Развитие сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста

Нарушения сенсорной интеграции

Как проводятся занятия по сенсорной интеграции детей?

Коррекция поведения и восприятия детьми окружающего мира — крайне важный этап для их дальнейшей социализации. По этой причине специализированные занятия должны быть проработаны и проведены высококвалифицированными специалистами в области педагогики, нейропсихологии и педиатрии. Во время интеграции потребуется помощь тренеров и спортсменов — активная деятельность и упражнения оказывают благоприятное воздействие на центральную нервную систему и развивает моторику.

В коррекционно-развивающих центрах формируются небольшие группы детей для проведения тренингов и уроков. Для этого выделяется отдельное изолированное помещение — сенсорную комнату. Подобные меры позволяют наиболее глубоко погрузиться в атмосферу доверия и взаимопонимания с преподавателем и друг другом. Во время занятий предпочтительно вовлекать детей в подвижные игры и упражнения со спортивным инвентарем.

Детям предлагают следующий спектр развлекательно-коррекционных мероприятий:

  • Развивающие коврики (или столы) — они способствуют всестороннему вовлечению в процессы управления жестами и движениями руками, ногами, телом;
  • Зоны для развития мелкой моторики (с песком, кубиками и иными предметами) — это позволяет контролировать движения пальцев рук, кистей, а также учит концентрироваться на конкретном занятии;
  • Уголки с разноцветными вещами, способными издавать те или иные звуки (как правило, это могут быть яркие шелестящие пакеты или игрушки со звуковыми эффектами). 

Прекрасно влияют на организм и состояние детей в целом такие упражнения, как прыжки через скакалку, веселые игры на батутах, ныряние в “сухие бассейны”.

Сенсорная интеграционная терапия

Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой. Делакато (1974), который первым разработал концепцию сенсорной интеграционной терапии, сфокусировал терапию на пяти ключевых сенсорных системах – зрительной, вкусовой, обонятельной, слуховой и тактильной. Сегодня оккупационные психотерапевты продолжают работать в этих областях, но они также учитывают вестибулярную и проприоцептивную систему во время создания и планирования режима занятий для конкретного человека.

Идеи для слуховой системы

Тренинг по слуховой интеграции

В начале 1980-х годов доктор Гай Берард разработал аппарат, который тестирует и тренирует слуховую систему. Согласно этому подходу поведение является следствием проблем со слуховой системой. Представляя и меняя различные звуки аппарат может использовать слуховые фильтры и увеличивать громкость, не вызывая дискомфорта. Цель состоит в том, чтобы натренировать слуховую систему и сбалансировать ее. Исследования этого подхода крайне ограничены.

Музыкальная терапия

Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

Как сенсорный опыт помогает интеграции

Достаточный сенсорный опыт – это среда, в которой ребенок получает достаточное количество физических, осязательных, зрительных, слуховых и прочих стимулов.

Канадский нейропсихолог Дональд Олдинг Хебб доказал гипотезу о том, что сильно ограниченная среда приводит к нарушениям нормального функционирования организма, а среда, богатая сенсорными стимулами, стимулирует развитие.

И что не менее важно – к сенсорному опыту относятся также впечатления от контакта с близкими взрослыми, к которым ребенок привязан. В 1992 году английские психологи проводили исследования, наблюдая за двумя группами детей, которые росли в одинаковой по своей насыщенности сенсорной среде

Но в одной из групп о детях достаточно заботились близкие взрослые, а в другой группе заботились мало. По прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития

В 1992 году английские психологи проводили исследования, наблюдая за двумя группами детей, которые росли в одинаковой по своей насыщенности сенсорной среде. Но в одной из групп о детях достаточно заботились близкие взрослые, а в другой группе заботились мало. По прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития.

Главные принципы сенсорной терапии

Сенсорная терапия в наше время получила широкое распространение в качестве профилактического использования в дошкольных учреждениях. Строится она на следующих принципах: 

  • Игровая форма — необходимая составляющая успешного развития сенсорной интеграции. 
  • Постепенное усложнение задач. Сначала детей учат реагировать на незначительные раздражители, а потом подводят к самым неприятным для них. 
  • Большое значение придают мотивации детей. Их заинтересованность как раз напрямую зависит от применяемого в процессе сенсорной терапии оборудования. 
  • Перед детьми ставят только посильные задачи, которые можно усложнить только при успешном предыдущем результате.  

Сенсорная интеграция или полезные упражнения для детей

Многие взрослые воспринимают проблемы
сенсорной интеграции ребенка как
избалованность или капризы и даже не
подозревают, что ребенок в опасности.

Если легкую дисфункцию можно
подкорректировать простыми упражнениями
(когда ребенку
два года и аутизм
слабо выражен) для развития сенсорики
конкретной части организма под наблюдением
специалиста, то сложные расстройства
исправить сложнее. Главное в коррекции
– системность и контроль динамики
прогресса.

Существует масса несложных действий
для развития отдельных органов. К
примеру, упражнения:

  • для зрения (смешивание
    красок, обведение контуров предмета,
    копирование, срисовывание и др.)

  • для тонической
    регуляции – упражнения комплекса АФК.

  • Для вестибулярного
    аппарата – упражнения на балансирах

  • для речи (щелканье языком, чмоканье
    губами, имитация звуков насекомых,
    пропевание гласных и мягких согласных
    звуков);

  • для слуха (выстукивание
    ритма с помощью предметов (деревянные
    ложки, бутылки из пластика), напевание
    мелодий вслед за взрослым);

  • для обоняния
    (использование ароматических масел и
    аналогичных фруктов для ассоциации их
    запахов, определения на запах съедобных
    продуктов и несъедобных предметов).

  • Так же есть комплексы упражнений
    направленных на совместную работу
    сразу несколько сенсорных систем,
    например зрительно-моторная координация
    и тд.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».

То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребёнок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребёнок совсем не голоден.

Комментарий эксперта

Светлана Каширина, специалист по сенсорной интеграции

Все, что мы знаем о себе и об этом мире, нам рассказывают наши чувства. Мы получаем информацию через наши органы чувств. Основной задачей ребёнка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции. Это необходимо для правильного поведения, адекватной реакции на внешние события, а также процесса обучения.

Сенсорная интеграция — это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.

Дисфункция сенсорной интеграции — это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их.

Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Суть методики сенсорной интеграции

На основе совместной работы систем организма (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной, обонятельной, вкусовой и других) у человека формируется восприятие внутренней среды и окружающего мира. Благодаря многоканальному характеру восприятия, удается одновременно использовать несколько органов чувств. Сложная аналитико-синтетическая работа головного мозга позволяет человеку объединить в одно целое различные образы ситуаций, предметов, явлений. На основе этого появляется ценный сенсорный опыт.

При здоровом развитии детей происходит следующая модель познания:

  • Ребенок видит предмет.

  • Ощупывает его.

  • Слышит запах.

  • Понимает, что это такое.

При этом информация к головному мозгу поступает одновременно по нескольким каналам. После этого она объединяет в одно целое. Такой процесс имеет название — сенсорная интеграция.

У малышей с ТМНР (тяжелым множественным нарушением развития) в той или иной степени процесс восприятия сенсорной информации искажается. Иными словами, ребенок не может объединить в одно целое сигналы, поступающие через органы чувств. К примеру, если прикоснуться к малышу и в этот момент что-то сказать, он либо понимает, что ему говорят, либо ощущает прикосновение. При этом он не понимает, о чем говорит взрослый.

В зависимости от степени нарушения и диагноза у больного, специалист подбирает комплекс упражнений, с помощью которых удается значительно улучшить восприятие. Это следующие виды занятий:

  1. Плавание в бассейне с различными предметами.

  2. Занятия с мячами, скакалками, гамаками, матами.

  3. Специальные игровые упражнения.

  4. Ощупывание предметов и рассказ о них.

  5. Складывание предметов и одновременный рассказ стиха.

  6. Рисование, лепка, мозаика.

Такие действия направлены на то, чтобы восполнить у ребенка навыки, которые по различным причинам отстают в развитии. При этом удается снизить чувствительность к раздражителям, одновременно с этим насытить сенсорный голод. Внутренняя гармония помогает тратить энергию в нужное русло, что обеспечивает более правильное и здоровое развитие детей.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

Сенсорная интеграция для детей с аутизмом что это

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства.

Статья:

Чтобы функционировать и участвовать в окружающем нас мире, мы должны использовать наши чувства. Эти чувства предоставляют людям уникальный опыт, и позволяют нам взаимодействовать друг с другом и участвовать в различных событиях. Они помогают нам понимать, что нас окружает, и реагировать на это. Они играют значительную роль в определении того, как мы должны вести себя в той или иной ситуации. Представьте, что случится, когда одно или все ваши чувства станут крайне интенсивными или вообще пропадут – обычно такое явление называют дисфункцией сенсорной интеграции. Именно это происходит со многими людьми в спектре аутизма.

Существуют несколько определений аутизма, но они редко описывают, что чувствует человек с аутизмом. Мы узнаем об этом только из личных рассказов самих людей, которые способны на самовыражение и описание своего уникального и зачастую очень болезненного сенсорного мира. Повседневные функции, которые большинство людей воспринимают как должное, для людей с аутизмом могут быть негативным и расстраивающим их опытом. Поведение, характерное для человека с аутизмом, очень часто является непосредственной реакцией на его сенсорный опыт. Если посмотреть с этой точки зрения, то становится совершенно понятно, почему они создают ритуалы или развивают самостимулирующее поведение, такое как вращение на одном месте, стучание или тряска руками – оно позволяет им почувствовать, что они контролируют ситуацию и обрести безопасность в своем уникальном мире.

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

  • качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
  • гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
  • качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
  • доски-балансиры, надувные балансиры;
  • фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
  • дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
  • горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
  • батуты;
  • тоннели, маты, под которыми можно проползти;
  • групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Дарья Александровна Фрейдинова

Авторская программа
Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции
Подробнее

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Примеры нарушений сенсорной интеграции у детей

Нарушения сенсорной интеграции навязаны дисфункцией и представлены различными проблемами слухового, зрительного, тактильного, вкусового, двигательного, обонятельного и координационного характера.

Симптомы дисфункции сенсорной области проявляются чаще всего эмоциональной лабильностью, поведенческими факторами, двигательной функцией, задержкой развития речи, что позже вызывает проблемы в учебной деятельности, социальной адаптации, концентрации внимания и формирования самоконтроля.

Дисфункция сенсорной интеграции обычно комплексная, то есть нарушается работы сразу нескольких органов чувств. Но может встречаться и узконаправленная дисфункция.

  • нарушения слуховой функции могут проявляться боязнью громких звуков и шума, непереносимостью отдельных видов музыки, негативными реакциями на пение или голос, невосприимчивостью обращений, растерянностью в людных и общественных местах;
  • нарушения зрительной функции проявляются светобоязнью, напряжением при рассматривании предметов, неуклюжестью при спусках и подъемах, избегания глаз собеседника;
  • нарушения осязательной функции проявляются воздержанием от игр с пластилином и тестом, красками, мелкими предметами, снижением чувствительности, как болевой, так и температурной, нетерпением прикосновений к себе. Негативная реакция может проявляться на отдельные виды одежды или тканей, не любят ходить без обуви;
  • нарушения вестибулярного аппарата проявляются неуклюжестью и неловкими движениями, неустойчивостью, негативными проявлениями к активным играм, детским площадкам и спорту, проблемами с концентрацией внимания и координацией, излишней тревожностью;
  • нарушения вкусовой и обонятельной функций проявляются изменениями чувствительности к пище, негативной реакцией на запахи, плохой чувствительностью к запахам.

Если проявляется сразу несколько нарушений, следует незамедлительно обратиться к специалисту и провести тестирование на выявление сенсорной дисфункции.

Для развития тактильного восприятия можно использовать:

  • бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
  • баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
  • тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
  • тактильные мешочки и дорожки;
  • сенсорные коробки — контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
  • крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
  • материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
  • природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
  • сортеры с различными наполнителями.

Чаще всего создание этих пособий – дело рук педагогов, а в домашних условиях – родителей. Они просты в исполнении, однако требуют много фантазии от создателя, чтобы стать привлекательными не только тактильно, но внешне. Добавляя яркие элементы, мы накладываем на тактильную стимуляцию зрительные ориентиры. Употребляя различные материалы и контейнеры, включаем слуховое восприятие (например, деревянная коробка с каштанами и бусинами звучит определенным тембром).

Общие рекомендации

Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.

За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону
+7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.

Что может указывать на нарушения сенсорной интеграции у детей?

Дети с особенностями здоровья иначе реагирует на любые изменения в обществе или окружающей среде, а потому и ведут себя порой вызывающе или отталкивающе. Это связано с тем, что нервная система, получив полученный импульс, допустила ошибку и некорректно его обработала, спровоцировав нестандартные действия со стороны ребенка. Он может впадать в истерики или ступор, методично стучать пальцами по столу, сжимать-разжимать кулаки и т.д. Среди примеров нарушений можно назвать следующие:

  • Слуховые: неприязнь или непереносимость музыки (полностью или частично, допустим, в виде какого-то определенного жанра);
  • Вкусовые и обонятельные: отторжение и отказ употреблять в пищу определенные продукты, минимальная реакция на запахи, слабая функция вкусовых рецепторов;
  • Вестибулярные: скованность или неловкость движений и жестов, частые тревожные состояния, рассеянность внимания, отсутствие координации движений;
  • Зрительные: игнорирование контакта с собеседником, боязнь света или тьмы;
  • Осязательные: нетерпимость объятий и прикосновений, категорический отказ от игр с определенными предметами, боязнь или неприязненное отношение к лепке, краске для рисования и т.д.

Одной из наиболее частых причин для беспокойства родителей является наличие у ребенка ЗРР (задержки речевого развития). Она может быть напрямую связана с нарушением или неправильным развитием рецепторов и рефлексов. Дефектологи, педиатры и ряд других специалистов настоятельно рекомендуют использование методик сенсорной интеграции. Как и в случае с детьми с РАС или ЗПР, нередко прибегают к сенсорной интеграции — чаще всего, в форме игры.

Сущность понятия «сенсорная интеграция»

Определение 1

Сенсорная интеграция – это определенный процесс в ходе которого к нервной системе поступает информация от рецепторов органов чувств, а после их анализа, эта информация используется, чтобы выполнять целенаправленную деятельность.

Иными словами, это некоторая способность нервной системы к продуктивному объединению информации, поступающей от разных каналов. Условно, сенсорная интеграция заставляет мозг воспринимать информацию от рецепторов быстрее, а значит, ускоряются процессы воспроизведения различных функций.

Впервые сенсорная интеграция была описана американским эрготерапевтом, психологом и педагогом Энн Джин Айрес. Методики, которые были разработаны на основании сенсорно-интегративного подхода, были представлены в 1963 году в Университете Южной Калифорнии в рамках диссертации по педагогической психологии. Сейчас метод сенсорной интеграции применяют во всех странах мира, помогая детям поборот моторную неловкость и восстановить баланс между рецептором и рефлексом.

Нарушение сенсорной интеграции у детей. Симптомы

У этого нарушения две главные причины:

  1. избыток чувственных
    сигналов, который перегружает мозг 
    ребенка;

  2. недостаток сенсорной информации
    и связанный с ним «голод» мозга.

Проблема проявляется в неадекватном
поведении, когда ребенок:

  • остерегается скопления
    людей;

  • боится визуального
    контакта;

  • не переносит прикасания
    и раздражающие звуки;

  • испытывает скованность
    в движениях;

  • отказывается от какой-нибудь одежды.

Для второй причины характерны активные
движения –  аутостимуляции, кружение,
прыжки, качание, бег вкруговую, резкие
объятия и драки, чтобы произвести одно
и то же впечатление.

Такие дети слабо учатся, плохо усваивают
навыки моторики и поведения, не могут
долго концентрироваться на каком-то
действии, испытывают беспокойство и
постоянный стресс.

Детишки снарушением
сенсорной интеграции
нуждаются в особой помощи.
Гиперактивность, аутизм и дефицит
внимания – те случаи, когда методы
сенсорной интеграции довольно актуальны.

Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.

Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, расставить приоритеты и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.

Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: гипер (высокая) и гипо (низкая) чувствительность

Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать гиперчувствительность и гипочувствительность одновременно

Баланс (вестибулярная система)

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).

Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Зачем уделять столько внимания сенсорной интеграции для детей с аутизмом?

Специалисты в области неврологии и психологии неоднократно доказывали, что дети с РАС совершенно иначе относятся к действительности, особенно — к сенсорным показателям. Как правило, это становится заметно ещё в первые месяцы жизни и проявляется в резко негативном отношении к прикосновениям родителей, неконтролируемом плаче во время купания или пеленания, иногда — в истериках при необходимости умываться, чистить зубы или надевать ботинки.

Многие дети с симптомами РАС категорически не приемлют чрезмерно яркие источники света, страдают от перепадов настроения в связи с появлением новых голосов или звуков, а часть из них ведет себя противоположно — игнорирует раздражители и не проявляет никакого интереса к изменившимся условиям. Иногда врачи ошибочно полагают, что дети страдают нарушениями слуха и зрения, но обследования регулярно доказывают обратное.

Из этого следует, что их мозг и центральная нервная система могут демонстрировать нехарактерные рефлексы в ответ на обстановку и других людей. Впоследствии появляются проблемы куда более серьезные. Дети тяжело воспринимают к интонации и речи или вовсе не реагируют на просьбы

Поэтому крайне важно внедрять сенсорную интеграцию — занятия для детей, в которых были бы задействованы все возможные сферы ощущений. 

Наряду с устранением факторов, раздражающих ребенка, необходимо найти источники, доставляющие ему радость. Предположим, он обожает плюшевые игрушки или мягкие подушки, но панически пугается, если до него дотрагиваются другие члены семьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: