Что способствует развитию диалогической речи дошкольника

Развитие диалогической речи у дошкольников

Понятие и особенности диалогической речи

Основные коммуникативные формы в любом возрасте – монологическая и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продуктивной. В беседе рождаюсь новые идеи, строятся планы, согласовываются действия.

Для малолетних собеседников их диалоги не менее важны, чем коммуникации взрослых людей. Детские разговоры, особенно в младшем дошкольном возрасте, не имеют информативной и речевой содержательности. Главное, что они помогают установить контакт.

Дошкольники еще только нарабатывают навыки беседы, но в их общении уже прослеживаются основные особенности диалогической речи.

Мотивированность. Человек, начинающий беседу, всегда имеет причины для того, чтобы заговорить

Важно, чтобы собеседник также имел желание продолжать разговор. Диалог возможен в случае заинтересованности обоих в предмете разговора. Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
Наличие адресованности

Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.

Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
Наличие адресованности. Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.

Диалог

Особенности речи в данном случае заключаются в том, что говорящих людей двое, если больше, то это явление называется полилог. Главное, что все реплики объединены одной темой и идеей. Диалог – это способ обмена мнениями. Каждая реплика вытекает из предыдущей и является ее логическим продолжением. Характер диалога зависит от кодекса взаимоотношений коммуникантов. Существует три основных типа такого взаимодействия: зависимость, равенство и сотрудничество.

Каждому диалогу свойственна своя структура:

  • зачин;
  • основная часть;
  • концовка.

С теоретической точки зрения диалоги безграничны, поскольку их последняя часть всегда остается открытой, однако на практике любой диалог имеет конец.

Выступая в роли первичной формы коммуникации, он представляет собой спонтанную речь. Даже в подготовке научной дискуссии оратор не может продумать каждую реплику, потому что реакция слушателей не всегда очевидна.

Для того чтобы диалог состоялся, необходима информационная база его участников, а также незначительный разрыв в знаниях говорящих. Неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности речи.

В зависимости от целей, задач, роли собеседников выделяют такие типы диалога:

  • бытовой;
  • интервью;
  • деловая беседа и др.

Понятие и сущность диалогового обучения

Определение 1

Технология диалогового обучения – это одна из методик реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося.

Личностно-ориентированное обучение широко распространено и активно применяется в современной системе образования.

Построение диалога имеет важное значение для развития у индивида навыков коммуникации, профилактики его социальной изоляции, недопущения развития депрессивных состояний, вызванных развитием чувства одиночества. Если урок строится в диалоговой форме, то учащийся получает возможность развиваться в эмоциональном направлении и активизировать свои умственные способности

Диалог помогает усвоению учебной программы не просто путем простого запоминания, но и посредством затрагивания личностных смыслов

Диалог помогает усвоению учебной программы не просто путем простого запоминания, но и посредством затрагивания личностных смыслов.

По своей сути, диалог в ходе обучения предполагает прием построения коммуникативной связи между субъектами учебно-воспитательного процесса: учеником и педагогом. Он выступает способом построения отношений в образовательной сфере, в ходе которых реализуется сопереживание, проявляется взаимоуважение, осуществляется совместное творчество.

Учебный диалог помогает учащимся проявить себя. Это возможно благодаря тому, что в диалоге они чувствуют себя более уверенно, раскрепощенно и комфортно. Это помогает всестороннему развитию личности учащегося, раскрытию его природного потенциала.

Сущность технологии диалогового обучения проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия, путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне.

Практическая реализация диалога на учебном занятии осуществляется на следующих уровнях:

  1. Личностный уровень – развитие умения общаться с самим собой, понимать себя, слышать голос собственного разума.
  2. Межличностный уровень – умение строить общение с другим человеком, обладающим противоположными ценностно-интеллектуальными позициями.
  3. Мультиуровень — умение строить множественный диалог, реализуемый при обсуждении проблем в малых учебных группах.

Разные типы текстов

По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

Условия развития связной диалогической речи дошкольников

Исходя из реалий, можно с уверенностью сказать, что практически все дошкольники нарабатывают опыт диалога со сверстниками, только у всех он разный. Это зависит как от личностных особенностей ребенка, от его коммуникативных способностей, так и от регулярности общения.

Более того, в общении важна безопасная и мотивирующая атмосфера, в рамках которой ребенок мог бы смело высказывать свои мысли, не опасаясь сказать не так или сделать ошибку. К сожалению, общество сверстников не всегда расположено учитывать особенности замкнутых или флегматичных детей.

Замкнутые малообщительные или медлительные дети нуждаются в организации комфортных условий, способствующих беседе. Они не станут первыми вступать в разговор, и не будут вставлять свои реплики, когда общается несколько человек. А именно такие дети нуждаются в развитии диалоговой речи.

В подобных случаях выручает возможность развивать речевые навыки не только в свободном общении, но и организуя тренировки.

Беседа как средство формирования навыков диалога

Обучающие беседы, которые проводит взрослый, помогают ускорить развитие коммуникативного навыка дошкольников. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы ребенок откликнулся на предложение взрослого и разговорился. Как правило, следует учесть несколько важных обстоятельств:

Расположить ребенка к себе. Для этого используются игрушки, картинки, питомцы в живом уголке.
Найти подходящее время

Беседа будет малоэффективной, если малыш стремится играть или рисовать.
Важно, чтобы обстановка была спокойной и ничто не отвлекало от занятия
Для разговора ребенку требуется комфорт и чувство безопасности.
Результативность занятий напрямую зависит от того, насколько взрослый знает ребенка: его интересы, любимые игры, отношения с близкими.
Построить беседу так, чтобы дошкольник больше говорил, чувствовал внимание и интерес к собственным словам, но при этом интересовался и тем, что говорит собеседник.

Для занятий можно использовать предварительное чтение сказок и повестей, которые в дальнейшем обсуждаются. Также простые поручения, требующие вступить в разговор, закрепляют навык диалога. Например, воспитатели просят показать новичку игрушки в игротеке, поручают сходить в другую группу за каким-нибудь предметом, на словах передать информацию родителям.

Еще один метод формирования диалогической речи: речевые ситуации, в которых участвуют сверстники. Воспитатель предлагает историю, задает роли и от имени персонажей дети должны обсудить произошедшее.

В результате подобных занятий дети обретают умения и формируют навыки:

способность проявлять инициативу;
умение использовать различные средства общения – к словам подключают мимику и жесты;
навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы;
проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик;
умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика.

Роль диалога в развитии ребенка

Диалогическая речь очень важна в развитии ребенка. Это позволяет ему лучше усваивать основы родного языка, научиться применять языковые средства для изложения своих мыслей.

Дети осваивают речь с помощью диалога — это практика общения с другими людьми и детьми. Речь пронизывает всю жизнь ребенка, именно поэтому она и является главным фактором, который влияет на формирование личности юного человека.

Но к сожалению, многие современные дошкольники умеют вести лишь простые формы диалога. Дети говорят кратко, не могут длительное время поддерживать разговор, редко сами начинают его. Они не способны рассуждать, аргументировать, доказывать. Но если ребенок не освоит навыки вести диалог, он не сможет развивать у себя монологическую речь.

Обучение диалогической речи возможно только при частых упражнениях, только таким образом дети овладевают основами фонетики, пополняют словарный запас, изучают грамматическое строение речи, расширяют кругозор. Диалоги позволяют ребенку развиться.

Основные составляющие диалога:

  • связная речь;
  • этикет общения;
  • невербальное общение;
  • умение поддерживать разговор;
  • умение общаться во время выполнения совместных действий.

Требования к речи воспитателей детского сада

К речи воспитателей дошкольных учреждений предъявляются высокие требования. Педагог должен не только правильно излагать свои мысли и следовать литературным нормам, но и уметь строить диалог в соответствии с уровнем развития воспитанников. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь сотрудника:

  • Правильность. Следование нормам языка.
  • Точность. Употребление слов в правильном значении.
  • Логичность. Правильное использование внутритекстовой связи.
  • Чистота. Отсутствие нелитературных слов и выражений.
  • Выразительность. Владение интонацией, высотой, силой и громкостью голоса для привлечения внимания учеников.
  • Богатство. Образность речи, широкий словарный запас.
  • Уместность. Соответствие стиля речи текущей ситуации.

Педсовет, посвященный обучению диалогу в ДОУ

Если присутствуют отклонения от перечисленных требований, воспитателю следует улучшить свою речь путем самообразования или повышения квалификации. Для устранения ошибок также используются презентации для педагогических советов, содержащие контрольные тесты и инструкции для воспитателей.

Почему важна чистота речи воспитателя ДОУ

В книге «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» автор М. М. Алексеева подчеркивает, что ребенок учится разговорной речи через подражание взрослым. Он перенимает не только грамматику, но и отдельные слова, ошибки. Если в речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения присутствует слова-паразиты, нарушения грамматических или фонетических норм, это негативно отразится на речевом развитии воспитанников ДОУ.

В чем состоит чистота речи у воспитателя ДОУ? В отсутствии жаргонных и диалектных выражений, а также слов-паразитов (вот, ну, короче, значит, в общем-то).

Обратите внимание! Проверить себя на соответствие этим требованиям воспитатели могут при помощи специально разработанных методических пособий. Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В. В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования

От рождения до школы»

Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты

От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты

Ведущими считаются издания под редакцией Гербовой В. В., которые входят в УМК «Программа дошкольного образования. От рождения до школы». Материал соответствует ФГОС. Методички пригодятся не только воспитателям, но и родителям детей дошкольного возраста. Для лучшего усвоения информации рекомендуется делать конспекты.

Страницы методического пособия Гербовой В. В.

Речевому развитию в ДОУ нужно уделять максимум внимания. От правильности обучающего процесса зависит общий умственный рост дошкольника. По рекомендациям психологов, осваивать базовые навыки беседы нужно и дома, с родителями или няней. Не стоит надеяться, что ребенок дошкольник усвоит навыки коммуникации без помощи взрослых.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка

Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.

Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:

«Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры. «Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными. «Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.  «Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем. «Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются

Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки

«Проблемный ребёнок»

Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.  «Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников

Для дошкольников разговорная речь – это фундамент для формирования других форм, например, монологической. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет подросшим детям говорить связно.

Кроме того, общение обеспечивает познание родной речи, расширение словарного запаса и понимание значения слов, обучение минимальным правилам этикета, необходимых при беседе.

Ситуативные диалоги младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте речь развита достаточно для того, чтобы говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, развитие речи у детей 3-4 лет находится на том этапе, что их диалогическая речь ограничивается краткими репликами в рамках ситуации.

В младшем дошкольном возрасте обычно нет места стеснению и замкнутости, за исключением отдельных случаев, поэтому друг с другом малыши говорят охотно, начинают разговор без боязни, хотя краткость и простота предложений не дает особенной информативности беседе.

Взрослые же для них находятся вне пределов комфортной зоны, если это не ближайшие родственники. Пришедшей в гости маминой подруге будет сложно разговорить малыша: чаще всего он ограничится несколькими ответами и побежит играть или заниматься своими делами.

Необходимо обладать значительным педагогическим опытом и навыками, чтобы побудить малыша на более продолжительный диалог с малознакомым взрослым.

Речевая диалоговая активность 5-летних детей

5 лет – период активного развития воображения, и, соответственно, начала придумывания игр, имеющих сюжет и задействующих нескольких участников. Вовлеченность в игру часто сопровождается «гвалтом»: дети обсуждают, как играть, что делать дальше, распределяют роли. В этот же период развивается внутренняя речь, то есть умение «думать словами» перед тем, как произнести их вслух.

Тихие одиночные игры обычно не требуют беседы, поэтому пик диалоговой активности приходится именно на коллективное времяпровождение. Однако в этом возрасте договориться пятилеткам еще сложно: они отлично умеют формировать собственные высказывания, но только обучаются навыку слушать собеседника. Взрослым в этом случае иногда стоит поспособствовать структурированию беседы, чтобы помочь им прийти к решению и продолжить начатую игру.

Содержательность диалогов старших дошкольников

Перед поступлением в школу ребенок уже знаком со всеми особенностями устной речи и ее основными формами, ведет диалог на высоком уровне. Вступление в беседу возможно при помощи эмоционального рассказа о впечатлениях или переживаниях и благодаря развитию связной речи.

Также появившийся навык задавания вопросов помогает старшему дошкольнику инициировать беседу, спросив сверстника о чем-то. Кроме того, старший дошкольник уже умеет найти слова, чтобы заинтересовать друга и побудить начать играть вместе.

Основные диалогические навыки старшего дошкольника:

  • слушает собеседника, демонстрируя интерес;
  • при высокой степени заинтересованности дослушивает фразы до конца;
  • рассуждает и использует аргументы для подтверждения точки зрения;
  • дает краткие или развернутые ответы в зависимости от ситуации;
  • правильно формулирует и задает вопросы.

Однако в процессе игры данные навыки могут забываться под влиянием воодушевления и вовлеченности. Последовательность реплик может утрачиваться. Ребенок способен перескакивать с темы на тему, перебивать собеседника, стремясь быстрее высказать собственную мысль или идею.

При систематическом развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс навык отличится следующими особенностями:

  • универсальное средство общения, не требующее ситуативности;
  • высокий уровень выразительности интонаций;
  • употребление слов, обогащающих эмоциональность повествования;
  • мысли формулируются связно и последовательно;
  • диалог может протекать в различных формах: рассказ, беседа, рассуждение, выслушивание.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Игра «Кто как голос подаёт?» («Подскажи словечко»)

* Собака ( У меня учёный пес – Круглой пуговкою нос. Если в чём – то я не прав, Громко лает он: … («Гав – гав!» )).

* Корова ( Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву: … («Му – му!»)).

* Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает: … («Мур — мур!»)).

* Пчела (Только вишня расцвела — Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу, Ищет мёд она:… («Жу-жу!»).

Игра «СТУК-СТУК»

Игра с игрушками би-ба -бо. Педагог спрашивает. Дети отвечают.

Стук-стук! Кто там? Мяу-мяу, мяу! Кошка ты? Мяу-мяу, мяу — Я! Кошка, хочешь молока? Стук-стук! Кто там? Ав-ав-ав! Это — Я! Я за косточкой пришла!

Вопросы педагога:

1.​ Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)

1.​ Кто что ест?

2.​ Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют

2. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя. (Для среднего возраста)

3. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. (Для старшего возраста)

Игра «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ»

Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

Игра «Вот так»

Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

  • Как живешь?
  • Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим
  • пальцем).
  • А глядишь?
  • Вот так (смотрят в бинокль).

И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными:

  • Как плывешь?
  • А бежишь?
  • Ждешь обед?
  • Машешь вслед?
  • Утром спишь?
  • Как шалишь?

Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

Игра «Да и нет»

Перед детьми разные игрушки. Педагог называет игрушки и спрашивает у детей: Это мяч? А дети отвечают -Да или нет.

Игра по типу детской песенки: «Далеко, далеко…..

На лугу пасутся ко…»

Ребенок: «Кони?», «Козы?», «Коровы?»

Цель: учить вопросительной интонации.

а) дети придумывают слова на определенный звук:

Логопед: «Художник нарисовал жжж….»

Ребенок: «Жука? Жирафа?…»

Игра «Подскажи словечко»

На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился….(Колобок)

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на ёлке, А называются … (иголки).

Я расчищу снег, ребята, Только мне нужна… (лопата)

Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю … (снег).

Оля слушает в лесу, Как кричат кукушки. А для этого нужны Нашей Оле … (ушки).

Характеристика диалога

Диалогической речи присущи следующие характеристики:

  • для диалогической речи в разговоре должно участвовать минимум два человека, между которыми происходит обмен репликами;
  • обстановка должна носить непринужденный характер;
  • речь постоянно меняет направление от одного участника к другому;
  • речь одновременно воспринимается, продуцируется и высказывается: все это происходит без значительных задержек;
  • активно используются внеязыковые коммуникативные средства;
  • языковая ситуация претерпевает постоянные изменения.

С помощью диалога ребенок начинает осваивать речь. Это своего рода школа общения с другими людьми. Эта школа пронизывает всю жизнь ребенка, все его отношения. Именно диалог становится главным фактором, влияющим на формирование личности малыша.

Диалогическая речь у детей

Общение с ровесниками является важной составляющей для развития ребенка, его социального становления. Дети общаются постоянно, они упражняются в развитии речи, учатся коммуникации с помощью диалогов

Обучение диалогической речи способствует развитию самостоятельности

Обучение диалогической речи способствует развитию самостоятельности.

Речь – это творческая функция ребенка, сфера проявления способности к познанию, саморазвитию, построению своего характера и личности через общение (диалог) с другими детьми и взрослыми, другими культурами и мирами.

Речь – это средство общения, понимания и высказывания. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи (совокупность логически сочетающихся предложений). В ней прослеживается тесная взаимосвязь умственного, психологического и речевого развития. Она решает следующие задачи: формирование словарного запаса, грамматического и фонетического строя. В связной речи видны все достижения ребенка в овладении языком.

Именно поэтому главной задачей в обучении малыша является развитие у него связной речи.

Длительное время учеными обсуждается вопрос, следует ли учить ребенка диалогической речи, или он овладеет этим умением спонтанно в результате общения с людьми. Практика показывает, что ребенка нужно учить правильно вести диалог, развивать у него навыки слушать и понимать, что ему говорят, учить его вступать в разговор, поддерживать его, задавать вопросы и отвечать на них, объяснять, аргументировать, возражать. Ребенок должен научиться всем этим навыкам, так как самая распространенная форма общения между детьми – это диалогическая речь.

Что такое диалог в общении?

Если же говорить о диалоге, то с греческого языка этот термин переводится как «беседа» или «разговор». Это такая форма речи, которая подразумевает обмен репликами. Эти реплики имеют определенный языковой состав, который формируется на основании восприятия чужой речи. Единицей считается диалогическое единство.

Оно проявляется в смысловом единстве группы реплик, высказанных для обмена точками зрения. Причем каждая реплика зависит от предыдущих.

Л.П. Якубинский считает, что диалог – это не просто одна из форм речи. Диалог – это один из главных видов поведения человека. Для того, чтобы с помощью диалога взаимодействовать с окружающими, ребенку нужно обладать целым перечнем социальных и речевых навыков, которые осваиваются им постепенно.

В процессе диалога обычно быстро обмениваются мыслями, каждая реплика зависит от предыдущих реплик обоих собеседников. Причем обмен мыслями происходит без предварительного обдумывания и сознательного формирования высказываний.

Обычно диалоги кратки.

Методы и приёмы обучения диалогической речи детей дошкольного возраста

Определение 1

Диалог – это вопросно-ответная форма речи, которая предполагает обмен репликами, а также личностные и партнерские отношения собеседников.

Замечание 1

Развитие диалога – двусторонний процесс, при котором собеседники общаются как равные, проявляя взаимопонимание и уважение, даже если один из участников общения – ребенок.

Основной целью развития диалогической речи дошкольников является стремление научить их использовать диалог в качестве формы общения.

К основным задачам обучения диалогической речи относятся:

  • развивать умение видеть разнообразие инициативного обращения;
  • обучать детей вступлению в речевое общение разными способами, то есть сообщать о своих впечатлениях и переживаниях, задавать вопросы, побуждать собеседника к совместной деятельности;
  • формировать в детях умение использовать интонацию, мимику, жесты;
  • развивать умение соблюдать правила ведения диалога.

Бизикова О.А. выделала три блока работы по диалогической речи:

  • 1 блок – «вопрос-ответ»;
  • 2 блок – «сообщение – реакция на сообщение»;
  • 3 блок – «побуждение – реакция на побуждение».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: