Врачи
При услуге «Диагностическое обследование речи» могут быть вовлечены следующие врачи и специалисты:
-
Логопед: Основной специалист, занимающийся диагностикой и лечением нарушений в области речи. Логопед проводит основное обследование и разрабатывает программу коррекции.
-
Невролог: В случае, если речевые нарушения связаны с неврологическими проблемами, может потребоваться консультация невролога для оценки состояния нервной системы.
-
Лор (отоларинголог): При необходимости, логопед может сотрудничать с лором для оценки анатомических особенностей артикуляторного аппарата.
-
Психолог: В случае, если речевые нарушения связаны с психоэмоциональными проблемами, психолог может быть приглашен для проведения дополнительной оценки и предоставления поддержки.
-
Педиатр или терапевт: Если речевые нарушения у детей связаны с общими заболеваниями или здоровотсостоянием, врач-педиатр или терапевт может быть вовлечен в процесс диагностики.
-
Специалист по реабилитации: В некоторых случаях, когда речевые нарушения сочетаются с другими видами инвалидности, может потребоваться консультация специалиста по реабилитации.
Слайд 10Серия 5. Исследование грамматического строя речиА. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксовИнструкция: Назови ласково.□ книга □ воробей □ стул□ ковер □ ведро □ хлеб□ гриб □ топор □ белка □ скамейкаБ. Образование названий детенышей□ у лисы □ у козы □ у утки□ у собаки □ у свиньиВ. Образование глаголов Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия мальчика □ наливает □ переливает □ выливает□ подошел □ вышелГ. Образование относительных прилагательных□ скамейка из дерева □ тетрадь из бумаги□ сумка из кожи □ шуба из меха□ сок из моркови2. Исследование навыков словоизменения.А. Образование формы множественного числа имен существительныхИнструкция: Один — дом, а если их много, то это — дома.□ ухо □ утенок □ стул □ ведро □ книга
Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).
1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).
Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.
2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).
Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.
3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).
Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?
Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?
Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.
4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).
Выделение заданного звука из слов.
Выделение («мычание телёнка») или («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).
Проверяем объем и точность понимания значения слов.
Понимание различных грамматических форм (по картинкам):
- дифференциация единственного и множественного числа существительных
Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи. - дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?
Понимание словосочетаний и простых предложений.
Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.
Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.
6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).
Активный словарь.
Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.
Глаголы. Что делает? (по картинкам)
(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)
Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.
Состояние словоизменения.
Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).
Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.
Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.
Состояние словообразования
Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.
7. Обследование связной речи (С 38-40).
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.
Скачать
«Обследование ребенка 4-5 лет«
Также по теме:
Слайд 6Серия 2. Исследование фонематического слуха1. Исследование возможности воспроизведения слогов.Инструкция: Послушай и
повтори за мной слоги.са — ша — са за — за — жа — заца — са — ца ча — ча — ща — чаба — па — па ка — га — га — катя — ча — тя па — пя — па — пяра — ла — ра ря — ля — ря — ря2. Исследование возможности воспроизведения слов.Инструкция: Послушай и повтори за мной слова.□ день — тень □ мишка — миска□ бочка — почка □ кот — год — ход□ том — дом — ком3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.Инструкция: Послушай и повтори предложения.□ Мама расчесывает волосы перед зеркалом.□ Регулировщик регулирует движение.□ Водопроводчик чинит водопровод.□ Чистильщик чистит обувь.4. Исследование фонематических представлений.Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука , , , , 5. Исследование возможности фонематического анализа.Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку.□ мак □ утка □ кит□ кошка □ капуста
Задачи логопедического обследования
Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер
При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:
- диагностика степени сформированности различных сторон речи,
- пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития,
- развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы,
- констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.
В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.
Речевая карта экспресс-обследования для детей подготовительной к школе группы
Жабина М.А., учитель-логопед, с. Большая Черниговка Самарской области.
Речевая карта
Ф.И.О.
Возраст
Домашний адрес
Обследование артикуляционного аппарата
Губы(нормальные, толстые, тонкие)зубы(мелкие, редкие, кариозные, крупные)язык_______
При выполнении артикуляционных заданий наблюдается быстрая утомляемость, цианоз, синкенезии
________________, тремор_________________, повышенная саливация______.
Голос: нормальный, гнусавый, тихий, неумение говорить шепотом.
Состояние мимической мускулатуры
может ли изолированно закрыть один глаз ___________ равномерно ли поднимет брови
____________ нахмурит брови _______________ надуть щеки _______________
Общее развитие
Счет: прямой__________, обратный ____________, ориентировка в пространстве (лево, право,
вверх, вниз) _________, времена года ___________ части суток ________ дни недели ________.
Обследование связной речи
-
- Составление рассказа по сюжетной картинке
Первичное |
контрольное |
Составление рассказа по серии картинок
Состояние словаря и навыков словообразования
А. Обобщающие понятия
Транспорт _____________________ Одежда __________________ Профессии __________
Животные _____________________ Птицы ________________________
Береза, сосна, дуб, клен ________________, одуванчик, ромашка, роза _______________
Б. Детеныши животных.
детеныш |
|
Кошка |
|
Корова |
|
Лошадь |
В. Объяснение значений слов
Холодильник _____________________. Пылесос ________________
Водолаз _________________________
Г. Антонимы
Сладкий _________________, голодный ________________________________,
Больной _______________________, грязный __________________________.
Навыки словообразования
А. Подбор имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Воробей___________________, хлеб_____________, дом_________________,
Маша_____________________, рука_________________________.
Б. Образование относительных прилагательных
Шкаф из дерева_______________________, мяч из резины________________,
сок из моркови______________________, шапка из меха__________________.
Б. Согласование числительных с существительными
2 |
5 |
|
Дом |
||
Машина |
||
Стул |
||
Шар |
||
Рыбка |
Звукопроизношение
С-сь |
З-зь |
Ц |
Ш |
Ж |
Ч |
Л-ль |
Р-рь |
Й |
Щ |
|
Логопедическое заключение
__________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________ Учитель-логопед
Слайд 52. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. Инструкция: Послушай и повтори
предложения.□ У Саши шесть стеклышек. Звуки .□ У Зои желтый зонт. Звуки .□ У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки .□ Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки .□ У Сонечки семечки. Звуки .□ Надо чинить выключатель. Звуки .□ Часовщик чинит часы. Звуки .□ Чайка отличается от цапли. Звуки .□ Чебурашка пьет из чашки. Звуки . □ Лисица сцапала курицу. Звуки .□ У щуки усищи. Звуки .□ Клава рвала спелые груши. Звуки .□ Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом. Звуки .□ Катя на кухне. Звуки .□ В столовой в буфете фарфоровая ваза. Звуки .□ У Кати Гагариной короткие косы. Звуки .□ Тиме в окошко светит солнце. Звуки .□ У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки .□ Борин папа купил машину Победу. Звуки .
Слайд 8Серия 4. Исследование состояния словаря1. Исследование состояния номинативного словаря.А. Предмет и
его частиИнструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит.□ чайник □ кукла □ машина□ стул □ сапогБ. Объяснение значения слов Инструкция: Объясни, что это?□ огород □ подоконник□ клумба □ поездВ. Обобщающие понятияИнструкция 1: послушай и назови одним словом.□ яблоко, груша, банан □ олень, волк, барсук□ береза, дуб, осина □ ручка, ластик, тетрадь□ самолет, такси, автобусИнструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:□ мебели □ инструментам □ насекомым□ обуви □ грибамГ. Подбор слов-предметов к словам-признакамИнструкция: Про что могу сказать?□ увлекательное □ хорошее□ морозный □ звонкая□ холодное
Экспресс-диагностика в работе логопеда
Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.
Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.
Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.
Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.
По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.
Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.
Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.
Слайд 11Б. Образование предложно-падежных формИнструкция: ответь на вопросы по картинкам.□ Куда идут
девочки? (В магазин.) Где лежит лекарство? (На полке.)□ Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство?□ Где висит пальто? (На вешалке.) Где стоит торт? (На столе.)□ Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт?□ Куда прячутся ребята? (За дерево.) Где сидит ученик? (За партой.)□ Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?□ Где сидит ежик? (В кустах.) Где находится крючок? (В воде.)□ Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок?□ Где летает змей? (В небе.) Где сидит кот? (На крыше.)□ Где находится волк? (Слева от дерева.) Где сидит заяц? (Около забора.)В. Образование падежных форм имен существительныхИнструкция: Ответь на вопросы.□ Кого ты видел в зоопарке?□ Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?□ К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?□ Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес?□ На чем катаются дети?
Слайд 2Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте..Проблема нарушений письменной речи
у детей — одна из самых актуальных для начальной школы, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Несмотря на многообразие подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников и огромное количество авторских методик диагностики различных компонентов речи детей данной категории, актуальность обозначенной проблемы очевидна.Предложенная система обследования речи детей является результатом отражения практической деятельности логопеда, решающего проблему нарушения письма и чтения применительно к младшим школьникам. Отличительными чертами такой экспресс-диагностики являются:— полнота обследования;— соотнесение лексического материала с возрастными нормами речи, характерными для данного возраста;— доступность и простота применения;— возможность многократного применения методики (сначала для обследования речи детей с ОНР в первом классе, затем — речи учащихся 2-4 классов).Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляют актуальный уровень речевого развития младших школьников. Результаты экспресс-диагностики также заносятся в речевую карту.Предложенная автором система обследования устной и письменной речи детей состоит из шести серий.
Слайд 14.2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников1. Слуховой и зрительный диктант.10 баллов правильное
и точное воспроизведение текста.8 баллов наличие только орфографических ошибок.6 баллов 1—2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.4 балла 3—5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.2 балла 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.0 баллов текст не воспроизведен.2. Изложение.Оценивается по двум критериям.А. Смысловая целостность:10 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.8 баллов смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.6 баллов неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.4 балла выпадение отдельных смысловых звеньев.2 балла существенно искажен смысл или рассказ не завершен.0 баллов текст не воспроизведен.