Материнский голос: как он поможет развить слух ребенка еще до его рождения

Новые звуки. ваш малыш от рождения до двух лет

Ребенок и слух: когда начинается восприятие голоса мамы?

Научные исследования показывают, что уже в 16 недель развития плода у ребенка начинают формироваться ухо и вестибулярная система, а в 24 недели он может начать слышать звуки. В этот период ребенок еще находится в защищенном основными органами матери месте и его организм еще только знакомится с внешними акустическими стимулами.

Ожидание и радость будущего родителя также могут передаваться через голос мамы. Каждый раз, когда мама разговаривает или пениеет, ее мягкие и мелодичные звуки доносятся до ребенка и создают особую атмосферу любви и заботы. Голос мамы помогает малышу установить эмоциональную связь с внешним миром и его собственной семьей.

Хотя звуки и голоса, которые ребенок слышит в утробе, звучат глухо и приглушенно, но они все равно имеют значение и влияют на развитие его слуха. Исследования свидетельствуют о том, что дети, которые были изложены музыке или голосу мамы в утробе, узнают эти звуки после рождения и демонстрируют более быстрое развитие речи.

Считается, что ребенок начинает узнавать голос мамы примерно в 27-29 недель развития. В этот период он активно слушает разговоры, песни и шепот, пытаясь разобрать знакомые звуки. Он уже начинает отличать голос мамы от других звуков и может реагировать на него поворотом головы или движением в руках. Голос мамы становится для него особенным, узнаваемым и успокаивающим.

Все это подтверждает важность общения с малышом еще до его рождения. Голос мамы становится первым и самым близким звуком, который малыш услышит в жизни и который будет ассоциироваться с любовью и поддержкой

Поэтому никогда не стоит сомневаться в значимости своих слов и заботы, даже когда ваш ребенок находится еще в утробе.

Этика и овладение языком

Кохлеарные имплантаты были предметом горячих споров между теми, кто считает, что глухие дети должны получать имплантаты, и теми, кто этого не делает. Некоторые глухие активисты считают, что это важная этическая проблема, заявляя, что язык жестов является их родным или родным языком, как и любой другой разговорный язык для слышащих. Они никоим образом не видят глухоту как недостаток, а скорее как нормальную человеческую черту среди множества различных. Один из вопросов этической точки зрения имплантации — возможные побочные эффекты, которые могут появиться после операции. Однако осложнения после операции кохлеарной имплантации редки, в некоторых центрах показатель неудач составляет менее трех процентов.

Как ребенок чувствует настроение мамы?

Теорией и практикой давно доказано – малыш всегда чувствует настроение мамы. Причем чем меньше ребенок, тем теснее связь и тем чувствительнее младенец к психоэмоциональному состоянию мамы. Более того – ребенок напрямую зависит от мамы, ее состояния, которое очень сильно влияет на личностное развитие малыша.

Почему ребенок не любит маму?

Ребенок не любит маму? Приходите к нам! — Не справляетесь сами? Ситуация обостряется? Специалисты психологического центра «Инсайт» помогут выявить проблему и помочь с ее решением в минимальные сроки. Позвоните или напишите нам, чтобы начать работать как можно скорее.

Игровое общение

Одна из самых популярных игр — «Ку-ку». Во время этой игры мама прячется за руками или предметом и потом внезапно появляется с улыбкой и говорит «Ку-ку!». Малыш засматривается на маму и начинает улыбаться в ответ. Таким образом, он узнает голос и настроение мамы.

Еще одна популярная игра — «Говорим ми-ми». Во время игры мама говорит «Ми-ми» разными интонациями, чтобы малыш мог услышать разные звуки и интонации. Он начинает узнавать, какой голос принадлежит конкретной маме.

Родители также могут использовать музыкальные игрушки или песни, чтобы общаться с малышом. Пение помогает детям распознавать и запоминать голос мамы. Мама может петь колыбельные песни или другие песни с мелодиями, которые легко запоминаются и повторяются.

Игровое общение с мамой помогает малышу узнать голос и интонации своей мамы. Это создает связь между ними и помогает развить речь и коммуникацию

Важно проводить время с малышом, уделять ему внимание и играть с ним, чтобы он мог чувствовать себя любимым и защищенным

Этапы формирования слухового аппарата у плода

Формирование слухового аппарата у плода происходит на протяжении всего периода беременности. Начиная с первых недель развития плода, слуховая система начинает формироваться и активно развиваться.

Слуховые органы, такие как ухо и вестибулярный аппарат, начинают формироваться уже на 3-4 неделе беременности. В этот период происходит образование внутреннего уха, основного органа слуха. К концу 16 недели беременности слуховые органы уже полностью сформированы, а слуховая система плода готова к восприятию звуков из внешней среды.

На следующем этапе формируются слуховые пути, которые соединяют ухо с мозгом. На 24-26 неделе беременности пути слуховой системы становятся полностью функциональными. К концу этого периода плод уже способен услышать звуки и отличать интонации голоса матери.

Позднее, ближе к 30-32 неделям беременности, слуховой аппарат плода становится еще более чувствительным. Плод начинает реагировать на внешние звуки, например, шумы из окружающей среды или голоса людей. Однако, в связи с наличием околоплодных жидкостей, звуки проникают до плода в измененном виде, с демпфированными частотами.

Факторы, такие как генетические особенности, общее состояние плода и уровень шума вокруг него, могут оказывать влияние на развитие слуховой системы. Поэтому, регулярная коммуникация беременной женщины с плодом через разговоры и музыку может способствовать более полному развитию слухового аппарата ребенка.

Как понять что новорожденный любит маму?

Ребята и зверята — Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у различных животных развиваются именно те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них – держаться поближе к родителям, в этом случае малыши в большей степени защищены от опасностей.

Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что маленькие гусята начинают следовать за своей матерью почти сразу же после появления на свет. Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать свое потомство. Доктор Лоренц также обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в течение первых 24 часов из жизни заботился он сам, начинали следовать за ним, а не за другой гусыней.

Подчас эта трогательная привязанность причиняла ученому определенные неудобства: гусята предпочитали даже спать в его комнате, вместо того, чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи. А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян.

Одни из них умерли. Другие были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть. Стало ясно, что обезьянкам для хорошего самочувствия и успешного развития требуется нечто большее, чем регулярное кормление. Харлоу стал экспериментировать с «суррогатными матерями» – различными проволочными конструкциями.

  • Одна «мама» снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая – нет, у третьей было «лицо», четвертая была покрыта «шерстью», а пятая – лишь оголенной проволокой.
  • Результаты оказались весьма впечатляющими.
  • Обезьянки больше всего были привязаны к тем «мамам», к которым было приятно прижаться, т.е.
  • К тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью.

Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к «холодной» металлической «маме», чтобы поесть, но никогда не прижимались к ней, не обнимали ее, не выражали других признаков «любви». А что же человеческие детеныши? Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия, насколько, конечно, это было возможно для лихого военного времени.

Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту. Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий.

Какие звуки плод может услышать?

Плод начинает воспринимать звуки уже с ранних стадий беременности. Однако, его слух полностью формируется только к 21-ой неделе. На этом сроке плод может услышать различные звуки из внешней среды. Вот несколько основных типов звуков, которые плод может воспринимать:

  • Голос мамы: Плод может услышать и распознать голос мамы. Исследования показали, что плод воспринимает и запоминает звуки голоса своей матери еще до рождения.
  • Звуки окружающей среды: Помимо голоса мамы, плод может услышать и другие звуки окружающей среды, такие как шумы улицы, пение птиц, разговоры окружающих людей и другие звуки, которые могут доноситься до материнского живота.
  • Музыка: Исследования также показали, что плод может воспринимать музыку. Многие будущие мамы играют музыку для своего ребенка, надеясь, что это будет стимулировать его развитие.

Важно отметить, что звуки, которые плод слышит в утробе, могут иметь влияние на его развитие

Поэтому мамы должны стараться создавать расслабляющую и приятную обстановку для своего ребенка, уделяя внимание звуковой среде, в которой находятся

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
Гуление

Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу)

Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Разбираемся с опорой на ударение

Чтобы изучить механику освоения ударения как принципа сегментации, лингвисты провели исследования немецкоязычных и франкоязычных младенцев . Эти языки представляют два типа ударения. Немецкий относится к так называемым stress-timed языкам — в нем ударение выделяется на лексическом уровне (то есть ударный слог выделяется по длине в каждом слове), причем само ударение в 90% слов приходится на первый слог. Французский язык относится к syllable-timed языкам — в нем ударение выделяется на синтаксическом уровне (удлиняется акцентная часть всей фразы, а не каждого слова) и нет преимущественной позиции ударения на уровне слов.

Процедура исследования была следующей: младенцам каждой языковой группы предлагали послушать звуковую последовательность из выдуманных двусложных слов типа «gaba/bugo». Каждая последовательность была записана в двух вариантах ударения — хореическом (ударение на певый слог: «GAba») или ямбическом (ударение на второй слог: «gaBA»). Исследователи регистрировали время, в течение которого младенцы внимательно слушали звуковые последовательности с каждым из типов ударения, повернув голову к источнику звука. Результаты показали, что немецкоязычные младенцы (в немецком языке ударение падает преимущественно на первый слог) предпочитали слушать хореические слоги. Младенцы, которые осваивают французский (в языке не выражено лексическое ударение), предпочтений не проявили. Эта находка подтверждает гипотезу, что уже в самом раннем возрасте дети усваивают ритмику родного языка. Но является ли она первичным инструментом сегментации слов?

Особенности восприятия звуков у ребенка в утробе матери и способы общения с ним

В ходе исследований звуковой восприимчивости плода ученые установили, что слышимость у ребенка, находящегося в утробе, может доходить до тридцати децибел и что плод лучше всего слышит низкочастотные звуки (высокочастотные хуже проходят через брюшную стенку и околоплодную жидкость). Кстати, поэтому мужской голос кроха различает отчетливее, чем женский. Но материнский голос — совсем другое дело: он слышится явственно, так как доходит к малышу через костную систему, минуя водную среду, которая искажает звук.

Находясь в утробе, плод отчетливее всего слышит, конечно, работу различных органов матери. Шумят, как гигантский насос, мамины легкие; ритмично отзываются удары ее сердца; как моторчик, работает пищеварительный тракт. А уже на тридцатой неделе своего развития малыш настолько хорошо воспринимает звуки, что способен реагировать на интонацию родительского голоса и выражать свое мнение по поводу той или иной музыки.

Французские ученые провели эксперимент, который позволил понять, слышит ли ребенок в утробе матери музыку. Для этого в полость матки поместили датчик, реагирующий на звуки извне. Он четко зафиксировал не только голоса медсестер и шум шагов, но и играющую классическую музыку, подтвердив догадки ученых.

Влияние звукового окружения на развитие малыша

Первые несколько месяцев жизни ребенка считаются критическим периодом для его развития. В этот период малыш активно воспринимает окружающие его звуки и начинает формировать свою аудиальную систему. Особое значение в этом процессе имеет звуковое окружение, в котором он находится. Звуки, с которыми малыш сталкивается с самого рождения, могут оказать огромное влияние на его психоэмоциональное и физическое развитие.

Предпочтение к голосу матери. Уже в утробе ребенок начинает слышать звуки, и одним из первых звуков, которые он узнает, является голос матери. Исследования показывают, что малыш уже в утробе начинает распознавать и записывать в память особенности голоса матери. После рождения ребенок продолжает предпочитать голос матери, поскольку этот звук стал для него самым привычным. Голос матери имеет особое эмоциональное значение для ребенка и способен успокаивать его во время беспокойства или плача.

Речевое развитие. Звуковое окружение, в котором растет ребенок, играет важную роль в его речевом развитии. С самого рождения малыш начинает слышать и узнавать звуки речи. Благодаря слуховой системе и восприятию звуков он постепенно осваивает язык, постепенно учась понимать и произносить слова

Поэтому важно создать для ребенка благоприятную звуковую среду, где он сможет слышать разнообразные звуки, включая речь взрослых и детей, музыку, звуки природы

Развитие слуховых навыков. Звуковое окружение также влияет на формирование слуховых навыков ребенка. Уже в первые месяцы жизни малыш начинает привыкать и отличать разные звуки. Постепенно он начинает распознавать знакомые звуки и различать их по интонации и ритму

Этот процесс является важной частью развития слухового аппарата ребенка и его способности воспринимать и анализировать звуки

Влияние на эмоциональное состояние. Кроме того, звуковое окружение может оказывать сильное влияние на эмоциональное состояние малыша. Успокаивающие звуки, такие как шум воды или мягкие мелодии, могут помочь ребенку расслабиться и уснуть. Одновременно громкие и резкие звуки могут вызывать стресс и беспокойство у малыша

Поэтому важно создать для ребенка спокойную и безопасную звуковую среду, в которой доминируют приятные и успокаивающие звуки

Влияние голоса матери на плод

Исследования показывают, что плод способен слышать звук уже с 16-й недели беременности. В это время образуются внутренние структуры уха, позволяющие плоду воспринимать звуковые волны. Постепенно плод начинает различать тон, ритм и интонацию звуков, особенно часто повторяющихся, таких как речь матери.

Голос матери оказывает значительное влияние на плод. Исследования показывают, что когда плод слышит голос матери, его пульс становится более спокойным, меньше проявляется признаков напряжения и стресса. Это связано с тем, что голос матери является для плода знакомым и успокаивающим звуком, который он начинает распознавать и ассоциировать с безопасностью и комфортом.

Интересно также отметить, что когда плод услышит голос матери, он отзывается на него движениями. Это значит, что плод может реагировать на нежелательные звуки, изменяя свое положение или активность. И наоборот, позитивные звуки, такие как голос матери, могут способствовать активности плода и его благополучному развитию.

Итак, голос матери имеет значительное влияние на плод, начиная с 16-й недели беременности. Поэтому рекомендуется общаться с ребенком уже в утробе, чтобы укрепить связь между матерью и плодом, а также способствовать его расслаблению и гармоничному развитию.

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик

Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет

Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Фото: nastyaofly / freepik.com

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Нормы и отклонения по срокам

Конечно, любому родителю хочется поскорее услышать детский лепет. Они начинают сравнивать своего малыша со сверстниками, интересуются: с какого возраста у ребенка появляется первый лепет.

Большинство детей начинают произносить звуки, имеющие какое-то значение, только к году. Есть дети, которые не торопятся говорить, многое зависит от темперамента малыша и от обстановки дома. Веселый активный ребенок начинает разговаривать раньше, а спокойный может длительное время слушать, наблюдать, желание заговорить у таких деток появляется значительно позже.

Домашняя атмосфера, отношение близких друг к другу, к ребенку- играют важную роль. Если родители постоянно молчат, мало общаются, малыш не ощущает стремления к общению, замыкается в себе.

Слишком активное общение, лишение ребенка самостоятельности тоже может спровоцировать задержку речевого развития.  Он должен захотеть заговорить, понять, что его мнение важно для родителей. Нормы развития речи с рождения до года

Нормы развития речи с рождения до года

Возраст

Стадии развития

0-2 месяца Крик, плач-основные формы коммуникации. Малыш плачет когда голоден, у него что-то болит или хочет спать.
2-3 месяца Формируются звуки «у», «а», «ы», иногда сочетаются с «г». Улыбается, увидев родных.
3-5 месяцев Появляются новые гласные звуки «и», «о», «я». Издает их при обращении к нему. Может определить направление звука. Интонация плача меняется в зависимости от потребностей «хочу кушать», «хочу общения».
6-8 месяцев Соединяет гласные и согласные звуки, образовывая первые простые слоги-па, ба, ня. Часто их повторяет.
9-10 месяцев Комбинирует одинаковые слоги, составляет из них цепочки-па-па-па, ма-ма-ма.
11 месяцев Копирует звуки, следит и запоминает артикуляцию. Знает свое имя и отзывается на него. Понимает значение слова «нет». Легко повторяет то, что слышит. Говорит мама, папа не придавая значения.
12 месяцев Имеет в словаре до 5 слов. Комбинирует разные звуки, имитирует разговор взрослых. Понимает значение многих слов.

Родители должны понимать, что показатели у каждого конкретного ребенка могут существенно отличаться и это не говорит о патологии.

Тревожные сигналы:

  • Нарушение глотания и сосания в 1 месяц;
  • в возрасте 3 месяцев ребенок не реагирует на шум и различные звуки;
  • в 2-3 месяца не улыбается;
  • в 4 месяца не интересуется погремушками, не поворачивает голову и не следит за ними глазами;
  • лепет и гуление отличаются монотонностью, не имеют эмоциональной окраски;
  • в 12 месяцев общается только жестами.

Мама превыше всего

Американские ученые провели интересный эксперимент: они предложили будущим мамам с 34-й недели беременности дважды в день читать своему будущему крохе вслух одно и то же стихотворение. Затем, когда у этих женщин дети появились на свет, новорожденным надели наушники и дали соску-датчик, которую соединили со специальным устройством. Устройство в зависимости от интенсивности сосания могло переключаться и предлагать разные стихотворения, причем прочитанные не только матерью. И каждый раз младенцы старались сосать так, чтобы попасть на стихотворение, которое они слышали в последние недели внутриутробного развития и прочитанное именно мамой.

Отсюда вывод: еще находясь в животе, малыш узнает голос мамы. И если в ее голосе появляются тревожные нотки, ребенок чувствует опасность. Если мама спокойна, то по ее безмятежному голосу и интонациям ребенок понимает, что он в безопасности.

Статистика + ударение

В какой же момент младенцы начинают использовать ударение? Согласно одним исследованиям, дети однозначно опираются на ударение уже в 8–9 месяцев. Ученые предполагают, что к этому периоду статистическое научение позволяет ориентироваться в ударении

Но даже в описанных выше исследованиях ученые замечали, что младенцы 6–7 месяцев, которые преимущественно опираются на статистику, уделяли повышенное внимание словам, в которых ударение тестовых слов было непривычным или противоречило статистике. На основании такого поведения ученые пришли к выводу, что у младенцев чувства речевой ритмики и статистики развиваются параллельно и могут использоваться одновременно даже в 6–7 месяцев, если нет противоречий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: