Развитие ребенка в возрасте 1–3 года

Периодизация развития детей

Советы родителям

Задача родителей — создать безопасные комфортные условия, при которых кроха может активно познавать окружающий мир. Нужно выдерживать баланс, не давя чрезмерной опекой.

Основные правила воспитания:

  • хвалить достижения малыша;
  • не переделывать задание за ребенка;
  • приучать к незнакомому постепенно;
  • поощрять исследовательский интерес;
  • не требовать идеальный результат с первого раза;
  • терпеливо относится к неаккуратности, медлительности;
  • не использовать игнорирование, как наказание;
  • стимулировать самостоятельность.

Каждый ребенок — индивидуальность, со своими физиологическими, психологическими особенностями

Важно учитывать темперамент, характер, личные потребности крохи, не пытаясь переделать малыша. Тогда он вырастет гармоничной здоровой личностью

Психологические особенности детей 1-3 лет: чувство привязанности

Чувство привязанности не является врожденным у человека. Оно — результат правильного взаимодействия с близкими взрослыми в раннем детстве (в основном с родителями). Если опыт нормального общения с близкими взрослыми отсутствует в раннем детстве или он недостаточен, то человек вырастает не способным испытывать чувство привязанности и не нуждающимся в нем. Такая картина обычно сопровождается и другими эмоциональными и умственными нарушениями.

Период, который называют «сензитивным» (то есть повышенно чувствительным) для формирования чувства привязанности к близким, — раннее детство (примерно с 9 месяцев до 2,5 лет). В начале этого периода психологические особенности детей 1-3 лет заметно меняются, появляется негативная реакция на чужих людей, иногда довольно острая. Ребенок может плакать и демонстрировать испуг в ответ на попытки малознакомых людей взять его на руки, а иногда вообще на приближение к ребенку чужого. Эта ситуация часто пугает родителей — малыш внезапно и без видимых причин изменился, но она совершенно нормальна: ребенок начал отличать так называемых «своих», то есть людей близких, которых он часто видит, от сравнительно чужих, то есть людей, с которыми он не так хорошо знаком. И эти чужие начали у него вызывать смутные опасения.

В этот же период из-за особенностей психологического развития ребенка раннего возраста начинает остро реагировать на уход матери, иногда даже на ее переход в другую комнату иди простое отдаление. Он плачет, цепляется за мать и всячески демонстрирует свое нежелание, чтобы она уходила. Такие явления обычно проходят примерно к 2,5 годам, а своего пика они достигают в 1,5 года. Явление это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, ребенок в период формирования чувства привязанности остро нуждается в той самой фигуре, которая вызывает основную его привязанность, как правило — в матери. А с другой стороны, он пока еще не уверен, что человек, исчезнувший из поля его зрения, все еще существует, хотя ему невидим.

Конечно, мозг ребенка постоянно развивается, и понятие о сохранности невидимых предметов у ребенка постоянно совершенствуется. Но все же в силу возрастных психологических особенностей уход матери дети 1-3 лет переживают как ее исчезновение с непредсказуемыми последствиями, поэтому и боятся.

Но, даже учитывая особенности развития детей раннего возраста, острая реакция ребенка на расставание не должна на два года привязать мать к нему. Мать может уходить по своим делам и предоставлять ребенку адаптироваться с другими людьми. Плач ребенка в данном случае — сигнал для того, чтобы поддержать его, но не для того, чтобы никогда с ним не расставаться, переживая о том, что он будет плакать.

Однако в этот период (до трех лет) лучше избегать длительных отъездов матери (например, в двухнедельный отпуск). Для ребенка длительная разлука может иметь серьезные последствия, которые скажутся на формировании его характера и картины мира. Такой опыт не только ведет к отдаленным последствиям, но также и очень мучителен. Фигура матери для него — воплощение мира и залог его безопасности. Если же она исчезает (а как мы теперь знаем, для ребенка исчезновение не носит временного характера), ребенок страдает, страдает его чувство защищенности. Впоследствии такой человек будет повышено склонным к болезненным депрессивным реакциям даже на незначительные стрессы. Длительная разлука с матерью в младенчестве может оказать сильное воздействие на всю жизнь человека. Эту возрастную психологическую особенность детей раннего возраста обязательно нужно учитывать.

Статья прочитана 29 114 раз(a).

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

Что любит ребенок в 2 года и что он умеет в этом возрасте?

  • Сейчас малыш умеет лазить по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы;
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры;
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда;
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит;
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло;
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх;
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими;
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Представления о себе в период раннего детства

Новообразованиями возраста раннего детства принято считать формирование самосознания, развитие Я-концепции, самооценки. К трём годам формируется образ себя: ребёнок отделяет себя от объектов внешнего мира, осознаёт свою значимость для других, начинает понимать свои чувства и желания. Для восприятия внешнего мира для ребёнка этого возраста характерен эгоцентризм. Ребёнок понимает, что некоторые вещи могут происходить независимо от его желаний. Но по- прежнему считает, что все видят мир так же, как и он.

Самосознание

Исследования показали, что зачатки самосознания начинают появляться в возрасте 18 месяцев. Связано это с быстрым ростом клеток передней части поясничной извилины, находящейся в лобной доле. О наличии самосознания может говорить выражение эмоций, осознание ребёнка самого себя в отличие от других людей и мира вообще. Малыш начинает интересоваться всеми способами подтверждения своего Я, например тенью, отражением в зеркале. Усваивает своё имя, проявляет особый интерес к людям с таким же именем. К трём годам начинает использовать местоимение «я».

Половая идентификация происходит в 2-3 года.

На основе наблюдений за поведением отца и матери, старших сестёр и братьев ребёнок начинает понимать, мальчик он или девочка, и каких форм поведения ему придерживаться

Поэтому присутствие отца в данном возрасте рядом с ребёнком крайне важно. После четырёх лет потеря отца мало сказывается на мальчиках при усвоении социальных ролей

Для девочек отсутствие отца начинает сказываться в подростковом возрасте, когда возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с юношами.

Я-концепции – это система представлений человека о самом себе.

Выделяют три уровня представлений:

  •  что собой представляет индивид;
  •  что он о себе думает;
  •  каким видит себя в будущем.

Эти представления формируются в результате познания и оценки ребёнком самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей. В раннем возрасте в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, которая отражает позитивное отношение к себе, заимствованное из отношений к нему взрослого. Самооценка ребёнка в три года, как правило, завышена. Он приписывает себе все положительные, одобряемые родителями качества.

Но несмотря на высокую самооценку, малыш претендует на признание родителей, стремиться к похвале. Положительно оценивая те или иные действия ребёнка, взрослые придают им привлекательность в глазах взрослых. Таким образом побуждают детей повторить эти действия, чтобы услышать от родителей слова одобрения.

Родителям важно помнить, что Я-концепция характеризуется тем, что человек может создать такой образ себя и поверить в него, который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней. Напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям

Поэтому, чтобы у ребёнка не возникло проблем в социальном и личностном плане, родителям необходимо помочь ребёнку создать такой образ себя, который поможет ему выстроить гармоничные взаимоотношения с другими людьми и с самим собой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам

И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить

Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Роль развивающей игры

Для малыша дошкольного возраста игра — основной способ познания. В процессе игры он приобретает жизненный опыт, подражает взрослым, усваивает свою социальную роль. Чтобы научить ребенка определенным навыкам, следует использовать эту особенность возраста, каждое занятие сопровождать элементом игры.

Нельзя мешать самостоятельной игре малыша. Взрослому кажется, что катать машинку по столу скучно, но для дошкольника это —возможность освоить, как движется машинка, ощутить ее вес, изучить форму. По-настоящему скучные занятия дети бросают

Чтобы увлечь малыша неинтересным, но полезным делом, важно показать собственный пример. Мальчик охотнее повторяет действия за папой, а девочка — за мамой

Если взрослые готовят обед, дети с удовольствием сидят рядом, играют с продуктами: лепят из теста или пересыпают крупы. Подражая отцу, малыш будет «помогать» ему чинить машину.

Стремясь помочь родителям, дети портят, ломают вещи. Этот период нужно переждать. Нельзя высмеивать или ругать ребенка, если он хотел помочь накрыть на стол и случайно уронил тарелку. Лучше попросить его помочь принести веник, чтобы убрать осколки. Играя он быстро осваивает необходимые навыки.

Воспитание новорождённого. С чего начать?

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.

Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители

И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.

Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно

Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.

Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.

Период младенчества

Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.

Психическая жизнь. Мозг продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная ситуации развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека.

Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.

Игровая деятельность

Игра в 2-3 года — это способ познать мир. 

Сейчас им нравится подражать взрослым, а также исследовать и изучать окружающее пространство. 

К 3 годам появляется цель в играх.

К этому же возрасту малыши начинают играть игрушками-заменителями (не коробка, а машина; не тарелка, а руль и т.д.)

Какие игры и игрушки подойдут для детей 2-3 лет?

Ребенку сейчас важно развивать речь и моторику, тренировать координацию и обучаться самообслуживанию. Все это легче осваивать в процессе игры. . Поэтому важно, чтобы у ребенка в 2-3 года были подходящие по возрасту игрушки

Поэтому важно, чтобы у ребенка в 2-3 года были подходящие по возрасту игрушки. Наборы для сюжетно-ролевой игры: посуда, чемоданчик доктора, инструменты и т.д

Дети с удовольствием будут копировать поведение взрослых. 

Наборы для сюжетно-ролевой игры: посуда, чемоданчик доктора, инструменты и т.д. Дети с удовольствием будут копировать поведение взрослых. 

Мальчиков и девочек могут пока не интересовать игрушки, предназначенные для их пола, и это нормально. К примеру, мальчику сейчас может быть интересно изображать мамины заботы по хозяйству, поэтому ему больше понравится набор посуды, чем вертолет или танк. 

  • Обучающие игрушки: шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы. Сначала нужно показать малышу, как играть. Ему не должно быть слишком сложно. Игрушка должна быть такая, чтобы он справлялся сам или с небольшой помощью.
  • Развивающие игры и материалы: кубики, пластилин, краски, карандаши, мозаика, пазлы.
  • Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, бубен, пианино и т.д.
  • Инвентарь для подвижных игр: мяч, скакалка, спортивный уголок, кегли. 
  • Детский транспорт: самокат, беговел, велосипед.
  • Обучающие планшеты.

Этапы развития личности детей от младенчества до 7 лет

Ниже описаны особенности личностного развития ребенка в разном возрасте.

От рождения до года

В возрасте от 1 до 12 месяцев приобретаются осознанные эмоции. Поначалу они имеют безусловно рефлекторную природу, то есть ребенок реагирует плачем и криком на любые раздражители, будь то холод, голод и т.п. Затем, после 6 месяцев, ребенок реагирует на лица близких людей и на знакомые вещи, радостно воспринимает знакомые игрушки. После 10 месяцев возможны появления ревности по отношению к другим детям и родителям.

дополнительноВ этом возрасте формируется также и влияющий на последующую коммуникацию уровень доверия к людям в зависимости от количества положительных эмоций, полученных от общения с ними.

Дети, которых любят, кормят, держат в тепле и уюте, понимают, что миру можно доверять. Однако в более старшем возрасте это впечатление легко разрушить негативной обстановкой в семье и ближайшем обществе.

От 1 до 2 лет

В возрасте 1-2 лет у ребенка развивается самостоятельность на основе возросших физических способностей. Дети активно ползают, ходят, играют и изучают окружающий материальный мир путем собственных проб и ошибок. В основном ребята с радостью и гордостью за свои достижения делают все сами: пользуются столовыми приборами, разворачивают конфеты, убирают вещи

Очень важно на этом этапе мягко подталкивать карапуза к новым действиям, но при этом не торопить его, а дать почувствовать собственные силы

От 3 до 5 лет

В возрасте от 3 до 5 лет проявляется воображение, ребенок отходит от простого подражания действиям взрослых. Он научился многим навыкам и использует их в новом качестве. Фантазия открывается и в речи, и в шалостях, в выдумках малыша. Он рад делиться всеми своими достижениями со взрослыми и ждет безусловного одобрения своих действий.

Возраст 3 лет считается кризисным, переломным в развитии личности, в это время реакция родителей на проделки может вызвать сильные изменения в мировоззрении.

советНеобходимо объяснить основы того, что хорошо и плохо, установить непреклонный родительский авторитет, но и не «забить» активность ребенка. Нужно дать ему почувствовать себя взрослым, возложить на него небольшую ответственность и дать свободу действий.

От 5 до 7 лет

С 5 до 7 лет дети приобретают логическое мышление, способны играть в игры с ограниченными правилами, заниматься делами поочередно и делить все поровну. Особенности развития личности ребенка на данном этапе: они учатся всему новому, подхватывают всю новую информацию и очень быстро ее запоминают. Стремятся к пониманию устройства вещей и способов их использования.

У многих детей появляются свои увлечения, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они рисуют, танцуют, поют, готовят и мастерят разные безделицы. Родители должны понимать и принимать любую их деятельность. Даже несмотря на возможные проблемы типа неряшливости выполнения и бессмысленности. Критика может вызвать чувство неполноценности и потерю интереса к какой-либо деятельности и дальнейшему развитию.

Особенности возраста

У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность

Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения

Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.

Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.

Периоды детского возраста

Физическое и психическое развитие ребенка неразрывно связано с его возрастом. Малыш растет, становится сильнее, умнее, приобретает полезные знания, навыки, учится общаться и взаимодействовать с другими детьми, взрослыми людьми.

Психическое взросление идет параллельно биологическому – постепенно. Процесс воспитания тоже должен происходить ступенчато – от простого к сложному. Если малыш в силу возраста не способен справиться с заданием, он быстро потеряет интерес к обучению.

Психологические

Процесс развития психики начинается еще в утробе матери, а продолжается всю жизнь. Периодизации в психологии описывают жизнь от рождения до смерти. Они учитывают умственное и личностное развитие человека, а также стадии психического взросления.

Психологические периоды:

  • Пренатальный период.
  • Период новорожденности (до 6 недель жизни). Кризис новорожденного связан с полной беспомощностью ребенка в физическом мире. Преодолев его, малыш приобретает доверие/недоверие к миру. К концу периода появляется эмоциональная реакция на мать (комплекс оживления), возникает привязанность.
  • Грудной период (до 12 месяцев). Кризис 1 года связан с увеличением потребностей и ростом возможностей ребенка. В ползунковый период малыш приобретает новые навыки: двигательные и речевые.
  • Младенческий возраст (1–3 года). Трехлетка уже видит свою отдельность от матери, его «хочу» сталкиваются со взрослым «нельзя». Преодоление кризиса ведет к формированию внутреннего «Я», развитию мышления.
  • Дошкольный возраст (3–6 лет). Кризис шестилеток связан с утратой детской непосредственности. Преодолевая переломный момент, малыш учится соотносить свои внутренние желания с правилами внешнего мира.
  • Младший школьный возраст (7–11 лет). Кризис связан с определением своего «Я» в обществе. У детей развиваются чувство взрослости, способность контролировать свое поведение.
  • Пубертатный период (12–17 лет). Кризис 17 лет связан с поглощенностью своим внутренним миром. В результате формируются собственные ценности, стремление помогать ближнему.
  • Юношеский период (17–20 лет). Юноши и девушки вступают во взрослую жизнь. Они осознают моральные нормы общества и стараются им следовать.

Педагогические

В педагогике встречаются неполные периодизации: они охватывают не весь жизненный период, а определенную его часть – от рождения до вступления во взрослую жизнь. Считается, что воспитание личности начинается с начала жизни. Педагог подбирает нагрузку, методы воспитания и подачу учебного материала в соответствии с детским возрастом.

  1. Младенчество (первые 12 месяцев жизни) – пассивное познание мира, формирование эмоционального общения.
  2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет) – развитие речи, предметно-орудийной деятельности (малыш выполняет несложные операции с предметами под руководством взрослых).
  3. Дошкольный (3–6 лет):
  • Младший дошкольный (3–4 года) – познание норм и правил общества через игру.
  • Средний дошкольный (4–5 лет) – развитие коммуникативных навыков.
  • Старший дошкольный (5–6 лет) – готовность к начальному обучению.
  1. Младший школьный возраст (6–10 лет) – формирование памяти, воли, рефлексии. Основной тип деятельности – обучение.
  2. Средний школьный возраст (10–15 лет) – формирование самооценки, стремление к самостоятельности и взрослости, ведущий тип деятельности – общение.
  3. Старший школьный возраст (15–18 лет) – у подростка складываются мировоззрение, интересы, идеалы. Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций (когда родители не понимают его желания). Главное приобретение переходного периода – автономная речь (Выготский). У младенца своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.

Речевое развитие

Примерно в год малыш находится в переходной фазе своего речевого развития: у него сформирована автономная речь. Она не похожа на речь взрослого. Её понимают только близкие люди. По форме она является общением и представляет собой эмоционально-непосредственную связь между взрослым и ситуацией. Ребёнок стремиться к самостоятельности, но многого ещё не умеет. Поэтому малыш обращается за помощью ко взрослым. Это способствует дальнейшему развитию речи.

К полутора-двум годам возникает активная речь, которая представляет собой спонтанное говорение сначала слов, а затем и простых предложений. Словарный запас детей в полтора года обычно содержит примерно 10 слов, в два года – около 200. К трём годам ребёнок использует в речи уже 900-1000 слов.

По мнению психологов, самым значимым периодом в этом плане является возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. В этом возрасте рекомендуют спокойные и развивающие игры. И крайне нежелательны стрессы. То, как быстро идёт развитие речи, во многом зависит от языковой стимуляции ребёнка дома. С ним по-прежнему нужно постоянно общаться, рассказывать об окружающем мире, читать книги, петь песенки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: