Фронтальное занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе

Урок обучения грамоте: буква у и звук [у]

Конспект урока грамоты Тема занятия: Звук [у] и буквы Уу.

Образовательная область:

коммуникация. Разделы: обучения грамоте и письму Тема занятия: Звук и буквы Уу.Цели:

— способствовать развитию звуко-буквенного анализа;

— способствовать развитию фонематического слуха;

— учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение;

— учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

— развивать логическое мышление; развивать внимание;

— учить внимательно слушать текст и называть слова со звуком ;

— учить интонационно выделять звук в словах;

— учить писать печатную букву У, используя образец;

— формировать навык самоконтроля и самооценки.

Тип урока:

изучение нового материала.Технология: диалоговое обучение на уроках.Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический, разрешение проблемной ситуации.Ресурсы: цветные карандаши, учебник основы грамоты и письма, цветные сигнальные карточки, индивидуальные листы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

— Посмотрите, всё ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки.

(проверяется готовность к занятию)

  1. Постановка темы и цели занятия.

Дома стоят, Друг на друга глядят. Пешеходы идут, Сумки несут. И автомобили Куда-то покатили. Что это?

Это улица.

На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….

Правила безопасного поведения на улице

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами, брать любые предметы из их рук, уходить с ними. В случае, если незнакомец хочет применить силу, кричите, зовите на помощь, убегайте.
  • Нельзя брать с земли и даже подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки, непонятные свёртки и т.д.
  • Нельзя убегать от родителей, прятаться от них, забегать в помещения, транспорт без родителей.
  • Выучите наизусть важную информацию о себе: фамилия и имя, адрес. Это пригодится если вдруг потеряетесь.
  • Выучите основные правила поведения на дороге (когда и где переходить улицу).

В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук . Где этот звук встречается? Какой он?

Верно, звук

— гласный!

III. Работа по теме урока

1. «Лови звук»

. Хлопните в ладоши, если услышите звуку в словах:паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.2. «Доскажи словечко»

Идут ко мне унылые – С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг – Электрический… (утюг)

***

Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может… (удочка)

***

Он не птицей называется, Хоть откладывает яйца. У него утиный нос, Зверь не страшный… (утконос)

3.

Какие предметы, названия которых начинаются со звука , нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)

  • Знакомьтесь с буквой У

    .У добная буква!У добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещёУу мная!

  • Знакомьтесь с буквой У

    .У добная буква!У добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещёУу мная!

4.

Раскрась листок с буквойУ :

5.

Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась буквуУ с правой стороны рисунка .

6.

Соедини с буквойУ только те предметы, названия которых начинаются со звука .

7.

Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?

8. «Кто больше?»

Придумайте слова со звуком в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).

Придумайте слова, в которых звук второй (лужа, сук, тумбочка).

Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук).

  1. Работа по учебнику с. 18-19
  2. Работа в прописи согласно заданиям
  3. Итог занятия.

— Посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (Шкаф, утюг, удочка, стул)

— Определите, в каких словах есть буква У .

— В каком слове буквы У нет? (Шкаф)

— Чем занимались на занятии?

V. Самооценка.

(Учитель раздаёт детям изображения солнышка и предлагает нарисовать улыбку, которая соответствует настроению обучающегося)

Планируемые результаты:

предметные:закреплять характерные особенности буквы У; (отсутствие слов, начинающихся с буквы У; )

личностные:осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог. Все закрыли глазки. Послушаем тишину. Звучит барабан, ключи, погремушка. Что слышали?

Сегодня к вам в гости пришел утенок Утя (хором повторяем с детьми).

Первый звук в этом слове У.

Игра «Кто самый внимательный?»

Перед вами 2 полоски: короткая и длинная. Если я вам покажу длинную полоску, то вы произносите звук У долго, если короткую, то коротко.

Игра «Ловим звук ладошками»

Хлопаем в ладоши, если слышим звук У, если я скажу другой звук, то вы не хлопаете.

А – У – Ы – И – Э – У – У – Ы

Игра в мяч

Я произношу слог и кидаю мяч, вы его ловите, повторяете слог и бросаете мне мяч.

УТ, УП, УК, УМ, УН, УХ, УФ.

2. Звук и буква Уу. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного прак-

сиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки го- лоса.

Педагог. Какую песенку умеет петь волчонок?

Дети. У-у-у!

Педагог. Правильно. Волчонок умеет петь звук . Какой это звук?

Дети. Это гласный звук.

Педагог. Давайте споем этот звук еще раз, как будто наш голос сначала поднимается, а потом — опускается по лесенке.

Педагог вместе с детьми поют звук с повышением и понижением тона.

Педагог. Послушайте стихотворение :

Уля сварила уху для утят, Только утята ухи не хотят.

Педагог. Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука ? Дети. Уля, уху, утят, утята, ухи.

Педагог. Верно. Звук обозначают гласной буквой У. Посмотрите на

нее.

Педагог достает букву .

Педагог. Из скольки палочек она состоит?

Д е т и. Из двух палочек.

Педагог. Какие это палочки?

Дети. Одна длинная, а другая короткая.

Педагог. С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой?

Дети. С левой стороны..

Педагог. Возьмите по две палочки и сложите букву У.

Дети выкладывают букву, педагог оказывает им необходимую помощь. Педагог. Какую букву вы сложили?

Дети. Букву У.

Педагог. Давайте в букваре рассмотрим странички с буквой У. Почему буква У красного цвета?

Дети. Это гласная буква.

Педагог. Кого вы видите на верхней картинке?

Дети. Это Уля и утята.

Педагог. С какого звука начинаются эти слова?

Дети. Со звука .

Педагог. На нижней картинке найдите и обведите пальчиком все бук- вы У.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь переверните страничку. Найдите на картинке предме- ты, названия которых начинаются со звука .

Дети. Утка, удочка, улей, уши.

Педагог. Покажите букву У в словах под картинкой.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь посмотрите на следующую страницу. Какие буквы перепутаны?

Дети. У, А, а.

Педагог. Кого вы видите на картинке?

Дети. Малыша.

Прочитайте, что написано под картинкой.

Дети. Уа!Уа!Уа!

Педагог. Кого вы видите на второй картинке?

Дети. Это девочка. Она заблудилась в лесу.

Педагог. Прочитайте, что написано под картинкой.

Дети. Ау! Ау! Ау!

Педагог. Вы очень хорошо читали сегодня. Молодцы!

Педагог убирает букварь.

3. Физкультурная пауза «Утки».

Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей поиграть на ковре и вспомнить упражнение

«Утки».

Ути-ути-утки, Вперевалочку идут по

Уточки-малютки На волнах качались, Брызгались, плескались.

Вперевалку идут по кругу друг за другом.

Приседают.

Встают, машут руками, как крылышками.

4. Работа с буквами.

Каждому раздаются наборы с буквами. Собираем слово АУ.

5. Упражнение «Волшебный мешочек».

Педагог. Давайте поможем утятам разобрать картинки, которые лежат вот в этом волшебном мешочке.

Педагог. Молодцы!

Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии. Педагог. С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети. С буквой Уу.

Педагог. Какая это буква?

Дети. Гласная.

Педагог. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Уу? Дети. Две палочки.

Педагог. Какие слова на звук вы запомнили?.

Педагог. Что мы делали на занятии?

Дети. Читали, писали, играли.

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Романова Д.Ю.,
учитель-логопед

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула —
Уклейку-рыбку вынула.
(Г. Сатир)

Как улитке перед сном
Скучно в домике своем!
Сказку выдумать пытается,
Грустной сказка получается.
(Г. Виеру)

Улитка-улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Проползешь четыре дня.
(Я. Аким)

У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать».
(Ф. Бобылев)

Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!
(Б. Заходер)

Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан.
Рыжий клок торчит над носом —
Вся прическа на весу,
Перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
(А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У.
Малыши кричат УА.
Мы в лесу кричим АУ.
С буквы А — арбуз и аист
(Мы запомнить постарались).
С буквы У у нас, ребята.
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
(Л. Демьянов)

Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится!
(В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
(В. Берестов)

Ученик учил уроки —
У него в чернилах щеки.
(С. Маршак)

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух.
Жутко!
(Е. Благинина)

Тема Звук У

Задачи:

Учить выделять звук У из ряда гласных, выделять начальный ударный звук на фоне слова, слышать слова со звуком У.
Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление.
Упражнять в умении изменять высоту и силу голоса, в употреблении антонимов тихо-громко, большой- маленький; заканчивать по смыслу предложение.
Формировать умение образовывать множественное число имен существительных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, изображение девочки Ули, самолёта большого и маленьких, предметные картинки: утюг, удочка, улитка, утка, утята, уши; «дорожки» самолёта.

План — конспект. Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Вероника, Катя, Софья, Лиза, Камилла, Максим.

II. Артикуляционные упражнения.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Уля, Ульяна». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Какой первый звук в этом имени? (У). Какое упражнение напоминают наши губки, когда мы произносим У? («Трубочка»). Выполнение перед зеркалом упражнений: «Трубочка», «Улыбка», «Домик открывается», «Любопытный язычок».

III. Артикуляция звука У.

— Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, в каком положении губы? Зубы?
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами. Голосок спит или поёт? (поёт, значит звук звонкий). Что можно сделать со звуком У? (протянуть, пропеть). Дети произносят звук «У» хором и по одному.

IV. Выделение звука У по артикуляции «Угадай, какой звук»

Логопед беззвучно произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-у-а-и-о-у… Определив звук, дети произносят его вслух, а при У — ещё и хлопают в ладоши (ловят звук).

V. Физкультминутка «Громко-тихо»

На доске две картинки с изображением большого и маленького самолёта. – Самолёты одинаковые или разные? Как назвать ласково маленький самолёт? (самолётик). Самолёт летит, в нём мотор гудит: У-У-У. Как гудит большой самолёт? (громко). Маленький? (тихо). Попеременно «летим» и гудим как маленькие и большие самолёты. Показать голосом, как самолёт взлетает (усиление голоса при звуке У), как самолёт идёт на посадку? (ослабление силы голоса).

VI. Выделение звука У из слова.

Логопед произносит слова с начальными ударными гласными звуками, дети определяют первый звук в слове, называют; услышав У в начале слова, разводят руки в стороны – крылья самолёта.

Лексический материал: утка, осень, удочка, астра, уши, иглы, аист, улица, облако, ужин, окна, август, утро, Ира.

VII. Дидактическая игра «Один—много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, удочка – удочки, улыбка—улыбки, улица—улицы, жук – жуки,

VIII. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с опорой на предметные картинки).

Раздать каждому ребёнку по предметной картинке: утюг, удочка, улитка, утка, утёнок, уши. Логопед начинает предложение, заканчивает тот ребёнок, чья картинка подходит по смыслу. Ребёнок поднимает свою картинку и повторяет предложение полностью.
— Мама гладит вещи …(утюгом).
— Для рыбалки нужна …(удочка).
— На себе носит домик …(улитка).
— У мальчика заболело …(ухо).
— На пруду плавает … (утка)
— Мама – утка зовёт своих …(утят)

IX. Упражнение на мелкую моторику «Следы самолёта».

Взять карандаши и по точкам провести дорожки от самолёта и петь песенку: У-У-У.
Какой звук изучали на занятии? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.

Также по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук у. Буквы у, ю»

  • Закрепить с детьми правила правописания у, ю после твёрдых и мягких согласных.
  • Познакомить с йотированной функцией буквы ю.
  • Закрепить навыки звуко-слогового анализа.
  • Учить подбирать к схеме звукового анализа слова.
  • Называть слова с заданным звуком и буквой.
  • Использовать приёмы развивающего обучения.
  • Учить детей работать в коллективе и индивидуально.

Педагог: Ребята, сегодня мы будем заниматься вместе с Зелибобой, который в своей школе изучает звук и знакомиться с буквами «у» и «ю». Поможем ему разобраться в секретах русского языка?

Педагог: Посмотрите на планшет. Вспомним правила правописания гласных после твёрдых и мягких согласных.

Дети : После твёрдых согласных мы слышим звук , и пишем букву «у» после мягких согласных мы слышим звук , а пишем букву «ю».

Педагог : Посмотрите, что изображено на этой картинке?

Педагог : Что такое салют?

Педагог : Выполните звуковой анализ слова “салют”.

Педагог: Нас будет интересовать третий звук? Назовите его.

Педагог : Дайте ему характеристику.

Дети: Мягкий согласный звук.

Педагог : После него вы какой звук слышите?

Педагог : А букву какую мы будем писать?

Дети: Букву «ю». Потому что после мягких согласных мы слышим звук , а пишем букву «ю».

Педагог : Замените фишку, обозначающую звук буквой «ю».

Дети выполняют, прочитывают схему.

Педагог : А теперь сравните свои схемы с таблицей. Посмотрите на вторую картинку. Что это?

Педагог : Что такое юрта?

Педагог : Выполните звуковой анализ слова “юрта”. Какой первый звук слышим в слове “юрта”? А второй?

Педагог : А если мы в начале слова слышим два звука , , то какой буквой мы их заменим.

Дети заменяют фишку буквой «ю». Проговаривают по схеме.

Смотрите на слово “салют”, уберите фишки, обозначающие звуки , букву «ю». Аналогично со словом “юрта”.

Физминутка (с мячом)

Педагог : Дети, назовите мне слова, в которых буква «ю» пишется в начале слова.

Педагог : Ребята, посмотрите на эту схему (твёрдый согласный, гласный, твёрдый согласный, гласный). Подберите к ней подходящие слова.

Дети подбирают: луна, нога, роза, ваза.

Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

В течение занятия Зелибоба хвалит детей, учится у них, а в конце дарит им подарки – картинки со звуком и буквой «ю» для раскрашивания.

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши…

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы – вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного.

Конспект занятия по экологическому воспитанию: «Праздник волшебной воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию: «Праздник волшебной воды» Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать.

В блогах

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа)

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга – бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего возраста

Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный.

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи»

Консультация для родителей на тему: «Детские страхи» «Мой ребенок боится» . Эту фразу довольно часто приходится слышать психологу от обеспокоенных родителей. Поводы для волнения могут быть весьма разнообразными – ребенок видит страшные сны, отказывается оставаться один в комнате, боится темноты.

Консультация для родителей «Рассказать о войне…»

Консультация для родителей «Рассказать о войне…» РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ . Нужно ли рассказывать детям о войне? Этот вопрос возникает не только у родителей. КОГДА? Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить.

Занятия с буквой У логопедов, учителей-дефектологов

для дошкольников

1. Рассмотрите картинку. Какой звук произносит маль­чик? Как вы догадались? Что (кто) еще может издавать такой звук?

2. При произнесении звука У губы рисуют маленький кру­жок. Закрасьте маленький кружок красным цветом. Подготавливаем детей к цветовому обозначению гласных звуков.

3. Обведите карандашом большую и маленькую букву У по точкам. Пропишите строчки букв У. Подчеркните букву У в ряду гласных букв (развитие внимания и зрительного восприятия).

4. Посмотрите на изображения самолетов. Как вы думаете, какой самолет летит ближе к вам? А какой — дальше от вас? Почему вы так решили?

5. Догадайтесь, гул какого самолета звучит громко, вот так. (Логопед произносит звук У громким голосом. Дети: «Большого самолета».) А гул какого самолета зву­чит тихо? (Логопед произносит звук У тихим голосом. Дети: «Маленького самолета».) Как вы догадались?

6. А теперь сами пропойте песенку большого самолета; ма­ленького самолета. (Логопед следит за тем, чтобы при показе на соответствующий рисунок и произнесении звука У дети изменяли силу голоса.)

Логопед предлагает кому-то из детей загадать, а осталь­ным детям отгадать, гул какого самолета звучит. (Ребе­нок произносит звук У, меняя силу голоса, дети пока­зывают на соответствующий самолет.)

7. А теперь возьмите карандаш. Проводите карандашом по дорожкам и пойте песенки самолетов. (Логопед следит за тем, чтобы дети произносили звук У на одном выдо­хе и с разной силой голоса.)

Сказка про букву У

Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья — большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,— решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,— думал довольный паучок,— ведь это так красиво — красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

(Г. Юдин)

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]»

Автор-составитель:

учитель-логопед

Волкова Татьяна Андреевна

Цель:

  • Знакомство со звуком и буквой У
  • Четкое произнесение звука У
  • Выделение начального ударного гласного
  • Развитие фонематического восприятия
  • Знакомство с буквой У

Ход занятия:

Дыхательная гимнастика

Ребята, встаньте в круг, сейчас мы будем заниматься дыхательной гимнастикой.

Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.(3 раза)

А теперь давайте глубоко вдохнем и медленно выдохнем. Молодцы!

Подведение к теме

— Ребята, я сейчас вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Но я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)

На ниточке крючок,

Для рыбки — червячок. (Удочка)

На доску вывешиваются картинки.

— Какой звук слышится в начале слова улитка, удочка?

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой У.

Уточнение артикуляции

-Посмотрите в зеркало. Сделайте губы трубочкой и протяните: «Ууууууу».

-Какой у нас звук получился? (Звук «У»)

-Этот звук гласный или согласный? (гласный)

-Как вы определили что он гласный? -Правильно, потому что мы можем его пропеть.

Каким цветом будем обозначать этот звук? (красным)

  • Посмотрите на картинки, скажите, что на них изображено? Какая из них лишняя и почему? (утка, улитка, автобус, утюг)
  • Развитие фонематического восприятия

-Ребята, сейчас я буду называть вам слова, и если вы услышите в слове звук У, хлопайте в ладоши.

Улица, умывальник, ложка, уксус, малина, утро, соль, лошадь, удача.

Определение места звука в слове

-Я сейчас буду показывать картинки со звуком «У», а вы должны будете определить место звука в словах. (начало.середина, конец)

улитка, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

На доску вешается буква У.

-Дети, а вы знаете чем отличаются звук и буква?

-Ребята, а вы знаете из каких частей состоит буква «У»?

— А на что она похожа? Нарисуйте пальчиками в воздухе букву У.

  • написание буквы в прописях
  • Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
  • Итоги: -Какой звук и букву мы сегодня проходили? (он какой? Гласный?)

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У»

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «у».

2. Учить выделять звук «у» из ряда гласных.

3

Развивать слуховое внимание

4. Познакомить с буквой «У».

5. Развивать мелкую моторику.

6. Формировать умение образовывать множественное число       существительных.

Материалы:

Кукла, сюжетная картинка «Едет поезд», символ (карточка) звука «У», красный круг, карточка с буквой «У»

(из азбуки), палочки, рабочая  тетрадь, цветные ручки.

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовет с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

– Сядете тот, кто назовет какое сейчас время года.

– Сядет тот, кто скажет название овоща.

1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

2. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»:

Хозяйка однажды с базара пришла,   Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла   Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.                       Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..           Хлопок.

Хозяйка тем временем                   Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала                                      Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Накрытые крышкою,                     Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,                      Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!                 Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!    Показывают, как едят суп.

II. Основная часть.

3. – Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Уля. На какой звук начинается ее имя? Кто скажет?

Уля приготовила для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

– Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

– Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ».

4. Артикуляция звука.

– Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

– Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

– Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

5. Работа в тетрадях Коноваленко.

– Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

(Работа в тетради Коноваленко).

– Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

– Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

6. – Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука «У».

6. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

7. Игра «Один-много».

– Я буду называть предмет, а вы много. ( Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

8. Знакомство с буквой «У».

– Послушайте стихотворение:

«У» – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

– Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

– Найдите букву «У» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и заштрихуйте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

– Потому что звук «У» гласный и обозначаем мы его красным цветом.

9. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Нарисуйте в воздухе букву «У», сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда).

10. Выкладывание буквы «У» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

11. Напечатайте букву «У» в своих тетрадях.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Предыдущий материал из рубрики —


Конспекты логопедических занятий:

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:


Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?

Рубрики: Конспекты логопедических занятий
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте.

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у .

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци.

конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема недели: «Осень». Тема НОД: «Знакомство со звуком и буквой «И» Инт.

Уроки «Звук и буква У» для учащихся 1 класса

Целый лист прописи большой и маленькой, печатной и прописной буквы У. Внизу страницы задание для развития зрительного восприятия, внимания — это поиск буквы У среди буквенного ряда. На второй странице похожее задание, но с усложнением — поиск слов ау, уа.

Дополнительные задания с буквой У

Эти задания можно использовать как с первоклассниками, так и с дошкольниками. Раскраски со словами, в которых есть звук У. И очень интересная и любимая детьми раскраска с буквой У, где нужно найти спрятанные буквы.

Автор пособия (1 и 2 страница): Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

Раскраска с буквой У и пропись печатной буквы. Определение места звука У в слове.

Живые звуки и буквы в картинках

Задания с буквой А Задания с буквой Ы Задания с буквой М
Учим букву «Б» Учим букву «В» Учим букву Ь, Ъ
Задания с буквой О Задания с буквой И, Й
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: