Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тнр

Основные принципы логопедической работы

Слайд 7 Функции воспитателя: • Учет лексической

темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания). • Закрепление навыков чтения и письма. • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале. -подготовка консилиумов — подготовка ПМПК

Функции воспитателя: • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. • Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания). • Закрепление навыков чтения и письма. • Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. • Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале. -подготовка консилиумов — подготовка ПМПК

Методы обучения

Принципы логопедической работы с детьми раннего возраста при нарушениях речи предполагают использование нескольких различных методик. Как правило, все они применяются в комплексе, а специалисты нашего Центра подбирают упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Совместная деятельность педагога и ребенка направлена на получение знаний и навыков, развитие умственных способностей, воспитание чувств и формирование личности. К основным формам логопедической работы относятся:

  1. Практические. В их число входят упражнения, игры и моделирование различных ситуаций. При осуществлении такой деятельности ребенок задействует свои творческие способности, развивает мелкую моторику, тренирует воображение.
  2. Наглядные. Педагог использует пособия, которые способствуют усвоению материала, в их число входят рисунки, картины, фильмы, музыка.
  3. Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Все методики делятся на прямые и косвенные. В коррекционной работе выбор метода воздействия зависит от имеющихся у ребенка знаний и умений, степени нарушения, возрастной категории.

Слайд 6

Функции учителя: знает речевую и психофизическую патологию детей свое класса и методы ее устранения; развивает логическое мышление, произвольное внимание, память, фонематический слух; формирует учебные навыки;постоянно стимулирует речевую и познавательную активность учащихся;умеет правильно реагировать на патологические проявления в поведении детейзнает специальные методы и приемы обучения;развивает и закрепляет навыки правильной речи. Функции учителя: знает речевую и психофизическую патологию детей свое класса и методы ее устранения; развивает логическое мышление, произвольное внимание, память, фонематический слух; формирует учебные навыки;постоянно стимулирует речевую и познавательную активность учащихся;умеет правильно реагировать на патологические проявления в поведении детейзнает специальные методы и приемы обучения;развивает и закрепляет навыки правильной речи

Функции учителя: знает речевую и психофизическую патологию детей свое класса и методы ее устранения; развивает логическое мышление, произвольное внимание, память, фонематический слух; формирует учебные навыки;постоянно стимулирует речевую и познавательную активность учащихся;умеет правильно реагировать на патологические проявления в поведении детейзнает специальные методы и приемы обучения;развивает и закрепляет навыки правильной речи

Подходы к коррекции ТНР

Большая доля нарушений связной речи обладает специфическим (стойким) характером. Сегодня растет значение комплексной работы с такими детьми, поскольку проблема развития связной речи и словесного мышления становится важнейшей задачей в развитии ребенка.

Для решения проблемы используются знания и опыт педагогов, включая психологов, воспитателей, учителей и узких специалистов. Нарушение речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста решается через работу в психолого- педагогическом, клиническом и нейролингвистическом направлении.

Комплексный подход, включающий разработку теоретических и практических аспектов формирования связной речи у детей с ТНР, имеет особенное значение по той причине, что не сформированная речевая система способна ограничивать у ребенка рассматриваемой категории возможность перейти к осознанию сложных языковых закономерностей. Она также очень сильно препятствует развитию коммуникации.

Варианты коррекции и развития связной речи должны определяться включением детей в разные типы речевой деятельности. Особенно ценным здесь является применение словесных, наглядных и практических методов при развитии связной речи, а также репродуктивные способы обработки речевого материала.

У ребенка с ТНР необходимо выявлять нарушения не только в речевой, но и в других сферах, включая познавательную, эмоционально-волевую, двигательную и личностную. Это отражает необходимость использования комплексного подхода в коррекционной и психологической работе с ними.

Комплексный подход строится на 3 типах знаковой символики:

  • образно-двигательный,
  • вербальный (речевой),
  • изобразительный (рисуночный, изобразительный).

Также здесь используются три типа замещения — предметный, позиционно-ролевой и ситуативный.

Для осложненных речевых нарушений необходим комплексный подход при условии, что психолог грамотно сочетает традиционные и инновационные методы и способы работы. Действующий комплексный подход, применяемый в отношении психолого-педагогической коррекции связной речи у детей с ТНР, формирует необходимые и достаточные условия. Они необходимы для образования речевых средств общения, в частности, для ее фонационного оформления, накопления лексических единиц, усвоения закономерностей языка.

Слайд 3Схема взаимодействия участников коррекционного процессаСхема взаимодействия участников коррекционного процессаРЕБЕНОКС НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ

Музыкальный руководитель:работа над темпо-ритмической стороной речи;- автоматизация звуков в распевках.

Психолог:коррекция основных психических процессов;снятие тревожности при негативном настрое на занятия(особые случаи).

Инструктор по физкультуре:упражнения на мышечную релаксацию; развитие общей моторики и координации движений.

Воспитатель:контроль за речью детей на занятиях ;и во время режимных ;моментов;- развитие мелкой моторики.

Логопедмаксимальная коррекция речевых отклонений:определение структуры и степени выраженности дефекта;постановка и автоматизация звуков;оказание консультативной помощи родителям;методическая помощь работникам ДОУ.

Задержка психического развития и задержка психо-речевого развития (ЗПР, ЗПРР)

Поставить диагноз может лишь специалист – психоневролог. Никакие учителя и социальные работники, какую бы квалификацию они не имели, не могут вынести «приговор». Однако если Вы сами чувствуете, что Ваш ребенок отстает в развитии, и, тем более, если Вам посоветовали обратиться к специалисту, сделать это следует немедленно: чем раньше начать лечение и коррекцию, тем проще избавить ребёнка от этой проблемы.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы.

Иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

Очень важно начать проводить коррекционную программу как можно раньше – тогда у ребенка будет достаточно времени, чтобы пойти в школу подготовленным и не взвалить на себя с первого класса «печать» неуспешности. Медикаментозную поддержку и коррекционные занятия нужно начинать сразу же как психоневролог предположил диагноз, у малышей с ЗПР или ЗПРР есть несколько сочетанных нарушений, которые зависят друг от друга – так проблемы с самоконтролем естественно ведут к проблеме внимания, концентрации, а те в свою очередь ведут к проблемам общего и интеллектуального развития

В нашем центре проблему ЗПР и ЗПРР решают комплексно несколько специалистов – речевой терапевт, дефектолог, нейропсихолог, двигательный терапевт.

Как проходит логопедическая работа

Патологии речи носят системный характер, поэтому коррекция проходит в тесном сотрудничестве с другими медицинскими работниками. Часто план логопедической работы включает не только коррекцию речи, но и медикаментозное лечение, психотерапевтическое консультирование. Различают следующие основные причины нарушений речи:

  1. Физиологические. Наиболее частая патология, с которой сталкивается огромное количество детей — неправильный прикус, он становится причиной проблем с произношением звуков. В таких случаях, помимо логопедической работы, требуется консультация ортодонта, который подбирает оптимальные методы терапии. Недоразвитость органов слуха или неправильная артикуляция также могут стать причиной недостатков речи.
  2. Психологические. Если ребенок с детства находится в неблагоприятных условиях, испытывает дефицит общения с членами семьи и сверстниками, не получает достаточно внимания, регулярно подвергается стрессу, могут возникнуть различные виды нарушений речи (дислалия, заикание). В случае если затронут социальный фактор, требуется вмешательство психотерапевта и психолога.

Многие патологии, связанные с речью, проявляются по причине нескольких причин как физиологического, так и психологического характера

В этом случае важно учитывать этиологию нарушений, содержание логопедической работы включает комплекс мер: психологическое, педагогическое и медикаментозное вмешательство

Заключение.

Чем чаще в семье обращают внимание на воспитание у ребенка правильного звукопроизношения, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка

Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в дошкольном возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее. Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка, что серьезно сказывается на обучении детей в школе. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Использование игры и игровой ситуации на логопедических занятиях у детей с нарушением звукопроизношения (дислалия) помогает формированию правильной речи.

Кроме очевидного положительного воздействия игры и игровой ситуации на формирование правильной речи у детей, игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять».

Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Тогда и только тогда ребенок вырастет разносторонней личностью и полноценным членом общества.

Приложение

Развитие слухового внимания

Игра «Скажи, что ты слышишь»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.).

Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Развитие речевого слуха

Игра «Лягушка»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

Развитие фонематического слуха

Игра «Красный — белый»

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

3 стр., 1207 слов

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей …

… играх несомненную роль играет музыка. Она усиливает, эмоционально окрашивает переживания детей связанных с игрой. Все сюжетные игры, включают в себя действия людей, животных, движение транспорта, рассматриваются педагогами как средство … творческие и артистические способности. 1.3 Влияние музыкальной игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Дошкольное детство – короткий, …

Развитие воздушной

Игра «Пузырь»

Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.

Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или»Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс или шшш).

Автоматизация и дифференциация звуков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: