Презентация на тему «словарная работа на уроках письма и развития речи в специальных (коррекционных) классах viii вида 2-3 классы»

Развитие лексического словаря у детей с умственной отсталостью, не понимающих обращённую речь

Слайд 55Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной

(коррекционной) школы VIII вида

написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);повторение диктуемых слов и предложений учителем;четкое или распевное проговаривание слов учителем;осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся

Слайд 4. Общность законов развития детей в норме и при аномалии обусловливает

тождественность отдельных принципов, форм, а также некоторых методов и приемов работы, видов упражнений и характера заданий, идентичность наглядных и технических средств обучения. В специальной методике широко используются такие общие методы, как беседа и рассказ учителя, частично-поисковый метод и элементы программированного обучения, одинаковые виды упражнений: предупредительный, объяснительный, творческий и контрольный диктанты, изложения и сочинения. С 60-х гг. в практику специальной школы, так же как и в практику массовой, вошли следующие виды работ: комментированное письмо, диктант «Проверяю себя», самодиктант и др.

Слайд 53Виды словарных работ Списать, вставить одну или две согласных (С или СС

– кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).Перфокарты, перфоконверты.Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить………).От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

Другие похожие работы

  • Реферат — Психология управления. Характер. Его роль в структуре личности. Акцентуации.
  • Реферат — Профилактика девиантного поведения молодежи
  • Курсовая — Критерии готовности ребенка к школе и составление коррекционной программы повышения уровня готовности к школе
  • Контрольная — Понятие,признаки. и проявление воли у человека. Основные направления и пути развития воли.
  • Дипломная — Взаимосвязь риска психоматики и структуры целостной индивидуальности подростка
  • Курсовая — Восприятие и оценка студентами методов активного обучения.
  • Реферат — Параметры семейной системы
  • Курсовая — Влияние гендерного фактора на атрибуцию эмоциональной экспрессии
  • Курсовая — Исследование профессиональной ориентации школьников
  • Курсовая — Влияние компьютерных игр на психику детей дошкольного возраста

Слайд 21В разных разделах программы материал группируется таким образом, чтобы дети научились

разграничивать предметы, явления, понятия, имеющие ярко выраженные признаки отличия (лист березы и лист клена, медведь и еж; произношение звуков и написание букв м и с, правописание шипящих с гласными и разделительного мягкого знака). Параллельно школьникам предлагают сходные темы

При этом внимание учеников обращают прежде всего на установление тех отличительных признаков, которые присущи только данному предмету, явлению, понятию (стакан — кружка; белка — заяц; звуки мягкие и твердые; буквы щ и ж, ц и щ; правописание звонких и глухих согласных, безударных гласных, окончания существительных 1-го и 3-го склонения).

Слайд 47Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII

вида

Методы работы над правописанием трудных словУчитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.Вставка слова в классное наборное полотно.Чтение слова учителем.Объяснение значения слова (учителем или детьми).Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).Запись слова в орфографический словарик.Задание на дом – выучить написание слова.Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

Слайд 19Только к 4-му классу, когда дети накапливают достаточный опыт построения предложений,

им предлагают несколько теоретических обобщений, которые подводят итог практической трехлетней работы: «предложение выражает законченную мысль», «слова в предложении расположены в определенном порядке и связаны по смыслу».В 4-м классе дети продолжают упражняться в конструировании предложений, употребляя для их распространения уже не только имена существительные, но и глаголы, наречия, прилагательные в ранее отработанных или новых смысловых значениях, например для выражения цели, причины действия («поехали отдыхать», «заплакал от обиды», «сбегал за хлебом»). Кроме того, начинают проводиться упражнения на выделение главных и второстепенных членов, что в еще большей степени способствует осознанию школьниками грамматического строя простого предложения.

Слайд 13Концентризм программы также создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Например, тема «Предложение» проходит через все годы обучения начиная с 1-го класса. Первоклассники составляют предложения, ориентируясь на выполненные действия, сюжетную картину, вопросы учителя. Неоднократно упражняясь в составлении предложений, школьники постепенно привыкают к термину «предложение» и начинают соотносить его с законченным отрезком речи. Сначала составляя нераспространенные предложения, первоклассники затем дополняют их именами существительными (с предлогами или без них) для обозначения места действия, его направления или объекта («был в школе», «пришел в класс», «взял книгу»), всякий раз ориентируясь на реально воспринятый объект или действие

Слайд 62Дидактические игры на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной)

школе VIII вида

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

Слайд 32Умственно отсталые дети получают образование только в специальной школе, в связи

с чем программа по русскому языку ориентирована на то, чтобы дать им хотя и элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания и некоторые представления о творчестве русских классиков и современных писателей. Тенденция к законченности курса — также одно из проявлений практической направленности программного материала.Программа коррекционной школы формулирует следующие задачи преподавания русского языка:1.        Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;2.        Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;3.        Повысить уровень общего развития учащихся;4.        Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;5.        Развивать нравственные качества школьников.

Слайд 29Еще более сложны для аномальных детей грамматические обобщения, имеющие исключения, так

как каждое отступление от основного правила отражает признаки, прямо противоположные тем, которые характеризуют основное понятие. Это относится, например, к теме «Спряжение глаголов», поскольку правило включает целую систему коррелятов. В частности, спряжение распознается по неопределенной форме глагола, однако ее отличительные признаки (суффиксы неопределенной формы) действуют только тогда, когда личные окончания глаголов находятся в безударном положении. Но и в этом случае правило применяется непоследовательно и содержит длинный ряд исключений (4 глагола на -ать, 7 — на -еть, глаголы с архаическими окончаниями, разноспрягаемые глаголы и др.). Вот почему программа ограничивает изучение темы «Спряжение глаголов» пределами наиболее употребительных слов.

Слайд 63Ошибки, допускаемые умственно отсталыми учащимися при письме Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов

и слухового восприятия:пропуски букв и слогов (трва – трава, кродил – крокодил, пинес – принес);перестановки букв и слогов (онко – окно, звял – взял, пеперисал – переписал, натуспила – наступила);недописывание букв и слогов (красны – красный, лопат – лопата, набухл – набухли);наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, катоарые – которые, бабабушка – бабушка, клюкиква – клюква);искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, мчуки – щеки, спеки – с пенька);слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила – наступила, виситиастие – висит на стене, у стала – устала);неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);замена одной буквы на другую (зуки – жуки, панка – банка, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);нарушение смягчения согласных (васелки – васильки, смали – смяли, кон – конь).

Слайд 34Основными методами работы на данном этапе являются игра и упражнения. При

этом в формировании навыков игра занимает одно из ведущих мест. Учащиеся соревнуются в составлении слов по слоговым таблицам, строят слово из «живых букв», играют в лото, соотнося картинку, показанную учителем, с написанным на большой карте словом, снимают с елки нарисованные елочные игрушки, прочитав на них слово, и т.п. Упражнения как метод обучения используются при звуковом анализе слов (деление на слоги, называние первого звука, установление места звука), при чтении слогов, слов, при подборе примеров. Учитывая сложность аналитических упражнений и быструю утомляемость первоклассников, методика рекомендует и в эти упражнения вносить элементы игры, для развития правильных представлений учащихся широко использовать наглядность.

Слайд 50Виды словарных работ Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель –

учителя, огороды – огород).Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:по родам;по числам;по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;с непроверяемой и проверяемой гласной;одушевленные или неодушевленные предметы;по тематике – «Город» и «Деревня»;по частям речи;с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.

Развитие словарного запаса в онтогенезе

Развитие словарного запаса в онтогенезе определяется
развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Когда ребенок
узнает о новых предметах, явлениях, свойствах предметов и действиях, его
словарный запас расширяется. Ребенок познает окружающий мир в процессе
невербальной и вербальной деятельности при непосредственном взаимодействии с
реальными предметами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Л.С. Выготский утверждал, что основная функция детского
языка — установление контакта с окружающим миром, коммуникативная функция.
Деятельность ребенка в раннем возрасте осуществляется совместно со взрослым, и
в этом контексте общение носит ситуативный характер.

В конце первого и начале второго года жизни вербальные
стимулы постепенно усиливаются. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса
формируется так называемый рефлекс второго порядка на вербальный стимул. У
ребенка развивается подражание, многократное повторение нового слова, что
способствует закреплению слова как компонента в общем комплексе стимулов. На
этом этапе развития языка ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так
называемые лепетные слова, которые представляют собой фрагмент услышанного
ребенком слова и состоят в основном из ударных слогов (молоко — моко, собака —
бака). большинство исследователей называют этот этап развития языка ребенка
этапом «слово-предложение». в этом слове-предложении нет сочетания
слов по грамматическим правилам языка, звукосочетания не имеют грамматически
оформленного характера. Это слово еще не имеет грамматического значения. На
этом этапе слова представления либо выражают команду (an, lassen) или указание
(dort), либо обозначают объект (kisa, dollya) или действие.

Позже, в возрасте от 1 1/2 до 2 лет, словесные комплексы
ребенка еще больше распадаются на части, которые объединяются в различные
сочетания (катя бай, катя дорогая). На этом этапе ребенок быстро увеличивает
свой словарный запас, который к концу второго года жизни включает около 300
слов различных частей речи.

Первоначально новое слово представляется ребенку как прямая
связь между конкретным словом и соответствующим ему объектом. Первый этап
развития детского слова происходит по принципу условных рефлексов. Воспринимая
новое слово (условный стимул), ребенок ассоциирует его с объектом и позже
воспроизводит его.

В возрасте от 1 1/2 до 2 лет ребенок переходит от пассивного
усвоения слов из окружающей среды к активному расширению своего словарного
запаса, задавая вопросы типа «Что это?», «Как это
называется?».

Заключение диссертации научная статья по теме «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование подтвердило имеющиеся в специальной психологической и методической литературе данные о возможностях глубоко умственно отсталых детей овладеть минимальным словарным запасом, необходимым для общения в условиях окружающей среды.

Работа над словарём имбецилов рассматривалась нами как один из этапов формирования коммуникативной функции речи. Адаптация лиц с глубокой степенью умственной отсталости без овладения ими минимальным запасом слов обиходного значения, необходимым для речевого общения,весьма затруднена.

Характер употребляемых в речи слов разной меры обобщённости, обозначающих абстрактные и отвлечённые понятия,в определённой мере характеризуют интеллект ребёнка,а способность овладеть этими словами подтверждает возможность его развития.

Всестороннее изучение словаря глубоко умственно отсталых детей показало,что они владеют малым объёмом словарного запаса. Данные изучения словаря имбецилов младшего возраста позволяют говорить,что спонтанно словарь у них почти не развивается. В процессе общения в их речи чаще всего появляются слова или их заменители(ав,ам и другие),которыми дети выражают свои сиюминутные желания.Часто они пользуются жестами.В большинстве своём имбецилы старшего возраста не владеют тем минимумом слов,который необходим для элементарного общения в быту. В то же время исследование показало положительную динамику обогащения и развития словаря имбецилов под влиянием обучения.

Использованный в эксперименте в качестве контрольного периода один учебный год показал незначительное в целом продвижение имбецилов в овладении словарём. Словарь у них накалливается медленно»постепенно от одной возрастной группы к другой. Значительное увеличение объёма словаря наблюдается,главным образом,к старшей возрастной группе.

Качественный анализ словарного запаса глубоко умственно отсталых учеников также показал его своеобразие.Исследование разговорной речи школьников дало основание говорить о том, что словарь имбецилов пополняется,в основном, словами из тех групп слов,с которыми они больше всего встречаются в быту или в процессе учебной деятельности.В связи с этим встал вопрос о целенаправленном обучении имбецилов с целью развития их речи, главным образом, за счёт обогащения словаря этих детей словами обиходного значения, необходимыми для общения в условиях окружающей среды.

Разработанная нами система обучения прежде всего основывается на принципах практической и коррекционной значимости работы над развитием речи глубоко умственно отсталых детей

В процессе обучения предусматривалось постепенное из года в год накопление словаря имбецилов словами различных смысловых групп.Комплексный подход в обучении обеспечивался введением новых слов не на одном,а на всех занятиях в учебное и внеучеб-ное время.Прежде всего,был определён круг слов по 5 темам, связанными с ближайшим окружением детей и имеющим больщую практическую значимость и важность для организации их общения, слова распределены по годам обучения.Разработана программа обучения по основным учебным предметам, направленная, главным образом, на подготовку имбецилов к жизни в условиях окружающей среды.Предложены организационные формы,методы и приёмы обучения, специфичные для каждого типа учебных занятий, внеклассных мероприятий

— 104

Большое значение придавалось подбору речевого материала для занятий,с целью развития речи глубоко умственно отсталых детей.Слова вводились в речь,закреплялись,автоматизировались в процессе учебной,трудовой и игровой деятельности.

Как показали данные формирующего эксперимента глубоко умственно отсталые школьники имеют определённые возможности в плане овладения словарём обиходного значения.В результате специальной работы словарь учеников значительно обогатился. Положительная динамика развития словарного запаса отмечается как от младшего к старшему возрасту, так и в каждой возрастной группе в течение одного учебного года.Пополнение словаря имбецилов,в основном,словами обиходного значения,введение их в активную речевую деятельность способствовало развитию их речи как средства общения,а обогащение словаря словами различных смысловых групп — развитию обобщающей функции речи, мышления, что явилось основным содержанием коррекционного обучения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: