Формы организации эстетического воспитания и развития
Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Педагоги детских садов Mary Jane включают в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.
В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:
- занятия по рисованию, лепке, конструированию, вокалу, хореографии;
- театральные постановки, праздники, ролевые игры, в том числе и на английском языке;
- выездные экскурсии.
Методы и средства
При эстетическом воспитании учителя и воспитатели используют все многообразие педагогических методов, которые есть у них в распоряжении.
По основному виду деятельности методы делятся на 4 группы:
- Наглядные методы — в них главным каналом восприятия будет визуальный. Например, к ним относится любование красотой природы, рассматривание картин.
- Аудиальные — воздействие на воспитанника осуществляется через аудиальный канал. Например, прослушивание классической музыки или народных песен.
- Вербальные — являются разновидностью аудиального метода, при этом основное воздействие происходит через слова. Примеры: объяснение, лекция, дебаты.
- Практические — воспитательная деятельность реализуется через конкретные практические виды деятельности, в которых ребенок рисует, лепит, мастерит.
По форме воздействия на воспитанника выделяют следующие методы:
- Убеждение — способствует формированию у детей уверенности в правильности его знания, восприятия, мнения.
- Подражание — воспитанники учатся копировать действия педагога для первичного освоения различных видов деятельности. Чаще всего используется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Приучение — означает формирование навыков путем повторения определенных действий. Например, приучение к опрятному внешнему виду.
- Сопереживание — развитие чувства прекрасного возможно через пробуждение эмпатии и сострадания, возникновение чувства сопричастности.
- Проблемный метод — подразумевает постановку определенных проблемных вопросов перед учащимися, которые стимулируют их познавательную и творческую активность.
При выборе методов следует учитывать не только цель и задачи воспитания, но и возраст воспитанников.
Пример 9
Например, для детей дошкольного возраста наиболее подходят наглядные и практические методы. Дошкольники не способны долго концентрироваться на речи взрослого, поэтому лекционный метод для них неприемлем.
В качестве средств воспитания выступают тщательно подобранные педагогом предметы и явления окружающей действительности. В самом общем виде их можно разделить на 2 вида — художественные и внехудожественные.
Пример 10
К художественным средствам относятся картины, музыкальные произведения, скульптурные изделия. К внехудожественным — природные объекты, организация быта, трудовая деятельность.
Задачи эстетического воспитания дошкольников
Полноценное и гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, иерархия ценностей, нравственная оценка действительности и активная жизненная позиция определяют всесторонне развитую личность, нравственная составляющая которой зависит в первую очередь от эстетического воспитания. Воспитатель детского сада должен помочь детям перейти от восприятия прекрасного и эмоциональной реакции на объекты эстетических чувств к пониманию, к формированию эстетических понятий, мнений, идей, оценок, к формированию шкалы ценностных отношений. Эстетическое воспитание — это кропотливая работа воспитателя, которая должна проводиться ненавязчиво и систематически, чтобы научить детей эстетически воспринимать окружающий мир, переживать его, изменять, научить создавать общую систему эстетических норм и переживаний, которая должна стать основой эстетической культуры, необходимой для гармоничного развития личности дошкольника, как и все другие личностные качества.
Целью эстетического воспитания является развитие у детей способности видеть красоту окружающей их жизни и создавать, преобразовывать ее. Исходя из цели, задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы.
Развитие эстетического восприятия, художественно-эстетических навыков, деятельности основано на развитии в необходимое время сенсорных систем, работе различных анализаторов, способных обеспечить необходимую точность и тонкость различения.
При выполнении заданий эстетического воспитания у детей развиваются такие личностные качества, как инициативность, предвосхищение результатов, стремление к ним, способность мечтать. Поэтому первая группа заданий направлена на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающей действительности. В эту группу входят задания, способствующие развитию эстетического сознания и восприятия детей дошкольного возраста. Можно выделить следующие задачи:
- Формирование и развитие сенсорного восприятия;
- Развитие способности видеть, понимать и чувствовать эстетическую красоту природы, действий людей и искусства.
- Ознакомление с системой эталонных качеств и признаков личности, с постепенным включением этих названий в активный словарь дошкольников;
- Дать детям дошкольного возраста знания о красоте;
- Становление эстетических знаний и суждений, идей и концепций, которые в свою очередь определяют эстетические вкусы и оценки, потребности и интересы;
- Формирование и развитие эстетических эмоций и чувств у детей дошкольного возраста: Способность эмоционально реагировать на красивое и некрасивое, смешное и грустное и т.д.
- Развитие художественного вкуса, желания и потребности изучать прекрасное.
Определенные задачи предусматривают их решение с помощью соответствующих средств и методов. Как считал А.С. Макаренко, методы — это средство воздействия на личность, способы, с помощью которых происходит целенаправленное педагогическое влияние на сознание и поведение учащихся. Для выполнения заданий первой группы целесообразно использовать такие методы, как наблюдение, демонстрация, пример взрослого, анализ.
Метод экспозиции фактически находится при первой встрече и знакомстве с предметом эстетической реальности
Педагог должен продумать объект демонстрации и организовать урок так, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что они видят или слышат. При реализации этой группы методов воспитатель должен уметь выразить свое чувство, свое отношение, он должен уметь выражать свои чувства по-разному, например, выразительность при чтении поэтического произведения, искреннее восхищение красивой вещью или искреннее разочарование от небрежности в одежде
Способность взрослого ярко выражать свои чувства и эмоции является активным методом воздействия на дошкольника, поскольку основана на подражании детству.
Психологический аспект
В ходе обучения у детей формируется эстетический вкус. Он проявляется в оценке произведений искусства, при рассматривании живописных полотен. При этом восхищаться красотой мира можно и в быту. Дети видят эстетику в окружающих их предметах, одежде.
Эстетическое воспитание дошкольников — это долгий процесс, основная роль в котором отдается обучению. При этом педагог воздействует, прежде всего, на психологию ребенка. Детям читают книги (в каждой возрастной группе определенные произведения), дают слушать музыку.
Чтобы приобщиться к красоте художественного слова, читают книги таких авторов, как:
- Чуковский К. И.
- Маршак С. Я.
- Михалков С. В.
Понять красоту музыки помогают произведения следующих композиторов:
- Кабалевский Д. Б.
- Чайковский П. И.
Все это воздействует на детей психологически. Для прослушивания произведений они не тратят физических сил. Работает только мозг. Если книги приносят ребятам удовольствие, то это формирует их эстетический вкус.
Что такое эстетическое воспитание
Под эстетическим воспитанием в педагогике понимают целенаправленное воздействие на формирование человеческой личности. При этом выбор средств такого воздействия огромен, начиная от произведения классического искусства и заканчивая естественной прелестью природы. Прививать навыки самопознания, самосовершенствования через призму красоты нужно с самого раннего детства.
Родители, обеспокоенные будущим своего малыша, приступают к его воспитанию с рождения. Красивые яркие игрушки, классическая музыка, ласковые лица родителей – вот главные составляющие воспитательного процесса. Гармония и красота в вещах, словах, поступках позволяет маленькому человечку видеть, чувствовать и ценить прекрасное.
«Правильные» жизненные ориентиры «подхватывает» детский сад и школа. В учреждениях образования углубляют нравственные понятия через призму красоты и доброты, учат на примеры литературных героев выбирать правильный жизненный путь. С помощью живописных полотен учится мечтать, а затем воплощать мечты в жизнь. На уроках трудового искусства постигать науку прекрасных «грязных» рук и способность создавать шедевры в повседневной обыденности.
Однако на практике путь эстетического воспитания тернист и сложен. Часто его неправильное построение или полное отсутствие связано с безграмотностью взрослых, которые сами, не имея четкого понятия о нем, не могут передать ценность красоты окружающего мира.
Правильное воспитание вкуса предусматривает обучение способности воспринимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, труде, чувствах
Важно привитие чувств и вкусов, потребности принимать участие не только в созидании прекрасного, но и в его создании
Красной нитью в эстетическом воспитании должна проходить мысль о необходимости воплощения красоты в обыденную жизнь через примеры и образцы искусства. Нельзя восторгаться прелестью классической музыки, получая наслаждения от ее прослушивания, и нецензурно выражаться, выйдя за пределы театра. Умение ценить «образцы» искусства позволяет переносить красоту в повседневный вещи: быт, работу, семью.
Тесная взаимосвязь эстетики в повседневной жизни активно проявляется во всем. Творчество формирует память, интеллект, умение планировать. Возможность ценить красоту природы – патриотизм, любовь к малой родине. Сложные эмоции и чувства, возникающие на фоне восприятия искусства, учат нравственности.
У эстетически развитой личности все жизненные проявления гармоничны и красивы. Они требуют «равноправного» развития физической, нравственной и интеллектуальной культуры, совершенствовать которые нужно всю жизнь.
Правильно сформированный вкус позволяет оценить жизненные проявления уродства и красоты, комедии и драмы. Он также требует ежедневного совершенствования, «проверки» и развития. Сформировать вкус можно только под воздействием эстетического идеала. И здесь важную роль играет общественное окружение человека: от его гармоничности и нравственности зависит правильный выбор человека.
Важная составляющая эстетического воспитания – формирование навыков нравственного поведения, уважения к общественным, общечеловеческим законам, любви ко всему живому, окружающему миру.
Воспитание эстетики, как и все воспитание, – долгий процесс. Большая «картина» красивой человеческой души рисуется постепенно: каждый год человеческой жизни добавляет в нее новый мазок. Каким он будет, насколько яркими будут краски, зависит от жизненных обстоятельств, семьи, социального окружения человека.
Развитие эстетического воспитания
Дошедшие до наших дней представления о важности эстетики содержатся в трудах Гераклита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов. Объективными сторонами прекрасного они рассматривали гармонию, целостность, пропорциональность, единство многообразия
И в наши дни античное искусство является одной из высочайших вершин развития человечества. Осмысление эстетических проблем у античных авторов поражает своим разнообразием.
Пример 3
Демокрит говорил о том, что искусство имеет подражательный характер, Пифагор искал гармонию мира в числах, софисты утверждали, что чувство прекрасного относительно и субъективно.
В средние века прекрасное отождествлялось с богоугодным, безобразное — с греховным. Вместе с тем эстетические представления усложняются. Искусство рассматривается не в контексте подражания, а как духовное озарение. Из эстетики пытаются изгнать чувственную сферу, дети воспитываются на церковной музыке и чтении христианской литературы.
В эпоху Ренессанса эстетика начинает рассматриваться педагогами как часть гуманистического воспитания.
Пример 4
Большой вклад в развитие идей эстетического воспитания внес выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский. Он писал о необходимости с раннего детства приобщать детей к музыке, пению и танцам. По его мнению, это развивает в детской душе чувство созвучия и гармонии.
В эпоху Просвещения появляется большое количество трудов по эстетике. Начинают создаваться программы эстетического воспитания, ведутся дискуссии по поводу их содержания.
Пример 5
Песталоцци и Гербарт включали в эстетическое воспитание не только музыку, пение и рисование, но и умение воспринимать художественные и литературные произведения.
В России о важности эстетического воспитания в XVIII веке писали Ломоносов и Новиков, в XIX веке — Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Ушинский. Пример 6
Пример 6
Константин Ушинский пропагандировавал идею о том, что для развития чувства прекрасного необходимо широко использовать народные традиции.
В советское время была создана система эстетического воспитания на базе государственных учреждений образования. Большой вклад в нее внесли педагоги Павел Петрович Блонский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, супруги Шацкие и другие. Они писали о необходимости систематического развития органов чувств и творческих способностей воспитанников.
Пример 7
Первый народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский важнейшее место в воспитании отводил литературе, театру и музыке.
Пример 8
Валентина Николаевна Шацкая стала основоположницей советского музыкально-эстетического воспитания. При этом она отмечала, что необходимо системно воздействовать на воспитанников с помощью разных видов искусств.
В наши дни эстетическое воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Оно осуществляется при помощи органичного сочетания лучших педагогических традиций и инновационных технологий.
Развитие творчества
Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.
Самостоятельная художественная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свои задумки, замыслы в художественном творчестве. Этому способствует:
- обучение способам самостоятельных действий;
- художественные впечатления;
- правильная эстетическая среда;
- поощрение со стороны педагогов и родителей;
- опосредованное влияние педагога.
Принципы эстетического воспитания
Эстетическое воспитание реализуется на основе принципов, выработанных на протяжении многих лет отечественной педагогикой. Эстетическое воспитание, его методы и средства, формы должны способствовать формированию общественно активной и гармонически развитой личности, не просто обладающей зачатками эстетических суждений и чувств, но и демонстрирующей высокий уровень эстетической культуры.
Выделяют несколько групп принципов эстетического воспитания.
Принцип эстетики в жизни воспитанника и эстетической организации деятельности коллектива. Способность творить красоту в повседневной жизни не появляется сама по себе. Ее необходимо воспитывать с раннего детства. Именно поэтому само детство должно быть красивым: яркие и привлекательные игрушки; удобная, чистая, нарядная одежда; эстетическое окружение – убранство дома, школа, двор, этикет и порядок в школе. Доброжелательные отношения преподавателя и учеников, детей друг с другом. Все это в совокупности формирует важнейший фактор воспитания — эстетичную воспитывающую среду.
Принцип постоянства и всеобщности эстетического воспитания. Эстетическое воспитание и искусство должно воздействовать на воспитанников в любом возрасте и во всех сферах жизни. Эстетическое воспитание должно охватывать всех — талантливых и обычных, способных и неспособных, оно направлено на воспитание зрителя, слушателя, читателя.
Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.
Принцип комплексного взаимодействия и воздействия разных видов искусства. Все виды искусства тяготеют к взаимодействию и обладают единой образной природой. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии какого-либо произведения искусства, тем более глубокий след и впечатление они оставляют. Живопись и музыка, музыка и поэзия, музыка и скульптура, литература и живопись, танец и музыка – все эти сочетания обогащают и углубляют друг друга, формируя целостное художественное восприятие.
Принцип творческой самодеятельности. Каждая личность стремится к самоутверждению и наилучший для этого путь – художественное творчество.
Принцип преемственности элементов культуры. Раскрывает связь современного искусства и эстетической культуры народа с лучшими традициями прошлых лет и передовыми теориями современности в вопросах эстетического воспитания.
Принцип научности. Предполагает анализ достигнутого, опору на перспективу, вооружение воспитанников научными знаниями, которые соответствуют уровню развития современного искусства. Принцип предусматривает программность и систематичность в овладении знаниями, умениями и навыками, а также предполагает эстетическое воспитание на основе соответствующего возрасту воспитанников методов, содержания и форм обучения и воспитания.
Принцип единства развития творческого потенциала и обучения. Предусматривает тесную связь между формированием самостоятельного художественного творчества и обучением. В процессе обучения формируется творчество, в тоже время обучение становится эффективным благодаря применению творческих умений. Основной путь эстетического развития — формирование самостоятельной художественной деятельности.
Все принципы взаимосвязаны между собой и предопределяют построение и направление педагогического процесса.
Формы организации эстетического воспитания
Методы художественно-эстетического воспитания имеют наилучший результат, когда они между собой взаимосвязаны. Педагоги должны их сочетать и варьировать.
Методы имеют различия в:
- способах передачи информации;
- практической форме организации.
Способы делятся на:
- наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
- словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
- практические (проведение тестирования, творческих работ).
Наглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.
Форма организации бывает следующей:
- когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
- воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.
Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.
Методы эстетического воспитания
К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:
- Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.
Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна
Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
- Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.
Систематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.
- Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
- Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.
Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.
Традиционные методы воздействия на воспитанников
Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.
Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.
Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.
Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.
Что такое эстетическое воспитание
На протяжении всей жизни мы сталкиваемся с эстетическими явлениями. Это не только посещение художественных галерей, музеев или театров. Эстетическое начало можно найти в повседневном быту, труде, общении, природе.
Эстетика — это философское учение, исследующее проблемы красоты, искусства и вкуса.
Чувственное восприятие окружающей красоты известно человечеству с древнейших времен. При этом в современном понимании слово «эстетика» стало употребляться только с середины XVIII века. Этот термин был введен немецким философом Александром Баумгартеном в 1754 году.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Примечание 1
В переводе с древнегреческого языка «эстетикос» — это «чувственное восприятие».
Под эстетикой Баумгартен понимал стратегию исследования сферы чувственного познания. К эстетической области он относил не только искусство, но и сферу человеческих взаимоотношений.
Развитие у индивида эстетического восприятия действительности может представлять собой стихийный и неуправляемый процесс. Человек при этом часто начинает относиться к искусству просто как к развлечению. Еще более затруднено у него восприятие прекрасного в повседневной жизни.
Пример 1
Неразвитому в эстетическом отношении человеку кажутся скучными и непонятными любые сложные формы искусства — например, фильмы Андрея Тарковского или музыка Сергея Рахманинова.
Для того чтобы развивать в человеке чувство прекрасного и совершенствовать его сферу чувственного познания существует эстетическое воспитание. Оно зародилось еще во времена античности, а в XVIII веке получило научное обоснование.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс по формированию у учащихся способности воспринимать, чувствовать и оценивать мир в эстетических категориях.
Его наивысшей формой является способность не просто созерцать и осмысливать прекрасное, но и создавать творческие ценности.
Под категориями эстетики понимаются наиболее общие философские понятия, с помощью которых осмысливаются фундаментальные свойства и сущность предметов и явлений. Часто они представляют собой пары-антонимы.
Пример 2
Примеры эстетических категорий: прекрасное и безобразное, гармония и дисгармония, возвышенное и низменное.