Нарушения речи у детей

Языковые и речевые расстройства у детей

Информирование родителей об основах медицинской коррекции недоразвития речи.

Контингент детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями представлен главным образом детьми с серьезными или остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии адекватного медикаментозного и аппаратного лечения. Однако применение медикаментозного и аппаратного лечения требует тщательной клинической дифференциации. Поэтому логопед здесь действует совместно с неврологом и другими специалистами коррекционного направления. Назначенные неврологом лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, другие препараты непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность.

Исправление и коррекция речи ребенка

Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.

  • Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
  • Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
  • Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
  • Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
  • К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
  • На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика. 
  • Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.

Рекомендации

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Как лечат НР разных этиологий

Все основные виды нарушений развития речи можно разделить на требующие специального обучения и те, при которых достаточно небольшого коррекционного вмешательства логопеда.

На ранних сроках развития нарушений рекомендуют посещать коррекционные дошкольные заведения для детей с такими проблемами. Помимо развития артикуляционного аппарата, там проводят занятия по улучшению мелкой моторики, памяти, внимания. К сожалению, в небольших городах таких детсадов может и не быть. В этом случае стоит поискать сад с логопедическими группами или регулярно посещать специалиста в медицинском учреждении.

Школьникам оказывают помощь на логопедической базе школы параллельно с обычными учебными занятиями. Для стойких отклонений создают инклюзивные, коррекционные группы. При сопровождении НР тяжелыми психическими расстройствами рекомендуют специализированные учебные заведения.

Все виды нарушений речи у детей требуют вмешательства логопедов и медицинского обследования. Сами по себе они обычно не исчезают и остаются на всю жизнь.

Коррекция

Благодаря исследованиям специальной психологии и коррекционной педагогики, были созданы принципы и основные положения по работе с дефектами произношения у детей дошкольного возраста. Работа авторов Лалаева Серебрякова коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, содержит множество принципов и фактов, которые учитываются при устранении речевых дефектов:

  • Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, моторики рук;
  • Постепенный переход от наглядного к логическому мышлению;
  • Индивидуальное развитие ребенка, а также его возрастные особенности;
  • Комплексный подход и взаимосвязь в лечении между логопедом психологом и лечащим врачом.

Лексика ребенка формируется благодаря расширению словарного запаса, одновременно с пояснением и уточнением каждого нового слова. Это основа методики. Рабочая программа учителя логопеда содержит обобщенный курс рефератов, презентаций, курсовых работ и методических пособий ведущих логопедов и заслуженных учителей РФ.

Обратите внимание! Диагностика, применяемая практически в каждом дошкольном и школьном учреждении по обнаружению возможных отклонений, это работа — метод обследования речи у детей, и ее автор Чиркина

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Нарушения речи у детей

Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.

В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:

языковых и интеллектуальных возможностей;

навыков планирования;

способности концентрировать и переключать внимание;

состояния артикуляционного праксиса и т.д.

Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.

Эпидемиология

Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться – коррекционная работа и медико-психологическая помощь будут более эффективны. На сегодняшний день в логопедии выявляемость речевого нарушения происходит в возрасте 5-6 лет и позже.

Детей с нарушением речи в России весьма много:

Россия Англоязычные страны
5-6 лет 25-30% 4-5%
7-8 лет 17-20% 3%
Старше 8 лет 1% 1%
Мальчики/девочки 3:1 2:1

В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту

Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки

Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.

Причины дизонтогенеза

Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:

  • Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
  • Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
  • Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
  • Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
  • Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.

Слайд 23Качественные нарушениявербальные парафазии – неправильного употребления слова в устной или письменной

речи: гусь в значении петух, окно в значении форточка, у рыбы поплавки в значении плавники, болит коленное блюдечко в значении коленная чашечка, холодец в значении леденец и т. д.нарушения антонимических средств языка: высокий – маленький, широкий – большой, бежать – не бежать, высокий – не высокий, весной река растаяла, а осенью затаяла и т. д.нарушения синонимических средств языка: потеряла – заблудила (тетрадь), горе – печальный и т. д.нарушения родовых понятий – сужение (к понятию животные относят только домашних и диких млекопитающих и т. д.), расширение (к понятию мебель относят бытовую технику, предметы домашней обстановки и т. д.), смешение (ягоды в значении фрукты, одежда в значении обувь и т. д.)несформированность обобщающих понятий – отсутствие или неадекватное использование (вороны в значении птицы, обувь в значении сапоги и т. д.)

Почему развивается

Благодаря достижениям исследователей в медицинской генетике, биологии, иммунологии и других дисциплинах, представление о развитии рассматриваемых проблем значительно углубилось. Выделены центральные и периферические причины, а также функциональные. Специалисты теперь понимают психофизиологический механизм нарушения речи, спровоцированный какими-либо негативными воздействиями на ребенка. Все это позволяет разработать правильную тактику коррекции расстройства речи и даже предупредить его.

Итак, такая патология возникает при воздействии на организм ребенка внутренних или внешних факторов, а также тех и других в комплексе. Они и определяют ее специфику, клиническую картину.

Эндогенные (внутренние) причины

Обычно это внутриутробная патология и повреждение нервной системы малыша в процессе родов, вредоносного влияния на него в первые дни жизни. Они обусловлены не только наследственностью матери (дефектным геном), но и ее состоянием и поведением во время беременности. Это может быть:

  • вирусные заболевания;
  • аллергия;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • работа на вредном производстве;
  • токсикоз;
  • употребление алкоголя и наркотиков, курение;  
  • падения и травмы.

Поражение подкорковых отделов мозга (отвечают за произношение звуков и слух) может произойти при резус-конфликте – иммунологической несовместимости матери и вынашиваемого ею плода. В этом случае антитела проникают через плаценту и губят эритроциты последнего.

При гипоксии ткани (в силу низкого уровня гемоглобина у беременной, узлов на пуповине и других ее патологий) плацента и плод не получают достаточного количества кислорода.  От гипоксии структуры мозга не созревают должным образом, повреждается нервная система.

Особенно опасен промежуток беременности с 4 недель до 4 месяцев. Именно в это время формируется речевой аппарат. Неблагоприятные факторы приводят к появлению у малыша такого врожденного изъяна, как расщелины неба, раздвоенной (заячьей) губе и другим нежелательным явлениям.

Упомянутые угрозы на последних сроках беременности, некоторые заболевания во младенчестве, могут затормозить развитие ребенка, что, конечно же, повлияет на речь.

Механическое воздействие на плод во время родов (например, асфиксия) может повредить его. Это родовая травма, при которой страдает позвоночник, а именно шейный отдел. Задеваются его артерии, а ствол вместе с разными отделами мозга перестают получать достаточно питания с кровью

Из-за хронической ишемии страдают структуры мозга, ответственные за поведение, внимание, эмоции, речь

Интенсивные мероприятия по реанимации и малый (меньше 1500 грамм) вес новорожденного, недоношенность и переношенность – тоже предрасполагающие к речевой патологии факторы.

 Экзогенные (внешние) причины

 В этой категории – травмирующие психику ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, плохие социально-бытовые условия жизни, наличие у близких родственников нарушений речи, глухоты.

Если ребенка окружает негативная эмоциональная атмосфера, то его речь будет задерживаться в развитии. Нарушения в ней также возникнут при обычном для детей подражании – они будут нечетко произносить звуки, заикаться, тянуть слоги, говорить с нарушением темпа, как и воспитывающие их или оказывающие большое влияние взрослые.

Речевые нарушения, иногда довольно тяжелые, возникают как следствие сильных переживаний при разлуке с близкими (и по другим причинам), острых психических травм разного рода.

Следует упомянуть, что на первых годах жизни ребенка нервно-психическое или общее заболевание, как правило, сопровождается проблемами речевого развития. Оно может быть разным и зависит от причины, времени появления, степени течения, выраженности симптомов.

Последствия речевых нарушений и отсутствия коррекционной работы.

Все чаще среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается процент детей с нарушениями речи, которые можно было корректировать в преддошкольном возрасте. У детей данной категории, в той или иной мере, нарушено звукопроизношение, слуховая дифференциация, лексико-грамматические представления, недоразвитие связной речи. Если не проводить профилактическую или коррекционную работу, то это может причиной появления вторичного дефекта (дислексии – нарушения чтения и дисграфии – нарушения письма). Проблема нарушения речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний. Некоторые родители считают, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами без специального вмешательства. Это не так. Вовремя неисправленный дефект не только не исчезнет, но и закрепится, исправить его будет гораздо сложнее. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами речи могут получить на логопедических занятиях.

Целью логопедического воздействия является не только исправление звукопроизношения, но и развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие фонематического слуха, грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи.

Исправление нарушений речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий, и успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Необходимо соблюдение речевого режима в семье (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на коррекционных занятиях).

Диагностика дислалии у детей

Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:

Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения

Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.

На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.), сначала механического (рефлекторного), а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс.

Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова — сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере и т.д., что также не способствует формированию правильного звукопроизношения. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т.е

произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза

Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.

Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:

— развития понимания обращенной речи;

— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;

— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

— совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить

Мельник Г.В.,
учитель-логопед,
г. Челябинск

Причины нарушения речи у детей

Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.

Внутриутробные патологии

На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:

  • гипоксия, 
  • инфекционные заболевания, 
  • травмы живота, 
  • алкоголь, 
  • курение, 
  • употребление наркотических веществ,
  • бесконтрольный прием лекарств,
  • несовместимость резус-факторов мамы и малыша.

Наследственность

К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка). 

Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.

К этим факторам относятся:

  • недоношенность,
  • малый вес ребенка,
  • асфиксия (удушье),
  • акушерские травмы.

Послеродовые патологии

Сюда включают:

  • перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
  • травмы артикуляционного аппарата.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

К таким причинам относятся:

  • недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
  • неверный пример речи от взрослых,
  • сильный испуг, стресс, психические травмы.

Речевое поведение и проявление дефектов речи

Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы

Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь

Будущее детей зависит от их коммуникабельности

Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:

  • Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
  • Неумением договариваться и вести спор;
  • Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
  • Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).

Речь — важный фактор жизни

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке

Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома

Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Давайте постараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать проблем с речью у наших детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: