Лечение ДЦП
В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция
Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию
Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.
Нарушения функции речи при ДЦП
Большой процент детей, имеющих диагноз ДЦП, имеет нарушения в формировании речи. Чаще они не выступают «в одиночку», временами даже сочетаясь друг с другом.
Основные речевые нарушения при ДЦП:
- ЗРР — задержка речевого развития.
- ЗПРР — задержка психоречевого развития
- Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
- Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.
Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.
«Медвежью услугу» оказывает также чрезмерно заботливое семейное воспитание, когда родители во всем предвосхищают желания ребенка, отзываясь на его малейшие жесты и указания, не стимулируя его к правильному формированию речи.
Причины возникновения ДЦП
ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.
Основными причинами возникновения ДЦП являются:
- Кислородное голодание (гипоксия) плода.
- Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
- Осложненная наследственность.
- Резус-конфликт.
- Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
- Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.
Симптомы ДЦП
К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:
- Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
- Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
- Деформации скелета.
- Проблемы со зрением или слухом.
- Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
- Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
- Судороги.
Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.
Упражнения
После диагностики ребенка с ЗПР на определение наличия навыков чтения, подбирается ряд упражнений. Мы выбрали самые простые, доступные и при этом эффективные:
Игры с буквами. Ваш малыш не может запомнить, как выглядит та или иная буква? Существует много способов помочь ему, например: вылепите ее из пластилина (это касается большой, маленькой и прописной буквы), закрепите навык, выложив эту же букву из спичек, ниточек, вырежьте ее из цветной бумаги, нарисуйте, разукрасьте. Еще один вариант – раз в неделю распечатывать красочную букву (которую вы на данный момент учите) и размещать на видных местах, графическое изображение будет откладываться на подсознательном уровне. Также можно купить магниты, доски с выпуклыми буквами (изучение на тактильном уровне). Усложнить задание можно написав только отдельные детали буквы и попросить ребенка дорисовать недостающее
И важно, чтобы все действия проговаривались, так вы соедините визуальный и словесный метод обучения
Игра «Какой буквы не стало» – начинать рекомендуется из 3 букв, постепенно увеличивая ряд.Задача — несколько секунд наблюдать за изображениями, потом по памяти повторить последовательность. После взрослый убирает одну букву и необходимо восстановить первоначальный порядок изображений. Можно выкладывать целые слова, а потом терять 1 или несколько букв. Усложнять игру необходимо с учетом готовности самого ребенка.
Игра на развитие тактильной памяти «Волшебный мешочек». В плотном мешочке размещаются металлические или пластиковые буквы, задача — вслепую определить, что за буква и назвать слова, в которых она встречается.
Игра «Найди ошибку в написании» – взрослые осознанно делают ошибки в графическом изображении букв. Задача ребенка — определить какая из предложенных конструкций неправильная и исправить ошибку.
Игра «Сложи слово» – предлагается набор слогов, из которых необходимо составить слова на определенную тематику, например, «Животные», «Сказочные персонажи» и т.д.
«Ролевое чтение» – выберите текст, в котором есть разделение на роли, и в игровой форме проработайте интонацию с учетом знаков препинания. И процесс обучения будет не скучным, и интерес у ребенка точно появится.
«Вставь гласную» – предлагается предложение, в котором есть только согласные буквы, нужно вставить гласные. Для того чтобы упростить задачу, задание подкрепляется иллюстрациями. И это только малая часть упражнений, которые можно выполнять с крохой дома самостоятельно
Важно понимать, что у детей с задержкой психического развития очень хрупкая психика, и учить заставляя, против воли ребенка, у вас не получится. Важно его увлечь, заинтересовать и учить только в игровой форме с поощрением за каждый успех
Обучение по букварю Жуковой
Главное – приступить к обучению вовремя, считает Надежда Сергеевна Жукова, педагог и логопед со стажем, автор собственной методики и специального букваря. Приступать нужно, когда чадо умеет уверенно говорить, формулировать собственные мысли, а книга вызывает явный интерес
Важно не спешить, ведь успешно освоить чтение можно и в 7 лет. Первоклассника обучить легче, чем малыша-пятилетку
Как научить читать ребенка с овз, по Жуковой, с чего начать? Методика достаточно проста. Для хорошего результата достаточно следовать советам, подсказкам и указаниям, которые содержит букварь Жуковой.
Интересный прием. Многим деткам сложно объединить в слог 2 буквы, и прочитать слитно. В книге проблема легко решается – тянуть первую букву и перейти плавно ко второй поможет человечек, бегущий по дорожке, вместе с пальчиком ребенка! Отзывы родителей подтверждают, что этот прием работает.
Кстати, у моих знакомых, замечательной многодетной семьи, растет особенный ребенок, это девочка Юля. Сейчас ей уже 7 лет. И ее мама смогла обучить дочку чтению и письму, применяя как раз букварь Жуковой. Несмотря на некоторые сложности с речью и пониманием, и благодаря колоссальному труду мамы и самой Юлечки, все получилось!
Также видео как научить читать ребенка с овз в домашних условиях (для удобства разверните телефон на 90 градусов).
Метод для детей с тяжелыми отклонениями развития
Вот основные этапы:
- Нужно подготовить «Альбом глобального чтения», с карточками образов. Структура: каждая страница – это 2 картинки и таблички под ними. Каждая табличка – это слово, напечатанное черными буквами на белом. Высота букв – 2 сантиметра.
- Теперь ученику нужно показывать картинку, подкрепляя ее жестом. Затем перед учеником нужно положить картинку с напечатанным словом.
- Далее картинку учитель подносит к своим губам, и четко читает слово, громко, вслух и несколько раз. По мере чтения нужно проводить по буквам пальцем.
- Теперь задача побудить ученика повторить все действия, и жесты, и проведение пальцем по слову.
- Далее картинка подкладывается под слово, и ученику делается предложение его прочесть – провести по нему пальчиком. Так он научится понимать слова и как бы читать их. Такие действия надо повторять каждый день, чередуя слова.
- Обучение проходит от простого к сложному. Упражнения повторяются каждый день, и ребенок далее осваивает глаголы, прилагательные и так далее, учится связывать все это в предложения – из 2-х слов, затем из 3-х.
Обучение по букварю Жуковой
Главное – приступить к обучению вовремя, считает Надежда Сергеевна Жукова, педагог и логопед со стажем, автор собственной методики и специального букваря. Приступать нужно, когда чадо умеет уверенно говорить, формулировать собственные мысли, а книга вызывает явный интерес
Важно не спешить, ведь успешно освоить чтение можно и в 7 лет. Первоклассника обучить легче, чем малыша-пятилетку
Как научить читать ребенка с овз, по Жуковой, с чего начать? Методика достаточно проста. Для хорошего результата достаточно следовать советам, подсказкам и указаниям, которые содержит букварь Жуковой.
Интересный прием. Многим деткам сложно объединить в слог 2 буквы, и прочитать слитно. В книге проблема легко решается – тянуть первую букву и перейти плавно ко второй поможет человечек, бегущий по дорожке, вместе с пальчиком ребенка! Отзывы родителей подтверждают, что этот прием работает.
Кстати, у моих знакомых, замечательной многодетной семьи, растет особенный ребенок, это девочка Юля. Сейчас ей уже 7 лет. И ее мама смогла обучить дочку чтению и письму, применяя как раз букварь Жуковой. Несмотря на некоторые сложности с речью и пониманием, и благодаря колоссальному труду мамы и самой Юлечки, все получилось!
Также видео как научить читать ребенка с овз в домашних условиях (для удобства разверните телефон на 90 градусов).
Речевые нарушения при ДЦП: причины и лечение
Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.
Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.
Дошкольные этапы развития читательской компетентности
Развитие читательской компетентности – генеральная линия читательского и одна из важнейших линий культурного развития ребенка. Важнейшей ее составляющей, «ядром» читательской компетентности является механизм превращения содержания текста в содержание личного опыта слушателя, а потом читателя. Этот механизм у нормативно развивающегося ребенка образуется в младшем дошкольном возрасте на этапе перехода от ситуативной к контекстной речи. По сути, именно тогда происходит запуск процесса развития читательской компетентности .
После своего образования механизм превращения содержания текста в содержание личного опыта ребенка-слушателя развивается в течение всего дошкольного детства в совместно-разделенной со взрослым деятельности, реализующей культурную традицию чтения вслух и рассказывания произведений детских жанров еще не читающим детям. В ходе этого процесса постепенно закладывается фундамент таких важных составляющих будущего самостоятельного чтения, как содействие и сопереживание герою, диалог с автором, закладывается фундамент для развития жанрового сознания. Кроме того, накапливается опыт решения разнообразных и постоянно усложняющихся читательских задач на восстановление результата действия по описанию последовательности его операций; на оценку целесообразности действий героя; на идентификацию героя с тем или иным действующим лицом по полному или неполному описанию внешних признаков; на определение временного и пространственного контекста описанных в тексте событий и др.
Если обобщить данные, прямо или косвенно характеризующие вклад раннего и дошкольного возрастов в становление и развитие читательской компетентности, можно получить достаточно длинный список значимых для этой линии развития событий:
- формируется базовый для понимания контекстной речи уровень развития высших психических функций, личного опыта и представлений об окружающей действительности;
- складывается способность практически различать ситуативную и контекстную речь и установка на извлечение нового содержания; формируется механизм превращения содержания текста в содержание личного, познавательного и эмоционального опыта;
- формируется ориентировка в жанрах детской литературы, способы выстраивания своего читательского поведения в соответствии с логикой жанра; формируются приемы решения элементарных читательских задач, совершенствуются способности восстановления событийного, жанрового, временного и пространственного контекста описанных в тексте событий.
Речь при этом идет о наиболее благополучных вариантах читательского развития, которые в норме складываются под влиянием культурных традиций дошкольного воспитания и материнской школы.
Но даже в норме возникают ситуации, когда использование культурных традиций чтения вслух и рассказывания еще не читающим детям ограничено или недоступно. Это происходит тогда, когда взрослые просто не владеют этими традициями, или, следуя традициям, используют их по отношению к ребенку без должного внимания к индивидуальным особенностями его читательского (слушательского) развития.
В результате нарушается процесс формирования «ядра» читательской компетентности. При этом степень и характер нарушений «ядра» читательской компетентности могут быть различны в зависимости от того, на каком этапе его развития произошел сбой.
Специалистам, сопровождающим обучение детей с КИ в начальной школе, важно иметь представление об этих вариантах и современном методическом обеспечении, разработанном для их коррекции у детей, овладевших грамотой
Что не так с методами обучения чтению при дислексии
Основная проблема состоит в том, что специалисты, которые работают с детьми-дислексиками, решают только последствия этого неврологического расстройства, а не устраняют его первопричину.
Как традиционно строится работа с ребёнком-дислексиком?
Сначала определяется, какие у него есть проблемы с чтением: фонематические, аналитико-синтетические, оптические, оптико-пространственные и другие. В зависимости от этого уже определяется «алгоритм» работы и выбирается специалист, который должен работать с ребёнком.
В большинстве случаев обучением чтению детей с дислексией занимается школьный логопед, а если выявляются ещё и проблемы с физическим и психическим здоровьем, то подключаются неврологи, нейропсихологи, психологи, массажисты. Часто детям-дислексикам назначают ноотропы, но таблетки никак не могут научить ребёнка читать.
Здесь всё иначе! И результаты другие
Тренируя своё тело, мы тренируем свой мозг
Серьёзных результатов можно добиться исключительно педагогическими методами и в короткие сроки
Важно в коррекционную работу включать физические упражнения, которые направлены на формирование речевого дыхания и развитие артикуляционного аппарата.
Секрет обучения чтению при дислексии – доминация левого полушария мозга
Другими словами, ребёнка-дислексика не нужно заставлять читать – это не даст никакого результата, а, наоборот, только ухудшит ситуацию. Ребёнок может закрыться в себе, будет находиться в состоянии постоянного стресса, то есть придётся потом решать ещё и комплекс психоэмоциональных проблем.
Коррекция чтения в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, как и самой дислексии, сводится к обеспечению доминации левого полушария мозга.
Почему именно левое полушарие должно доминировать – ответы здесь
И важно понимать, что у дислексиков не прыгают строчки перед глазами, как это принято считать: у них прыгает взгляд. То есть им трудно следить глазами по строчке, поэтому они переставляют буквы и слоги местами.
Ещё один ключевой момент, который нужно учитывать при коррекции дислексии – образность восприятия текстами дислексиками. У многих у них при чтении возникают образы слов, поэтому мозг, увидев первые 2-3 буквы слова, просто дальше его додумывает. Это т.н. «угадывающее чтение», из-за которого ребёнок не понимает, что именно он прочитал.
Поэтому для того чтобы научить ребёнка дислексика читать, нужно сначала:
- обеспечить доминацию левого полушария мозга;
- сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
- научиться контролировать и удерживать взгляд на строчке;
- научиться управлять своим телом, в том числе преодолеть его раскоординированность.
И как только удастся этого добиться – дислексик сам начнёт проявлять интерес к чтению и у него появится сильное желание читать.
Кажется сложным? Нисколько! Ведь на самом деле курс коррекции дислексии и вместе с ним решения проблем с чтением по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе занимает всего 14 дней. Дети начинают нормально читать уже через 3-4 занятия!
И все упражнения можно делать дома самостоятельно
А начать мы рекомендуем с освоения вебинара «Контролирующий поведение мозг», из которого вы узнаете, как научить ребёнка контролировать своё поведение и как в целом исправить ситуацию с обучением.
«Дислексия мозга. За гранью известного»
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
<<Форма демодоступа>>
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Страница из «складушек» В. Воскобовича
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты
Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь
Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Жужжащее чтение
Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня. Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения. Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.
Советы родителям
Применяя приведенные выше методики, придерживайтесь следующих правил:
- строго следуйте советам, подсказкам и инструкциям;
- следите, чтобы занятия не стали скучной обязаловкой, а были скорее интересной игрой для чада;
- не доводите дело до усталости и раздражения, лучше меньше – но с удовольствием;
- по этой же причине не устанавливайте точное время уроков – просто следите за состоянием сына (дочки);
- делайте перерывы, и хвалите чадо – даже за малейшее достижение.
В нынешние времена намного легче увидеть ребенка, увлеченного гаджетами, чем ребенка, читающего книгу в укромном уголке. Тем не менее, чтение – полезный навык, и приучать к нему нужно с детства, как и ко всему остальному. Оно развивает мышление и фантазию, учит думать, стимулирует мозг.
В итоге, читающий ребенок становится со временем умным эрудированным взрослым, интересным собеседником, с которым всегда приятно поговорить. Поэтому, дорогие родители, я приветствую ваше желание научить читать ребенка даже с овз. Также рекомендую статью как научить ребенка читать словами.
И полезное видео об эффективности работы с карточками, а значит метода чтения. Таким образом, особенный ребенок учиться не только читать, но и общаться с окружающими.
На этом все! Трудитесь, старайтесь, применяйте современные методики, книги и материалы, и все получится. Я от души вам этого желаю
Не забудьте подписаться на этот блок, если заинтересованы в получении важной, нужной информации – о саморазвитии и развитии детей. Удачи вам!
Основные признаки проблем с чтением
Если ребёнок в 3-4 классе не может нормально прочитать несколько предложений или даже слов, то здесь уже очевидно, что у него есть серьёзные проблемы с этим навыком. Однако наличие трудностей можно выявить и по другим признакам.
Обычно нарушения чтения у детей с дислексией сопровождаются:
- чтением с пальцем, но при этом все равно наблюдаются пропуски строк, перескакивания со строчки на строчку, перестановка букв и их путаница;
- наличием большого количества ошибок – замены/пропуски букв, которые созвучны по произношению, перестановка звуков и др.;
- непониманием прочитанного текста и сложностями с его пересказом;
- медленным чтением с короткими паузами;
- пропусками слогов или даже отдельных слов при чтении;
- быстрым чтением, но без интонации и плохим пониманием прочитанного.
Tсли ребёнок не хочет читать или стремится скрыть от окружающих свои трудности с чтением, то он часто жалуется на головную боль, общую усталость, постоянно потирает глаза, с нежеланием выполняет домашнее задание, которое так или иначе связано с чтением.
Стоит обратить внимание и на общее состояние ребёнка. Если он невнимателен, рассеян, не организован, если у него есть сложности с восприятием времени и информации, оценкой письменных данных, то все эти факторы также негативно сказываются на освоении навыка чтения
При этом у ребёнка даже может не быть дислексии, однако из-за отсутствия общей координации, рассеянности и слабой внутренней организации он тоже может испытывать проблемы с чтением.
Как преодолеть данное состояние – ответы ниже.
Заключение
Завершение 3П-реабилитации ̶ событие, открывающее перспективы воспитания глухого ребенка в семье как слышащего. Благодаря кохлеарной имплантации и 3П- реабилитации открывается и возможность приобщения к чтению глухих детей с КИ, как и слышащих, посредством рассказывания, а затем и чтения вслух произведений фольклора и детской литературы. Но даже в норме возникают ситуации, когда использование культурных традиций чтения вслух и рассказывания еще не читающим детям ограничено или не продуктивно. Тем более нельзя исключить такие ситуации в воспитании детей с КИ, перешедших на путь развития слышащего. Соответственно нельзя исключить и возможность затруднений и даже серьезных нарушений в читательском развитии таких детей, которые часто проявляются уже после овладения ребенком грамотой.
В статье мы рассмотрели логику нормального читательского развития, содержание его дошкольных этапов, выделили три варианта нарушений в развитии читательской компетенции у детей, овладевших грамотой, представили современные специальные методы, позволяющие корригировать каждый из этих вариантов нарушений.
Надеемся, что использование предложенных ориентиров в работе специалистов, сопровождающих образование детей с КИ, прошедших 3П-реабилитацию, может оказать действенную помощь в преодолении возможных нарушений в их читательском развитии.