Депрессия у детей

Какие психические заболевания передаются по наследству

Лечение неврологических заболеваний у детей

Терапия неврологических нарушений у детей включает в себя приём лекарственных средств, восстанавливающих работу нервной системы, физическую и психологическую коррекцию. Ребёнку могут быть назначены курсы лечебного массажа, специальная физкультура, упражнения в воде. Часто применяются физиотерапевтические методы – стимуляция высокоинтенсивным магнитным полем или электрическим током, лазеротерапия, ультрафонофорез ферментных препаратов, электрофорез и другие.

Какое лечение назначит доктор, зависит от возраста ребёнка, сопутствующих заболеваний, совокупности всех особенностей развития неврологической патологии от начала до конца, а также от эффективности коррекции на предыдущем этапе.

В городе Пензе пройти обследование у детского невролога  и получить квалифицированную помощь можно в медицинском центре «Столетник», расположенном по адресу: ул. Чаадаева, 95 на первом этаже пятиэтажного жилого дома. По средам с 9.00 до 12.00 и по пятницам с 13.00 до 15.00 часов приём ведёт врач высшей квалификационной категории.

ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ

Отрицательное влияние

Зачастую депрессивное состояние сопровождается пониженной самооценкой, необъяснимым чувством вины. В таком состоянии дети могут совершать необдуманные и неправильные поступки:

  • Прогулы в школе, которые приведут к проблемам с успеваемостью;
  • Попытки сбежать из дома. Ребенок может убежать, отключив телефон, потому что его не понимают;
  • Подросток занижает свою самооценку, в дальнейшем эти комплексы могут остаться на всю жизнь;
  • Подростки могут «убегать» из реальной жизни в виртуальную, чтобы спрятаться от повседневных проблем, в результате развивается зависимость от Интернета;
  • Попытки закурить, выпить алкоголь или попробовать наркотики, чтобы «заглушить» плохое настроение;
  • Совершение безрассудных и опасных действий. Подростки могут согласиться избить одноклассника, что-либо украсть, забраться на крышу дома;
  • Проявление агрессии и насилия (особенно это касается мальчиков);
  • Проблемы со здоровьем, вызванные неправильным питанием, бессонницей, малоактивным образом жизни.

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато психологическими расстройствами или суицидом.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение. Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе

Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.

Какие психические заболевания передаются по наследству чаще всего

1. Нарушения психического развития детей

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) проявляется импульсивностью, трудностью с концентрацией внимания, повышенной двигательной активностью. Часто это расстройство совмещается с депрессивными состояниями, нарушениями поведения.
  • Дислексия – неспособность читать, сопоставлять то, что написано, с речью в некоторых случаях имеет наследственный характер.
  • Аутизм – это тяжелое психическое расстройство, выражающееся в нарушении социальной адаптации. Ребенок-аутист замкнут, он не хочет общаться с внешним миром, существует в своем личном пространстве. Он не выносит никаких перемен, у него есть собственные ритуалы, которые он строго соблюдает. Он постоянно повторяет стереотипные движения (раскачивания, подпрыгивания) или одни и те же фразы.

Обычно диагноз «аутизм» ставят в первые три года жизни ребенка.

Считается, что роль наследственности в возникновении этого заболевания велика.

2. Шизофрения

Это психическое заболевание, для которого характерны нарушения в мышлении, восприятии мира, неадекватное поведение и ненормальная реакция на раздражители. Заболевание может сопровождаться возбуждением, бредом, галлюцинациями. Больные подвержены депрессиям и склонны к суициду.

Как правило, начало болезни приходится на возраст от 20–22 до 30 лет.

Наследственность играет существенную роль в возникновении этого заболевания, но не меньшее значение приобретают и другие факторы: осложнения при вынашивании, трудные роды у матери, инфекции, тяжелые психоэмоциональные ситуации и даже рождение зимой.

3. Аффективное биполярное расстройство

Иначе это психическое заболевание называют маниакально-депрессивным психозом. Протекает оно с чередованием фаз: депрессии и возбуждения, иногда с агрессией. Между этими фазами возможны промежутки просветления.

4. Болезнь Альцгеймера

Это заболевание развивается после 65 лет и выражается сначала в забывчивости, трудности с концентрацией внимания. Затем возникают спутанность сознания, потеря ориентации в пространстве. Появляются раздражительность, немотивированная агрессия, нарушается речь. Развивается слабоумие.

Достаточно редко болезнь начинается раньше, и здесь существенную играет роль наследственный фактор – патологический ген.

Причины расстройства психики

Нарушения психики развиваются под влиянием внешних или внутренних факторов. К внутренним провоцирующим факторам относят:

  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли (доброкачественные, злокачественные) головного мозга;
  • заболевания инфекционной природы, сопровождающиеся интоксикацией и оказывающие негативное воздействие на мозг;
  • перенесенный инсульт, сахарный диабет, другие тяжелые системные заболевания;
  • аномалии и пороки развития.

Внешние провоцирующие факторы включают:

  • домашнее насилие в семье, конфликты со сверстниками, неправильные принципы воспитания ребенка;
  • воздействие химических веществ: алкоголя, лекарственных препаратов, химикатов, ядов;
  • затяжные стрессы, эмоциональное перенапряжение.

Чаще всего психические расстройства возникают на фоне хронического или острого стресса. Первый длительное время воздействует на нервную систему, расшатывая ее. Отрицательно воздействовать на психическое здоровье может регулярное недосыпание, переутомление, неблагоприятная обстановка в коллективе, насилие (психологическое или физическое). Острый стресс — это тяжелые переживания при смерти близкого человека, из-за болезни, потери денежных средств, смены социального положения, развода. Нередко психические расстройства являются следствием травм, перенесенных в детстве. Подвержены таким заболеваниям люди, которые в детстве терпели издевательства со стороны родных или сверстников. Неправильное воспитание, гиперопека, насилие, агрессия в семье способствуют формированию таких качеств, как:

  • агрессивное поведение;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в собственных силах и внешних данных;
  • самообвинение.

В результате перенесенных в детстве травм формируется девиантное поведение, отличающееся от общепринятых в социуме норм. Следствием такого воздействия на психику ребенка могут стать циклоидные, шизоидные, психастенические расстройства. Результатом неправильного воспитания выступают шизофрения и депрессия во взрослом возрасте.

Ментальные расстройства у взрослых людей довольно часто являются следствием неправильных взаимоотношений с родителями. Например, к ребенку завышены требования, он воспитывается в строгости. Даже при наличии возможностей ребенок не получает подарков, красивой одежды, ему постоянно выражают недовольство: в отношении учебы, внешнего вида, поведения.

При этом ребенок хорошо учится, заканчивает школу, вуз, находит престижную работу. Однако постоянным спутником является чувство недовольства собой, присутствует мысль о несовершенстве, ощущение несоответствия ожиданиям. На этом фоне развивается депрессивное расстройство. Человек может приобщиться к употреблению алкоголя, наркотических средств. 

По каким еще причинам можно определить, что у ребенка появилась депрессия?

Вы уже знаете, как ведет себя ребенок, когда у него все хорошо. Поэтому, в случае появления новых, нетипичных симптомов, вы сможете сразу определить, что они были вызваны депрессией. На ее наличие указывают следующие особенности поведения ребенка:

  1. Беспричинный плач. Когда ребенок начинает рыдать даже в том случае, если против него не были совершены никакие действия. И если плача можно было легко избежать. Дети, находящиеся в депрессии, плачут из-за мелочей: когда вы говорите им что-то не так; когда вы делаете замечание; когда вы поощряете ребенка; когда к вам в квартиру приходит чужой человек; когда вы что-то дарите ребенку. И так далее.
  2. Злость. Когда ребенок реагирует на все происходящее агрессивно. Когда он начинает драться с вами. Постоянно проявляет грубость. Ведет себя так, будто бы не любит родителей.
  3. Апатия. Когда ребенку нет дела до происходящего вокруг. Когда он слушается вас во всех просьбах. Не проявляет свое «я» даже там, где вы ожидали от него протеста.
  4. Болезненность. Когда ребенок постоянно борется с какими-либо недугами. Часто хочет спать. Или, наоборот, страдает от бессонницы. На депрессию указывают любые отклонения от традиционного сна. Например, когда ребенок не может быстро уснуть. Страдает от ночных кошмаров.
  5. Проблемы в учебе. Когда ребенок имел отличные оценки в школе. А потом, в более старших классах, его успеваемость резко ухудшилась. И он перестал выполнять домашнее задание.
  6. Тревожные мысли. Когда ребенок думает о том, что «скоро начнется война», «вдруг мама умрет», «начнется зомби-апокалипсис» и так далее.
  7. Плохое настроение. Когда ребенок практически не улыбается. Не доверяет родителям. Редко с ними общается.
  8. Любовь к одиночеству. Когда ребенку нравится проводить время только лишь наедине с собой. 
  9. Отсутствие интереса к новым игрушкам. Ребенок больше не просит вас ничего ему купить. А пользуется только лишь старыми вещами.
  10. Потеря веса. Когда ребенок бледнеет. Начинает выглядеть более понуро.
  11. Медлительность. Когда ребенок очень долго надевает на себя одежду. Чистит зубы по пятнадцать минут. Идет в школу медленным шагом. Опаздывает.
  12. Обидчивость на любую несправедливость, которая приключилась с ним. Испытывает сверхнегативные эмоции из-за этого. Считает, что на этом его жизнь будет окончена.

Шизофрения

Существует целый спектр шизофренических расстройств, к которым относится не только классический вариант шизофрении. Проявляются такие состояния в нарушениях мышления и очень специфическом характере. Такие люди замкнуты в себе, не способны на теплые отношения, и в их рассуждениях и поступках часто нет логики и смысла.

Дети таких родителей часто тихие и послушные, из них вырастают удобные взрослые, которые очень замкнуты в себе и закрыты для мира.

Чтобы помочь таким родителям, важно отвести их к психиатру и поставить на учет. Шизофрения – сложное заболевание, которое со временем лишь прогрессирует, поэтому, таким людям нужно постоянное наблюдение и лечение

Чтобы помочь себе, обратитесь к психологу, который поможет преодолеть созависимость с родителями. Вам потребуется много времени и сил. Поэтому настраивайтесь на долгую работу.

Диагностика депрессивных состояний у подростков

Диагностика депрессии у подростка имеет определенные сложности ввиду того, что заболевание часто носит «маскировочный» характер и имеет симптомы физического недомогания. 

Для установки диагноза врач собирает анамнез, проводит беседу с пациентом и его родителями, в ходе чего оценивает состояние больного. 

Главными отличиями депрессивного состояния у подростков от какого-либо иного заболевания являются:

  • отсутствие выявленных изменений после проведения клинических исследований со стороны того или иного органа, на который жалуется подросток;
  • особый характер жалоб (затяжные, упорные боли, отсутствие эффекта от применения терапевтических средств, миграция болевых ощущений, временные исчезновения болей);
  • исчезновение жалоб на боли в ходе применения психотропной терапии;
  • повышенное чувство беспокойства за свое здоровье, сопровождающееся страхом смерти;
  • изменения настроения и самочувствия в течение дня: утром наблюдается упадок сил, вечером – прилив энергии и хорошее настроение;
  • длительное засыпание, ночные кошмары, прерывистый сон;
  • нарушение контакта со сверстниками, проявление агрессии.

Опытный детский психиатр специализированной клиники может диагностировать депрессию у подростка на основании жалоб самого ребенка и его родителей, а также с помощью различных психологических тестов (например, шкале подростковой депрессии Бека). 

Также в диагностике подростковых депрессий используется «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» Американской психиатрической ассоциации. Для постановки диагноза депрессии у подростка симптомы должны отмечаться большую часть дня, не менее 2-х недель и вызывать изменения в обычном поведении ребенка. При этом симптомы не должны быть вызваны «свежим» психотравмирующим событием, являться последствием применения психоактивных веществ или заболеванием щитовидной железы. 

Качественно проведенные диагностические мероприятия помогают понять, что у подростка депрессия, а также определиться с дальнейшими методами лечения.

В каком возрасте у детей возникает нарушение образа тела?

Профессор Лаврентьевского университета Линия Гайлен Трамбле отмечает, что нарушение образа тела может возникнуть уже в пять лет. В этом возрасте дети способны довольно точно оценивать параметры своей фигуры, сравнивать их с физическими данными других детей и чувствовать негативные эмоции.

Ученые австралийского университета Ла Троб , что у многих детей в возрасте 6–7 лет возникает нарушение образа тела, связанное с такими психологическими особенностями, как низкая самооценка и высокий перфекционизм.

Исследователи университета Западной Австралии доказали, что большинство девочек в возрасте 6–11 лет демонстрируют такой же уровень самообъективации, что и взрослые женщины, и это напрямую связано с нарушением образа тела у детей. Самообъективация — это позиция наблюдателя по отношению к своему телу, зацикленность на своей внешности. Человека постоянно волнует, как он выглядит в глазах окружающих, как его тело воспринимают и оценивают.

Особую остроту проблема отношения к своему телу приобретает во время пубертата. Под воздействием гормональной перестройки тело подростка начинает развиваться быстро и не всегда предсказуемо. Происходит резкий скачок роста, дети могут набирать вес. Особенно сильно меняются пропорции тела девочек: под влиянием высокого уровня эстрогенов происходит быстрое развитие молочных желез, рост костей таза в ширину, увеличение объема жировой ткани в области груди, бедер, ягодиц, плечей.

Далеко не все подростки психологически готовы к подобным изменениям. Принятие ребенком своего внешнего вида превращается порой в трудную, драматичную проблему, которая приводит к нарушению образа тела и расстройствам пищевого поведения.

Немецкие ученые провели перекрестное исследование среди 1524 подростков 11–17 лет, показавшее, что дети считают привлекательным так называемый тонкий идеал, то есть женщин идеально стройного телосложения. Многие из них воспринимают ИМТ ниже 18 как идеальный показатель женского тела.

Лечение детской депрессии

К душевному состоянию ребенка нужно относиться с повышенной чуткостью, откровенно, но спокойно разговаривая с ним о том, что его беспокоит. Если беспокоящие симптомы длятся более 2-3 недель, нужно обратиться к врачу. Для постановки диагноза очень полезны такие методы, как персональные интервью — как с самим ребенком, так и с его родителями.

Основным методом лечения детской депрессии являются психологические сеансы; если депрессия длится долго, возможно назначение антидепрессантов. В этом методы лечения депрессии у взрослых и у детей не отличаются. Однако детский психиатр для лечения депрессии в первую очередь назначит психотерапевтические сеансы, или, например, игровую терапию для малышей. И только убедившись, что она не приносит достаточного эффекта, назначает антидепрессанты. Риск детских депрессий ощутимо ниже в семьях со спокойной обстановкой, тех, где уважают ребенка, его настроения и желания. Воздействие на депрессивного ребенка требует настойчивости, и, в то же время, предельной корректности, а также сопереживания в эмоциональном плане.

Симптомы истерического расстройства личности у подростков и детей

Специалисты выделяют 10 ключевых симптомов истерического расстройства личности у детей и подростков. Они встречаются в различных комбинациях как у девушек, так и у юношей. Уверенно говорить о заболевания можно при наличии 5 и более признаков:

Ярко выраженный эгоцентризм
Подросток всеми силами пытается обратить на себя внимание, и ему совершенно неважно, насколько это уместно. В учебном заведении он может перебивать преподавателя, смеяться без явного повода и любым способом привлекать к себе внимание

Демонстративное поведение

Привычка слишком громко говорить, чересчур активно жестикулировать, преувеличивать собственные эмоции. Вместо обычного приветствия он бросается в объятия, в случае недовольства начинает в открытую конфликтовать.

Стремление к панибратским отношениям. Подросток считает всех “своими” и родными, совершенно не соблюдает и не чувствует дистанцию в общении с людьми разного возраста и положения, часто рассказывает о своих достоинствах и якобы негативе со стороны окружающих.

Вызывающая одежда. Практически всегда используется как способ выделиться и возвыситься над другими. Часто такая внешность ассоциируется с некой распущенностью, граничит с правилами приличия, может провоцировать сексуальные домогательства.

Гиперсексуальное поведение. Потребность в комплиментах, частое и неуместное заигрывание с представителями противоположного пола, обилие случайных знакомых на фоне отсутствия моральных ограничений — веские предпосылки для случайных половых контактов, не подкрепленных эмоциональной близостью и взаиморасположением.

Желание быть признанным без каких-либо значимых достижений — характерный симптом подросткового истерического расстройства. Часто эта черта личности становится навязчивостью, определяет в целом стиль поведения в семье и обществе.

Резкие перепады настроения. Повышенная эмоциональность проявляется в способности переходить от громкого показного плача и рыданий к чрезмерной веселости по малозначащему поводу. Отсутствие внимания окружающих вызывает явный негатив и даже агрессию.

Неприятие критики. Подросток с истерическим расстройством ощущает постоянную собственную правоту, считает свое мнение исключительно верным. На замечания в свой адрес он реагирует разговором на повышенных тонах, провоцирует ссоры и длительное обсуждение незначительного события.

Внушаемость. Ребенок легко изменяет свое мнение о человеке или каком-либо происшествии, если рядом находится какая-либо значимая для него личность. Собственное суждение целиком зависит от возможной выгоды, вероятности снова оказаться в центре внимания.

Низкое качество жизни. Собственное легкомысленное поведение провоцирует многочисленные конфликты, источником которых становится подросток с истерическим расстройством. Большинство знакомых перестают общаться после первых ссор, а дальнейшие контакты обрываются.

Каждый из симптомов в отдельности не может рассматриваться как признак психического заболевания, но родителей подростка должны обеспокоить отсутствие критичного отношения к себе, абсолютная невозможность убедить ребенка в его неправоте.

Консультация психолога или психотерапевта может оказаться полезной — позволит обнаружить болезнь на ее ранней стадии.

Нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия)

Различные нарушения пищевого поведения стали очень распространены в последнее время. Чаще всего данными видами расстройств страдают девочки-подростки, девушки и молодые женщины. Опасность данных патологий заключается в том, что любые нарушения питания приводят к возникновению серьезных проблем с физическим здоровьем, вплоть до летального исхода.

Нервная анорексия развивается у детей, имеющих искаженное восприятие  собственного тела. К развитию подобных психических отклонений может привести эмоциональное насилие над ребенком в раннем возрасте, Булимия характеризуется приступами компульсивного переедания, которые сменяются периодами сожаления. Больной пытается искусственно вызвать рвоту, чтобы избавиться от съеденного.

Нервная булимия  и анорексия чаще всего развивается в подростковом  возрасте. Это связано с тем, что в этом возрасте часто возникают переживания по поводу внешнего вида и лишнего веса. В основе лечения пищевых расстройств лежит психотерапия, направленная на изменение восприятия больным собственного тела и поднятие самооценки.

Психический инфантилизм — что значит, как проявляется

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка — дать ему знать, что вы всегда поддержите его. Сейчас, более чем когда-либо, ваш подросток должен знать, что вы его цените, любите и заботитесь о нем

Будьте терпеливыми. Жить с депрессивным подростком в одном доме – занятие не из легких. Время от времени вы можете испытывать усталость, отчаяние, желание все бросить или любые другие отрицательные эмоции

В это трудное время важно помнить, что ваш ребенок обязательно вылечится, вы уже над этим работаете. Ваш подросток тоже страдает, так что лучше набраться терпения и понимания

Поощряйте физическую активность. Поощряйте вашего подростка, когда он занимается спортом или йогой. Упражнения могут облегчить симптомы депрессии, поэтому найдите способы, чтобы сделать подростка физически активным. Можно применить что-то очень простое, например, прогулку с собакой или езду на велосипеде – это может быть полезным.

Поощряйте социальную активность. Изоляция только усугубляет депрессию подростка, так поощряйте его, когда он хочет провести время с друзьями или вами.

Участвуйте в лечении. Убедитесь, что ваш подросток соблюдает все инструкции и врача и делает все вовремя и в полном объеме

Это особенно важно, когда ваш ребенок принимает лекарства по рецепту. Отслеживайте изменения в состоянии вашего ребенка и обратитесь к врачу, если симптомы депрессии, по вашему мнению, усугубляются

Узнайте о депрессии больше. Если вы мало осведомлены о течении этого состояния, нужно больше прочитать о депрессии и тогда вы тоже станете экспертом. Чем больше вы знаете, тем лучше вы сможете помогать своему депрессивному подростку. Поощряйте подростка, чтобы он тоже больше узнал о депрессии. Чтение научно-популярной литературы может помочь подросткам почувствовать, что они не одиноки и дать им возможность лучше понять то, что они переживают.

На поздней стадии подростковая депрессия может привести к самым неожиданным последствиям, когда без помощи специалиста будет уже не обойтись. Однако, можно научиться не допускать этого, используя методы профилактики подростковой депрессии.

Как могут родители помочь подросткам не допускать появление депрессии?

  • Воспитывая подростка, избегайте наказаний и унижений. Старайтесь закрепить в его памяти положительные стороны хорошего поведения. Постоянные наказания и унижения могут вызвать у ребенка чувство неполноценности и ненужности.
  • Позвольте ребенку совершать ошибки. Чрезмерное опекунство над ним и принятие решений за него, превратит ребенка в неуверенного человека.
  • Дайте ребенку чувство свободы. Он не может всегда поступать так, как вы этого хотите.
  • Не заставляйте ребенка следовать вашему примеру и идти по жизни по вашим стопам. Не старайтесь превратить вашего ребенка в себя молодого.
  • Если вы видите, что ребенок подавлен, найдите время чтобы поговорить с ним и выслушать его. Даже если эта проблема с вашей точки зрения кажется незначительной, помните, что в возрасте ребенка она может казаться концом света. Не обесценивайте его переживания!
  • Старайтесь избегать нравоучений. Вместо этого прислушайтесь к ребенку, возможно, вы сможете лучше понять причины его эмоциональных проблем.

Путь к восстановлению душевного состояния подростка может быть длинным, так что будьте терпеливы. Радуйтесь маленьким победам и не переживайте из-за неудач. Самое главное, не судите себя и не сравнивайте свои семьи с другими. Вы делаете все возможное, чтобы избавить подростка от депрессии и он старается вместе с вами.

Причины депрессии

Депрессия может возникнуть по разным причинам — из-за травмирующих событий, негативной обстановки в школе или семье, низкой самооценки. Но вызвать ее могут и неочевидные триггеры, которые не лежат на поверхности, и родителями не рассматриваются. Например: нарушение нейрохимических процессов в головном мозге, связанное с дефицитом нейромедиаторов (норадреналина, серотонина и дофамина); изменение гормонального баланса в организме; унаследованные черты (близкие родственники с депрессией в анамнезе); травмирующее событие в раннем детстве (физическое или психологическое насилие, потеря родителя); выученные примеры негативного мышления, когда человеку проще чувствовать себя беспомощным, чем находить решения и справляться с проблемами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: