2.2. Методические приёмы, формирующие диалогическую речь детей дошкольного возраста…………………………………………………37
Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Цель, задачи, этапы
исследования………………………………43
3.2. Констатирующий эксперимент
по выявлению уровня развития
диалогической речи у детей
дошкольного возраста………………………..44
3.3. Система формирования
диалогической речи детей в
формирующем эксперименте……………………………………………..47
3.4. Контрольный эксперимент…………………………………….
3.5. Методические рекомендации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие диалогического общения у дошкольников
17 октября, 2014 admin
Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, т.е. умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная.В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.Задачи диалогического общения:
— освоение языка как средства общения;
— установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств;
— овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;
— установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).
В рамках социально-коммуникативного и речевого развития диалог выступает как основная форма общения. Такое общение характеризуется несогласованной речевой активностью детей. Здесь не преследуется задача обмена сложной интеллектуальной информацией, координации совместных действий или достижения общего результата. Прежде всего удовлетворяется потребность в установлении социального контакта и эмоциональной связи со сверстниками.
У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании окружающих, желание довести до них цели и содержание своих действий. Дети испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих походах в лес, о любимых игрушках, маме, сестренке или братишке.
Развитие диалогической формы общения проходит следующие этапы:
— этап преддиалога («дуэта», «коллективного монолога»),
— этап скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта (беседа),
— этап практического взаимодействия (содержательный диалог, личностно окрашенное общение).
В результате происходит формирование диалогической позиции, умение слышать и слушать собеседника.
Очень важен целостный подход к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы
Педагогу следует обращать внимание на овладение детьми невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, пантомимики), правильную лексическую и грамматическую направленность в общении, а также воспитание звуковой культуры речи (чистое произношение, четкую дикцию, интонационную выразительность)
Обучение диалогическому общению осуществляется в процессе бесед, различных игр, инсценировок, драматизаций, занятий продуктивной деятельностью.
В подобных формах взаимодействия как раз и решаются задачи, которые являются традиционными для методики развития речи:
— обогащение и активизация словаря,
— воспитание звуковой культуры речи,
— формирование грамматического строя языка ребенка.
Необходимо подбирать конкретный языковой материал, игровые задания, проблемные ситуации таким образом, чтобы активизировать речевое общение между детьми, их инициативные высказывания, вопросы, рассказы из личного опыта, а также инициировать речевое творчество.
Приемы, стимулирующие диалогическую речь:
— сюрпризное появление игрушек, предметов;
— обследование предметов, их свойств;
— инсценировки, драматизации;
— беседы на темы из личного опыта;
— свободное пользование материалами (картинками, красками, цветной бумагой, кубиками), интересными костюмами для ряжения, элементами декораций и пр.
Методику развития речевого общения дошкольников Вы можете скачать на странице «Библиотека» в разделе «Речевое развитие».
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Опубликовано в рубрике Речевое развитие
1.1. Проблема развития диалогической речи у детей дошкольного возраста в современной педагогической науке
Диалогу — самой естественной,
природной форме речи — в настоящее
время в методической литературе
уделено явно недостаточное внимание. Трактуется диалог крайне ограничено
— как реактивная ситуативная непроизвольная
речь, противопоставленная произвольному
контекстному связному монологу
Ситуативная
непроизвольная речь жестко подавляются
в условиях учебно — дисциплинарной модели
детского сада. И не удивительно, что дети
«учатся» при этом не говорить, а молчать
или «отвечать полным ответом», т.е.
использовать в диалоге искусственные
обороты, противоречащие их живому разговорному
языку, природному языковому чутью.
Характеристике диалогической
и монологической речи большое внимание уделяется в работах Л. Якубинского
«О диалогической речи» и Винокура Т
Г.
«О некоторых синтаксических особенностях
диалогической речи».
Т. Г. Винокур так определяет
диалог и монолог с точки зрения
специфики языка: «…можно определить
диалог как особую, функционально-стилистическую
форму речевого общения, которой свойственны:
наличие двух или нескольких участников,
обменивающихся речью; более или менее
быстрый темп речи, когда каждый компонент
ее является репликой; сравнительная краткость
реплик; лаконичность и эллиптичность
построений внутри реплик. Монологическая
речь как явление, прямо противоположное
диалогу, имеет обратные свойства; односторонний характер высказывания,
не рассчитанный на немедленную реакцию,
наличие заданности, предварительного
обдумывания, обусловливающего длительность,
связанность, логическую построенность
речи» .
Игры и упражнения по развитию диалогической
речи дошкольников разработаны О.С.
Ушаковой и Е.М. Струниной, а также
научными сотрудниками, преподавателями
педагогических университетов, проводившими
свои исследования под руководством Ф.А.
Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А.
Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук,
Л.А. Колунова) .
В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника»
и в «Программе и методике развития речи
детей дошкольного возраста в детском
саду», описываются некоторые приемы развития
диалогической речи детей. Автор считает,
что диалогическая речь в большей степени
ситуативна и контекстна, поэтому она
свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается
благодаря знанию ситуации обоими собеседниками)
. Диалогическая речь непроизвольна,
реактивна, мало организована. Огромную
роль здесь играют клише и шаблоны, привычные
реплики и привычные сочетания слов. Таким
образом, диалогическая речь более элементарна,
чем другие виды речи.
В статьях на тему диалогического
общения авторов Арушановой А., Рычаговой
Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии
для детей 3-5 лет по развитию диалогической
речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных
учреждениях и выявили, что дети испытывают
трудности в общении со сверстниками.
Авторы разработали сценарии и внедрили
их в практику развития диалогического
общения в дошкольные учреждения. В качестве
основной формы обучения они использовали
игры-занятия .
Алексеева М. М. и Яшина
В. И полагают, что формирование диалогической
речи реализуется в процессе разговоров
воспитателя с детьми в повседневном
общении и в форме специально
подготовленных бесед.
Методика проведения разговора с
детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой
и Е.А.Флериной . Классификация бесед,
их целевая установка и проведение разработаны
Е.А.Флериной .
Роль обобщающей беседы
и методика ее проведения находят
отражение в фундаментальном исследовании Е.И.Радиной
(1948). Представляют интерес и сегодня ее
мысли о принципах отбора содержания для
бесед, месте беседы среди других методов,
структура беседы и приемы активизации
мышления и речи детей.