Введение
При оценке
готовности детей к школе и при исследовании их трудностей обучения не всегда
уделяют достаточно внимания анализу развития зрительного восприятия. Нередко
можно услышать или прочитать, что зрительные функции развиваются в раннем
детстве и их недоразвитие встречается редко. Насколько оправдано такое мнение?
«Зрительное
восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа
окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ
большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное
восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и
точнее они отражают раздражители» (А.В.Запорожец, В.А.Ковшиков) .
Через зрительный
канал ребенок получает максимум информации. Зрительное восприятие – комплексный
процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность,
целенаправленность, зрительно – моторные координации, навыки зрительного
обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора,
объем, константность восприятия.
Зрительные образы,
как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня
отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический
уровень (А.А.Люблинская, В.С.Мухина) . «От развития зрительного
восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта» (Т.В.Ахутина,
Н.М.Пылаева) . Механизмы зрительного восприятия развиваются не изолированно.
Манипуляции предметами позволяют уточнять то, что воспринято зрительно.
В дальнейшем уровень
развития зрительного восприятия определяет успешность освоения базовых навыков
письма и чтения в начальной школе.
При работе с детьми с общим
недоразвитием речи (ОНР) достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение
способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия. Вовремя
выявить недоразвитие зрительного восприятия, найти его причину и по возможности
скорректировать — решению этой проблемы посвящена данная методическая
разработка.
Цель работы – диагностировать
уровень зрительного восприятия у дошкольников логопедической группы и
разработать систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у
детей с ОНР.
Для достижения выбранной цели
поставила следующие задачи:
-
Изучить и проанализировать
психологическую, педагогическую и специальную литературу. -
Провести диагностику,
направленную на выявление особенностей зрительного восприятия детей с ОНР. -
Дать количественный и
качественный анализ результатов диагностики. -
Выявить особенности развития
зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией. -
Разработать и апробировать
систему коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с
ОНР.
Методологической основой работы
являются труды Р.Е.Левиной, в которых автор построил концепцию общего
недоразвития речи и изложил принципы системного анализа речевой и психической
недостаточности детей с ОНР, а также аспекты и положения психологической теории
Л.С.Выготского и П.Я.Гальперина. Согласно теории Л.С.Выготского, «всякая высшая
психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как
деятельность коллективная, социальная, т.е. как функция интерпсихическая, второй
раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления, как функция
интрапсихическая». Согласно теории П.Я.Гальперина об интериоризации внешних
действий во внутренние, необходимо сначала выполнить с детьми действие во
внешнем плане, а затем перевести его во внутренний.
Таким образом, проблема
развития зрительного восприятия у детей с ОНР является очень важной в
современных условиях. Неполноценность зрительного восприятия снижает возможность
формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает
значительные затруднения во всех видах деятельности
От уровня развития
зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта.
Другие товары в серии «Развитие речи детей»
Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет, Ушакова Оксана Семеновна
Развитие речи детей, Сфера 2013, ISBN: 9785994906576
243рубКупить
Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, Ушакова Оксана Семеновна
Развитие речи детей, Сфера 2011, ISBN: 9785994904657
434рубКупить
В книге раскрывается система работы по ознакомлению детей 3-7 лет с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм) и развитию речи. Дается методика развития словесного творчества дошкольников, представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности, а также методические рекомендации по организации образовательной работы.
Данное издание переработанное с учетом Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Книга адресована работникам дошкольных образовательных учреждений, студентам педвузов и колледжей, родителям.
Мультфильмы в детском саду. Логопедические занятия 5-7 лет, Гуськова Алевтина Александровна
Развитие речи детей, Сфера 2010, ISBN: 9785994903445
71рубКупить
В книге представлены логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет.
Книга предназначена логопедам, воспитателям логопедических групп, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов и колледжей.
Развитие речевой активности детей 6-7 лет, Красильникова Лидия Васильевна
Развитие речи детей, Сфера 2010, ISBN: 9785994903476
90рубКупить
В книге представлена система работы по развитию осознанной речевой активности детей 6-7 лет, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты, с использованием инновационной многоуровневой технологии. Эта система авторских занятий, дидактических игр и упражнений прошла апробацию на базе дошкольных учреждений и школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Пособие может быть рекомендовано студентам педагогических колледжей и вузов, специалистам в области дошкольного образования, учителям начальной школы и родителям.
Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет, Карпова Светлана Игоревна, Мамаева Виктория Валерьевна
Развитие речи детей, Сфера 2010, ISBN: 978-5-92680-747-6
87рубКупить
Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психологами, воспитателями, гувернерами.
Развитие речи и творчества дошкольников, Ушакова Оксана Семеновна
Развитие речи детей, Сфера 2007, ISBN: 5-89144-180-2
59рубКупить
В книге представлены игры, упражнения и конспекты занятий по развитию всех сторон речи — звуковой, лексической, грамматической — во взаимосвязи с развитием связной монологической речи. Отдельный раздел посвящен обогащению эмоционального словаря дошкольников. В книге раскрывается система работы по развитию образной речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства разных жанров. Издание предназначено работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педвузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи у детей дошкольного возраста.
Лидеры продаж
Четыре элегантных детектива. Комплект из 4-х книгИзнер Клод
«Черная смерть». Советская морская пехота в боюАбрамов Евгений Петрович
Философия жизни в судьбе одной девочкиУткин Сергей
Новые кулинарные технологииДолгополова Светлана
Новые международные отношения. Основные тенденции и вызовы для РоссииБордачев Тимофей Вячеславович, Батюк Владимир Игоревич, Аксененок Александр Георгиевич
Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭКовалева Галина Ивановна, Бузулина Т. И.
ЧайкаЧехов Антон Павлович
Математика 3 класс. Карточки заданийГерман Ольга
Творец слезДум Эрин
Прививка от Enron: Практическое руководство по организации комитета по аудиту….Скатерщиков Сергей
Контроль физического состояния детей дошкольного возрастаТарасова Татьяна
Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе: методическое пособиеРайский Сергей, Ерошкина Екатерина
Публикация «Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
2. Развивать сенсомоторные навыки (ориентировка в пространстве; зрительно-моторная координация «глаз-рука», моторное планирование, зрительный гнозис)
3
Формировать базовые высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, воображение);. 4
Формировать межполушарное взаимодействие головного мозга;
4. Формировать межполушарное взаимодействие головного мозга;
5. Подготовить детей к обучению грамоте (звуковой анализ-синтез, чтение)
Пособие разработано с элементами нейропсихологической коррекции и направлена на компенсацию и развитие базовых функций головного мозга. Комплект состоит из трех альбомов. По автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. Каждый альбом условно разделен на разделы.
Первый раздел. Развитие ВПФ и сенсомоторных навыков. Упражнения в данном разделе развивают мозолистое тело головного мозга, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия и развитию моторного программирования, а так же облегчают процесс чтения и письма. Упражнения «Хлоп-топ-кулачок», «Пройди по дорожке двумя руками», «Рисуй двумя руками одновременно», «Соедини цифры», «Найди тень», «Найди заплатку», «Посчитай морских жителей», «Построй домик по образцу», «Ориентировка в пространстве», «Подбери карандаши по схеме», «Куда смотрят птицы», «Собери лицо человека».
Второй раздел. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Данные игры способствуют развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, грамматического строя речи, мелкой моторики, вычислительных навыков, пополняют словарный запас.
Артикуляционная гимнастика для определенной группы звуков. «Пройди по дорожке», «Нажимай на кнопочки», «Повтори слоги», «Зонтик», «Звуковой пазл», «Буквенный пазл», «Собери в корзину слова с данным звуком», «Чистоговорки», «Посчитай-ка, дружок», «Подбери картинку по цвету», «Игра с прищепками».
Третий раздел. Развитие связной речи и подготовка детей к обучению грамоте.
Таким образом, занимаясь с ребенком индивидуально по данному альбому, у логопеда разнообразные задания и упражнения всегда под рукой. Альбом мобильный. Задания и упражнения можно менять, добавлять, убирать в зависимости от индивидуальных способностей и потребностей ребенка. Задания подобраны в соответствии со структурой индивидуального занятия с ребенком с ТНР.