Страшен ли диагноз ммд?

Минимальная мозговая дисфункция (ммд)

Причины развития ММД

Точная причина синдрома минимальной мозговой дисфункции не выяснена, однако специалисты считают, что расстройство возникает из-за появления ограниченных очагов повреждения мозговой коры либо пороков формирования центральной нервной системы на фоне разнообразных неблагоприятных влияний. В возрасте 3-6 лет расстройство могут вызвать недостаток педагогического участия и адекватной социализации.

Выделяют несколько видов причинных факторов в зависимости от того, в какой момент жизни ребенка они подействовали:

  • Антенатальные — реализуются со стороны матери или окружающей среды во время беременности и включают вирусные инфекции, обострение хронических заболеваний, продолжительную интоксикацию, погрешности в питании, обменные расстройства (сахарный диабет), гестозы, угрозы выкидыша, недоношенность, а также неблагоприятную экологическую ситуацию, радиацию, злоупотребление лекарствами, алкоголем, курение;
  • Интранатальные — действуют на не созревший младенческий мозг при родах — слабость родовых сил, быстрые роды, медикаментозная стимуляция родов, оперативное родоразрешение, гипоксия на фоне обвития пуповины вокруг шеи плода, применение вакуум-экстракторов либо щипцов, вес плода свыше 4-х килограммов;
  • Постнатальные — травмы головного мозга, нейроинфекции, недостаток воспитания, социализации, педагогического участия.

Лечение

У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:

  • Снотворные средства. Нормализуют сон.
  • Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
  • Антагонисты дофаминовых рецепторов. Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.

Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия

Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу

ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция под контролем врача помогут предотвратить негативные последствия.

Просмотров: 3 023

Характер не исправишь?

Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).

Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.

Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей в Саратове?

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия родителей должны быть направлены на своевременное обращение к специалистам и комплексное лечение ММД. Врач Сарклиник знает, как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей!

Минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей

Сарклиник успешно применяет комплексные рефлексотерапевтические методы лечения минимальной мозговой дисфункции у детей

В результате лечения ммд у детей нормализуются активность серотонинергической, дофаминергической и адренергической систем, вегетативный тонус, улучшаются внимание, зрительно- пространственное восприятие, пространственное мышление, зрительно–моторная координация, слухоречевая и зрительная память, ликвидируются церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, различные виды страхов, навязчивость, двигательные нарушения, нарушения устной речи, эмоционально–волевые нарушения, нарушения поведения, агрессивность и реакции оппозиции, трудности школьного обучения; нарушения чтения и письма, ликвидируются повышенная утомляемость, капризность, плаксивость, колебания настроений, плохой аппетит, головные боли, нарушения сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В большинстве случаев наблюдается регресс психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения)

Нормализовываются нейрогуморальные сдвиги, патологические эндокринные и нейроаллергические реакции, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания.

Общее понятие

ММД — это целый комплекс различных нарушений психоэмоционального характера.

Патология проявляется в виде особого состояния ребенка под влиянием нарушения работы центральной нервной системы, когда возникают отклонения в восприятии окружающего мира, поведении, эмоциональной сфере и расстройстве вегетативных функций головного мозга.

Данный синдром впервые описан в 1966 Г. С. Клеменсом. Согласно статистике, ММД встречается у 5% всех школьников младших классов и у 20-22% дошкольников, то есть синдром широко распространен. В большинстве случаев заболевание временное и поддается лечению.

Причины развития минимальной мозговой дисфункции у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к наиболее распространенным видам нервно-психических нарушений, которые развиваются в детском возрасте. С учетом 10 версии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), это явление относится к гиперкинетическим расстройствам поведения с кодом F90.

В современной педиатрии ММД считается последствием ранних повреждений различных участков головного мозга, которые проявляются возрастной незрелостью определенных высших психических функций и их неправильным формированием. В зависимости от тяжести проявлений, данный синдром принято классифицировать на субнормальный, активный, ригидный (медлительный), астеничный и реактивный тип.

К причинам развития ММД у детей относятся следующие факторы:

  • беременность с различными осложнениями, особенно в первом триместре;
  • слабое здоровье будущих матерей;
  • сильный токсикоз во второй половине беременности;
  • интоксикация алкогольными напитками, никотином и наркотическими средствами во время вынашивания ребенка;
  • работа беременной женщины с вредными условиями труда;
  • проживание в неблагоприятных экологических условиях;
  • преждевременные или запоздалые роды;
  • осложнения во время родов;
  • гипоксия плода;
  • повреждение головного мозга и шейного отдела позвоночника во время прохождения плода по родовым путям;
  • TORCH-инфекции у новорожденного;
  • конфликт резус-фактора матери и ребенка;
  • генетическая предрасположенность;
  • неправильный режим питания у детей.

По каким симптомам можно заподозрить нарушение?

Первые проявления синдрома могут появиться как после родов, так и в дошкольном или школьном возрасте малышей. В большинстве случаев симптомы этого вида мозговой дисфункции проявляются неожиданно. Зачастую клиническая картина на протяжении первого года жизни ребенка характеризуется минимальными неврологическими симптомами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у малышей, которые страдают ММД, наблюдаются следующие отклонения:

  • повышенная возбудимость;
  • гиперактивность;
  • частичная или полная потеря аппетита;
  • нарушение режима сна;
  • медленный рост веса;
  • нарушения в развитии речевого аппарата;
  • признаки дислексии (рекомендуем прочитать: дислексия у младших школьников: коррекция и упражнения);
  • энурез.

ИНТЕРЕСНО: проявления фонематической дислексии и способы ее коррекции у детей

У детей старше 3 лет ММД проявляется в виде неуклюжести, быстрой утомляемости, импульсивности и агрессивности в ответных реакциях. Также может наблюдаться непереносимость яркого света и громких звуков, проблемы с вестибулярным аппаратом. Ребенку может быть тяжело находиться в душных помещениях, он может плохо переносить жаркую погоду.

Дети с ММД зачастую очень плохо учатся в школе, у них проблемы с поведением. Кроме того, у таких малышей могут наблюдаться нарушения речевых навыков и моторики, а также нехарактерные для здорового ребенка невротические состояния.

Дети, которые страдают минимальной мозговой дисфункцией, часто переключаются с одного занятия на другое, не способны надолго увлечься каким-либо видом деятельности.

Для ММД характерны следующие общие симптомы:

  • гиперактивность;
  • неусидчивость;
  • рассеянность – очень часто дети с этой дисфункцией головного мозга теряют вещи;
  • отсутствие концентрации внимания — родители и педагоги могут отмечать, что ребенок словно не слышит, когда к нему обращаются;
  • быстрое переключение внимания на внешние раздражители;
  • неконтролируемое поведение в разговоре — малыш не может дослушать до конца, постоянно перебивает собеседника;
  • дети с данным синдромом зачастую очень шумные и говорливые;
  • нетерпеливость – малыши с большим трудом дожидаются окончания урока или перемены;
  • склонность к авантюрам и рискованным увлечениям – вне зависимости от возраста, такие дети не могут осознавать возможные последствия опасных игр, зачастую становятся инициаторами сомнительных занятий;
  • невозможность вникнуть в суть вопроса при разборе новой темы на уроке, особенно тяжело детям с ММД дается решение математических задач;
  • неспособность долго находиться в тишине и одиночестве;
  • низкая способность к запоминанию даже небольших объемов информации;
  • нарушение артикуляции и дикции, ограниченный словарный запас;
  • дезориентация в пространстве – школьники с этим синдром часто путают лево и право, в ряде случаев могут писать буквы наоборот;
  • нечеткий и непонятный почерк;
  • нарушение мелкой моторики.

Появление одного или нескольких перечисленных признаков совсем не означает, что малыш нуждается в лечении. Диагноз ставится только после тщательного обследования ребенка и выявления хотя бы 8 из указанных симптомов.

Определение заболевания

ММД у ребенка – это такое отклонение от нормального развития, которое характеризуется замедлением роста тканей мозга, расстройством диффузно-церебральной регуляции в структурах ЦНС разных уровней. Патологические процессы провоцируют аномальное восприятие внешнего мира и девиантное поведение, сбои в работе вегетативной нервной системы, расстройство психо-эмоционального фона.

Патология резидуально-органического происхождения (возникшая вследствие родовой травмы) развивается у детей из-за недостаточности функциональной активности отделов головного мозга. Как правило, носит легкий характер, выражается в небольших отклонениях поведения и сложности обучения без явного ухудшения интеллектуальных способностей.

Эффективное лечение минимальной мозговой дисфункции в Саратове

Эффективность комплексного лечения минимальной мозговой дисфункции (ММД), которое может включать в себя рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, лазерорефлексотерапевтические, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95%. Лечение в Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.

Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Врач Сарклиник проводит лечение ммд у детей. Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей в Саратове позволяет улучшить память, логику, речь, письмо, ум ребенка. ММД нужно лечить. 

Сарклиник знает, как лечить инимальную мозговую дисфункцию!

Запись на консультации. 
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото 1: sarclinic. Фото 2: Legaa | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Лечение ммд у детей в России

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей (Россия, Саратов) приводит к следующей положительной динамике: отмечается уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики, улучшаются характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду, школе или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдается регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным), уменьшается выраженность нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными). У большинства детей, проходящих лечение в нашей клинике, достоверно отмечается ликвидация нарушений устной речи, трудностей школьного обучения, нарушений чтения и письма, у большинства пациентов к концу курса лечения улучшается речь и школьная успеваемость, нормализуются показатели чтения, письма и счета у детей с такой патологией, как дислексия, дисграфия и дискалькулия.

Диагностика

Диагноз ММД устанавливается на основе анамнеза, лабораторных и инструментальных способов исследования. Сведения, полученные от пациента, позволяют выявить возможные причины и определить первичные симптомы, а в возрасте от 3 до 6 лет – динамику клинических проявлений и их выраженность. Для верного установления диагноза существуют определенные критерии:

  • первое появление симптомов до 7 лет;
  • сохранение на протяжении полугода (минимум);
  • возникновение симптомов как минимум в двух социальных сферах.

При обследовании новорожденного большое внимание уделяется проверке рефлексов. Детям школьного возраста для установления диагноза рекомендуется осуществить осмотр психолога и пройти психодиагностические методики, такие как тест Векслера, «Лурия – 90 »

Общие лабораторные исследования результатов не дают.

Для оценки состояния головного мозга, центральной нервной системы и мозгового кровообращения проводятся электро-, рео-, эхоэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Последние два метода помогают определить снижение объема коры головного мозга в лобной и теменной области, уменьшение размеров мозжечка. Чтобы исключить переломы, необходим рентген костей черепа.

Нужна дифференциальная диагностика. Этот вид исследования зависит от возраста ребенка и дебюта заболевания. Он осуществляется с такими заболеваниями, как:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • детский церебральный паралич;
  • шизофрения.

Лечение

Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте

При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:

  • Надо ложиться спать и вставать в определенное время. Составить четкое расписание для всего дня, чтобы привычные действия стали для ребенка сигналом и синхронизировали деятельность нервной системы.
  • Обязательно надо приучить ребенка спать днем, потому что такой отдых для ослабленной нервной системы крайне необходим.
  • Обо всех возможных переменах человека с таким синдромом надо предупреждать заранее. Предупреждение касается не только поездки на выходные за город, но внеплановый визит няни, уборка в доме и расстановка игрушек по местам.
  • Надо чаще приглашать домой гостей, но с тем условиям, чтобы они не нарушали привычный для ребенка распорядок дня.
  • Общение со сверстниками должно быть строго ограничено. Для ребенка с таким синдромом полезно дружить со спокойными детьми на несколько лет старше его самого.
  • В присутствии ребенка не надо выяснить отношения между собой. В воспитании ребенка с ММД активное участие должен принимать папа.
  • Обязательна физкультура и плавание, минимум времени у телевизора и компьютера.
  • Ребенку надо развивать мелкую моторику.

В качестве лекарственных средств можно использовать:

  • Растительные успокоительные средства: валериана и пустырник, зверобой, новопассит.
  • Препараты для стимуляции обмена веществ в клетках головного мозга, а также лекарства для улучшения кровообращения.
  • Дополнительные витаминные комплексы.

Диагностика

Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и «Лурия-90″также часто используется система Гордона.

Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов

В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме

Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность

Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте

Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Профилактические меры

Для того, чтобы предупредить это нервно-психическое нарушение, родителям нужно выполнять следующие правила:

  • на этапе вынашивания ребенка будущая мама должна правильно питаться и избегать стрессовых ситуаций;
  • будущей матери нужно отказаться от вредных привычек — курение, алкоголь и т.д.;
  • в семье нужно обеспечить благоприятную обстановку;
  • в присутствии ребенка нельзя ссориться и конфликтовать;
  • для развития способностей малышей, нужно регулярно заниматься с сыном или дочерью;
  • своевременное посещение педиатра для профилактического осмотра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: