Список диагностических комплексов и методик, используемых педагогом-психологом

Методики обследования детей раннего возраста

Диагностика профессиональных склонностей

  • Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова
  • Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» Автор А. Е. Голомшток
  • Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л.Йовайши)
  • Матрица выбора профессии (Г.В. Резапкина).
  • Опросник профессиональной готовности (Л.Н.Кабардова)
  • Опросник профессиональных предпочтений (Дж.Холланд);
  • Профориентационные игры (Пряжников) Опубликованы в сборнике «Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения» под ред. С.Н.Чистяковой

Рекомендации

Предлагаемый  диагностический стимульный материал содержит в большом количестве красочные иллюстрации и предназначен для определения интеллектуального уровня и  уровня развития психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности и речевой функции  детей от 1 года до 4 лет.

Данный дидактический материал качественно и грамотно оформлен и  может широко использоваться как специалистами: логопедами, практикующимися психологами, учителями-дефектологами, так и родителями малышей и детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Кроме того данное пособие будет полезно студентам дефектологических факультетов.

Диагностика мотивационной сферы

Перечень диагностических методик

Методика определения уровня сформированности познавательной деятельности

Исследуется цветовой гнозис (цвета: красный, синий, желтый, зеленый). В норме ребенок различает цвета в 1,5-2 года, выбирает по словесной инструкции в 2-3 года, самостоятельно называет в 2,5-3 года.

Изучение способности определять форму (круг, квадрат, треугольник). При нормальном развитии сличение обнаруживается в 1,5-2 года, выбор по наименованию в 2 года, самостоятельное обозначение словом в 3 года.

В раннем возрасте узнавание и различение формы и цвета — основной показатель при диагностики интеллектуального развития детей.

Методика «Парные картинки»

Ребенку демонстрируется набор из шести пар предметных картинок. Предлагается подобрать похожие. При нормальном развитии правильный выбор делают дети 2-хлетнего возраста из двух картинок, 4-хлетнего — из четырех. Дошкольникам более старшего возраста методика предлагается в том случае, если они неспособны выполнить задания на классификацию предметов.

Методика «Разрезные картинки»

Предъявляются сюжетные или предметные картинки, разрезанная на две или три части с разной конфигурацией разреза. Показатели нормального развития:  2.5-3 лет собирает картинку из двух частей, в 3-3,5 года — из трех.

Наблюдая за действиями ребенка в процессе выполнения задания, оцениванию подлежат следующие манипуляции:

  • наличие целенаправленных действий;
  • соединение частей без попытки совершить анализ полученного изображения;
  • соединение с разворотами фрагментов и поиском необходимой позиции;
  • визуальное соотнесение частей целого без прикладывания.

Конструирование по подражанию

Используется при исследовании интеллектуальной деятельности дошкольников до 3-хлетнего возраста. Анализу подвергаются следующие показатели:

  • подражание действиям педагога с учетом или без учета формы, величины и пространственных отношений;
  • сопоставление, поиск и исправление ошибок;
  • правильное воспроизведение конструкторской постройки;
  • самоанализ образца и воспроизведенной конструкции.

Методика «Вкладыши»

Ребенку предлагаются семь формочек в виде цилиндров разного размера. Инструкция: вложить «чашечки» друг в друга. Анализируются следующие возможные результаты:

  • манипуляции предметами без понимания смысла задания (характерны для сниженного интеллекта);
  • познавательные манипуляции;
  • силовая проба без учета величины предметов;
  • хаотичные поиски и манипуляции с предметами;
  • целенаправленные поиски и пробы;
  • практическое примеривание предметов;
  • правильное выполнение на основе исключительно визуального анализа и сопоставления.

До 2,5 лет возможна силовая проба, после 3-х лет при нормальном развитии сформировано зрительное соотношение.

«Почтовый ящик» (Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард)

Ребенку предлагается ящик с прорезями различной формы и величины и соответствующие вкладыши. Наблюдение за действиями оцениваются следующим образом:

  • силовая проба (в норме до 3-х лет);
  • целенаправленные пробы одновременно со зрительным соотнесением ( в 3 года — показатель нормы).

Тест на воспроизведение ритма

Испытуемому предлагается воспроизвести по подражанию вариации с постукиванием. задание предъявляется дважды. При затруднении вводится оречевление (подсчет ударов вслух), игровой момент. Оценивается характер постукиваний ребенка, частота, способность к самоанализу собственных действий. невозможность повторить простейшие ритмические рисунки может быть сигналом недостаточного слухового внимания, что впоследствии может явиться причиной несформированности фонематического слуха.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: