Отличия эмоций от познавательных психических процессов
Эмоции не являются познавательным процессом, т.к. не отражают свойства и характеристики внешней среды. Но отражая субъективную значимость ситуации для человека, они обладают следующими отличительными свойствами:
- полярность – каждая эмоция обладает одновременно положительным и отрицательным знаком. Радость-печаль, веселье-грусть, счастье-горе. Чем сложнее эмоциональное чувство, тем чаще полярности одной и той же эмоции образуют сложные противоречивые единства. Например, любовь к ребенку всегда сопровождается переживанием за него.
- энергетическая насыщенность – Фрейд ввел в психологию понятие “энергии” именно в контексте эмоций. Каждая эмоция вызывает у нас напряжение и разрядку. По этому принципу эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции характеризуются повышением активности (полюс эмоции неважен – и радость, и злость будут одинаково толкать нас к действию). Астенические эмоции сопровождаются понижением активности (например, печаль, но полюс тоже неважен).
- интегральность (=целостность) – эмоция охватывает человека целиком: все психофизиологические системы, весь организм, саму личность, все ее переживания.
- неотделимость от других психических процессов – эмоции вплетены в психическую жизнь человека и сопровождают все без исключения психические процессы. Например, в ощущении они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятно-неприятно). В мышлении – как интеллектуальные чувства (интерес, вдохновение и др.).
Отсутствие эмпатии
Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
Неготовность и нежелание преодолевать трудности
Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
Низкая мотивация к успеху
Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
Характеристика расстройств
Нарушения эмоционально-волевой сферы в детском возрасте часто проявляются высокой эмоциональной возбудимостью, которая сочетается со следующими признаками:
- ярко выраженная неустойчивость вегетативных функций,
- общая гиперестезия,
- повышенная истощаемость нервной системы.
У ребенка первого года жизни часто наблюдается нарушение сна, он долго не засыпает, часто пробуждается и ведет себя беспокойно ночью. Возбуждение аффективного характера способно проявляться даже под воздействием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей. Оно будет особенно усилено в непривычной для человека обстановке.
Статья: Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Что касается старшего дошкольного возраста, то здесь ребенок отличается чрезмерной впечатлительностью. Он больше склонен к страхам, при этом может преобладать повышенная эмоциональная возбудимость, раздражение, двигательная расторможенность. Для некоторых детей присуща робость, застенчивость и заторможенные реакции.
Вместе с повышенной эмоциональной лабильностью проявляется инертность эмоциональных реакций, которой сопутствует в некоторых случаях элемент насильственности. Например, начав плакать или смеяться, дети не способны остановиться, что отражает насильственный характер эмоций.
Замечание 1
Повышенная эмоциональная возбудимость чаще всего сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа. Они могут существенно нарастать в новой для ребенка обстановке или при наступлении утомления.
В целом эмоциональные расстройства преобладают в структуре общего дезадаптационного синдрома, который присущ для этих детей (особенно это касается раннего возраста). Помимо повышенной эмоциональной возбудимости наблюдается состояние полного безразличия, равнодушие, безучастие (апатико-абулический синдром).
Апатико-абулический синдром по аналогии с радостным и приподнятым настроением сочетается со снижением критики (эйфорией). Такое состояние отмечено в случае поражений лобных долей мозга. Возможны и прочие эмоционально-волевые нарушения:
- Слабое волевое усилие,
- Отсутствие самостоятельности,
- Высокая внушаемость,
- Проявление катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях и др.
Нарушения
Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.
- Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
- Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
- Отсутствие чувства вины.
- Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
- Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.
Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.
Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:
- гиперактивность ребенка;
- невнимательность;
- постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
- вредные привычки (грызть ногти, карандаши, сосать палец).
Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними
Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму
Насколько распространен СДВГ
Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.
Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.
У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.
Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.
Экономика образования
Как поддерживать ментальное здоровье школьников
Этиология СДВГ
В настоящее время СДВГ является полиэтиологичным психоневрологическим расстройством. Выделяют следующие теории этиологии СДВГ (рис. 1).
Развитие синдрома может быть обусловлено поражением генов, нарушением обменных процессов в организме, нарушением деятельности нервных клеток. При рассмотрении данных теорий следует отметить роль нейроприроды СДВГ, а также его патогенез. Экзогенные и эндогенные факторы могут оказывать влияние как комплексно, так и обособленно друг от друга.
На развитие синдрома могут оказывать влияние следующие факторы.
Перинатальный фактор. Его воздействие очень значимо для формирования нервной системы ребенка
Нервная система в своем развитии проходит несколько этапов, и каждый этап имеет важное значение для морфофункциональной зрелости нервной системы. Любое внешнее воздействие (неблагоприятное) вызывает риск возникновения нарушений
Так, например, осложнения в родах могут привести к таким последствиям, как гипоксия плода, в результате чего страдает кора головного мозга. При гипоксии нарушаются многие функции головного мозга: нейроны становятся не способны выполнять свои функции полноценно, и, соответственно, чтобы компенсировать погибшие клетки, соседние берут на себя эти функции. На это требуется время и соответствующие внешние воздействия. В первые два месяца происходит процесс миелинизации нервных волокон, который впоследствии должен защитить отростки нейронов и способствовать высокой передаче нервных импульсов. В этот период перенесенные заболевания, различные нарушения и сбои в работе организма нарушают процесс миелинизации, и нейроны не получают защитную оболочку, что может привести к различного рода нарушениям ЦНС.
Алиментарный фактор. Проведенные исследования в изучении СДВГ указывают на то, что на симптоматические нарушения могут оказывать внияние особенности питания. В частности, установлено, что несбалансированное питание, частое употребление пищи с консервантами, недостаточное употребление продуктов, содержащих белковые компоненты, приводят к эндокринологическим нарушениям. Дефицитное состояние прежде всего обусловливается недостатком микроэлементов во внешней среде и нарушенным питанием. Вследствие этого происходит нарушение метаболизма питательных веществ, страдает организм, в том числе и нервная система.
Экологический фактор. Ухудшение экологической обстановки ведет к различным поражениям в организме. Наиболее чувствительными к экологическим изменениям являются дети. Воздействие на их организм происходит еще в утробе матери. Окружающая среда «насыщается» различными продуктами переработки (CO, CO2 и т.д.), тяжелыми металлами и их солями. Например, при наличии авитаминоза и дефицита микроэлементов (магний, железо и т.д.) воздействие тяжелых металлов на организм усиливается. При дефиците магния в организме может накапливаться свинец в избытке, который является сильным нейротоксином, при этом оказывает серьезное воздействие на когнитивные процессы, влияет на обучение и поведение. Сам по себе фактор не может вызвать СДВГ, но осложняет течение данного расстройства.
Социальный / социально-психологический фактор. Социальные отношения, общение в кругу сверстников, взаимодействие со взрослыми, внутрисемейные отношения «родитель — ребенок» оказывают влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Характер отношений чаще всего является конфликтным, тем самым провоцируя развитие поведенческих нарушений, таких как агрессия, импульсивность, раздражительность, склонность к асоциальным действиям. Семья, являющаяся неблагополучной, конфликтные отношения между родителями, наличие лиц с девиантным и делинквентным поведением выступают факторами риска развития расстройства.
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. У патологии есть более десятка симптомов. Самые распространенные — невозможность долго концентрироваться, рассеянность, невнимательность, неусидчивость, вспыльчивость, плохая память. Со стороны кажется, что такой человек будто «летает в облаках».
Врачи выделяют подвида психического расстройства.
- Первый — с преобладанием дефицита внимания. Человек не может сосредоточиться, рассеян, забывчив.
- Второй — гиперактивный и импульсивный. Когда сложно долго находиться в одной позе и сдерживать эмоциональные порывы.
- Третий — смешанный. Объединяет в себе признаки первого и второго. Встречается чаще всего.
Перечисленные симптомы списывают на особенности характера, обвиняя человека или себя в лени, прокрастинации и конфликтности. На самом деле «виноват» не индивид, а его мозг и нервная система. Согласно Международной классификации болезней, СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам.
В России синдром недостаточно изучен. Не все специалисты о нем осведомлены и знают критерии оценки. Многие не понимают, как диагностировать и лечить заболевание, сообщила РБК семейный и детский психолог высшей категории Ольга Демьяненко. Это приводит к тому, что иногда здоровым детям ставят этот диагноз ошибочно. А тем, кто реально страдает от СДВГ, не оказывается нужная помощь.
Экономика образования
Чем занимается нейропсихолог и когда к нему обращаться
Использование арт-терапии
Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.
В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.
Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.
- Рисование тычками.
- Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
- Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
- Пластилинография.
- Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
- Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.
Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.
Список литературы
1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-V). American Psychiatric Association. Washington, 2013. 947 p.
2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019, 274 с.
3. Чутко Л.С. Тики и синдром Туретта. М.: Медицинское информационное агентство, 2016. 176 с.
4. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А. и др. Когнитивные нарушения у детей с хроническими тиками и их лечение. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(8):137–144.
5. Зыков В.П., Каширина Э.А., Наугольных Ю.В. и др. Современные подходы к диагностике и лечению тикозных гиперкинезов у детей. Русский медицинский журнал. Медицинское обозрение. 2019;3(3):39–44.
6. Заваденко Н.Н., Доронина О.Б., Нестеровский Ю.Е.Хронические тики и синдром Туретта у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрииим. С.С. Корсакова. 2015;115(1):102–9.
7. Robertson M.M., Eapen V., Cavanna, A.E. The international prevalence, epidemiology, and clinical phenomenology of Tourette syndrome: a cross-cultural perspective. J Psychosom Res. 2009;67:47–83. Doi: 10.1016/j.jpsychores.2009.07.010.
8. Coffey B.J. Complexities for assessment and treatment of co-occurring ADHD and tics. Curr Dev Disord Rep. 2015;2(4):293–99.
9. Roessner V., Becker A., Banaschewski T., Rothenberger A.Psychopathological profile in children with chronic tic disorder and co-existing ADHD: additive Effects. J Abnormal Child Psychol. 2007;35:79–85. Doi: 10.1007/s10802-006-9086-z.
10. Kurlan R., Como P.G., Miller B., et al. The behavioural spectrum of tic disorders. A community based study. Neurology. 2002;59:414–20. Doi: https://doi.org/10.1212/WNL.59.3.414
11. Freeman R.D., Fast D.K., Burd L., et al. An international perspective on Tourette syndrome: selected finding from 3500 individuals in 22 countries. Dev Med Child Neurol. 2000;42:436–47. Doi: 10.1017/s0012162200000839
12. Sukhodolsky D.G., Scahill L., Zhang H., et al. Disruptive behaviour in children with Tourettes syndrome: association with ADHD comorbidity, tic severity, and functional impairment. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2003;42:98–105. Doi: 10.1097/00004583-200301000-00016.
13. Pringsheim T., Lang A., Kurlan R., Pearce M., Sandor P.Health related quality of life in children with TS. Neurology. 2007;68:A294.
14. Spencer T., Biederman J., Faraone S., et al. Impact of tic disorders on ADHD outcome across the life cycle: findings from a large group of adults with and without ADHD. Am J Psychiatry. 2001;158(4):611–17. Doi: 10.1176/appi.ajp.158.4.611
15. Poh W., Payne J.M., Gulenc A., Efron D. Chronic tic disorders in children with ADHD. Arch Dis Child. 2018;103(9):847–52. Doi: 10.1136/archdischild-2017-314139.
16. Barkley R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment (3rd ed.). New York: Guilford Press, 2005. 770 p.
17. Freeman R.D. The Tourette Syndrome International Database Consortium. Answers from a world-wide clinical dataset on Tourette syndrome. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2007;16(Suppl 1):15–23. Doi: https://doi.org/10.1007/s00787-007-1003-7.
18. Steeves T., Fox S. Neurological basis of serotonin dopamine antagonists in the treatment of Gilles de la Tourette syndrome. Prog Brain Res. 2008;172:495–513. Doi: 10.1016/S0079-6123(08)00924-2
19. O’Rourke J.A., Scharf J.M., Platko J., et al. The familial association of Tourette’s disorder and ADHD: the impact of OCD symptoms. Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet. 2011;156B(5):553–60.
20. Stewart S.E., Illmann C., Geller D.A., et al. A controlled family study of attention-deficit/hyperactivity disorder and Tourette’s disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2006;45(11):1354–62.
21. Rizzo R., Curatolo P., Gulisano M., et al. Disentangling the effects of Tourette syndrome and attention deficit hyperactivity disorder on cognitive and behavioral phenotypes. Brain Dev. 2007;29(7):413–20.
22. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. 608 с.
23. Roessner V., Plessen K.J., Rothenberger A., et al.; ESSTS Guidelines Group. European clinical guidelines for Tourette Syndrome and other tic disorders. Part II: pharmacological treatment. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2011;20(4):173–96. Doi: 10.1007/s00787-011-0163-7
Компоненты
Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.
Наименование | Краткая характеристика | Примеры |
Эмоции | Простейшие реакции на внешний мир | Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление) |
Чувства | Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию | Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные. |
Настроение | Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность | Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное. |
Воля | Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели |
Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.
Устранение расстройств
Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.
Улучшить концентрацию внимания поможет такое задание. Мама ставит перед ребенком игрушку, просит его запомнить как можно больше деталей ее внешнего вида, а после того как игрушку спрячут – описать (во что была одета, как выглядела).
Можно попросить малыша найти среди большого количества игрушек такие, которые имеют некую заранее указанную черту (например, голубые глаза). Это упражнение также направлено на развитие умения концентрироваться.
«Запрещенное движение». Заранее придумывается и сообщается ребенку некое движение, которое в дальнейшем ему повторять нельзя. Далее мама выполняет различные движения, которые дошкольник повторяет за ней
При этом очень важно контролировать свое тело и не выполнить случайно запрещенное.
«Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми
Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.
«Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.
«Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).
Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания. Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр
Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.
- Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
- Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
- Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
- Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
- Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.
Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.
Виды нарушения эмоционально-волевой сферы
Нарушения эмоционально-волевой сферы взрослых значительно отличаются от таковых у детей, о чем вы можете почитать в нашем блоге. В этой статье мы рассмотрим виды нарушений эмоционально-волевой сферы, характерные для личностных расстройств. Личностным расстройствам свойственны особая ригидность, упрямство, невозможность перестроить поведение при измененных обстоятельствах. Хотя при личностных расстройствах обычно нет формальных нарушений мышления, логика таких людей отличается чрезмерной аффективностью, незрелостью психики, человек не может отсрочить удовлетворение своих желаний.
- эгоцентризм – неспособность к сопереживанию, сочувствию к другим.
- неспособность проявить упорство и волю;
- переключение интересов, увлечений, невозможность достичь поставленной цели;
- нереалистичные и недостижимые притязания;
- эгосинтонность (т.е. принятие своих нестандартных качеств, а не осознание их как неправильных);
- противоположная направленность эмоциональных проявлений – стеничные эмоции сменяются астеничными и наоборот.
Если вы предполагаете у себя какие-то нарушения эмоционально-волевой сферы, не откладывайте решение на потом. Эмоции – необходимый элемент нашей психической жизни, который вплетен во все ее аспекты
Нарушения в такой важной психической сфере может привести к качественному ухудшению всей нашей психической активности. Особенно это касается таких расстройств как депрессия, тревога, психоэмоциональный стресс, биполярное расстройство, расстройство настроения
Нейропсихологические нарушения у детей с СДВГ
Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) — одно из наиболее распространенных нервно-психических расстройств детского возраста. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-15% детей в популяции .
По МКБ-X синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к группе гиперкинетических расстройств (F90). Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку .
Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются низкой успеваемостью, неусидчивостью, чрезмерной двигательной активностью, импульсивностью и входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств – наркомании и алкоголизма, асоциального поведения . Вовремя недиагностированный и нелеченный СДВГ переходит во взрослый возраст, и приводит к формированию указанных социальных дезадаптаций, что определяет социальную значимость проблемы .
Актуальность проблемы определяется не только широкой распространенностью СДВГ, но и недостаточной эффективностью существующих методов терапии данного расстройства (фармакотерапии, поведенческой психотерапии, биологической обратной связи по ЭЭГ) .
В связи с чем, СДВГ привлекает вс более пристальное внимание неврологов, нейрофизиологов, психиатров, психологов, педагогов. В настоящее время СДВГ рассматривается как синдром, а не как нозологическая форма
Этиология СДВГ также гетерогенна и до конца не установлена. Считается, что к развитию СДВГ могут приводить следующие факторы/причины: 1. Генетические причины (примерно 1/3 случаев). Генетические нарушения наследования генов, отвечающих за формирование и нормальное функционирование серотонинергической и дофаминергической систем центральной нервной системы . 2. Дети с повреждениями лобной и височной долей . 3. Пренатальные и перинатальные патологические факторы, в частности асфиксия и гипоксия , которые приводят к расстройству развития при СДВГ . 4. Постнатальная черепно-мозговая травма и энцефалит (нейроинфекции) могут быть причинами СДВГ . 5. Свинцовая интоксикация, побочные эффекты фенобарбитала, карбамазепина, клоназепама, симпатомиметиков (вентолина) дают преходящие проявления СДВГ . 6. Дети, рожднные матерями, употреблявшими во время беременности алкоголь в большом количестве, с фенотипическими признаками алкогольного синдрома плода . 7. Гиперактивное поведение наблюдается при генетически детерминированных синдромах (синдромы фрагильной Х-хромосомы, Вильямса, Ангельмана, туберозном склерозе) . Значение психосоциальных факторов хотя и ставится под сомнение, но они усиливают проявление синдрома генетического, церебрально-органического или смешанного генеза.
Несмотря на приведенные многочисленные причины, в настоящее время в формировании СДВГ рассматриваются несколько ведущих патогенетических теорий. 1. Генетическая теория. Генетические механизмы СДВГ продолжают изучаться. Установлено, что ген переносчика дофамина (DAT-I) на хромосоме 5 и ген дофаминового рецептора D4 (DRD 4) на хромосоме 2, а также гены серотониновой системы играют несомненную роль, но в полной мере механизмы их участия в генезе СДВГ не раскрыты . Неоднозначность биохимических показателей при СДВГ может быть обусловлена генетической гетерогенностью синдрома, в развитии и манифестации которого задействован целый ряд генов . 2. Нейроанатомическая теория. У детей с СДВГ обнаруживаются изменения со стороны: а) правого и левого полушария (дисбаланс в их работе, особенно правого полушария показаны по данным нейропсихологических тестов . б) лобных долей (Lou с соавт. церебральная ишемия способствует возникновению дисфункции дофаминергической нейромедиаторной системы; нарушение связи между лобной долей и хвостатым ядром) . в) подкорковых узлов, правого хвостатого ядра по данным ПЭТ , уменьшение размеров левого хвостатого ядра . г) мозолистого тела (уменьшение средне-саггитальных размеров мозолистого тела в области колена и валика по данным МРТ и ПЭТ). д) мозжечка (уменьшение размеров червя, задне-нижнего отдела . Морфологическим субстратом СДВГ являются структуры, дисфункция и/или незрелость которых входят в 3 основных блока- 1) восходящая ретикулярная формация и лобная кора; 2) верхние бугры четверохолмия, подушка таламуса, верхняя теменная кора, голубое пятно; 3) передняя мозолисто-краевая извилина, префронтальные области, вентро тегментальные зоны, подкорковые узлы .
Способы коррекции эмоциональных нарушений
Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей.
Данные методы принято разделять на 2 основные группы: индивидуальные и групповые, однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.
Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:
- Смягчение эмоционального дискомфорта
- Повышение активной деятельности и самостоятельности
- Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).
- Коррекцию самооценки
- Формирование эмоциональной устойчивости
Мировая психология включает в себя 2 основных подхода к психологической коррекции ребенка, а именно:
Психодинамический подход. Выступает за создание условий, которые позволяют подавлять внешние социальные преграды, с помощью такие методов как психоанализ, игровая терапия и арттерапия.
Поведенческий подход. Данный подход позволяет стимулировать ребенка на усвоение новых реакций, направленных на формирование адаптивных поведенческих форм и наоборот, подавляет неадаптивные формы поведения, если таковые имеются. Включает в себя такие методы воздействия как поведенческие и психорегулирующие тренинги, которые позволяют малышу закрепить усвоенные реакции.
При выборе способа психологической коррекции эмоциональных нарушений следует исходить из специфики нарушения, которое определяет ухудшение эмоционального состояния. В случае если у ребенка отмечаются внутриличностные нарушения, то отличным способом будет применение игровой терапии (не компьютерной), а также хорошо себя зарекомендовал метод семейной психокоррекции.
Если наблюдается преобладание межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, которая позволяет оптимизировать межличностные отношения. При выборе какого-либо метода обязательно учитывается тяжесть эмоциональной нестабильности ребенка.
Такие методы психологической коррекции как игротерация, сказкотерапия и т.п. эффективно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и врача-терапевта. Также важным моментом является работа специалиста с самими родителями.