свете, обратиться с любыми чувствами и сомнениями, вы выстраиваете самое ценное, что может быть между родителем и ребенком — доверие.
Именно поэтому важно называть органы своими именами, честно и просто рассказывать об устройстве организма (в том числе репродуктивной системы). К тому же, отвечая на вопросы о теле ребенка, мы защищаем его от злоупотреблений, транслируем ему ценности своей семьи, снижаем тревогу и развеиваем страхи про тело
Вместо итога
Даже в самом лучшем, самом оснащенном и самом современном развивающем центре ребенок не получит того, что ему могут дать любящие мама и папа дома. Уделив немного времени правильной организации домашней среды, родители сделают своему чаду неоценимый подарок, который поможет ребенку расти самостоятельным и инициативным, научит его принимать решения и не бояться трудностей, сформирует здоровую и цельную личность.
Свобода творчества и самовыражения, уважение личности и создание условий для познания мира, искренняя родительская вовлеченность — все то важное, что действительно необходимо для развития ребенка.
Еще больше узнать о том, как создать дома развивающую среду для ребенка, можно, посмотрев видеоролик Ирины Воробьёвой. В нем эксперт по оценке качества образовательных пространств с международной сертификацией и ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ УГО МГПУ подробно расскажет о всех секретах среды, работающей на гармоничное развитие вашего малыша.
Спикер – Ирина Воробьева, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ