Самостоятельная деятельность детей в доу

Самостоятельная творческая деятельность

Самостоятельность в творческой деятельности складывается постепенно и в простых упражнениях, и когда ребенок приобщается к художественным занятиям. На первых порах необходимо аккуратное вмешательство взрослого, чтобы помочь в конкретных операциях.

Младший дошкольник еще только начинает овладевать средствами, необходимыми для творчества. Уверенно держит карандаш, но чертит, в основном, хаотичные линии. Уже составляет некоторые конструкции, но только простейшие.

Поле для проявления творческой самостоятельности в младшем дошкольном возрасте еще только приобретает разнообразие. Оно представлено:

  • рисованием;
  • составлением мозаичных картинок;
  • конструированием из крупных деталей.

Интерес к самостоятельным творческим действиям в 3-4 года уже есть. Кажется, малыш поглощен катанием машинки, пока мама складывает мозаичную фигуру и безуспешно пытается увлечь этим занятием ребенка. А спустя некоторое время малыш уже сам, пусть и хаотично, но соединяет элементы мозаики или строит мостик по образцу. Одни дети при этом согласятся на незначительную помощь. Другие примут только подсказанное название.

В среднем дошкольном возрасте активизируется интерес к музыкальной сфере. Если раньше дети жали на клавиши детских музыкальных инструментов и радовались извлеченному звуку, то к пяти годам им интересны аккорды. Дошкольники улавливают мелодику, нажимая 2-3 клавиши подряд, и начинают по собственному побуждению экспериментировать с звучанием.

Пятилетние дети открывают для себя словотворчество. Это важная стадия речевого развития – формируется грамматический строй речи. Каких только слов дети не придумывают! Причем делают они это отнюдь не по указке взрослого. Самое время подтолкнуть ребенка к самостоятельному сочинению рассказов. Взрослый может предложить дошкольнику серию картинок и попросить рассказать историю.

Самостоятельное творчество старших дошкольников

Старшие дошкольники не нуждаются в подобном сопровождении своих художественных или конструкторских экспериментов. Они предпочитают услышать отзыв только о результате. Замышляют, подбирают средства, а также выполняют задуманное без сторонней помощи.

Конечно, в итоге дети ожидают услышать похвалу. В крайнем случае, поддержку, но никак не критику. Если ребенок старательно творил свой рисунок или аппликацию, то он желает получить положительную оценку, а не замечание, что не все удалось.

Отрицательные оценки угнетают потребность в самостоятельной деятельности данного вида. Не хвалят рисунки – у дошкольника пропадает желание рисовать. Не восхищаются поделкой – угаснет интерес и у ребенка.

Мотивация к самостоятельным действиям у дошкольника не исчезнет, она проявится в других сферах

Однако взрослым важно учитывать, что с творчеством не следует рисковать и стоит поддерживать дошкольника

Довольно высокий уровень развития речи старших дошкольников открывает для них первичное литературное творчество. Они придумывают свои истории, рифмуют слова. Подобные упражнения характеризуются высокой степенью самостоятельности. Если взрослый предложит 5-6 летнему ребенку сочинить сказку, с большой долей вероятности тот откажется. Другое дело, если этот порыв идет изнутри, и дошкольник сам решил придумать занятную историю.

Цели сочинительства могут быть разные – пофантазировать о желанном, повторить запомнившийся сюжет с центрацией на свою жизнь, рассмешить близких или друзей. В любом случае, подобное творчество отлично развивает речь и воображение, а также формирует творческую инициативность.

Признаки самостоятельности у детей

Изученная литература дала возможность уточнить, какими признаками обладают дети с сформированной самостоятельностью:

  1. Во-первых, дошкольники проявляют самостоятельность не так, как взрослые. Это не стихийное поведение, независимое от требований воспитателя. Это самостоятельность ребенка в решении тех задач и соблюдении тех условий, которые ставит перед ребенком взрослый.
  2. Степень самостоятельности у детей растет, если дети развиваются. Она становится более сформированной, когда ребенок усваивает все более трудные с умственной или физической точки зрения действия.
  3. Существует три этапа формирования самостоятельности у человека. Обсудим их чуть подробней.

Организация художественно-творческой деятельности в ДОУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.

Супонева Светлана Николаевна

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №9» г.Воронеж

В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование часто является для ребенка самым первым средством выражения на бумаге его замыслов, переживаний, наблюдений и интересов.

Основным приоритетным направлением в деятельности нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое позволяет формировать интерес к изобразительной деятельности и эстетической окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении, воспитывать художественно-эстетический вкус. Педагоги работают по программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И.А.Лыковой.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ДОУ соответствует современным требованиям. В группах нужные для художественно-творческой деятельности инструменты и материалы собраны в удобном и доступном для детей месте. В зоне продуктивного творчества собраны самые разнообразные материалы (пастель, восковые мелки, песок, гуашь и др.). Педагоги знакомят детей с нетрадиционными видами живописи, с декоративно-прикладной росписью; закрепляют знания о произведениях изобразительного искусства; развивают продуктивную деятельность детей, детское творчество; обогащают их индивидуальный художественно-эстетический опыт; создают условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; осуществляют дифференцированный подход при выборе заданий и материала в непосредственно образовательной деятельности; поддерживают тесный контакт с родителями. Образовательные задачи решают в ходе режимных моментов, в самостоятельной и в совместной деятельности детей с педагогом, в работе с родителями. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике эстетического развития детей, уровня усвоения ими программы, планируется индивидуальная работа, разрабатываются перспективные планы.

В ДОУ постоянно устраиваются тематические и индивидуальные выставки детских работ, показ открытых мероприятий для методических объединений города и слушателей курсов повышения квалификации, работает кружок «Мир вокруг нас». Дети неоднократно становились победителями и лауреатами городских и региональных конкурсов детского творчества.

У педагогов основные затруднения встречаются в вопросах выбора методов обучения, адекватных природе искусства и специфике восприятия его дошкольниками, в моделировании интегрированных занятий. Поэтому тематический и оперативный контроль помогает выявить положительные и отрицательные моменты педагогического процесса по данному вопросу, определить причины недостатков, выявить скрытые резервы для развития ДОУ, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом.

Мы стараемся создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов через внедрение новых информационно-коммуникационных технологий обучения и воспитания, распространение передового опыта, семинары, консультации, педагогические советы, показ открытых мероприятий, создание творческих групп и организацию проектной деятельности.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Интегрированный подход способствует повышению эффективности образования, так как снимает утомляемость, перенапряжение детей за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.

Задача педагога – пробудить активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность. Необходимо сочетать индивидуальное и совместное творчество детей и педагогов, использовать современные педагогические технологии, обеспечивать ребенку возможность самовыражения, развития художественных способностей, быть ему партнером, а не учителем. Только чуткое и повседневное руководство взрослого поможет проявить инициативу с самых первых шагов и направить на правильный путь художественное мышление ребенка.

Самостоятельность дошкольника в игре

Игра является самой естественной занятостью в дошкольном возрасте и ведущей деятельностью в развитии ребенка. В игровых условиях дети открывают себя и социальные отношения. Сюжетно ролевая игра — идеальная среда для развития самостоятельности.

Взрослый присутствует в игровой деятельности ребенка, но опосредованно, через роль. То есть, дети видят поведение и отношения окружающих взрослых, принимают их за образец, а затем моделируют в своих играх.

В игре младших дошкольников прослеживается, в основном, подражательство. Они стараются копировать жесты, тональность высказываний. Ругают «провинившихся» кукол, как мама. Проявляют озабоченность, исполняя роль врача и пр. Однако, выбор сюжета, подбор предметов-заместителей (что будет градусником, а что тарелкой с кашей) происходит самостоятельно.

Благодаря действенному воплощению роли детишки приобретают в игре трудовые навыки. Если по сюжету нужно убраться в комнате, то малыш берется складывать разбросанные вещи или подметать.

С развитием игровой деятельности дети проявляют все больше самостоятельности. Они усложняют сюжеты, распределяют роли, договариваются о правилах, и сами же контролируют их выполняемость.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания — после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи «спасибо» бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Что должны уметь делать дошкольники

С каждым годом для дошкольников посильно все больше самообслуживающих действий. Постепенно необходимо сформировать у малыша навыки одевания и раздевания, принятия пищи, использования носового платка, расчески, салфетки, культурно-гигиенических процедур, самостоятельного убирания игровых принадлежностей или материала для занятий.

Если дошкольника с малых лет приучают ухаживать за собой, появится возможность своевременно приобщить его и к домашним бытовым делам: Что должны делать дети по дому.

Обучение простейшему уходу за собой детей 3-4 лет

Навыки самообслуживания у детей 3 4 лет – это основа будущей самостоятельности. В этом возрасте дети вполне успешно могут и должны справляться:

  • самостоятельно есть ложкой (к 4-м годам вилкой);
  • одеваться и раздеваться с помощью взрослого (уже умеют надевать некоторые виды одежды, застегивать пуговицы);
  • аккуратно вешать одежду;
  • умываться, мыть руки;
  • пользоваться полотенцем для рук;
  • убирать игрушки.

Обучение малышей – это обязанность окружающих взрослых. Процесс проходит с использованием объяснений, показа, игровой мотивации, небольших потешек или стихотворений.

Например, при обучении мытью рук необходимо поэтапно показать на собственном примере, как закатать рукава, чтобы они не стали мокрыми, как намылить руки и как смыть их водой. Потом повторить все действия, помогая малышу. Возможно использование игровой мотивации: «Покажи Мишутке, как надо мыть ручки».

Обучите дошкольника веселой потешке, напоминающей последовательность действий гигиенической процедуры. Так у ребенка проявится больший интерес к необходимым навыкам.

Навыки самообслуживания у детей 4-5 лет

В 4-5 лет усваиваемые навыки усложняются

Ребенок реализует возрастное стремление к самостоятельности, что помогает ему удерживать внимание на действии, даже если оно не получается на первых порах. Настойчивые попытки со временем вырабатывают автоматизм, что является главным при формировании навыков. Пятилетний дошкольник справляется со следующими действиями и процедурами:

Пятилетний дошкольник справляется со следующими действиями и процедурами:

  • одевается и раздевается самостоятельно (взрослый лишь контролирует качество);
  • сам завязывает шнурки на ботинках;
  • соблюдает алгоритм при умывании;
  • промокает лицо полотенцем;
  • пользуется столовыми приборами и откликается на правила поведения за столом для детей;
  • пользуется салфеткой после приема пищи;
  • полощет рот после еды;
  • умело пользуется расческой;
  • осваивает навыки чистки зубов.

В этом возрасте дети начинают воспринимать культурно-гигиеническое поведение более обобщенно. Нужно не просто вымыть свои руки, а справиться так, чтобы не налить вокруг воды. Необходимо не только съесть второе блюдо с помощью вилки, но и не разбрасывать пишу вокруг тарелки.

Развитие умений и привычки обслуживать себя в 6-7 лет

6-7 лет – период подготовки к школе. К первому классу дошкольник должен хорошо овладеть умением обслуживать себя, так как это поможет ему легче адаптироваться к процессу школьного обучения.

Полученные навыки самообслуживания у детей 6-7 лет совершенствуются

Старший дошкольник кроме выполнения санитарно-гигиенических процедур, контролирует свой внешний вид – обращает внимание на грязную одежду, без напоминания идет чистить зубы или вымыть руки

У шестилеток разрозненные гигиенические и бытовые навыки объединяются в систему, формирующую верный способ поведения. При правильном стиле воспитания в семье старший дошкольник приучен обслуживать себя в быту:

  • Умеет не только самостоятельно и аккуратно одеться, но и определиться с одеждой по температурному режиму и месту посещения (в детский сад, в гости, на прогулку и т.д).
  • Умеет убрать одежду на стул или в шкаф.
  • Имеет хорошие гигиенические навыки (умывание, гигиена полости рта, ухаживание за волосами).
  • Пользуется ложкой, вилкой и ножом, аккуратно принимает пищу.
  • Убирает постель.
  • Умеет самостоятельно поддерживать порядок в своей комнате (подсказки родителей на первых этапах необходимы).

Все действия, которым обучился ребенок за предыдущие годы, в старшем дошкольном возрасте выполняются гораздо быстрее и качественнее.

Презентация на тему: » Самостоятельная деятельность детей. Опыт работы воспитателя МБДОУ «Андреевский детский сад» Овчинниковой Г.В.» — Транскрипт:

1

Самостоятельная деятельность детей. Опыт работы воспитателя МБДОУ «Андреевский детский сад» Овчинниковой Г.В.

2

Организация самостоятельной деятельности детей представлена в 4-х направлениях: 1)физическое развитие; 2)социально- личностное развитие; 3)познавательно-речевое развитие; 4)художественно-эстетическое развитие. Для успешной организации самостоятельной деятельности в группе создана предметно-развивающая среда, которая обеспечивает выбор деятельности по интересам каждому ребенку, позволяет ему действовать со сверстниками или действовать самостоятельно. С этой целью все пространство группы поделено на центры активности. Это: Центр «Петрушкин театр» Центр «Книжкин дом»

3

Центр «Зеленый друг» Центр «Детское творчество» Центр «Юный математик» Центр «Маленький строитель» Центр «Веселые нотки» Центр «Маленький исследователь» Центр «Озорные мячики» Центр «Мы играем» Центр «Сенсорного развития» Центр «Сюжетно-ролевой игры»

4

Для развития познавательно-речевого направления в центре сенсорного развития формируются представления о сенсорных эталонах.

5

В центре «Маленький строитель» дети строят постройки из одного цвета и разноцветные постройки, что позволяет повторить цвета. В процессе конструирования у детей формируется универсальная способность построения – создание целого из отдельных частей.

6

В центре «Книжкин дом» дети рассматривают книги, беседуют по поводу ее содержания. У них развивается интерес к художественной литературе и воспитывается привычка к аккуратному обращению с книгой.

7

В центре «Маленький исследователь» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, шишками, различными крупами.

8

Чтобы тема исследования нашла свое продолжение в других центрах, в них присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности. В центре «Детское творчество» дети могут найти материалы и оборудования для собственных исследований по смешиванию различных цветов, получения нового цвета

9

В центре «Юный математик» дети могут посчитать шишки или сравнить их по величине.

10

Социально-личностное направление развития детей осуществляется через центр «Сюжетно-ролевой игры» другие виды игр

У детей формируются представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах

11

Центры изобразительной и музыкальной деятельности развивают художественно-эстетические направление. В центре «Изобразительной деятельности» дети используют различные материалы (природный, бросовый), где экспериментируют средствами изображения.

12

Через центр «Озорные мячики» у детей формируется легкость и ловкость исполнения основных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

13

Для развития физического направления в центре «Озорные мячики»дети находят удовлетворение потребности в двигательной активности. Они играют с мячами, обручами, знакомятся с правилами безопасности в двигательной деятельности.

14

В центре «Книжкин дом» дети знакомятся с разными видами спорта. Рассматривая книгу ребенок приобщается к гигиене чтения и бережному отношению к книге.

15

Ритмично двигаясь под музыку дети координируют движения.

16

При игре на музыкальных инструментах дети развивают мелкую моторику.

17

Через центр «Сюжетно-ролевой игры у детей формируются представления о соблюдениях гигиенических правил. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Наши центры не существуют отдельно, все они взаимосвязаны между собой.

Что это значит – «воспитывать»?

Давайте подумаем, что же означает на первый взгляд понятное «воспитывать», которое порой начинается с диалога с ребенком или с того, что мы судорожно прячем пульт от телевизора где-то подальше от глаз.

Мудрое воспитание должно быть направлено на взращивание личности с прочными нравственными устоями. Если вы как родители заложили прочный фундамент моральных принципов и норм поведения – семейные ценности сыграют определяющую роль в формировании личности.

Мы убеждены, что для понимания примерной картинки, любой родитель должен знать о моделях и подходах в воспитании своих детей, которые применимы в зависимости от психологических особенностей ребенка и традиций определенной семьи.

Опора на положительное. Подчеркивая и развивая лучшее, что есть в вашем малыше, его сильные стороны, вы создадите для ребенка источник позитивной мотивации, а также получите ключ от его сердечка, заслужив детское признание.

Гуманизация

Гуманизация как уважение жизненной позиции и прав воспитанника даже тогда, когда он топает ножками и протестует. В процессе социализации привитое ребенку в качестве ценности уважение чужой позиции способно сослужить неоценимую службу.

Личностный подход

Личностный подход предлагает учитывать личностные и психологические характеристики детей: черты характера, особенности темперамента, вкусы, привычки и интересы. Это способствует развитию творчества и самостоятельности.

Единство воспитательных воздействий.

Метод опирается единые нормы и правила поведения, необходимые для успешной социализации детей в среде. семьи, друзей, школы, кружков по интересам и социума во всем его объеме.

Любая концепция может использоваться как ведущая и все концепции могут взаимодополнять друг друга

При этом всегда важно помнить об учете индивидуальных особенностей ребенка

Связь самостоятельности с социумом

Также по мнению Т.В.Марковой, самостоятельность связана с другими людьми, без которых человек не может проявлять самостоятельность. Ведь если изолировать личность, у нее просто не будет необходимости проявлять самостоятельность от кого-либо.

Некоторые словари описывают самостоятельность как независимость и свободу человека от внешних воздействий.

Самостоятельный человек способен действовать без внешней поддержки, он не поддается на принуждения и не нуждается в помощи. Самостоятельный человек действует независимо, имеет свои собственные суждения, проявляет инициативность и решителен в своих действиях.

Психологи описывают самостоятельность, как проявление волевой личности, которое проявляется в том, что человек действует согласно собственной инициативы, он ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее.

В педагогических словарях под самостоятельностью понимается некоторое свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает.

Также самостоятельность – это этап, на котором происходит становление личности человека. На протяжении жизни иногда человек встречается с необходимостью преодолевать этот этап.

Интересно то, что уже в младшем возрасте дети начинают стремиться к самостоятельности

Эта потребность становится очевидной уже в раннем детском возрасте, и важно развивать ее и поддерживать

Человек только в том случае сможет самостоятельно действовать, когда он в полном объеме усвоил данную деятельность и стал ее носителем.

Поэтому еще самостоятельность ребенка можно воспринимать, как период формирования целостной деятельности. Самостоятельность является критерием, овладел ли он этой деятельностью в полной мере.

Самостоятельность является одним из главных качеств личности человека. Она проявляется в том, что человек способен сам ставить перед собой конкретную цель, настойчиво своими силами добивается ее достижения, относится к этому очень ответственно, действует сознательно и проявляет инициативу не только в повседневной обстановке, но и в необычных условиях, которые требуют от него принятия нестандартных решений.

Понятие самостоятельности в литературе

Разные литературные источники по разному интерпретируют самостоятельность

Этому уделялось внимание еще в конце 19 века

В трудах К.Н

Вентцеля описывалось, насколько важно формирование самостоятельности для детей дошкольного возраста

Отечественные педагоги на протяжении 20 века изучали самостоятельность ребенка в связи с тем, чтобы обучать детей жизни. Исследователи считали развитие самостоятельности одним из важнейших принципов развития личности.

Согласно С.Л. Рубинштейну самостоятельность – это неотъемлемое качество целостной личности, которое объединяет рациональность, эмоциональность и волю в человеке.

В.Д. Иванов отмечал в своих работах, что самостоятельности присуща абсолютность, ведь быть свободным и самостоятельным, живя среди людей, просто невозможно. Т.е. так или иначе человек всегда ведом кем-то или чем-то, а это значит, что самостоятельно находиться в социуме просто невозможно.

Приручил — отвечай

Вопрос животных в доме — сложный и ответственный. Они, конечно, прибавят вам бытовых забот. Но в многочисленных житейских ситуациях именно животные становятся вашими лучшими помощниками.

Когда тебе с раннего возраста необходимо о ком то заботиться, то ты и сам невольно становишься более взрослым и самостоятельным

Неважно, будет это хомячок или рыбки в аквариуме, собака или канарейка. При уходе за любым животным возникает масса различных ситуаций, когда ребенок может быть поставлен в условия различной инициативы

Детям дошкольного возраста очень нравится рвать травку для хомячков, кормить рыбок, гулять с собакой (конечно в присутствии взрослых), менять воду канарейке. Даже трудно перечислить все умения, которые при это возникают и совершенствуются. И, конечно, игры с животными всегда очень полезны.

Специалисты отмечают, что те малыши, кто с раннего возраста заботится о своих питомцах, удивительным образом демонстрируют такие умения, которым, вроде, их не учили. Они умеют самостоятельно одеваться, убирать у себя в комнате игрушки, складывать свои вещи в шкаф. Так у дошкольников в результате жизни-игры с домашними питомцами значительно растет уровень самостоятельности.

Осторожность прежде всего

Когда ребенок самостоятельно пробует острым ножом резать хлеб, включать газовую плиту или утюг, то для взрослых наступают трудные времена. Множество различных опасностей подстерегают наших дошкольников. Здесь требуются особые умения и навыки. Иногда просто игры вам ничем помочь не могут. И система строжайших запретов также не гарантированно безопасна. Подавите в себе первое естественное желание кричать малышу:»Не смей никогда этого делать, нельзя»! Запретный плод, сами знаете, каким бывает. Обучайте ребенка навыкам владения сложными приборами спокойно. Терпеливо объясняйте ему все опасности игр с ними и последствия несанкционированных включений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: