Психическое развитие детей

Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Правила поведения и советы родителям гиперактивных детей

В домашних условиях надо помнить главное: дети часто зеркально отражают модель поведения взрослых. Поэтому, если у малыша имеется синдром гиперактивности, в доме должны преобладать спокойная и дружественная атмосфера. Не следует громко кричать и выяснять на повышенных тонах между собой отношения.

Ребенку надо уделять достаточно внимания. Гулять с ним много на свежем воздухе, особенно полезны лес, сбор грибов, рыбалка, семейные туристические походы. Не следует посещать шумные мероприятия, которые будут перевозбуждать болезненную психику. Необходимо правильно формировать фон жизни. Дома должна звучать успокаивающая музыка, не должен кричать телевизор. Не следует устраивать шумные праздники, особенно сопровождающиеся распитием алкоголя. 

Важно: в случае перевозбужденного состояния не следует кричать на страдающих детей, бить их. Как же успокоить ребенка? Следует найти слова утешения, обнять его, пожалеть, выслушать молча, увести в другое место

Каждый родитель должен найти индивидуальный подход. Лучше отца и матери никто не справится с этой задачей.

Развитие общения и эмоционального статуса. Развитие условнорефлекторной деятельности

боли в животеРазвитие общения, эмоций и условных рефлексов проходит в несколько периодов:

  • Первые дни жизни малыша интересует лишь его кормление. Поэтому в первые дни ребёнок только спит и ест, и это продолжается длительное время.
  • Начиная с 2-3 недели, после кормления ребёнок делает остановку и изучает лицо своей матери — вроде как совершает знакомство с той, кто его кормит, одевает и ухаживает за ним.
  • На 1-2 месяц жизни ребёнок уже знакомится не только после еды, и не только с матерью, но и с окружающими людьми. Акцентирует свой взгляд на незнакомых людях.
  • На 6-7 неделе ребёнок приветствует свою маму первой улыбкой. Постепенно его оживление будет более очевидным, так как участие в приветствии примут ручки и ножки.
  • Начиная с 9-12 недель ребёнок становится более раскрепощенным, двигательная активность сопровождается смехом, повизгиванием.
  • Распознавание близких и незнакомых людей устанавливается в возрасте 4 месяцев. Среди всех ребёнок выделяет свою маму, и поэтому в некоторых ситуациях может негативно отреагировать на то, что кто-то чужой взял его на руки. Реакция на незнакомого человека у некоторых детей бывает позитивная, то есть ребёнок улыбается, смеётся, но чаще даже такая реакция переходит в негативную. Как правило, этот элемент является самозащитой от опасности. Спустя некоторое время такое отношение пропадает, тем более, если взрослого человека он будет видеть чаще.
  • В возрасте 6-7 месяцев возникает интерес к предметам, в особенности к игрушкам, которые окружают его. В это же время увеличивается интерес ко взрослым, а именно к их речи. Ребёнок пытается повторять за ними какие-либо звуки, и первая речь ребёнка — это лепет.
  • Сенсорная речь является ключевым моментом в контакте ребёнка с внешним миром. Малыш понимает то, о чём говорят взрослые, и показывает это с помощью движения головой или протягиванием ручек в сторону предмета, о котором шла речь.
  • В возрасте 9 месяцев увеличивается запас эмоции. Они могут быть абсолютно разными, и на разных людей ребёнок реагирует разнообразно. В его поведении появляются элементы стеснительности — он понимает, что можно, а что нельзя. В дальнейшем на смену сенсорной приходит моторная речь.

Нарушения нервно-психического развития

К моменту рождения у ребенка полностью сформированы все органы и системы, кроме нервной. Следствием этого является полная неспособность новорожденного к передвижению и ограниченный диапазон двигательных навыков. Постепенно нервная система развивается – малыш начинает осваивать новые движения, приобретает способность к самостоятельному передвижению. Этому способствует взаимодействие с окружающим миром и в первую очередь с родителями.

Как и физическое развитие, развитие нервно-психическое подчиняется определенной норме. В определенные сроки (предельно жестких рамок нет, имеет место некий допустимый разброс) малыш должен уметь делать то или это. Если это не происходит, то, возможно, имеют место какое-то нарушение психического развития в детском возрасте. К наиболее распространенным относятся:

•    синдром двигательных нарушений. В этот диагноз включают обычно любые отставания в моторном развитии ребенка, связанные с задержкой освоения основных двигательных навыков. Например, ребенок не удерживает голову в 2 месяца или не переворачивается в 4 месяца и т.д. Причиной являются негрубые органические поражения мозга, чаще вследствие недостатка кислорода во внутриутробном периоде или в процессе родов

•    умственная отсталость. Умственное недоразвитие может быть трех степеней: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотия (тяжелое слабоумие). Критериями степени тяжести УО является способность ребенка к обучению и социальной адаптации. В раннем возрасте умственная отсталость проявляется снижением познавательного интереса – ребенок мало интересуется окружающим, игрушками. Наблюдается запоздалое освоение навыков самообслуживания. В более старшем возрасте ребенок не может освоить чтение, счет, могут быть дефекты речи разной выраженности

•    задержка речевого развития. Наблюдается у детей с нормальным интеллектом в виде задержки сроков освоения речью или наличием дефектов речи. У ребенка с ЗРР нарушения можно заметить уже в самом раннем возрасте: неактивное гуление, малое разнообразие звуков, неохотное повторение за взрослыми, преимущественное использование жестов и мимики вместо речи – все это косвенно может свидетельствовать о задержке развития речи

•    задержка психического развития

Подразумевается замедление темпов развития основных психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Отклонения в развитии памяти – самый частый признак задержки психического развития

Кроме того, у таких детей снижена потребность в общении со сверстниками, часто их отличает эмоциональная неустойчивость, например, резкий переход от плача к смеху и наоборот

•    расстройство аутистического спектра. Искаженное психическое развитие, при котором страдает способность к коммуникации, часто речь, воображение и эмоционально-волевая сфера. У детей с аутизмом резко снижена потребность социального взаимодействия. В раннем возрасте проявляется в невозможности установления контакта с ребенком – зрительного, эмоционального. Ребенок мало улыбается или не улыбается совсем. Никак не выделяет знакомых взрослых, не демонстрирует привязанности.

Внимание родителей к особенностям роста их малыша и срокам освоения им определенных навыков помогает выявить проблемы развития детей раннего возраста. А это позволяет принять своевременные меры по преодолению ситуации

Однако никогда не стоит спешить с выводами. Окончательное и компетентное заключение могут дать только медицинские работники. 

Как протекает синдром гиперактивности

Родители в большинстве случаев не заостряют внимание на болезненном поведении малыша, считая, что он «перерастет» со временем. Обращаются за помощью, когда болезнь уже в развитой стадии и проявления ее невозможно не заметить

В коллективах детских садов патология только начинает заявлять «свои права». А вот когда ребенок  попадает в школу, синдром гиперактивности проявляется во всей своей силе. Учебная деятельность требует определенной организации занятий, как раз того, к чему маленький школьник не готов.

Неадекватное поведение на уроке, сверхподвижность и невозможность к концентрации внимания делает процесс учебы невозможным

Дети с гиперактивностью постоянно требуют контроля учителем, так как сосредоточить внимание ученика на теме невозможно, он постоянно отвлекается и занимается своими делами, сказывается болезненный дефицит внимания. Квалификации и терпения педагога не всегда хватает, чтобы совладать с деструктивным вариантом поведения

Формируется ответная реакция – агрессивность ребенка.

Обратите внимание: система образования не адаптирована к занятиям детей, страдающих СДВГ. Развитие гиперактивных детей всегда отстает от сверстников

Учителя не могут подстраиваться под развивающуюся болезнь ученика, и это приводит к развитию конфликтной ситуации.

Гиперактивный ребенок в школе зачастую подвергается насмешкам и издевательствам одноклассников, испытывает проблемы общения. С ним не хотят играть и дружить. Это вызывает повышенную обидчивость, встречные вспышки агрессии, рукоприкладства. Склонность таких детей к лидерству из-за неспособности быть таковым порождает понижение самооценки. Со временем может сформироваться замкнутость. Все ярче развиваются выраженные психопатические жалобы. Родителям ничего не остается, как наконец-то отвести маленького ученика к специалисту.

Советы родителям гиперактивного ребенка от психологов центра

Важно прислушаться, какие советы родителям гиперактивного ребенка  дают психологи. Прежде всего, при обнаружении первых признаков, стоит начать работу над устранением проблемы

Такой подход позволит избежать многих трудностей, которые возникают из-за нарушения поведения у ребенка. Поэтому при диагнозе СДВГ стоит обратиться к психологу. 

обеспечьте ребенку стабильную и спокойную обстановку. Это позволит избавиться от сильных эмоций;
большое значение имеет распорядок дня

Спать нужно ложиться после прочтения сказки или пения песенки;
важно организовать занятия в спортивных секциях, что способствует сбросу лишней двигательной активности;
ребенок не должен длительное время заниматься рутинной работой или долго сидеть на одном месте.

Чтобы устранить проблемы с гиперактивностью, важно давать ребенку избавляться от лишней энергии. Важно заинтересовать его учебным процессом и стремиться развивать творческие способности

При наличии устойчивых признаков гиперактивности, необходимо проконсультироваться с психологом и неврологом. Специалисты проведут диагностику психического и физического развития малыша. Нельзя ругать и наказывать ребенка за плохое поведение. Также важно обеспечить сбалансированное питание. Необходимо ограничить просмотры телевизора и гаджетов, но добавить больше времени для прогулок на свежем воздухе и для активного времяпрепровождения.

Коррекция гиперактивности у детей дошкольного возраста

Но далеко не всегда есть необходимость в использовании препаратов. Правильно организованные занятия с гиперактивным ребенком позволяет ликвидировать все проблемы.

Интересно, что коррекционную работу с гиперактивными детьми должны осуществлять, в первую очередь, родители ребенка. Они должны создать спокойную, благоприятную обстановку, поскольку постоянные ссоры и скандалы усугубляют ситуацию.

Многие родители не понимают, как помочь гиперактивному ребенку. Им нужно пытаться выработать у малыша навыки самоорганизации, научить его нормам поведения и сформировать уважение к посторонним.

Специалисты обычно дают рекомендации и советы родителям гиперактивных детей. Например, чтобы устранить проблемы с самоорганизацией, можно развесить по дому специальные листовки-памятки. На них стоит написать два или более дел, которые ребенок выполняет в течение дня. Информацию разрешается изобразить в виде рисунка.

В самом начале коррекционную работу с гиперактивными детьми необходимо проводить индивидуально. Нужно научить ребенка слушать и понимать то, что говорит психолог.

Только после этого можно вовлечь его в коллективную деятельность, но делать это тоже рекомендуется постепенно. Малыша сначала учат играть в игры, полезные для гиперактивных детей.

Ребенку прививается навык взаимодействия с маленькой группой сверстников. Затем предлагают поучаствовать в групповых занятиях с большим числом участников.

Детям с СДВГ рекомендован щадящий режим обучения (сокращенные занятия, группа с небольшой численностью, дозированные задания), а также продолжительные прогулки, нормальное питание и физическая активность.

Психолог и психотерапевт проводят аутогенные тренировки, поведенческую психотерапию. Лучше всего, если коррекция гиперактивности осуществляется в интересной эмоционально-игровой форме, так как это способствует понижению нагрузки на неокрепшую психику и стимулирует самоконтроль.

Помимо этого при выполнении коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо проводить занятия по дисграфии и дислексии, дабы устранить нарушения в письменной речи.

Желательно чтобы ребенок занимался видом спорта, который благотворно влияет на нервную систему, например плаванием или гимнастикой.

Нарушения физического развития

Основными показателями, по которыми оценивают уровень физического развития новорожденного, является вес, рост, окружность головы и грудной клетки, а также то, насколько они пропорциональны относительно друг друга.

Исходя из этого, существуют следующие нарушения:

•    гипотрофия. При этом состоянии наблюдается дефицит массы тела. Может быть разной степени выраженности. Если подкожно-жировой слой уменьшается только на туловище, то это гипотрофия I степени, на конечностях – II, на лице – III степени. Зачастую это состояние сопутствует каким-то вялотекущим хроническим заболеваниям

•    гипостатура. Таким словом называется отставание ребенка не только по массе, но и по росту от средних возрастных показателей. Как правило, причиной этого состояния являются серьезные гормональные нарушения. Однако, в ряде случаев, это может рассматриваться и как вариант нормы, например, если родители ребенка сами небольшого роста и веса

•    паратрофия. Состояние, при котором увеличивается масса тела, при сохранении нормального роста. Также может быть разной степени выраженности: I степень – масса на 10% больше средней нормы, II – на 20% и III степень – на 30%. К паратрофии приводит чаще всего повышенная калорийность и несбалансированный состав пищи. Сопутствует этому состоянию задержка двигательного развития, неустойчивый эмоциональный фон, снижение общего мышечного тонуса

•    карликовость (нанизм). Это нарушение ФР, при котором показатели роста сильно ниже средних среди ближайших родственников. В основе всегда нарушение генетической регуляции роста. Может быть двух типов: с пропорциональным и непропорциональным телосложением

•    гигантизм. Чрезмерный рост. Состояние, связанное с избытком «гормона роста».

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
Ребенок часто теряет свои вещи.
Легко отвлекается на внешние раздражители.
Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7

Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени

8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы

У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.

16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию

Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

Виды гиперактивности

У гиперактивных детей повышенный уровень травматизма. Их подвижность этот риск увеличивает. Они часто падают, хватают все, что попадается под руки, не беспокоясь о своей безопасности.

Именно поэтому активные дети требуют к себе пристального внимания.

Став старше, такие малыши не могут дослушать до конца сказку, сконцентрироваться, спокойно покушать, ерзая на стуле. Взрослым тяжело справляться с гиперактивностью своего ребенка, поэтому они видят в его особенности большую проблему.

Синдром дефицита внимания без гиперактивности

Дефицит внимания у детей может проявляться при выполнении какого-то задания. Ребенок долго не может сосредоточиться не потому, что он вертится, хочет куда-то побежать. Нет. Ребенок ведет себя спокойно, уравновешенно.

Просто он рассеян, размышляет о чем-то думает. Обратившись к малышу в такой момент, мы не увидим его реакции. Может показаться, что он даже и не слышит нас вовсе.

Даже занявшись чем-то, малыш может неожиданно отвлечься и забыть, что делал. Родители воспринимают такого малыша особенным, отвлеченным от «мира сего».

Гиперактивность без дефицита внимания

Гиперактивный ребенок не всегда невнимателен

Некоторые дети способны сосредотачивать внимание на выполнении задания. Однако в гипер активном состоянии малыш готов «снести все» и «весь дом поставить с ног на голову»

Гиперактивному малышу без дефицита внимания надо лезть повсюду — куда надо и куда не надо. Но на занятиях он внимательно слушает педагога и старается делать все по правилам.

Гиперактивность с синдромом дефицита внимания

Если ребенок гиперактивен и у него все симптомы СДВ, то можно говорить уже о значительных проблемах, касающихся исполнительных функций.

Такая форма гиперактивности становится результатом плохой успеваемости в школе и нередкими психиатрическими нарушениями.

В раннем возрасте это состояние плохо различается с повышенной активностью.

СДВГ и его причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.

Факторы, играющие роль в развитии заболевания:

Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.

Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза

Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.

Факторы окружающей среды

Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.

Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.

Подробнее о причинах

Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их

Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений

Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов

Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности

При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.

Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.

Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: