Консультация для педагогов структура написания конспекта нод в доу по фгос

Конспект и правила его составления

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

— цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

— передача основных мыслей текста «своими словами»;

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:

1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время

Недостаток: не активизирует резко внимание и память

Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.

Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Как составлять конспект:

Основные ошибки при составлении конспекта:

Принципы ведения конспектов

Есть несколько правил грамотного составления конспектов.

Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов

Не записывайте за преподавателем каждое слово

Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях

Чтобы оставаться вовлечённым:

Дослушайте предложение, сказанное лектором, до конца, осмыслите информацию и выделите в ней только самое важное
Запишите слова и понятия, которые больше всего отражают тему: имена, даты, связки, примеры.
Старайтесь пересказать суть своими словами, без подробностей.
Не записывайте то, что и так уже знаете, обращайте внимание в первую очередь на новую информацию. Например, если вы знаете, что первый полёт на Луну был в 1969 году, нет смысла записывать это.
Если вы конспектируете книгу — не поддавайтесь искушению переписывать всю её целиком
Сначала прочитайте главу, раздел или подтему полностью: так вы увидите общую картину и выделите только то, что действительно важно.. Сокращайте

Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

  • Подумайте, как сократить ключевые термины и слова, которые часто повторяются. Например, «зн» вместо «значит», «ф-я» — «функция». Пишите аббревиатуры: ЦА — «целевая аудитория», РОП — «руководитель отдела продаж».
  • Используйте символы: стрелку → вместо «следовательно», ↑ — вместо «увеличение», + в значении «положительно».
  • Цифры пишите знаками.

Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.

Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:

  • Ставьте даты, записывайте имена лекторов и нумеруйте страницы.
  • Выделяйте главные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, делайте списки.
  • Пишите с одной стороны листа, а новую идею — с новой строки, разбивая на абзацы. Оставляйте отступы между строками, потом впишете там свои примечания.

Визуализируйте, используйте графику.

Включайте в конспект таблицы, схемы, графики, формулы, рамки и рисунки

Такие подсказки выделяются среди текста и легче запоминаются.
Символы — стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, пометки: ! — «важно», N.B
— «обратить внимание!».. Добавьте цвета

Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст

Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.

Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску

Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов

Перечитывайте конспект

Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:

  • Сразу после лекции, пока она не выветрилась из головы, исправьте ошибки, заполните пробелы, закончите недописанные фразы.
  • В течение суток после лекции: так вы закрепите всё, что слышали и изучили. Могут выясниться новые детали, которые вы пропустили или не поняли при первом чтении.
  • Перед следующей лекцией. Потратив 10–15 минут, вы освежите в памяти важные тезисы и определения, это поможет лучше усвоить новый материал.

Методы ведения конспектов

Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых, но доказавших свою эффективность

Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять

Корнелла

Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века

Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков

Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:

  • Сверху запишите название и дату.
  • Проведите вертикальную линию: левую колонку сделайте узкой, там будут основные тезисы и вопросы. Правую часть сделайте в два раза шире — туда запишете подробные объяснения понятий из левой колонки. Оставляйте небольшое пространство между предложениями, чтобы дописать что-то, если понадобится.
  • Нижний блок (5–6 строчек) отделите горизонтальной линией, там в течение 24 часов после лекции запишите своими словами краткие выводы или самую важную мысль из колонок выше.

Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.

Ментальные карты

Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).

В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.

У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.

Метод предложений

Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).

Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.

Метод течения

Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.

Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.

Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.

Метод отступов

Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:

Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.

Метод боксов

Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».

Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.

Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий

В общем, много чего.

В каком формате можно вести конспекты

 В электронном — текстовые и визуальные заметки в электронном документе, приложениях или личном кабинете образовательной платформы

Быстрые текстовые заметки могут быть удобны в тех случаях, когда важно на ходу фиксировать свои мысли и основные тезисы эксперта. А визуальные — в виде схем и с использованием разных визуальных элементов, когда нужно структурировать уже изученное

У студентов Нетологии, например, есть возможность делать простые текстовые заметки прямо во время просмотра вебинаров и видеоуроков. Для кого-то это может быть вспомогательный инструмент, который позволит вернуться к важным моментам занятия и тезисам эксперта, а после оформить конспект в отдельном документе. А кому-то может быть удобно двигаться по структуре модулей и курса, возвращаясь к пометкам и развёрнутым комментариям прямо под видео.


Личный кабинет студента Нетологии, занятие курса «Как учиться онлайн». Под видео можно оставить заметку, видимую только автору. Заметка сохраняется с таймкодом


Личный кабинет студента Нетологии, занятие курса «Как учиться онлайн». Под некоторыми видео можно оставить заметку, видимую всем. Здесь заметка тоже сохраняется с таймкодом

Как правильно оформить конспект занятия.учебно-методический материал на тему

Как правильно оформить конспект НОД в соответствии с ФГОС ДОУ.Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись: Конспект непосредственной образовательной деятельности по (Область) на тему: «……………..» для детей старшего дошкольного возраста. Ниже названия конспекта справа указывается фамилия, инициалы автора и его должность, № группы. Внизу титульного листа, посередине пишется город, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с цели НОД. Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д. А задачи формировать глаголам в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п. Цели и задачи занятия заменяют программное содержание. Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:1. Обучающие задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).3. Воспитательные задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии). Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какая велась предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы ит.д. Материалы и оборудование: Перечисляется какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.). Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры. Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества. Далее описывается структура и методические приемы, используемые на занятии. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Например: I. Вводная часть — 3 минуты. а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина; б) наблюдение из окна за осенним небом; в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).II. Основная часть — 15 минут. а) беседа о погодных явлениях осенью; б) рассматривание календарей погоды; в) физическая минутка; г) составление рассказов об осенней погоде; д) называние детьми осенних примет и поговорок об осени; е) дидактическая игра «С какого дерева лист»… и т.д.III. Заключительная часть — 2 минуты. а) обобщение воспитателя; б) анализ НОД (о том какие знания показали дети). И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте. Например: Ход НОД: Итак далее по всем пунктам структуры НОД. Тип НОД: (занятия по сообщению новых знаний; занятия по закреплению знаний, умений, навыков; занятия по обобщению и систематизации; итоговые; учетно-проверочные; комбинированные (смешанные, объединенные); комплексные; интегрированные) Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта НОД следующая: Если есть титульный лист, то вторая страница начинается с Цели, если без титульного листа, то выглядит следующим образом:

Тема: «Снежинки за окном» ( Times New Roman 16) (Средняя группа № 1 , Иванов И.И.) ( Times New Roman 14)Образовательная область: Художественно-эстетическое развитиеЦель:Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Предварительная работа: Методы и приемы: Материалы и оборудование: Структура НОД: I. Вводная часть:II. Основная часть: III. Заключительная часть:Ход НОД:

Пример конспекта

Правильно составленные конспекты нередко передаются из рук в руки, так как понятны даже тем, кто впервые слышит о теме записей. Приблизительно так может выглядеть краткая запись, сделанная с использованием общепринятых сокращений, знаков и выделений:

ТЕМПЕРАТУРОЗАВИСИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИПИДНОЙ И ВОДНОЙ ФАЗЕ

Глубокое охлаждение может стать причиной серьезных нарушений в биосистемах в результате:

  • структурных перестроек макромолекул и белок-липидных комплексов;
  • фазовых превращений в биомембранах и водных растворах;
  • термомеханических напряжений и действия других факторов.

Фазовые превращения липидов – переход их ансамблей из жидко- в твердокристаллическое состояние и наоборот. Для криобиологии важны структурные изменения воды и их учет в жидкой фазе, с которой контактирует биообъект.

!Общее для фаз. переходов в липидах и водных р-рах – оба относятся к фаз. превращениям 1-го рода.

Фаза – гомогенная термодинамическая сис-ма, в кот. отсутствуют поверхности раздела, отделяющие друг от друга макроскопические части, отличающиеся по своим свойствам и составу.

Фаз. переход 1-го рода – превращение, при котором потенциал Гиббса сис-мы – const, а внутренняя энергия и плотность (или энтальпия и энтропия) претерпевают скачкообразные изменения => фаз. переход 1-го рода – кооперативное упорядочение сис-мы или ее части, связанное с выделением или поглощением тепла.

В общем, было бы желание, а освоить правила написания конспекта несложно. Составление кратких записей отлично развивает ассоциативную память, а умение хорошо структурировать информацию пригодится в жизни не меньше полного курса по сопромату.

Автор статьи:

Материал обновлен: 24.10.2019 г.

Для чего нужны конспекты

Конспект — письменное изложение фактов, определений или идей, которые излагаются преподавателем в виде устной или письменной формы

При составлении конспектов важно обеспечивать логическую связь всех блоков прослушанной или прочитанной информации. Чем раньше вы научитесь правильно конспектировать лекции, тем больше полезных привычек у вас сформируется и тем выше будет ваш общий успех

Внимательное слушание, безусловно, полезно для получения знаний, однако еще более важно правильно составлять конспекты лекций, на которые вы можете ссылаться при написании эссе и сдаче экзамена. В зависимости от целевого назначения и области применения, конспекты бывают:. План-конспект

В таком конспекте главная мысль коротко отражена в пунктах и подпунктах. Составление такого конспекта подразумевает последовательное формулирование идеи, а также извлечение самых важных фактов из большого количества информации. План-конспект подойдет студентам и школьникам на лекциях и уроках, когда преподаватель озвучивает план заранее. В будущем такой конспект поможет легче и быстрее запомнить информацию для успешной сдачи экзамена

План-конспект. В таком конспекте главная мысль коротко отражена в пунктах и подпунктах. Составление такого конспекта подразумевает последовательное формулирование идеи, а также извлечение самых важных фактов из большого количества информации. План-конспект подойдет студентам и школьникам на лекциях и уроках, когда преподаватель озвучивает план заранее. В будущем такой конспект поможет легче и быстрее запомнить информацию для успешной сдачи экзамена.

Схематический план выглядит как обозначение главных вопросов, на которые затем предоставляются ответы в 2-3 предложения. В ходе составления схематического конспекта, лист делят на два столбца: в первом указывается вопрос, а во втором дается ответ. Такой вид конспекта достаточно прост и удобен.

Текстуальный конспект включает в себя несколько цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по ранее обозначенному плану. Текстуальный конспект эффективен тогда, когда необходимо провести анализ высказываний автора, но сохранить точную формулировку. Этот вид конспектирования чаще применяется на уроках по гуманитарным наукам: философии, истории, обществознанию, литературе.

Тематический конспект. В данном виде конспектирования отмечаются только раскрывающие суть темы тезисы. Он обычно представляет собой исчерпывающие ответы на какие-либо вопросы. Тематический конспект полезен для глубокого изучения какого-либо материала, требует большого количества времени на исследование определенной тематики и содержит много полезной и новой информации.

Графический конспект. В таком методе используются графики, таблицы, различные схемы для наглядного представления информации. Самые важные моменты могут быть дополнены пояснениями или выводами. Графический конспект часто применяется в области технических наук.

Конспект лекций. Представляет собой основные тезисы и ответы на вопросы, передаваемые преподавателем

При составлении такого конспекта необходимо уметь выделять основные моменты, осуществлять анализ самой важной информации и отсекать лишнее. При конспектировании лекций рекомендуется излагать информацию последовательно и оперативно

Свободный конспект. При таком методе автору необходимо обозначать самые важные моменты, используя графический, тематический и другие методы конспектирования. Для получения логически связанного полезного материала, автору необходимо обладать опытом и высоким уровнем профессионализма.

Основная причина правильно составлять конспекты — иметь возможность использовать их позже, например, на экзаменах или при сдаче экзаменов

Поэтому для вас важно не только понять, как правильно отмечать основные моменты, но и как отметить их с четкой организацией, в которой будет отражена взаимосвязь между различными блоками и мыслями

Правила быстрого и понятного конспектирования

·пользуйтесь цветовым выделением – яркими маркерами стоит выделять наиболее важные места в тексте, причем это могут быть как отдельные слова, так и фразы или даже целые абзацы. Главное не переборщите, иначе найти главные сведения будет трудно;

·прописывайте только основные моменты, которые будут нужны для понимания и раскрытия темы;

·разделяйте текст на смысловые части, чтобы в нем было проще ориентироваться в дальнейшем;

·старайтесь писать максимально разборчиво – неаккуратные записи потом сложно разобрать, соответственно, теряется сам смысл конспектирования;

·не фиксируйте те сведения, которые не считаете нужными, например, многие лекторы приводят примеры из собственной практики, которые целесообразнее просто послушать, отдыхая от конспектирования;

·как можно чаще пользуйтесь сокращениями – они экономят ваши силы и место в тетради без ущерба содержанию;

·не отвлекайтесь на разговоры, телефон или другие внешние факторы, ведь ваша цель – вникать и записывать то, что произносит преподаватель.

Конспект НОД «Я живу в Тольятти» (в подготовительной к школе группе)

«Я живу в Тольятти»

Цель:

формировать представления детей о родном городе Тольятти, знанию о культурном наследии своей малой родины. Воспитывать гордость на свой город.

Интеграция образовательных областей:

О.О “Познание”. Формировать знания детей о родном городе, о его достопримечательности, памятных местах;

О.О “Социализация”. Закрепить навыки поведения на улицах родного города; Воспитывать гордость и любовь к родному городу, способствовать нравственному воспитанию детей. Продолжить воспитывать дружеские отношения, толерантное отношение к людям другой национальности.

О.О “Чтение художественной литературы. Изучение и прочтение стихов и произведений о городе Тольятти.

О.О “Коммуникация”. Формировать умение излагать последовательно свои мысли, составляя рассказ из личного опыта, обогащать речь определениями.

Словарная работа

: доброжелательный, красивый, достопримечательность, памятник.

Предварительная работа.

Чтения художественной литературы о родном городе Тольятти,

заучивание стихов, просматривание фото о городе,

закрепление название улиц и достопримечательности города Тольятти.

Материал:

Рисунки города, фотографии города, схемы города, билеты – цветы, микрофон, эмблемы.

Ход взаимодействия

1.

Перед детьми появились стрелки – указатели.

Вопрос:

Дети, куда ведут нас стрелки?

Дети:

Давайте пойдем по стрелкам.

Воспитатель объясняет, что стрелки привели к плану группы, где указанно место, куда дальше должны следовать дети.

Вопрос:

В каком месте группы мы должны найти подсказку.

Дети:

Это уголок краеведения, где все рассказывается о нашем городе Тольятти и Самарской области.

Воспитатель предлагает пройти в этот уголок и находит открытку с изображением города Тольятти и на обратной стороне напечатанном стихотворении.

Есть на Волге город молодой, да ранний, отовсюду виден там Автозавод, И живут в нем парни, и живут девчата, Для которых Волга кружит и поет.

Вопрос:

Как вы думаете, о каком тут городе говориться? как вы догадались?

— Чем славиться наш город? (Есть ВАЗ, который выпускает автомобили Ладу)

— Мы живем в городе Тольятти, а раньше это был … (Ставрополь – на – Волге). Вы знаете, что его основал … (Татищев Василий Никитич).

— Если мы живем в городе Тольятти, то как можно нас назвать? (Тольяттинцы, горожане, жители города).

— Мы с вами говорили о городе, читали, рисовали рисунки о городе. Я думаю, что вы хорошо знаете родной город. Хотите это доказать? Тогда я предлагаю, оставаясь в группе, отправиться на экскурсию по родному городу. Тот, кто действительно знает свой город, будет награжден эмблемой настоящего тольяттинца. Согласны? Тогда давайте выберем вид транспорта, на котором мы отправимся путешествовать.

Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность. Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия! Итак, конспект:

1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают:

  • материал и оборудование;
  • предварительную работу;
  • планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много. И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит. Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание». В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д. Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие)

Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание

Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: