Лечение дисграфии
Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать
А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее
Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.
Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.
Как выглядит дисграфия
Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.
Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):
Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).
Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.
Выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии.
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
• пропуски букв и слогов;
• перестановка букв и (или) слогов;
• недописывание слов;
• написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
• повторение букв и (или) слогов;
• контоминация — в одном слове слоги разных слов;
• слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия.
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается
Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Коррекция дислексии
В коррекции различных форм дислексии наиболее известен метод Дэвиса. Рональд Дэвис в детстве считался «неспособным к обучению», однако в возрасте 38 лет он сам нашёл способ справиться со своим состоянием, после чего смог стать успешным инженером и бизнесменом. В 1982 году Рон Дэвис вместе с доктором философии Фатимой Али открыл в США Центр по коррекции дислексии, а в 1994 году он выпустил книгу «Дар дислексии». Годом позже он разработал программу по исправлению дислексии, которой сегодня пользуются в 47 странах мира.
Программа состоит из 3-х частей, разделённых на 4 этапа:
- Первичная консультация;
- Интенсивная программа с преподавателем;
- Обучение самоконтролю;
- Последующие встречи.
Первый шаг даёт возможность встретиться с клиентом лицом к лицу, оценить его состояние, определить сильные стороны и способности, которые можно использовать в преодолении слабых сторон. Клиент (или родитель ребёнка) рассказывает о своих сложностях и ожиданиях, а логопед или специалист по коррекции предлагает план, который необходим для достижения поставленных целей.
Интенсивный курс коррекции дислексии предполагает 30-40 часов занятий наедине с преподавателем. Специалист по коррекции помогает клиенту найти способ управлять своим состоянием и уверенно распознавать символы. Он объясняет ему методы контроля над стрессом и способы улучшить координацию, помогает развить ясность мышления и речи, обогатить словарный запас. Коррекция дислексии у дошкольников и младших школьников основана на удовлетворении их природного любопытства и занимательных упражнениях и играх.
Поскольку основные проявления дислексии вызваны неуверенным распознаванием символов, то задача преподавателя состоит в том, чтобы научить клиента различным способам фокусировки внимания и помочь ему запоминать буквы. слова и цифры иным способом – не только визуальным. В частности, в программах Дэвиса используется глина – пластичный материал, который позволяет придавать смысл и физическую форму абстрактным символам. Глина помогает проявлять творческие способности и получать удовольствие от процесса.
По окончании курса преподаватель обучает клиента (и родителей, если речь идёт о ребёнке), как действовать дальше и как закрепить свои навыки. Клиентам предлагается индивидуальный набор упражнений и методики, которые необходимы для устранения проблем с буквами или словами.
Когда обратиться к врачу?
Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.
Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее
Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей
Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем
Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии
Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому.
Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует:
1. Обратиться к специалистам:
- логопеду;
- психологу;
- коррекционному педагогу;
- неврологу.
2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).
3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:
- классные занятия по адаптированной программе;
- занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).
К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.
4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.
5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .
Первые симптомы дисграфии
Дисграфия может проявляться через несколько характерных симптомов:
-
Неправильная ориентация на странице:
Затруднения с расположением текста на странице, например, пропуск строки или неудачное центрирование.
-
Трудности с формированием букв:
- Нерегулярные или несовершенные формы букв, затруднения с их написанием в пределах линий.
- Путаница среди похожих по форме букв.
-
Спутанный порядок букв:
Смешивание порядка букв в словах, что может привести к искажению смысла.
-
Трудности с письменной грамматикой и правописанием:
- Проблемы с использованием правильных знаков препинания, склонениями и спряжением слов.
- Ошибки в правописании слов, включая часто употребляемые слова.
-
Низкая продуктивность при написании:
Замедленная и низкая продуктивность при выполнении письменных задач.
-
Сниженная моторика руки:
Трудности с мелкой моторикой, что может привести к неуклюжему почерку.
-
Отсутствие интереса к письму:
Негативное отношение к письменной деятельности, избегание написания или учебы.
Маленькие слушатели: если у вас ребенок с кохлеарными имплантами
Дети с кохлеарными имплантами могут также сталкиваться с дополнительными трудностями при освоении письма и чтения. Эффективная поддержка и индивидуальные методы обучения могут существенно облегчить им процесс усвоения навыков чтения и письма.
Играем – развиваем: речевые игры для детей от 0 до 3 лет
Создание стимулирующей среды для развития языковых навыков в раннем возрасте является ключевым моментом в предупреждении дислексии и дисграфии. Речевые игры для детей от 0 до 3 лет способствуют формированию языковых навыков, стимулируя развитие речи и восприятия звукового окружения.
В заключение, понимание и раннее выявление дисграфии и дислексии важны для обеспечения эффективной поддержки и обучения ребенка.
Работа с внутренними и внешними факторами, а также использование индивидуальных методов обучения, способствуют успешной адаптации детей с этими расстройствами, обеспечивая им возможность развиваться и учиться несмотря на трудности.
Что поможет человеку с расстройствами обучения
В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.
Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.
При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.
«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.
С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны. Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».
Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений. В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.
Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.
Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?
Что будет, если ничего не делать?
Если не предпринять меры для помощи детям с дисграфией и дислексией могут возникнуть серьезные последствия для их учебного и социального развития
Важно осознать, что эти расстройства не являются проявлением нежелания или недостатка умственных способностей у ребенка, и необходимо принимать эти трудности как особенности их обучения
Вот несколько возможных последствий, если ничего не предпринимать:
- Образовательные трудности. Дети могут испытывать значительные трудности в освоении ключевых образовательных навыков, таких как чтение, письмо и правописание. Это может привести к задержкам в учебе и недопониманию учебного материала.
- Низкая самооценка. Постоянные трудности в учебе могут повлиять на самооценку ребенка. Он может чувствовать себя неуспешным, что, в свою очередь, снизит мотивацию к обучению и вовлечению в учебный процесс.
- Социальная изоляция. Такие дети могут чувствовать себя изолированными от сверстников из-за своих трудностей в учебе и частых неудач. Это может сказаться на их социальной адаптации и взаимодействии с окружающим миром.
- Психологические проблемы. Длительные периоды стресса и фрустрации могут привести к возникновению психологических проблем, таких как тревожность и депрессия.
- Ограниченные перспективы. Без поддержки и специального обучения у ребенка с дисграфией и дислексией может возникнуть ограничение в доступе к образовательным и профессиональным возможностям в будущем.
Признаки предрасположенности к дислексии у детей 4-7 лет / Дошкольники
В России дошкольникам дислексию, дисграфию и дискалькулию не диагностируют, т.к.ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, письма и счета, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет. Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.
Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни. Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др
Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др.
У ребенка возникают сложности при обучении чтению и письму:
- имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
- плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы)
- не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход)
- возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий (делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме)
- может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
- читает или пишет слова задом наперед
- пропускает отдельные слова или места в тексте
- поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
- меняет буквенный порядок при чтении;
- обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.
Кто находится в группе риска по развитию дисграфии и дислексии?
Риск развития данных патологий существенно повышается у детей, которые:
- Имеют нечеткое произношение звуков и вяло артикулируют.
- Имеют общее недоразвитие речи и не посещали логопедические занятия.
- Пишут левой рукой или же правой после переучивания.
- Растут в семьях, где разговаривают на разных языках.
- Слишком рано начинают учиться писать и читать.
- Пошли в школу раньше времени и начали изучать иностранный язык.
- Имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.
Таким образом, при наличии этих факторов, необходимо обратить внимание на процессы обучения, а также на поведение ребенка
Однако это не означает, что ребенок обязательно разовьет дисграфию или дислексию, но важно своевременно реагировать и проводить диагностические и профилактические меры. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и нуждается в индивидуальном подходе
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и нуждается в индивидуальном подходе. Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста и школьников — что это, как исправить.
Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста и школьников — что это, как исправить.
Классификация дислексии
В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:
- При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
- Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
- Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
- Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
- При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
- Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.
В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.
Дислексия — что это за «болезнь»?
Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка. Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга
Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. Это порождает два типа мышления, два способа обработки информации: левое полушарие — логическое, а правое — образное. У каждого человека превалирует определённый тип мышления. Это не значит, что функционирует только левое или только правое полушарие. Речь о том, что какой-то тип мышления является ведущим
Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. Это порождает два типа мышления, два способа обработки информации: левое полушарие — логическое, а правое — образное. У каждого человека превалирует определённый тип мышления. Это не значит, что функционирует только левое или только правое полушарие. Речь о том, что какой-то тип мышления является ведущим.
Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.
Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.
Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.
У 90% людей ведущим является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым логическим мышлением, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим образным мышлением адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.
Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий
Диагностика
При подозрении на дислексию проводится комплексное обследование, целью которого является точная идентификация расстройства и исключение других патологий, в том числе – соматических, сопровождающихся схожими симптомами. Как правило, диагностику проводит врач-логопед.
Первым этапом обследования является сбор данных анамнеза. При этом уточняется наличие схожих расстройств у кровных родственников, а также патологий беременности, родовых травм и врожденных заболеваний и других патологий, которые могли приводить к повреждению ЦНС.
Далее проводится логопедическое обследование, в рамках которого оцениваются следующие показатели:
- Сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи.
- Состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо).
- Уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок).
- Состояние анализа и синтеза речи.
- Уровень сформированности зрительного распознавания букв.
При необходимости дифференциации с неврологическими и психическими расстройствами назначается консультация смежных специалистов: невролога, психиатра. Также могут проводиться аппаратные методы диагностики: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография (МРТ). Признаки зрительных расстройств являются поводом для обращения к офтальмологу и прохождения соответствующих диагностических тестов.
Формы речевых нарушений
В медицине выделяют следующие формы нарушений речи: дизартрия, афазия, дисфония, афония, олигофазия, мутизм, логоневроз, гнусавость, дислалия, нарушения темпа.
Дизартрия – нарушение связи нервов мускулатуры речевого аппарата с головным мозгом, для которого характерна потеря членораздельности и внятности речи. Как правило, возникает вследствие инсульта, роста опухоли, интоксикации.
Афазия – поражение речевых зон коры головного мозга. Различают:
- Моторную – вызвана поражением зоны Брока. Понимание речи возможно, но произношение очень сильно затруднено. Часто сопровождается двигательными нарушениями;
- Сенсорную – спровоцирована поражением извилин височной доли. Нет понимания адресованной речи. Пациент произносит или записывает лишённый смысла набор слов;
- Акустико-мнестическую – характерны скудный набор слов и лишённые весомой смысловой нагрузки размышления (наподобие разговора ребёнка). Так, в частности, проявляется болезнь Альцгеймера;
- Тотальную – возникает на фоне мозгового инфаркта с параличом. Представляет из себя бессвязную мычащую речь.
Дисфония – потеря звучности речи. В основном появляется из-за перенапряжения голосовых связок.
Афония – отсутствие голоса, развивающееся вследжстви5 патологий голосовых связок.
Олигофазия – односложная немногословная речь. Обычное явление после эпилептических припадков;
Мутизм –полное молчание, вызванное психологической травмой или поражением мозга.
Логоневроз – научное название заикания. В основе лежит неврологическое заболевание. Усугубляется волнением.
Гнусавость – следствие нарушений в работе речевого аппарата или заложенности носа.
Дислалия (косноязычие) – невнятная и нечёткая речь, для которой характерно «проглатывание» слогов и целых слов;
Ускоренный или замедленный темп (норма – 10-15 слов в минуту).
Среди нарушений письменной речи выделяют:
- Дислексию – нарушение, связанное с трудностями при прочтении текстов, соотношении букв, произношении слов;
- Дисграфию – нарушение, проявляющееся трудностями письма.
Продолжение статьи
- Расстройства речи при неврологических заболеваниях — причины, виды нарушений речи.
- Диагностика и лечение расстройств речи в неврологии.
Выделяют 5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
2. Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
3. Акустическая форма дисграфии.
4. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
5. Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
6. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
7. Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
· пропуски букв и слогов;
· перестановка букв и (или) слогов;
· недописывание слов;
· написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
· повторение букв и (или) слогов;
· контоминация — в одном слове слоги разных слов;
· слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
8. Аграмматическая дисграфия.
9. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
10. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Профилактика дисграфии
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Хочется уделить особое внимание такой проблеме, как дизорфография, проявляющаяся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил). Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач
Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов
Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов.
Дизорфография — это особая категория специфических нарушений письма, которой выражается связь между словами в предложении.
При дизорфографии отмечается также «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией». (А. Н. Корнев).