Логопедическая диагностика: критерии и методики

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста. логопедическое обследование детей с онр как проводить обследование речи логопеду

Виды и методы диагностики логопеда

Методы диагностики детей до 2 лет без нарушения интеллекта и слуха:

  1. Понимание названий предметов. Несколько игрушек раскладываются перед ребенком, логопед просит показать каждую из них поочередно.
  2. Понимание действий. Логопед просит выполнить определенную задачу — покормить куклу, положить мишку спать.
  3. Ориентирование в группе. Ребенка просят показать предмет, расположенный в комнате, найти что-либо или подойти к чему-то.
  4. Активная речь. Ребенок свободно играет, в процессе чего логопед наблюдает за его эмоциями, произносимыми звуками, словами.

Методы диагностики ребенка логопедом в возрасте до 3 лет:

Понимание речи, предлогов. Дается задание — положить игрушку «под», «около», переступить «через», стать «перед» чем-то.
Понимание префиксальных отношений

Дается поручение «закрыть», «развернуть», «открыть», «унести».
Слуховое внимание. Определяется умение различать схожие по звучанию слова — «усы-уши», «мышка-мишка».
Активная речь

Логопед ведет с ребенком свободную беседу, ожидая услышать сложное придаточное предложение.

II Этап

В большинстве случаев в начале и по ходу исследования осознанно и неосознанно выдвигается не одна, а совокупность гипотез, часть которых может образовывать цепочку связанных предположений, вытекающих из исходного.

«Гипотеза» рас­крывается как «научное предположение, выдвигаемое для объяснения ка­кого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обо­снования для того, чтобы стать достоверной научной теорией».

Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера действия исследования, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипо­тезы вполне может быть достаточным предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления. Если прове­денное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее утверждения, то более ясной будет схема изучения смежных областей или родового психического качества.

Сказанное относится к гипотезам эмпирической части исследования. В теоретическом исследовании (теоретической части исследования) целесо­образно придерживаться в некотором смысле противоположной ориента­ции.

При разработке концепции исследования необходимо учитывать приро­ду, специфику психологических закономерностей и законов. Во-первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим людям и к себе подчинены и общим для психологии челове­ка закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного человека; направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности пони­маемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого поня­тия, каждой вещи и события окружающего.

Цель исследования — желаемый конечный результат (главный), он мо­жет быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим.

Основные виды целей психологического исследования, различаются конечным ре­зультатом.

Целями исследования могут выступать:

11 стр., 5287 слов

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ …

… поворот от общих культурно-исторических оснований к исследованию конкретных художественных элементов. Упрочению психологического направления способствовали успехи ученых в области физиологии, психологии … -исторической и психологической школ в литературоведении. Методологически связанные между собой, эти школы различаются принципами подхода к проблемам исследования художественных произведений. …

  1. Описание характеристик психического явления;
  2. Выявление взаимосвязей психических явлений;
  3. Изучение возрастной динамики явления;
  4. Описание нового феномена, эффекта;
  5. Открытие новой (другой) природы явления;
  6. Создание классификации, типологии;
  7. Создание, адаптация методики.

Когда ребенка обязательно стоит показать логопеду

Самым ранним поводом посетить логопеда будет отсутствие гуления у грудничка до года. Неправильной будет стратегия выжидания, пока ребенок «разговориться», ведь чем старше он становится, тем сложнее решить имеющуюся проблему.

Поводом обратиться к специалисту также будут следующие нарушения:

  • к трем годам ребенок не может правильно выстраивать фразы;
  • до пяти лет не овладевает грамматическим строением;
  • ребенок начал говорить, но затем полностью замолчал;
  • плохо произносит отдельные звуки.

Кроме этого, диагностика готовности к школе логопедом поможет родителям заняться правильным развитием малыша. Специалист расскажет, на чем нужно сделать акцент, как проводить занятия, каким образом заинтересовать ребенка в совершенствовании речи.

Подготовка ребенка к посещению врача

Визит к специалисту может встревожить ребенка, тогда он закроется и не будет выходить на контакт, который крайне важен для диагностики. Некоторые дети могут негативно отреагировать на посещение логопеда, даже при правильном объяснении цели визита, аргументировав тем, что у них нет проблем и они уже умеют «красиво» разговаривать, и тогда переубедить их очень сложно.

  • рассказать ребенку, кто такой логопед, объясняя ему, как взрослому человеку;
  • показать видео, где логопед работает с ребенком;
  • совсем маленьким говорить о том, что идете знакомиться и играть.

Логопед начинает первый прием в форме игры, потому ребенок чувствует себя комфортно. Если же от него скрывать цель визита к специалисту, он будет взволнован, и тогда будет сложнее выйти с ним на контакт.

Иерархия компонентов логопедического обследования

Компонент логопедического обследования Материал, на котором проводится обследование Условия обследования Результаты обследования
Дискурс-анализ Дискурс (устный и письменный) Спонтанное общение «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Анализ готовой речевой продукции

Употребление языковых, паралингвистических и экстралингвистических знаков.
Особенности коммуникативного взаимодействия
Особенности построения диалогических и монологических текстов

При наличии отклонений

Углубленное обследование отдельных сторон речи Специально отобранный языковой материал Целенаправленное выполнение заданий учителя-логопеда Многофункциональные задания при наличии основного объекта обследования и фоновых объектов обследования
При наличии затруднений
Исследование языковой способности Специально отобранный языковой материал

Экспериментальное обучение

Моделирование грамматических форм по образцу.

Обучаемость речевым образцам
При наличии отклонений в

развитии речи

Определение формы речевого нарушения в рамках клинико-педагогической классификации Стандартизированные артикуляционные пробы. Осмотр артикуляционного аппарата.

Выполнение артикуляционных (дыхательных, голосовых) упражнений.

Наблюдение в процессе обследования.

Специфика строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.
Наличие иных симптомов и синдромов, как биологического звена речевого нарушения

VI. VII Этап

Вначале целесообразно писать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анке­тирования. Затем дать общую оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что — нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклони­лись с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкос­тью, какие — с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники воспринимали процесс обучения.

Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех получен­ных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюде­ний, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индек­сы и т. п.).

Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д.

В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последователь­ности задач (всего исследования), которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем ко все более частным аспектам.

5

Этапы обследование у логопеда

Обследование детей логопедом состоит из нескольких этапов:

Наблюдение за ребенком в процессе игры, общения с родителями.
Оценка проявления интереса к окружающим людям и предметам.
Внимание, способность сосредотачиваться, как ребенок воспринимает громкие звуки и шепот.
Оценка наблюдательности — сопоставление картинок, предметов, узнавание цветов.
Изучение уровня интеллектуального развития — умение считать, отличать предметы по основным признакам, ориентироваться в пространстве.
Состояния речевой и общей моторики.
Умение понимать речь и произносить — повтор предложений, понимание рассказа, выполнение легких поручений, составление предложений.

В отдельных случаях требуется несколько визитов к специалисту, чтобы он смог убедиться в наличии нарушений или подтвердить их отсутствие.

Будут проводиться по схеме, составленной после первичного обследования и прогноза.

Тест. Тема 6 — Формирование деятельности дошкольников с нарушениями интеллекта.

Вопрос 1

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Первоначальной задачей обучения игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является:

Выберите один ответ:

Вопрос 2

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Обучение игре умственно отсталых дошкольников проводится:

Выберите один или несколько ответов:

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Процессуальные игровые действия — это

Выберите один ответ:

Вопрос 4

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Верно ли утверждение, что обучение игровой деятельности умственно отсталых дошкольников должно проводиться в условиях, отличных от тех, в которых проводятся другие занятия (ручной труд, изобразительная деятельность и т.д.)?

Выберите один ответ:

Вопрос 5

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

При обучении игре старших дошкольников с нарушениями интеллекта педагог занимает позицию:

Выберите один ответ:

Вопрос 6

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Какие виды работы используются при обучении умственно отсталых дошкольников игре?

Выберите один или несколько ответов:

Вопрос 7

Баллов: 0,00 из 1,00

Текст вопроса

Формирование мотивационо-потребностного плана деятельности у умственно отсталых дошкольников осуществляется посредством:

Выберите один ответ:

Вопрос 8

Баллов: 0,00 из 1,00

Текст вопроса

Последовательность работы по формированию способов обследования предметов следующая:

Выберите один ответ:

Вопрос 9

Баллов: 0,00 из 1,00

Текст вопроса

При обучении умственно отсталых детей конструированию используется:

Выберите один ответ:

Вопрос 10

Баллов: 1,00 из 1,00

Текст вопроса

Занятия по аппликации с умственно отсталыми дошкольниками решают следующие задачи:

Выберите один или несколько ответов:

Курс повышения квалификации

Сейчас обучается 261 человек из 53 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Сейчас обучается 1232 человека из 83 регионов

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Сейчас обучается 152 человека из 45 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (512).

Предлагаю тесты, которые я проходила при проф. переподготовки. Может эти тесты помогут кому то сэкономить время.

Номер материала: ДБ-1582631

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

V. Этап

В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных) полученных данных. В таблицу можно свести не только числовые данные. К данным качественного харктера также могут быть применины простейшие способы количественной обработки. В таблицу целесообразно внести все интересующие признаки в форме десятичного числа, то есть предварительно пересчитать минуты в десятичные доли часа ит.п.

К обработке данных может применяться математико — статистическая обработка, для определения ее способо необходимо оценить характер распределения по всем используемым параметрам. Важнейшими первичными статистиками являются:

  • Средняя арифметическая – это величина, сумма отрицательных и положительных отклонений от которой равно нулю.
  • Среднее квадратическое отклонение (стандартное отклонение) – мера разнообразия входящих в группу объектов; она показывает, на сколько в среднем отклоняется каждая вариата (конкретное значение оцениваемого параметра) от средней арифметической. Чем сильнее разбросаны вариаты относительно средней, тем большим оказывается и среднее квадратическое отклонение. Разброс значений характеризует и размах – разность между наибольшим и наименьшим значением в ряду.

Достоверность различий средних арифметических можно оценить по достаточно эффективному параметрическому критерию Стьюдента.

Также можно применить корреляционный анализ. Он дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений (варьирования) двух и более признаков. Факторный анализ – основывается на том, что все наблюдаемые переменные являются функциями скрытых факторов: не предполагается включение в состав переменных таких, которые являются причинами для других. Данные факторного и корреляционного анализа помогают обнаружить взаимосвязи между переменами, но не могут дать достаточных оснований для выводов о причинно – следственных зависимостях, об иерархии причинных связей.

10 стр., 4689 слов

Социальный эксперимент

… закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента не только получают описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, … гипотез. Выделение основных и побочных результатов эксперимента. Выводы. 3.5. Оценка эффективности метода, выявление ошибок, новаций, сопоставление с данными, полученными другими методами. 3.6. Выработка …

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного — понимаемого, и активного — произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание — повторить два звука: ка — га; па — ба ; ба — на. Затем происходит усложнение — повторить нужно не звуки, а слова: миска — мишка, лак — рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка — это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка — мышка), или переставлять их местами (барелина — балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика

Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Упражнения дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп ДОУ

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию — логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Мы разработали схему логопедического анализа речевых нарушений, которая представлена в двух таблицах (см. приложение 5). Диагностическая значимость каждого отдельного симптома становится ясной только на фоне и в связи с другими симптомами. Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными. Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития ≈ как общего, так и речевого ≈ начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная ≈ с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь ≈ чтение и письмо.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта — основной фактор при анализе речевого нарушения

Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому. Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Приложение 5 СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны  подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому  обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: