Детский логопедический массаж для развития речи

Массаж для развития речи

Диагноз моего ребенка — ЗРР. Что это значит?

ЗРР (или задержка речевого развития) — это особое состояние, при котором речевая деятельность ребенка происходит медленнее, чем должно быть в соответствии с возрастными нормами. Причин для этого может быть несколько: генетическая предрасположенность, когда родители тоже поздно начали говорить; ослабленный частыми или тяжелыми заболеваниями иммунитет — в этом случае организм сосредоточен на борьбе, и энергии для становления речи не остается; перенесенные мамой во время беременности или родов осложнения. Кроме того, отсутствие общения с родителями и близкими в раннем возрасте нередко приводит к ЗРР и иным нарушениям. Прослушивание радиопередач или постоянно включенный телевизор никак не влияют на развитие речи у ребенка, тогда как активный контакт с родителями и наблюдение за их артикуляцией формирует начальные навыки. Этот диагноз ставят детям в возрасте до 3-3,5 лет. Если после проведенных мероприятий медицинского и коррекционного характера изменений не последовало, то необходимо проводить дальнейшие обследования на предмет выявления серьезных нарушений речи.

Плюсы и минусы массажа

Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:

  • Улучшается работа сосудов.
  • Мышечные волокна становятся эластичными.
  • Методика доступна.
  • Массаж оказывает положительное влияние на нервную и мышечную систему.
  • Возможность логопедический массаж языка проводить дома.
  • Нет необходимости устранять речевой дефект сложными схемами лечения с помощью специальных медикаментозных препаратов.

Но есть и некоторые недостатки у этого метода:

  • Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
  • Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.

Исправление и коррекция речи ребенка

Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.

  • Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
  • Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
  • Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
  • Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
  • К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
  • На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика. 
  • Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.

Потешки для мелкой моторики

Ладушки

– Ладушки, ладушки! Где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Кашку поели, бражку попили,

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) 

Шу-у-у… полетели!

На головку сели, петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(Поднимают руки вверх и опускают на голову.) 

Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила:

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) 

«Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.) 

Этому не дала! Ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил — 

Ничего тебе нет!»

(Мизинец не загибается.) 

Варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак) 

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

(Все пальцы разжать, кроме большого.) 

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

(Разогнуть оставшийся согнутым палец.) 

Ищешь, ищешь — и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

(Сжать пальцы в кулачок.) 

Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

– Здравствуй, большак, — говорят.

– Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(Соединяют большой палец с другими пальцами по очереди.) 

Замок

На двери висит замок.

(Соединить пальцы обеих рук в замок.) 

Кто его открыть бы мог?

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.) 

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях) 

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

И открыли.

(Расцепить пальцы.)

Пальчиковый театр для детей

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая: 

Стимулирует развитие мелкой моторики;
Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т

д.);
Развивает воображение, память, мышление и внимание;
Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
Формирует творческие способности и артистические умения;
Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Приемы массажа для рук

Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.

Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: массаж 2-месячному ребенку). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук – обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:

  1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
  2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
  3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
  4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
  5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
  6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

  1. Кому подходит логопедический массаж?

    Ответ: Логопедический массаж эффективен как для детей, так и для взрослых, столкнувшихся с различными нарушениями речи, проблемами в артикуляции или интонации.

  2. Эффективен ли логопедический массаж в коррекции речи?

    Ответ: Что касается эффективности логопедического массажа в коррекции речи, то да, он действительно помогает улучшить артикуляцию, интонацию и плавность речи у пациентов с речевыми нарушениями.

  3. С какого возраста можно начинать логопедический массаж?

    Ответ: С самого раннего возраста, как только появляются первые признаки речевых нарушений.

  4. Могут ли взрослые воспользоваться логопедическим массажем?

    Ответ: Да, он также эффективен для взрослых с речевыми нарушениями, вызванными травмами или неврологическими проблемами.

  5. Можно ли проводить логопедический массаж самостоятельно дома?

    Ответ: После обучения и рекомендаций от логопеда, родители или пациенты могут выполнять упражнения и массаж дома в дополнение к регулярным занятиям.

  6. Какие результаты можно ожидать от логопедического массажа?

    Ответ: Логопедический массаж способен улучшить артикуляцию, плавность речи, а также повысить уверенность и коммуникативные навыки пациентов.

  7. Может ли логопедический массаж помочь справиться с заиканием?

    Ответ: Да, он может помочь справиться с некоторыми формами заикания, особенно если оно связано с напряжением мышц речевого аппарата.

  8. Как долго может продолжаться курс логопедического массажа?

    Ответ: Продолжительность курса логопедического массажа зависит от сложности речевых нарушений и индивидуальных особенностей пациента. Обычно курс составляет несколько месяцев.

  9. Существуют ли специальные курсы для обучения логопедическому массажу?

    Ответ: Да, существуют специализированные курсы и тренинги, предназначенные для обучения логопедов методикам и техникам логопедического массажа.

  10. Могут ли взрослые без речевых нарушений также получать логопедический массаж?

    Ответ: Да, логопедический массаж может быть полезен для улучшения артикуляции и произношения даже у взрослых без выраженных речевых нарушений, например, для коррекции акцента или улучшения профессиональной речи.

Парциальное ПНР

ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:

  1. Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
  2. Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
  3. Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
  4. Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
  5. Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.

Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.

Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).

Массаж языка

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: электрические зубные щетки для детей от 3 лет). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

ИНТЕРЕСНО: полезные занятия по артикуляционной гимнастике для детей 3-4 лет

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: как проводится подрезание уздечки языка у детей?). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии – левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.

Противопоказания к проведению логопедического массажа:

Но всё же не стоит возлагать надежды на чудодейственные силы логопедического массажа при любых речевых нарушениях. К тому же, есть масса противопоказаний к его проведению:

судороги;

эпилепсия;

кровотечения из носа;

конъюнктивит;

заболевания кожи, диатез;

инфекции полости рта;

увеличенные лимфоузлы;

простудные, вирусные заболевания;

общая усталость организма.

Не все виды логопедического массажа можно делать самостоятельно.

В домашних условиях доступны точечный и классический ручной массаж. Также стоит учитывать, что не каждый логопед выполняет аппаратный или зондовый массаж. Использование зондов, вакуумных, вибрационных приборов непрофессионалами могут нанести непоправимый вред ребёнку.

Массаж ложками

Дома также можно применить логопедический массаж ложками. Этот результативный метод, который значительно улучшит процесс развития речи у ребёнка. Для его осуществления понадобится две пары чайных ложек.

Методика проведения:

  • При помощи выпуклой поверхности ложки, необходимо производить поглаживание височной области.
  • Выпуклостью ложки делается поглаживание глазных впадин. Необходимо проводить вдоль брови к внешнему углу глаза. Обратные движения осуществлять под глазом.
  • Круговыми движениями гладятся щёки ребёнка выпуклой стороной ложки.
  • Растирание по спирали височной области горкой ложки. Закончить аккуратно нажав на область воздействия.
  • Осуществлять растирание межбровного пространства спиралевидными траекториями горкой ложки.
  • Массирование щёк от линии подбородка к глазу ребром ложки.
  • При помощи конца ложки делать растирание носогубной области.
  • При помощи кончика ложки слабыми нажатиями обработать отдельно нижнюю и верхнюю губу.
  • Область скул и подбородка нужно разминать округлостью прибора совершая движения по кругу.

Массаж зубной щеткой

Выполняя массаж, используйте предметы, которые присутствуют у вас дома. Попробуйте воспользоваться мягкой зубной щеткой. Применяя их, подкладывайте под язычок салфетку и как можно чаще заменяйте её. Выполняйте движения кругами или по спирали, не прикладывая силу при надавливании. Используя зубную щётку, применяйте вибрацию.

От того, как вы выполните массаж,  зависит качество исправления речи и окончательный результат процедуры. Не соблюдая правила и игнорируя противопоказания, массаж может вызвать негативную реакцию для здоровья детей и обрести непредсказуемые последствия.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата

Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания.
  2. Гнойничковые болезни кожи.
  3. Повышенная температура тела у ребенка.
  4. Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  5. Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Нарушения артикуляции

Нарушения артикуляции относятся к трудностям в правильном произношении определенных звуков или слов. Дети с этими нарушениями могут испытывать трудности с произношением определенных звуков речи, что приводит к трудной для понимания речи. К распространенным ошибкам артикуляции относятся замена одного звука другим, пропуск или искажение звука.

Понимание нарушений артикуляции

Нарушения артикуляции могут быть вызваны различными факторами, такими как анатомические аномалии, потеря слуха или трудности с координацией движений. Логопедия, которая включает в себя целенаправленные упражнения и техники, может помочь детям улучшить навыки артикуляции.

Не пускать на самотек

– К чему ведут речевые проблемы, если ими не заниматься?

– Есть категория родителей, которые не понимают, что есть нарушения речи, не принимают этой проблемы, говорят: «У нас папа в пять лет заговорил, ничего страшного». Но время пап прошло, там было другое время, другая школьная программа. Сейчас все иначе. Если ребенок заговорит в пять лет, до школы останется два года для того, чтобы преодолеть все проблемы с речью и прийти к успешному освоению школьной программы. У ребенка за это время должен сформироваться словарный запас, грамматический строй, чистая речь. Времени слишком мало, это та же глобальная работа, но за более короткий срок.

Часто у таких детей появляется заикание, потому что нервная система не справляется с потоком информации, которую нужно усвоить. Какое у него будет восприятие школьной программы, когда ему нужно решить еще ворох проблем, которые накопились за те пять лет, когда он не разговаривал.

Если у ребенка к шести годам не были искоренены речевые нарушения, то он будет неправильно писать. Вот, например, говорит «шкоа», так и будет писать. Около шести лет еще выпадают зубки, станет сложнее ставить звуки: при выпадении нижних зубов образуется просвист, нет упора для язычка – появляется проблема с постановкой свистящих, при выпадении верхних зубов появляется проблема с постановкой шипящих звуков. Поэтому в идеале до шести лет поставить все звуки. Все должно быть сделано вовремя.

Есть неврологи с каким-то европейским подходом: улыбаются, назначают витаминки и говорят: «Нет таблетки, которая запускает речь». А ее и не будет. Для того чтобы запустить речь, должны хорошо работать высшие психические функции, для этого нужно улучшать кровоток. Так вот таблетки будут для улучшения кровоснабжения и вся реабилитационная деятельность будет направлена на улучшение кровотока головного мозга в общем, потому что если будет плохое восприятие или память, речь не пойдет. Поэтому таблетки только для запуска речи не существует, но есть грамотное медикаментозное лечение, и во многих случаях без него не справиться, не надо его бояться.

Хочу еще раз акцентировать: очень важно заниматься проблемами с речью вовремя.

– А могут ли родители развивать речь ребенка в домашних условиях?

– Конечно. Проблема многих современных детей – они не любят овощи, фрукты, мясо

А жевать очень важно, потому что работают речевые мышцы. Старайтесь давать ребенку то, что можно жевать, приучайте к твердой пище

Можно как упражнение для развития артикуляционных мышц давать ребенку две-три жвачки, чтобы он жевал их, прямо чавкая, с открытым ртом.

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

Этапы такие:

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.

После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.

Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.

Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:

  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Распространенные нарушения речи у детей дошкольного возраста

  1. «Мама, смотри там ЫБА!» или «Папа, пойдем в ЕС» – потеря в словах труднопроизносимого звука!Тот случай, когда ребенок не напрягается и просто выбрасывает из слов трудные для произношения звуки.  
  2. «Дай мне мою САПКУ!» или «Мама, я ПРИШЕУ» – замена труднопроизносимого звука другим!Или, другими словами, говорю, как мне удобно. 
  3. В третьем случае сложно привести пример, так как проблема связана с искаженным звукопроизношением! То есть, когда ребенок, произнося тот или иной звук, не теряет и не заменяет его, а просто картавит. 
  4. То «Дай мне САПКУ», то «Дай мне ШАПКУ», то «Хочу РЫБУ», то «Хочу ЛЫБУ» – замена звуков в словах при умении произносить их правильно!

В этом случае ребенок просто не слышит разницы между звуком и его заменителем. Зачастую это связано с нарушениями фонематического слуха.

Узнали проблемы своего ребенка? Далее в статье рассмотрим, как с ними справляться. А сейчас поговорим о причинах. Ведь вас наверняка волнует вопрос: «Почему мой ребенок в 5 лет все еще плохо разговаривает?».

Какие советы вы дадите родителям детей с нарушением речи?

Для того, чтобы исправить ситуацию с речевой активностью ребенка, родителям необходимо решительно отказаться от чрезмерного употребления уменьшительно-ласкательных слов и фраз. Не стоит подыгрывать детям, продолжая называть “кошку” “кисей”, а машину “бибикой”

Напротив, важно, чтобы у него перед глазами был пример грамотно выстроенной, логичной, четкой и правильной речи. Старайтесь следить за скоростью разговоров — и замедленный, и ускоренный темп влекут за собой определенные трудности для понимания, что затрудняет процесс общения

Большинство экспертов сходятся во мнении, что полезно читать ему вслух подходящие для его возраста литературные произведения: сказки, потешки, стишки, басни. Желательно, чтобы под рукой были картинки для красочной иллюстрации событий. Зрительная память позволит соотнести визуальный образ с услышанной речью и существенно обогатит словарный запас.

Картография проекции органов на кисти и ушной раковине

По моим многочисленным наблюдениям, результативность логокоррекционной работы значительно возрастает при использовании элементов самомассажа с активным включением ребёнка в этот процесс. В особенности, если у ребёнка выражена моторная неловкость, отмечается смазанность речи, т.е. присутствует дизартрический компонент. Эти несложные массажные приёмы я также настоятельно рекомендую использовать родителям ребёнка на дому перед выполнением комплекса артикуляционной гимнастики.Нижеприведённый комплекс массажных приёмов доступен и прост в обучении: к каждому движению я подключила свои авторские стихи, которые облегчают запоминание детьми инструкций, т.к. обучение происходит в игровой форме.

Примерный комплекс самомассажа для детей с речевой патологией

Самомассаж рук

Массажные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание.

Последовательность массажных движений:

1. Подушечки пальцев правой руки устанавливаются у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперёд-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же самое необходимо проделать и для правой руки.

* * *

Наши пальцы ехали-ехали сверху по рукеи в вагончике приехалик станции Браслетовой у запястья на руке.

2. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

* * *

Пилим-пилим мы дрова,Пилим, много пилим,Значит всё с тобой осилим.

3. Фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Проделать то же для другой руки.

* * *

Буравчик мы крутим,вращаем в ладошке.Поможем ладошке работать быстрей:буравчик мы включим совсем на немножко,но это поможет ладошке моей.

4. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Согнутым указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

* * *

Наши пальцы не устали,Они только братцев ждали,Вот они к ним и пришли:подходили, обнимали,дружно пальцы руки жали –рады встрече были мы.

5. Выполняются движения, как при растирании замёрзших рук.

* * *

Ручки наши мы согреем,а ладошки разотрём.Станут ручки всех сильнее,Это мы с тобой поймём.

Самомассаж ушных раковин

1. Детям предлагается массировать мочки ушей. Затем всю ушную раковину. Растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

  1. 2. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторить 7 раз.

* * *

Разомнём мы ушки наши:разотрём руками,нежно ушки мы свернём,ушки развернутся сами.Ушки тянем мы вперёд-назадсловно слоник невпопад.Ушки наши покраснеют,потому что руки наши их согреют.

Самомассаж лица

1. Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

* * *

Крутим вертим мы спиралии рисуем мы круги.Чтобы щёчки не устали,мы кружочки рисовали,пальцы в этом помогли:К подбородку зашагалии кружочки рисовали,И на лобик поскакали -всё кружками расписали.

2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.

* * *

Глазки мы погладили,Глазки мы расслабили.

3. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.

* * *

Носик-носик, человечек!Готовился к радостной встрече.К нему братья приезжали,долго-долго обнимали,веселились, танцевали.

4. Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

* * *

Ветер, ветер, ветерок,всем устроил он урок:Ротик-дверцу отворял,вправо-влево всё качал.

5. Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.

* * *

Моем-моем мы лицо,умываемся ладошками.Гладим, сушим утюжкоммокрые дороженьки:подбородок, щёчки и виски,вот и к лобику пришли.Гладим лобик-бугорок:от полянки до висков.Гладим, вытираеми массаж сегодня завершаем.

Также по теме:

Причины нарушений речи у детей, связанные с физическими факторами

Проблемы во время беременности

Врачи только могут гадать, как тот или иной негативный фактор во время беременности может сказаться на ребенке в будущем. Поэтому, если у вас были какие-либо проблемы, возможно, именно они привели к трудностям в развитии речи. Но эта тема очень обширная и мы не будем здесь подробно на ней останавливаться. Подробнее читайте в статье «Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей».

Физические нарушения речевого аппарата или слуха

Может, у вашего ребенка неправильный прикус или есть проблемы с верхним небом? Если подозреваете нарушения, покажите ребенка ортодонту и отоларингологу. После выявления и устранения проблем ему назначат речевую гимнастику в домашних условиях или работу с логопедом.

Неразвитый фонематический слух

Проблемы с речевым слухом возникают на фоне нарушений со стороны центральной и периферической нервной системы. При нарушениях фонематического слуха ребенок заменяет звуки в словах, пропускает согласные, меняет местами слоги.

Плохая моторика рук

Понаблюдайте за ребенком. Как он справляется с пазлами, пирамидками и конструктором? Насколько движения его рук четкие и целенаправленные? Дело в том, что у детей моторика рук напрямую связана с речью. Так как зона в мозгу, отвечающая за движения рук, и речевая зона — находятся рядом. Считается, что чем лучше у ребенка развита моторика, тем более четкая и связная у него речь.

В любом случае, каковы бы не были причины неправильной речи у вашего ребенка, лучше начинайте работать с этим как можно быстрее. А мы подобрали для вас упражнения, которые вы легко сможете выполнять дома вместе с ребенком.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: