Введение
При оценке
готовности детей к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда
уделяют достаточно внимания анализу развития зрительного восприятия. Нередко
можно услышать или прочитать, что зрительные функции развиваются в раннем
детстве и их недоразвитие встречается редко. Насколько оправдано такое мнение?
«Зрительное
восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа
окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ
большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное
восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и
точнее они отражают раздражители» (А.В.Запорожец, В.А.Ковшиков) .
Через зрительный
канал ребенок получает максимум информации. Зрительное восприятие – комплексный
процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность,
целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного
обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора,
объем, константность восприятия.
Зрительные образы,
как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня
отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический
уровень (А.А.Люблинская, В.С.Мухина) . «От развития зрительного
восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта» (Т.В.Ахутина,
Н.М.Пылаева) . Механизмы зрительного восприятия развиваются не изолированно.
Манипуляции предметами позволяют уточнять то, что воспринято зрительно.
В дальнейшем уровень
развития зрительного восприятия определяет успешность освоения базовых навыков
письма и чтения в начальной школе.
При работе с детьми с общим
недоразвитием речи (ОНР) достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение
способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Вовремя
выявить недоразвитие зрительного восприятия, найти его причину и по возможности
скорректировать — решению этой проблемы посвящена данная методическая
разработка.
Цель работы – диагностировать
уровень зрительного восприятия у дошкольников логопедической группы и
разработать систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у
детей с ОНР.
Для достижения выбранной цели
поставила следующие задачи:
-
Изучить и проанализировать
психологическую, педагогическую и специальную литературу. -
Провести диагностику,
направленную на выявление особенностей зрительного восприятия детей с ОНР. -
Дать количественный и
качественный анализ результатов диагностики. -
Выявить особенности развития
зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией. -
Разработать и апробировать
систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с
ОНР.
Методологической основой работы
являются труды Р.Е.Левиной, в которых автор построил концепцию общего
недоразвития речи и изложил принципы системного анализа речевой и психической
недостаточности детей с ОНР, а также аспекты и положения психологической теории
Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина. Согласно теории Л.С.Выготского, «всякая высшая
психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как
деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй
раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция
интрапсихическая». Согласно теории П.Я.Гальперина об интериоризации внешних
действий во внутренние, необходимо сначала выполнить с детьми действие во
внешнем плане, а затем перевести его во внутренний.
Таким образом, проблема
развития зрительного восприятия у детей с ОНР является очень важной в
современных условиях. Неполноценность зрительного восприятия снижает возможность
формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает
значительные затруднения во всех видах деятельности
От уровня развития
зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.
БЛОГ ПЕДАГОГОВ
Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице — залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста
Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Дышим правильно – говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании
Ребенок играющий
В детский сад без слез
Игрушки — подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому — от умного ребёнка)