Плохая успеваемость в школе. Проблемы и их решение
Школьная пора – один из важнейших этапов в жизни любого человека. В школе проходит много сложных процессов с социальной точки зрения – развивается умение общаться, появляются новые интересы, человек становится неотъемлемой частью общественной структуры.
Однако, главная задача школы – дать ребенку базовый курс знаний, особенно в первом классе, когда ребенок учится писать, читать, считать. Но не у всех всё проходит гладко, зачастую родители сталкиваются с проблемой неуспеваемости ребенка по прошествии определенного времени, будь то месяц, два, полгода. Жалобы преподавателей на поведение Вашего чада звучат всё чаще, ребенок ходит в школу без удовольствия. Нужно срочно искать проблему и принимать меры.
Разберем возможные трудности в дальнейшем рассказе.
Главная трудность детей в этом возрасте – их желание познавать новое и самосовершенствоваться. Если младенец, в ходе взросления, предпринимает первые шаги, начинает произносить слова, развиваются навыки осязания и т.д. то это всё навыки, заложенные природой, биологические навыки. Школьные же порядки, устои и навыки в ребенке генетически не заложены, их нужно развивать.
Однако, нельзя в двух словах объяснить ребенку что такое хорошо и что такое плохо в школе, пока у него не сформируется понимание, пока не возникнет желание делать так как говорят. Это уже проблемы воспитания, влияние окружающей среды и т.д. Психика ребенка-первоклассника очень сложный механизм, в детстве мы всё воспринимаем гораздо ярче и в то же время более беззаботно, т.е. воспитанием ребенка нужно заниматься с ранних лет, чтобы к школе сформировать в нем определенные принципы и правила. От краткого лирического отступления перейдем непосредственно к проблемам плохой успеваемости в школе. Их делят на несколько групп, выделим основные – биологические, социальные и эмоциональные. Начнем с наиболее простого типа – биологические. Зачастую проблемы ребенка в школе связаны с тем, что он не готов к школе в плане интеллектуального взросления, минимального уровня подготовки и определенных факторов поведения в учебном заведении. Корень данной проблемы может лежать в недостатке родительского воспитания, родительского участия в развитии ребенка, но так же и в определенных заболеваниях.
Основная проблема многих первоклассников, так называемая гиперактивность, т.е. состояние ребенка, когда он не может долго сидеть на одном месте (высидеть урок 45 минут), ему нужно движение. Вследствие этого ребенок невнимателен на занятиях, мешает заниматься другим детям, мешает преподавателю вести урок, что в свою очередь тоже негативно сказывается на успеваемости. Все эти проблемы решаются более внимательным контролем за своим ребенком, занятия с ним дома уроками, развитием усидчивости.
Второй и третий тип проблем объединим в один. Ребенку будет очень трудно в школе, если он не умеет общаться в коллективе, заводить знакомства, жить бок о бок с сотоварищами. При возникновении сложностей ребенка в общении, нахождении общего языка с одноклассниками, другими ребятами в школе, у него может пропасть всякое желание идти в школу. Это сказывается на психологическом становлении ребенка, он будет скрытен, застенчив, необщителен, эти проблемы нужно пресекать сразу по мере их возникновения.
Повторюсь, психика ребенка чрезвычайно сложный механизм, становление которого происходит в 6-11 лет. Однако не только проблемы в общении со сверстниками могут сказаться на стремлении ребенка к учебе и его успеваемости, общение с преподавателями так же имеет огромный вес в успешной учебе ребенка. Если ваше дитя будет зарабатывать среди учителей отрицательную репутацию, это так же скажется на его понимании действительности. Ребенок будет думать, что учителя «плохие» и интерес к определенным предметам пропадет. А без интереса, какие могут быть вопросы по успеваемости?
Если вы видите, что ребенок приходит из школы с плохим настроением, не хочет идти с утра, то лучше обратитесь за помощью к профессионалам, детские травмы заживают дольше всего и лучше пресечь это в самом начале, чтобы их уровень не перешел за критическую отметку.
Прицел на будущее
Многих и сейчас бросает в дрожь при детских воспоминаниях. Зачёркнутая «классная» на «домашняя работа», и мама с ремнём. Как мы клялись не быть такими, когда вырастем! А в итоге?
А на самом деле давайте выдохнем и подумаем: «Ну, плохой почерк у ребёнка, и что?» Вырастет, вообще только за компьютером и будет печатать. Может, не стоит делать трагедии из-за каждой оценки? Нет, говорить крохе: «Расслабься, Эйнштейн тоже был двоечником», — конечно, не стоит. Он должен понимать, каждая оценка — это результат труда, а трудиться необходимо. Но старайтесь относиться ко всему спокойнее, так будет проще всем. Кроме того, в учебе важнее процесс, а не результат. Если вы видите, что ребёнок старается, корпит за учебниками, то это достойно похвалы. Это важнее, чем оценка. Если он в контрольной сделал 8 ошибок, а через неделю — 4, и всё равно получил «трояк», вы обязаны заметить пусть маленькое, но улучшение.
Причина первая: низкая самооценка ребенка
В семье с ранних лет должно быть принято особым образом реагировать на познавательную деятельность малыша – всегда одобрять и поощрять действия ребенка, направленные на его самовыражение и развитие. Особенно это важно в ранние годы жизни и в младшем дошкольном возрасте. Если родители упустят такой замечательный шанс — поднять самооценку ребенка еще до школы, то уже в школе учителям это будет сделать практически невозможно, и результатом может стать в том числе и плохая успеваемость в школе
Если родители упустят такой замечательный шанс — поднять самооценку ребенка еще до школы, то уже в школе учителям это будет сделать практически невозможно, и результатом может стать в том числе и плохая успеваемость в школе.
А хорошая самооценка – это очень важно! По сути, это фундамент для строительства личности. «Красивая и Успешная» посвящала этому важному вопросу отдельную статью
Для ребенка очень важно, чтобы родители понимали и одобряли его. Например, мальчик рисует очень странные картины, на первый взгляд, они слишком мрачные, лишенные всякой гармонии
Сюжет такой картины может быть вызван личными переживаниями, связанными с неприятием сверстников, неумением проявить свои лидерские качества и низкой самооценкой. Мама или папа будут встревожены тем, что увидят на картине череп, черные тучи, гору из костей и т.п
Например, мальчик рисует очень странные картины, на первый взгляд, они слишком мрачные, лишенные всякой гармонии. Сюжет такой картины может быть вызван личными переживаниями, связанными с неприятием сверстников, неумением проявить свои лидерские качества и низкой самооценкой. Мама или папа будут встревожены тем, что увидят на картине череп, черные тучи, гору из костей и т.п.
Что можно посоветовать при этом? Лучшим советом будет одобрение картины несмотря ни на что.
Можно заметить, что сюжет оригинален, что удачно подобраны цвета и череп изображен с удивительной точностью.
Одобрение – это не просто поддерживающий жест, это мощный стимул для того, чтобы поднять самооценку ребенка.
С другой стороны, никогда не позволяйте себе ругать ребенка таким образом, чтобы он сделал вывод, что он бездарный, неспособный, ущербный, что плохая или посредственная успеваемость в школе – его крест.
Исключите из вашей речи отрицательную частицу «не», объясняйтесь вежливо, не унижая достоинства маленького человека. При посторонних говорите следующее: «Она просто иначе поняла задание», «Он по-своему посмотрел на ситуацию» и т.д., даже в мелочах.
Конфликты с учителем
Такие причины неуспеваемости научно называют организационно-методическими или педагогическими, поскольку они напрямую связаны с качеством образовательных стандартов, методов обучения, личностью педагога и его мастерством.
Ошибки педагога, из-за которых школьники отстают от программы:
-
перегружает учеников;
-
не применяет индивидуальный подход;
-
не пытается закрыть пробелы в знаниях учеников;
-
не помогает детям преодолеть трудности в обучении;
-
мало занимается воспитательной работой.
Настроиться на учёбу ученикам также могут мешать стойкая неприязнь и недостаток уважения к учителю. Когда возникают подобные проблемы, наивно думать, что проблема решится сама или её решит сам ребёнок. В этом случае нужно наше активное участие.
Чем помочь ребёнку
Обсуждаем проблему вместе
Важно вести разговор нейтрально, не выступая обвинителем ни ребёнка, ни школы. Спокойно выясняем, в чём проблема, по мнению ребёнка
Не стоит вставать на сторону учителя, даже если он прав. Когда на человека нападают толпой, это уже травля. У ребёнка не остаётся опоры, и он чувствует безнадёгу — что никто ему не поможет. Именно поэтому даём понять ребёнку, что в любой ситуации вы на его стороне и бросаться обвинениями и угрозами не станете.
Общаемся с другими родителями — выясняем, есть ли проблема с учителем у кого-то ещё. Практика показывает, что если учитель обладает негативными личностными качествами, то к нему много претензий. Тогда проблему можно решать сообща. Например, если учитель кричит на детей, оскорбляет их, то это будет мешать всему классу, а не только вашему ребёнку.
Разговариваем с учителем. Здесь важно соблюдать нейтралитет и не идти в школу с настроением всё разгромить, отстаивая интересы ребёнка. Впрочем, если вести себя как провинившийся школьник, тоже ничего хорошего из беседы не получится. Помним, что у нас с учителем общая цель: дать ребёнку знания и воспитать лучшие качества. Поэтому говорим на равных, как партнёры.
Общаемся с классным руководителем, если проблема с учеником начальной или средней школы. Если ребёнок получает двойки только по химии, а по остальным предметам у него хорошие оценки, то проблема явно в личности педагога.
Если после разговора с учителем и классным руководителем ребёнок по-прежнему ходит в школу как на казнь, приносит оттуда двойки и жалуется на учителя, идём дальше — к медиатору. Так в современных школах называют специалиста, задача которого примирить конфликтующие стороны. Это может быть директор или школьный психолог. Задача медиатора — найти способы помириться.
Если медиатор не помог и школа настаивает, что в конфликте виноват школьник, то есть смысл сменить учебное заведение — например, перевести ребёнка на домашнее обучение. Вот такой пример приводит наша подписчица, мама второклассника Инга:
Почему взрослым людям важны оценки
В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни.
Некоторые студенты реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши. Тех, кто получает тройки почему-то считают глупыми людьми. Таким студентам «не светит» светлое будущее. Успешные личности (которые плохо учились или вообще не окончили колледж), как Марк Цукерберг, Томас Эдисон, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн не переубеждают общество в обратном.
Удивительно, но у каждого взрослого человека есть успешный одногруппник или одноклассник, который учился на одни тройки. Но даже такие реальные примеры забываются, когда ребенок приносит домой дневник с плохой отметкой.
Перед тем, как объяснить родителям что оценки не главное, нужно понять, что взрослые люди оценивают окружающих по уровню дохода. Большинство детей не могут зарабатывать, поэтому одним из критериев сравнения остаются отметки. Пятерки в дневнике означают, что ребенок относится к «касте лучших».
Возникает замкнутый круг.
Школьники и студенты не понимают, почему должны тратить большую часть своей жизни на получение хороших оценок. Но как только у них появляются собственные дети, требования к пятеркам в дневнике возвращаются из ниоткуда. В результате двойки и тройки не одну сотню лет ассоциируются с невежеством.
Ребенок плохо учится, что делать родителям?
К великому сожалению, в условия современного образования, любая плохая оценка воспринимается глобальной неудачей
Чтобы ребенок совершал успехи в учебе, важно, чтобы родители прежде всего поняли и смогли донести до ребенка, что полученные двойки и тройки – это оценка понимания всего одной темы. Разобравшись с трудностями можно получить более приятную, высокую отметку
Ни в коем случае нельзя употреблять в отношении ребенка такие оценочные слова, как «неумеха», «лентяй» и прочее. Все это лишь усугубит ситуацию. Следует создать максимально комфортную, располагающую к обучению ситуацию.
Зачастую, неуспевающие в учебе дети начинают отвлекаться на уроках и даже полностью прогуливать занятия.
Помочь контролировать процесс обучения в школе может приложение родительского контроля UniSafe Kids. С его помощью родитель может в удаленном режиме контролировать вовлеченность своего чада в учебный процесс.
Возможности приложения UniSafe Kids
Использование UniSafe Kids откроет перед родителями такие возможности, как:
-
контроль местонахождения ребенка в режиме «онлайн»;
-
блокировка устройства;
-
ограничение времени использования приложений или гаджета в целом;
-
получение статистики использования приложений;
-
запрос снимка экрана устройства;
-
возможность отправки уведомлений на смартфон с возможностью их воспроизведения.
Кроме того, через личный кабинет, зарегистрированный на официальном сайте приложения, каждый родитель сможет не просто наблюдать, а еще и контролировать содержимое телефона, в частности, прочтение SMS-сообщений и просмотр журнала звонков.
Преимущества использования приложения родительского контроля UniSafe Kids
Использование приложения родительского контроля дает возможность не только контролировать успехи в учебе, но еще и повышает социальную безопасность ребенка.
Родители, использующие приложение родительского контроля, гарантированно получают такие преимущества, как:
-
мониторинг местонахождения ребенка, своевременное уведомление о прогулах;
-
ограничение возможности игр в смартфон в урочное время;
-
помощь в организации режима дня, планировании свободного времени перед сном.
Важно отметить, что приложение устроено таким образом, что его практически невозможно заметить на смартфоне, что позволяет сохранить доверительные отношения с ребенком и никак не отражается на расходе заряда аккумулятора телефона
Советы родителям: как помочь ребенку, который плохо учится в школе?
Хотите помочь своему ребенку достигнуть успехов в учебе? Делимся советами, которые помогут каждому родителю, чей ребенок плохо учится в школе:
Создайте максимально комфортные условия для постижения нового
Организуйте для ребенка собственное рабочее место, по возможности, устранив все отвлекающие факторы.
Уделите особое внимание развитию способностей ребенка, в частности, математические и творческие.
Постоянно работайте над расширением кругозора ребенка, это будет способствовать формированию желания постоянно узнавать что-то новое.
Заинтересуйте ребенка, ведь лучше всего усваиваются именно те знания, которые по-настоящему интересны.
Совершенствуйте самостоятельность ребенка, отказавшись от сравнения с другими детьми.
Моделируйте и создавайте ситуации такого рода, чтобы ребенок чувствовал свой успех.. Если ребенок не успевает в школе – это вовсе не повод портить с ним отношения
Помогите ему справиться с непростым периодом и заручитесь его доверием на долгие годы!
Если ребенок не успевает в школе – это вовсе не повод портить с ним отношения. Помогите ему справиться с непростым периодом и заручитесь его доверием на долгие годы!
Читайте еще больше статей в нашем блоге.
Что известно о мышлении роста
Одной из первых влияние мотивации на успехи начала изучать профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк. В 2006 году она выпустила книгу под названием Mindset: The New Psychology of Success. Она базировалась на исследовании, которое Дуэк начала в начале 1970-х.
У этого подхода появились как сторонники, так и противники. В частности, в 2018 году опубликовали большое исследование, которое показало лишь слабую связь между установкой на рост и успеваемостью. Кроме того, оно не подтвердило эффективность программ, разработанных для повышения веры в свой рост.
Тем не менее многие работы доказывают эффективность этого подхода. Не исключение и данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), полученные в рамках проведения международного исследования PISA. Так, в 2018 году подтвердили связь установки на рост и более высоких академических достижений.
Учащиеся с сильным мышлением роста набрали тогда значительно больше баллов по всем предметам — в среднем на 32 балла по чтению, 27 баллов по естественным наукам и 23 балла по математике — по сравнению с учащимися, которые считали, что их интеллектуальные способности были статичны. А для детей из неблагополучных семей разница была ещё более внушительной. Таким образом, можно заключить, что установка на рост всё же имеет положительный эффект.
Кстати, согласно данным из исследования PISA, большинство подростков в ОЭСР верят в то, что интеллектуальные способности можно улучшить. Обратного мнения придерживаются только 37%.
Напомним, в апреле стало известно, что PISA‑2022 не будут проводить в России. Глава Рособрнадзора заявил тогда, что, вероятно, это связано с высокими успехами страны.
Внешкольные занятия детей
Посещение ребенком разных внешкольных занятий и секций улучшает его самодисциплину и самостоятельность, что положительно отражается и на учебе. Психологи утверждают, что ребенок, взаимодействуя в командных играх или занятиях с другими детьми, повышает свою академическую успеваемость. Посещая внешкольные кружки и секции, дети становятся более стрессоустойчивыми, коммуникабельными, уверенными в себе и получают полезные социальные навыки. Направление дополнительных занятий обычно выбирают относительно увлечений и талантов самого ребенка. Если определить их сложно, то родители могут отвести его к детскому психологу для прохождения профориентационного теста.
Рекомендации родителям при хронической неуспеваемости у ребенка
Причины неуспеваемости в школе не всегда в том, что ребенок «ленивый» или «безответственный»
Чтобы повысить оценки, важно определить эти причины и устранить
- Создайте условия для обучения.
- Приучите школьника соблюдать режим дня.
- Помогите поставить цели и задачи.
- Демонстрируйте личный пример.
- Мотивируйте ребенка.
- Поддерживайте подростка эмоционально.
- Не сравнивайте с окружающими.
- Следите за психологическим состоянием подростка.
- Отмечайте успехи и достижения.
- Если нужно — помогайте, но не выполняйте всю работу за школьника.
Чтобы не пускать проблему с домашками и контрольными на самотек, заручитесь поддержкой профессионала. Личный наставник поможет подростку поверить себя и без стресса пройти путь до окончания школы.
Чем может завершиться многолетняя гонка за пятерками
Миссия «хорошо учиться» настолько сильно давит на российских школьников, что около 17% еще до выпуска пробуют антидепрессанты, ноотропы, нейростимуляторы. Причем родители часто «поощряют» подобное увлечение фармацевтикой и сами приобретают БАДы, добавки «способствующие концентрации».
В результате к моменту выпуска из института студенты получают вполне реальные диагнозы:
- неврозы;
- бессонницу;
- депрессию;
- необратимые изменения осанки.
У самых «целеустремленных» появляется стойкое пристрастие к алкоголю, зависимость легких наркотиков, снотворных средств, антидепрессантов. А ведь забота о здоровье должна быть приоритетом любого человека!
Родителям, которые из года в года убеждают своих детей в том, что оценки — это главное в жизни, стоит сесть и задуматься, что будет чувствовать ребенок, не получивший желаемые пятерки. Позади несколько лет без прогулок с друзьями, занятий любимым хобби. Но все затраченные усилия не окупились…и в лучшем случае ученик впадет депрессию.
Но статистика пугает еще больше:
- паническую тревогу по поводу своего будущего ощущают примерно 67% выпускников, окончивших школу со «средним» баллом;
- каждый пятый выпускник, получивший красный диплом, хотя бы раз задумывался о самоубийстве;
- 5% школьников в период выпускных экзаменов совершали попытки суицида.
Ну а новости о смертях школьников, получивших негативные результаты ЕГЭ, уже никого не удивляют. Поэтому перед тем, как давить на своего ребенка, стоит задуматься: стоят ли пятерки жизни?
Как помочь ребенку улучшить успеваемость
Практические рекомендации, которые помогут поправить ситуацию с оценками:
- прежде, чем садиться за уроки, прикиньте, какие здания самые трудные — начинайте с них, а легкие оставьте на конец;
- заранее решите, во сколько начнете заниматься и не отступайте от намеченного графика;
- если урок задан не на следующий день, не откладывайте его выполнение. Когда информация свежая, лучше результат;
- проследите, чтобы за уроками ничто не отвлекало ребенка от выполнения домашнего задания;
- делайте перерывы — не реже, чем раз в 1,5 часа;
- готовьте портфель с вечера — это дисциплинирует и экономит время утром;
- не опаздывайте в школу, выходите с запасом;
- дозируйте нагрузку — если видите, что сын или дочь устает, попросите педагога не привлекать его к внешкольным мероприятиям;
- приучите ребенка — если что-то не ясно, лучше сразу спросить у учителя. В этом нет ничего плохого;
- после выполнения каждого задания вставайте и делайте с ребенком пятиминутную зарядку. Она улучшит кровообращение, насытит мозг кислородом, повысит активность;
- если задание слишком трудное, разбейте его на несколько частей и выполняйте поэтапно.
Поддержка родителей и их роль
Активная роль родителей имеет огромное значение в повышении успеваемости и общего успеха ребенка в школе.Помимо обеспечения поддержки, родители могут стимулировать интерес к учебе, поощрять детей, учить их планировать время для учебы и отдыха.
Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка, проявлять интерес к его успехам, а также активно взаимодействовать с учителями для понимания потребностей и прогресса ребенка в учебе. Родительская поддержка и мотивация способствуют уверенности и мотивации ученика, что значительно повышает его успеваемость в школе
Родительская поддержка и мотивация способствуют уверенности и мотивации ученика, что значительно повышает его успеваемость в школе.
Как повысить успеваемость ребенка
Если вы уже разобрались с причинами неуспеваемости, то необходимо приступать к активным действиям.
Поговорите с ребенком
Для начала стоит поговорить с ребенком и убедиться, что он осознает проблему. Если успеваемость не устраивает только родителей, повысить ее точно не получится
Поэтому необходимо объяснить подростку, почему учеба — это важно.
Постарайтесь разговаривать в спокойной, комфортной атмосфере, без лишних эмоций и упреков. Возможно, подросток и сам хочет хорошо учиться, но по каким-то причинам это не получается. Обвинения точно не помогут повысить успеваемость. В результате разговора школьник должен понять, что это зона его ответственности, и самостоятельно прийти к мысли, что для изменения ситуации придется приложить усилия.
Определите уровень знаний
Чтобы улучшить успеваемость ребенка, необходимо выяснить, в чем конкретно он испытывает сложности. Для этого обычно проводятся диагностические работы по школьным предметам. В MAXIMUM Education есть бесплатная диагностика, где преподаватель проверит тест школьника и укажет на пробелы в знаниях.
Важно разобраться, какие именно школьные темы западают, какие знания, умения и навыки необходимо сформировать. Возможно, выяснится, что нужно лишь повторить некоторые темы, пройденные в прошлых классах
К сожалению, школьному учителю не всегда удается выделить время на это, и со временем проблема только усугубляется.
Поставьте цели и задачи
Повысить оценки помогут четко сформулированные и достижимые цели. Когда вы разберетесь, почему учеба дается ребенку с трудом, разработайте план устранения проблем. Например, в этом поможет метод SMART — мы рассказали о нем в статье.
Не стоит диктовать школьнику список — лучше поработать над целями и задачами вместе. Они должны быть сформулированы так, чтобы подросток точно знал, что конкретно от него требуется.
Пример хорошо сформулированной задачи: повторить тему «Правописание суффиксов прилагательных».
Ребенок понимает, что конкретно от него требуется, задача не сложная и не страшная.
Пример плохо сформулированной задачи: получить «пятерку» в четверти по русскому языку.
Непонятно, что конкретно нужно для этого сделать, задача слишком общая. Если у подростка уже есть проблемы в школе, такая задача может показаться непосильной.
Помогите организовать свое время
Научите ребенка тайм-менеджменту. Возможно, успеваемость снизилась потому, что он просто не в силах правильно организовать выполнение своих учебных задач. Продумайте режим дня и постарайтесь придерживаться его всей семьей — это точно поможет школьнику собраться. Соблюдать режим дня можно с помощью мобильных приложений, это может заинтересовать подростка.
Поддерживайте ребенка
Конечно, плохие оценки — это неприятно, однако стоит ли из-за этого портить отношения в семье? Постарайтесь поддержать подростка , даже если иногда вам кажется, что он «ничего не хочет делать», «ничем не интересуется» и вообще, плохо учится исключительно назло вам. Обязательно хвалите школьника даже за небольшие достижения, отмечайте его успехи. Постепенно это даст свои плоды как для ваших отношений, так и для успеваемости.
А что вообще значит хорошо учиться? Мы все разные, и золотая медаль или пятерки по определенным предметам, к сожалению, часто говорят об амбициях родителей, нежели о склонностях самого ребенка. Нужно понимать: если не дается какой-нибудь предмет, например химия, то это не должно восприниматься как трагедия. При этом ребенок может быть гениален, скажем, в изучении языков. Так пусть по химии у него будет стоять четверка, ведь такая отметка тоже говорит о том, что школьник старается, учится. Хорошо учиться — не означает иметь пятерки по всем предметам.
Психологические причины
К первой группе относится, прежде всего, неспособность справиться с большим объёмом учебного материала. На сегодняшний день данная проблема затрагивает все возрастные категории школьников: наличие информационных источников разных по содержанию, объему, типу приводит к тому, что учащийся не может определить, что является главным, а что второстепенным, и перестает вообще пытаться систематизировать и анализировать получаемые знания. Для решения проблемы родителям необходимо разработать чёткий алгоритм занятий, придерживаясь которого ребенок в дальнейшем самостоятельно успешно продолжит учебную деятельность.
Иногда не сразу удается выявить причину низкой успеваемости, если она скрывается в том, что учащийся обладает лидерскими качествами, стремится занять высокий социальный статус в школьном коллективе. Отсутствие увлечений, достижений в спорте, интеллектуальных конкурсах приводит к тому, что ребенок ищет путь самовыражения через проявление отрицательных сторон своего характера: грубость, лень, неусидчивость и, как результат, низкая успеваемость. Выходом является направление его активности на занятия тем видом деятельности, в котором он может достичь определенных результатов.
Высокий ритм современной жизни оказывает значительное влияние и на семейное времяпрепровождение – изменяется его качество и сокращается его количество до такого уровня, что ребенок получает полноценное родительское общение только тогда, когда занимается выполнением домашнего задания. Следовательно, родители, увидев проблему дефицита внимания, смогут разрешить ее, увеличив время общения со своим ребенком.
Физиологические причины
Ко второй группе причин того, почему ребенок плохо учится, относят физиологические, в частности, хроническая усталость и хронические недосыпания, избежать которых можно с помощью правильного режима дня.
Высокая загруженность внеурочной деятельностью, которая на данный момент, согласно новой концепции современного образования, становится обязательной для младших школьников, занятия в музыкальной школе, в дополнительных кружках и секциях, в которых зачастую к ребенку также предъявляют определенные требования, приводит к рассеянности внимания, снижении умения его концентрации. Следовательно, нужно проанализировать степень загруженности ребенка и определить только то дополнительное образование, которое не оказывает на основное отрицательного влияния.
Необходимо обратить внимание и на рацион школьника. Несбалансированная еда, перекусы сладостями способны приводить к сонливости, что, в свою очередь, снижает умственную деятельность
Тяга к познанию окружающей действительности присуща всем детям с рождения, и если помочь ребенку выработать и поддерживать устойчивый интерес к школьным знаниям, впоследствии он сможет воспользоваться возможностями современного мира.
Истории двух Дим
Дима, закончил школу несколько лет назад:
В средней и младшей школе всё было очень гладко, но в старших классах у учителей и родителей возникли большие сложности с тем, чтобы объяснить, как те или иные знания пригодятся мне в будущем. На любые вопросы мне отвечали «это понадобится в университете» или «так надо». К счастью, моя старшая школа была специализированной, нам давали программирование, алгоритмику уровня 1-2 курса вуза. Эти предметы вёл специалист из реальной компании, и мне было очень легко с ним, я понимал, для чего всё это нужно. Были и бесполезные знания, например, на географии мы изучали экономику Судана. Зачем она мне?
Второкласснику Диме в школе вообще ничего не нравится, и поэтому он ходит в школу, «чтобы не расстраивать маму».
Мама второклассника Димы:
Я перевела сына в другой класс, где задают меньше. Но, к сожалению, Дима потерял желание учиться, потому что класс был значительно слабее, а программа была уже пройдена. Частично мы решили проблему интереса к учебе игровой формой обучения дома. В игровой форме Дима все очень хорошо усваивает.
Как изменить свое отношение к оценкам ребенка
Не призываем впадать в крайность, демонстративно показывать свое равнодушие к успехам и неудачам школьника. Получение образования — важный этап в жизни каждого человека. Нужно просто рассматривать обучение в школе и в институте как процесс познания окружающего мира, социализации, поиска себя.
Не зря в американских и европейских школах введена анонимная система оценивания: преподаватели не озвучивают отметки перед всем классом, не обсуждают успеваемость на родительских собраниях. Самих же родителей в первую очередь интересует настроение ребенка, его хобби и интересы, а не баллы за тест. Возможно, и в Россию вскоре придут такие изменения.
Важно вспомнить, что школы и институты изначально были созданы для получения знаний, а не для выполнения тестов и зазубривания правил. Также можно изучить наработки психологов
Также можно изучить наработки психологов.
Не одно исследование показало, что отличники, «послушные дети», которые делают все, что говорят учителя и родители, чаще становятся жертвами маньяков, вырастают инфантильными личностями. Даже после выпуска из института молодой человек боится принимать решения самостоятельно, живет так, как требует общество.
Выбор партнера, работы, новой машины подсознательно соотносится с ожиданиями окружающих. Хотя на первом месте должны быть собственные желания.
Печально то, что большая часть бывших отличников даже не может четко описать свои цели в жизни.
А вот троечники еще до выпуска из школы понимают, что не оправдают надежд своих родителей. Вместо зазубривания правил и формул, дети ищут то, что интересно именно им.
Каждый может вспомнить одноклассника, который «плавал» по всем предметам, но занимал первые места на спортивных соревнованиях или лучше других мастерил табуреты на трудах.
В то время как отличники пользуются полной поддержкой, троечникам приходится искать свой путь самостоятельно.
Именно нестандартное мышление, необходимость рассчитывать только на свои собственные силы, помогает троечникам стать успешными бизнесменами. Ребенок не боится идти «против толпы», с удовольствием тратит время на собственные интересы.
Уровень страха неудач у троечников значительно меньше, чем у отличников. Одна из причин в том, что дети не ждут поддержки со стороны семьи и друзей, а также не ищут публичного признания. Задача хороших родителей: не ругать за плохие оценки, а помочь найти тот самый «уникальный навык» и помочь развиваться в выбранном направлении.
Как исправить ситуацию
Метод кнута и пряника как способ детского воспитания давно показал свою несостоятельность. Так же, как и финансовая мотивация. Конечно, на определенном этапе это работает — за обещанный смартфон ребенок будет носить пятерки. До какого-то момента это одинаково удобно и детям и родителям. В итоге запросы вашего чада будут расти, а отдача — напротив.
Хотите действительно помочь, прислушайтесь к рекомендациям психологов:
хвалите сына или дочь за любые успехи;
не акцентируйте внимание на неудачах;
создайте благоприятные условия для учебы — упростите процесс, если это необходимо, оборудуйте уютный уголок, купите нужные книги и учебники;
делитесь своими знаниями — так ребенок лучше усвоит трудный материал;
никогда не сравнивайте его с более успешными детьми;
контролируйте, чтобы школьник соблюдал распорядок дня — это дисциплинирует, помогает правильно распределить силы.
Категорически не рекомендуется:
- наказывать, ругать и тем более, бить за двойки;
- кричать, если ребенок что-то не понял;
- негативно отзываться о школе, одноклассниках или педагогах.
Пробуждение интереса
Некоторые родители ошибочно возлагают всю ответственность за обучение ребенка на школьных педагогов. Поддерживать интерес к науке и знаниям должны не только учителя. Нужно чаще посещать с ребенком познавательные и развивающие мероприятия. Помимо зоопарков, галерей и музеев малыша полезно сводить в игровые центры развития или семейные развлекательные парки, где дети могут самостоятельно выбрать для себя увлекательное занятие и получить новые навыки. Не стоит экономить деньги на покупку развивающих игрушек и приспособлений: микроскопа, подзорной трубы, наборов для химиков и физиков, модели человеческого тела и пр. Наглядность и красочность таких предметов помогут пробудить интерес ребенка к знаниям.