Диагностика профессиональных склонностей
- Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
- Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» Автор А. Е. Голомшток
- Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л.Йовайши)
- Матрица выбора профессии (Г.В. Резапкина).
- Опросник профессиональной готовности (Л.Н.Кабардова)
- Опросник профессиональных предпочтений (Дж.Холланд);
- Профориентационные игры (Пряжников) Опубликованы в сборнике «Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения» под ред. С.Н.Чистяковой
Рекомендации
Предлагаемый диагностический стимульный материал содержит в большом количестве красочные иллюстрации и предназначен для определения интеллектуального уровня и уровня развития психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности и речевой функции детей от 1 года до 4 лет.
Данный дидактический материал качественно и грамотно оформлен и может широко использоваться как специалистами: логопедами, практикующимися психологами, учителями-дефектологами, так и родителями малышей и детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Кроме того данное пособие будет полезно студентам дефектологических факультетов.
Диагностика мотивационной сферы
Перечень диагностических методик
Методика определения уровня сформированности познавательной деятельности
Исследуется цветовой гнозис (цвета: красный, синий, желтый, зеленый). В норме ребенок различает цвета в 1,5-2 года, выбирает по словесной инструкции в 2-3 года, самостоятельно называет в 2,5-3 года.
Изучение способности определять форму (круг, квадрат, треугольник). При нормальном развитии сличение обнаруживается в 1,5-2 года, выбор по наименованию в 2 года, самостоятельное обозначение словом в 3 года.
В раннем возрасте узнавание и различение формы и цвета — основной показатель при диагностики интеллектуального развития детей.
Методика «Парные картинки»
Ребенку демонстрируется набор из шести пар предметных картинок. Предлагается подобрать похожие. При нормальном развитии правильный выбор делают дети 2-хлетнего возраста из двух картинок, 4-хлетнего — из четырех. Дошкольникам более старшего возраста методика предлагается в том случае, если они неспособны выполнить задания на классификацию предметов.
Методика «Разрезные картинки»
Предъявляются сюжетные или предметные картинки, разрезанная на две или три части с разной конфигурацией разреза. Показатели нормального развития: 2.5-3 лет собирает картинку из двух частей, в 3-3,5 года — из трех.
Наблюдая за действиями ребенка в процессе выполнения задания, оцениванию подлежат следующие манипуляции:
- наличие целенаправленных действий;
- соединение частей без попытки совершить анализ полученного изображения;
- соединение с разворотами фрагментов и поиском необходимой позиции;
- визуальное соотнесение частей целого без прикладывания.
Конструирование по подражанию
Используется при исследовании интеллектуальной деятельности дошкольников до 3-хлетнего возраста. Анализу подвергаются следующие показатели:
- подражание действиям педагога с учетом или без учета формы, величины и пространственных отношений;
- сопоставление, поиск и исправление ошибок;
- правильное воспроизведение конструкторской постройки;
- самоанализ образца и воспроизведенной конструкции.
Методика «Вкладыши»
Ребенку предлагаются семь формочек в виде цилиндров разного размера. Инструкция: вложить «чашечки» друг в друга. Анализируются следующие возможные результаты:
- манипуляции предметами без понимания смысла задания (характерны для сниженного интеллекта);
- познавательные манипуляции;
- силовая проба без учета величины предметов;
- хаотичные поиски и манипуляции с предметами;
- целенаправленные поиски и пробы;
- практическое примеривание предметов;
- правильное выполнение на основе исключительно визуального анализа и сопоставления.
До 2,5 лет возможна силовая проба, после 3-х лет при нормальном развитии сформировано зрительное соотношение.
«Почтовый ящик» (Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард)
Ребенку предлагается ящик с прорезями различной формы и величины и соответствующие вкладыши. Наблюдение за действиями оцениваются следующим образом:
- силовая проба (в норме до 3-х лет);
- целенаправленные пробы одновременно со зрительным соотнесением ( в 3 года — показатель нормы).
Тест на воспроизведение ритма
Испытуемому предлагается воспроизвести по подражанию вариации с постукиванием. задание предъявляется дважды. При затруднении вводится оречевление (подсчет ударов вслух), игровой момент. Оценивается характер постукиваний ребенка, частота, способность к самоанализу собственных действий. невозможность повторить простейшие ритмические рисунки может быть сигналом недостаточного слухового внимания, что впоследствии может явиться причиной несформированности фонематического слуха.