Задачи работы по профилактике дисграфии
Профилактика дисрафии подразумевает решение следующих задач:
формировать звукопроизношение, уточнять артикуляцию звуков;
развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления;
расширять словарный запас, обогащать активный словарь;
развивать мышление, память, слуховое и зрительное внимание;
формировать связную речь;
совершенствовать пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги, развивать способность запоминать, автоматизировать и воспроизводить серии из нескольких разных движений;
развивать мелкую моторику кисти рук, используя массаж и самомассаж пальцев, пальчиковые игры, обводки, штриховки, работу с ножницами, пластилином и пр.;
развивать тактильные ощущения, например, просить ребенка угадать букву или фигуру, которую ему «пишут» на спине, в воздухе рукой ребенка или узнать буквы на ощупь;
готовить к обучению грамоте: познакомить с основными понятиями, такими как звук, буква, слог, слово и предложение, научить составлять схемы слов.
Иными словами, логопедическая работа по профилактике дисграфии у детей с ОНР должна направляться на формирование речевых и неречевых психических процессов и функций, которыми обуславливается нормальный процесс овладения письменными навыками. Дифференцированный подход в ходе логопедической работы, направленной на профилактику дисграфии должен быть осуществлен, учитывая доминирующие нарушения и их соотношение с другими компонентами, представляющими базис процесса письма, а также учитывающие индивидуально-психологические особенности детей с ОНР в соответствии со степенью риска возникновения дисграфии.
Когда нужна профилактика?
Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.
Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:
- дети с логопедическими проблемами;
- дети с СДВГ;
- дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.
В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:
- в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
- он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
- его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
- не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
- ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
- путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
- не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.
Дисграфия – что это?
Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:
- замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
- неправильное окончание слов;
- слитное написание предлогов;
- отсутствие отступов;
- «зеркальное» письмо;
- неразборчивый почерк и ряд других.
Механизмы возникновения
С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:
зрительный анализ и синтез;
пространственное представление;
дифференциация звуков речи;
фонематический и слоговый анализ и синтез;
деление предложений на слова;
внимание;
память;
эмоционально-волевая сфера.
Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.
Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Существительные с уменьшительно-ласкательным значением“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Цель: Совершенствовать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Задачи:
Расширить и активизировать словарь существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Продолжать обучать детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и употреблять их изолированно и в предложениях.
Закрепить умении воспринимать разницу между обычными существительными и их уменьшительно-ласкательными формами.
Закрепить обобщающие понятия по лексическим темам (игрушки, фрукты, овощи, мебель, посуда, одежда, части тела)
Развивать слуховое внимание. Продолжать воспитывать у детей чувства взаимопомощи, активность, умение слушать взрослого и друг друга
Продолжать воспитывать у детей чувства взаимопомощи, активность, умение слушать взрослого и друг друга.
Оборудование:
Две куклы (большая и маленькая).
Предметные картинки больших и маленьких размеров.
Карточки с кружками большими и маленькими на каждого ребенка.
Предметные картинки по лексическим темам (одежда, фрукты, овощи, мебель, посуда, части тела)
Коробочка с семенами, маленькие игрушки.
Предупреждение дисграфии у дошкольников с ОНР
Определение 1
ОНР (общее недоразвитие речи) — это одно из нарушений формирования всех сторон речи, то есть звуковой, лексико-грамматической и семантической, проявляющееся в наличии разных сложных речевых расстройств у детей с нормальным интеллектом и сохранным слухом.
Дети с ОНР имеют неполноценное развитие речевых и неречевых предпосылок и наиболее подвержены риску возникновению дисграфии. Известен ряд методик коррекции и профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста.
Одним из авторов, занимающихся этим направлением работы, является Парамонова Л.Г., предложившая осуществлять меры профилактики, начиная с раннего детства. В этот период Парамонова считает необходимым как можно более полно реализовывать профилактических меры медицинского характера, и уже на их фоне приступать к реализации психолого-педагогической части комплекса
Особое внимание необходимо уделять полноценному развитию устной речи детей. В среднем и старшем дошкольном возрасте основным содержанием профилактической работы должно быть устранение у детей возможных предпосылок дисграфии
В таком случае работу нужно направлять на реализацию следующих задач:
- формировать навыки слуховой дифференциации звуков речи;
- формировать навыки элементарного фонематического анализа слов;
- развивать оптико-пространственные представления, а также навыки зрительного анализа и синтеза;
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
- обогащать словарный запас.
Корнев А.Н. подразделял профилактику дисграфии на первичную и вторичную.
Первичная профилактика предполагает устранение основных этиологических факторов, которые имеют непосредственное отношение к дисграфии, то есть проведение следующих мероприятий:
- предупреждение возможных патологий плода и новорожденного через охрану здоровья будущей матери и беременной, профилактика осложнений беременности и родового травматизма.
- снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
- ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
- ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений у детей.
- подбор адекватных методов обучения грамоте у детей-билингвов.
- работа с неблагополучными семьями, в которых дети не посещают детский сад.
Основой вторичной профилактики выступают:
Своевременное выявление детей групп риска и проведение с ними коррекционно-профилактических работ.
Исправление фонетико-фонематических нарушение и формирование функционального базиса письма, то есть развитие необходимых речевых функций и навыков, а именно звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза.
Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления, а также формирование изобразительно-графических способностей, например, штриховки, обводки и пр.
Развитие сукцессивных способностей посредством упражнений, которые развивают способности к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений
Развитие умения концентрироваться, распределять и переключать внимание.
Коноваленко С.В. разработала несколько мер, направленных на профилактику дисграфии у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте
Она предложила проводить работу по следующим направлениям: учить различать группы звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, а также проводить звуковой анализ и кодирование слов и слогов, развивать мелкую моторику и увеличивать скорость письма, развивать зрительное и слуховое внимание, общую координацию движений, моторную, зрительную и слуховую память
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед «Сядет тот, чьё имя назову ласково»
1. В гости приходят две куклы большая Надя и маленькая Наденька
Игра «Надя и Наденька» (договаривание предложений)
Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.
Логопед: «Я буду называть части тела большой куклы а вы у маленькой, и вы будете называть ласково.»
У Надя голова — А у Наденьки (головка)
У Надя шея — А у Наденьки (шейка)
У Надя живот — А у Наденьки (животик)
У Надя спина — А у Наденьки (спинка)
У Надя рука — А у Наденьки (ручка)
У Надя нога — А у Наденьки (ножка)
У Надя руки — А у Наденьки (ручки)
У Надя ноги — А у Наденьки (ножки)
У Надя глаза — А у Наденьки глазки
У Надя нос — А у Наденьки носик
У Надя уши — А у Наденьки (ушки)
У Надя щеки — А у Наденьки (щечки)
У Надя пальцы — А у Наденьки (пальчики)
Логопед: «Куклы приготовили для Вас игры –задания.»
2. Игра «Кто самый внимательный?».
Логопед раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Если я назову предмет вы показывайте карточку с большим кружком, а если маленький предмет и назову его ласково – карточку с маленьким кружком» Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.
3. Игра «Что в коробке»
Логопед: «Куколки принесли коробочку, а там кое-что спрятано. Давайте посмотрим»— Детям предлагается достать из коробки с семенами по одному предмету.
Логопед: «Скажите, ребята, что вы нашли?»
Все дети по-очереди называют свой предмет (машина, кукла и т. д.).
Логопед: «Но эти предметы очень маленькие, поэтому и назвать мы их должны ласково.
Дети называют эти предметы ласково (машинка, зайчик, собачка, мячик, слоник, котик)
4. Динамическая пауза. (Дети выполняют движения по тексту.)
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это носик. Это ротик.
Там спинка. Тут животик.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Мы на месте покружились
И остановились.
5. Отработка темы занятия на индивидуальном раздаточном материале:
Игра «Не ошибись»
Логопед: «Куклы приготовили конвертики с картинками и просили все что есть в конвертиках назвать ласково.»
Логопед: «Я называю слова а вы ласково. А еще они просили назвать все предметы одним словом.»
Картинки Банан, апельсин, лимон
Помидор, огурец, перец
Шкаф, стул, диван
Рот, глаз, нос
Стакан, нож, вилка
Куртка, рубашка, юбка.
6. Самостоятельное употребление детьми существительных в начальной и уменьшительно-ласкательной формах в предложениях.
Игра «Подарки для кукол».
Логопед раздает детям картинки, на которых изображены большие и маленькие предметы.
Затем просит дать «подарки» куклам, Наде картинки, на которых изображены большие предметы, а Наденьке картинки, на которых изображены маленькие предметы. Дети выходят к куклам закрепляют картинки на доске рядом с подходящей куклой и обговаривают свои действия ( Ребенок: «Я подарю Наде бант. Я подарю Наденьке бантик» и т. п.)
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.
Куклы благодарят детей за подарки.
— Все справились с заданиями. Молодцы!