Советы специалистов: учитель-логопед

Дыхательные тренажеры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Организация: МБДОУ №157

Населенный пункт: г. Мурманск

«Дыхательные тренажеры в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья речевое дыхание несовершенно. Детям сложно использовать рационально вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой, словосочетаний и длинных фраз. Физиологическое дыхание происходит автоматически, где вдох равен выдоху, а речевое дыхание произвольное (человек сам управляет им), при котором происходит вдох—пауза—выдох с речью.

Поэтому всем известно, что важным моментом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является использование дыхательных упражнений.

Цель этих упражнений – это формирование у детей умения и навыка правильного физиологического и речевого дыхания.

При выполнении упражнений решаются следующие задачи:

  • развитие силы, постепенности и целенаправленности дыхания;
  • выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения;

тренировка продолжительности речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3-6 слов.

Вся работа имеет последовательный характер и начинается с выработки правильного диафрагмального дыхания. Далее выполняются статистические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Затем ведется работа по обучению рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков, произнесение слогов и звукоподражаний, формирование правильного речевого дыхания в процессе речи.

В современной практике известно огромное количество разнообразных игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. Прежде чем начать работу непосредственно по развитию речевого дыхания, мы работаем над силой, продолжительностью выдоха, развиваем целенаправленную воздушную струю. Поэтому из своего опыта хочу дополнить многочисленный список упражнений, которые используются на этом этапе.

Существуют всем известные параметры правильного ротового выдоха:

  • Выдоху предшествует сильный вдох через нос – « набираем полную грудь воздуха» не поднимая плечи;
  • Выдох происходит плавно, а не толчками;
  • Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • При выработке ЦВС для свистящих звуков дуть необходимо на язык, который находится между губами, но не зажат ими.
  • При выработке ЦВС для шипящих звуков вдох делаем через нос, а выдох через рот с языка в положении «чашечки»;
  • Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;
  • Выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • Нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов;

Упражнения выполняются в проветриваемом помещении, повторяются 3-5 раз, дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова, обязательно чередовать с другими упражнениями.

«Разноцветные султанчики, вертушки»

Развивают плавный продолжительный выдох

« Горячий чай»

Развивает плавный продолжительный выдох

« Загони мяч в ворота» «Весёлые бабочки»

Направлен на развитие Развивает плавность выдоха

целенаправленного сильного выдоха

« Ракеты»

Данный тренажер направлен на развитие силы выдоха

«Лабиринты»

Данный тренажер развивает умение управлять силой выдоха.

« Живой стаканчик»

Вырабатывает целенаправленный продолжительный выдох

«Ловушка»

Тренажер развивает целенаправленный продолжительный выдох.

Дыхательная гимнастика из пособия

Гальской Н.В.

Развивает целенаправленную воздушную струю

«Угадай, кто в домике живет»

Данные тренажеры развивают целенаправленную воздушную струю при постановке свистящих звуков.

«Рукавичка»

 Список используемой литературы:

  1. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи».-М.: Книголюб, 2004.-56с. (Логопедические технологии)
  2. Гальская Н.В., Сахар Л.М. « Ступеньки грамоты». — Мн.: Нар. асвета, 2001.-96с.
  3. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет».-М.: ТЦ Сфера, 2011.-145с.
  4. Коноваленко В.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения».-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.-16с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 9,1 МБ

Опубликовано: 17.08.2019

Основные компоненты развития моторики

Огромную роль для коррекции моторики играет мышечный тонус. Слабые мышцы не способны удерживать необходимые положения тела и не позволяют ребёнку контролировать движения, сохранять равновесия и расслабляться. Последнее оказывает влияние на общее психосоматическое состояние: необходимо тренировать мышцы, чтобы уметь снимать напряжение и зажимы.

Не менее важные компоненты моторики — это темп и ритм движения. Их нарушения выражаются в замедленности и слабости движений. При тяжёлой умственной отсталости, к примеру, наблюдаются ритмические раскачивания головы и туловища.

Ещё один важный компонент крупной моторики — проприоцепция, т. е. ощущение и осознание своего тела в пространстве. Проприоцепция обеспечивает координацию движений и позволяет человеку правильно двигаться в окружающем пространстве: бегать, сидеть, стоять, лежать. Чтобы развить двигательные функции, необходимо работать с ощущением движений. Проприоцепция помогает преодолевать пространство, не натыкаясь на препятствия; забираться по шведской стенке, ловить предметы и держать их.

Вот пример хорошей настольной игры «Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра», которая позволит ребенку научиться чувствовать и управлять своим телом. Игра предназначена для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и даже взрослых. Играть можно как индивидуально, так и в группе. В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений — задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Проводить игру могут и неспециалисты, поскольку она проста и понятна.

Следующий необходимый компонент моторики — координация движений, т.е. способность контролировать положение тела в разные моменты движения. Когда ребёнок совершенствует контроль тела в движении, он может двигаться точнее.

Инструкция по выполнению комплекса дыхательной гимнастики

Исходное упражнение выполняется стоя или сидя на стуле. Вдыхайте на усилии. Выводим руки вперед, согнутые в локтях и распрямляем ладони в противоположные направления. Итак, на вдохе через нос, мы распрямляем руки, и на выдохе закрываем руки обратно.

Второе упражнение называется «Погончики».

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Согните руки в локтях и на вдохе опускайте руки вниз. На выдохе возвращайте руки в исходное положение.

Третье упражнение.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Выполняем выдох и сгибаем ноги, как будто толкаем ручку невидимого насоса руками. При этом на подъём мы его выталкиваем. Итак, сначала делаем выдох и на вдохе руки опускаем, как бы толкаем вниз.

Еще одно упражнение из гимнастики под названием «Кошка».

Исходное положение: стоя. Из этой позиции нужно сделать небольшое приседание и на вдохе опускать руки в стороны. А на выдохе поднимать руки к корпусу. Делаем такие приседания влево и вправо.

Упражнение «Обнимите плечи».

Это упражнение нужно выполнять следующим образом:

Станьте прямо, ноги на ширине плеч. Далее согните руки в локтях, кисти сомкните в кулаки, направление рук должно соответствовать направлению пола. Затем делайте синхронные движения к каждому локтю, как будто вы стремитесь себя обнять. При этом на момент сведения рук, делайте вдох.

Упражнение «Большой маятник».

Схема выполнения схожа с выполнением метода «Насос».

Для этого займите исходную позицию ноги на ширине плеч, далее опускайте корпус вниз до уровня бедер и параллельно полу. При этом делайте вдох, когда сгибаете корпус и выдох на подъёме. Далее поднимаем руки до уровня груди и снова руки ставим в позицию, как в предыдущем упражнении «Обнимите плечи».

И еще одно простое упражнение, которое называется «Повороты головы».

Для этого также занимаем исходное положение: стоя, ноги прямо или на уровне ног. Делаем вдох и поворачиваем голову поочередно вправо и влево.

В конце комплекса гимнастики сделайте разминку. Для этого распрямите руки в стороны и выдохните, поднимитесь на носочки и поднимите руки в стороны и тоже выдохните. Количество повторов таких разминочный упражнений можно делать любое, пока не почувствуете расслабление. Упражнениями по методу А.Н. Стрельниковой лучше заниматься за 30 минут до еды или после, тоже по истечению не менее получаса. Тогда эти упражнения принесут пользу всему организму, а особенно вашей лёгочной системе.

 

Картинки и другие пособия для проведения дыхательных упражнений в ДОУ

Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей.

Вертушка — прекрасный тренажёр для дыхания

Множество игровых пособий педагог легко может сделать своими руками. Главное — подключить фантазию и иметь желание порадовать детей. Можно воспользоваться следующими идеями:

  • «Волшебный домик». Большая коробка обклеивается яркой бумагой, формируется крыша дома. К фасаду прикрепляется новогодний «дождик», а под ним можно помещать картинки (согласно изучаемой теме). Чтобы определить, кто находится в домике, дошкольнику нужно подуть на блестящий «дождик».
  • «Лесная полянка». Коробка из-под конфет или печенья обклеивается красивой самоклеящейся плёнкой. Внутри прикрепляются крупные изображения цветов. Бумажные бабочки подвешиваются на нитки. Ребёнок должен подуть на бабочку — тогда она сядет на цветочек.
  • «Грибочки спрятались». На картинке грибочки прячутся под опавшими листьями. Задача ребёнка — сдуть листики, чтобы увидеть грибы.
  • «Зайчики играют в прятки». Задание аналогично предыдущему, только найти нужно зайчиков, которые прячутся под травкой.
  • «Солнышко и тучки». Воспитатель предлагает ребёнку превратиться в мощный ветер, который прогонит тучки, и тогда засияет солнышко.
  • «Гусеницы и яблоки». Прожорливых гусениц нужно прогнать с яблочка, чтобы они его не съели (подобная идея — пчёлы и банка с вареньем).
  • Мини-футбол. Коробка из-под конфет обклеивается бумагой, внутри устанавливаются ворота из пластиковых контейнеров. Играют 2 дошкольника. Задача — с помощью лёгкого пластмассового мячика забить гол сопернику.
  • «Волшебные бутылочки». В каждой бутылочке находятся атрибуты определённого времени года — снежинки из кусочков салфеток, жёлтые листья из цветной бумаги, цветочки, листики. В крышках через отверстия вставлены трубочки. Если в них подуть, то начинается настоящее чудо-листопад, снежная буря, кружение листочков.
  • «Сдуй шапку с одуванчика». К центру цветочка крепятся лепестки на ниточках. Если на них подуть, то они разлетаются в стороны.
  • «Узнай тайну ракушки». Верхняя часть бумажной ракушки открывается, если подуть на неё (деталь прикреплена ниткой к краю основы). Внутри можно увидеть жемчужину.
  • «Обжорки». Разноцветные шарики-помпончики нужно задувать в ворота, представленные в виде ротика забавного существа. Участвовать в игре могут одновременно до трёх детей.

Фотогалерея: пособия для дыхательной гимнастики

При работе со старшими дошкольниками для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки. Педагог не объясняет задание, он просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение (несколько повторений). Примеры картинок:

  • Свеча. Её нужно задуть.
  • Роза. Дети глубоко вдыхают её аромат.
  • Одуванчик. Нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки.
  • Спущенная шина на велосипеде или автомобиле. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом, а потом постепенно ослабляют звук «с», воспроизводя звук проколотой резины, когда из неё выходит воздух.
  • Воздушный шарик. Малыши его надувают с помощью нескольких выдохов.
  • Ветер. Дошкольники глубоко вдыхают воздух носом. Потом на одном выдохе попеременно то усиливают, то ослабляют звук «ввввв», имитируя свист ветра.
  • Пила. Сидя на стульях, ребята разбиваются на пары и берутся за ручки либо правыми, либо левыми руками. Выполняются движения, воспроизводящие процесс пиления дров — одно движение на входе, другое — на выдохе. При этом вдох делается носом, а выдох ртом.
  • Подводный мир. Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались под воду. Так просидеть нужно 20–30 секунд, затем вставь и сделать глубокий вдох.
  • Насос. Нужно показать, каким образом сдувается колесо — на продолжительном выдохе произносится «сссс». Его предстоит накачать насосом (двумя руками малыши изображают соответствующие движения и говорят отрывисто «с-с-с»).
  • Цветок распускается. Дети стоят, ножки их вместе, а ручки на затылке со сведёнными локтями (изображают нераскрывшийся бутончик). Следует медленно подняться на носки, вытянуть ручки вверх и в стороны на вдохе (цветочек распускается). Затем дети медленно возвращаются в исходное положение.

Картинка подсказывает детям, какое дыхательное упражнение нужно выполнить

Информацию по дыхательной гимнастике необходимо предлагать для ознакомления родителям. Для этого воспитатель периодически вывешивает в уголке здоровья в раздевалке соответствующие памятки или плакаты.

С информацией по дыхательной гимнастике обязательно нужно знакомить родителей воспитанников

Особенности проведения гимнастики для детей с ОВЗ

Следует принять во внимание, что дети с аутизмом сканируют состояние окружающих, поэтому не стоит заниматься, если у взрослого плохое настроение. Окружающее пространство должно быть знакомым ребёнку и дружелюбным

Упражнения лучше всего делать перед едой и следить за притоком свежего воздуха в помещение.

Чтобы помочь ребёнку концентироваться на движениях родителя или педагога, взрослый должен ему помочь выполнить заданное движение, физически вмешавшись в процесс. Далее следует повторить инструкции и снова помочь ребёнку выполнить движение.

Следует отдавать команды в четко определенной форме, уверенным, но при этом спокойным тоном

Важно, чтобы ребёнок выделял инструкции среди другой речи взрослого. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка после правильного выполнения действий

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции лёгких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами.

Причиной многих проблем с детским здоровьем и самочувствием часто бывает неправильное дыхание

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться

При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме

Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:

Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшаются обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребёнок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами и пр.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятия физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребёнка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием

Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей), помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.

Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой

Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).

Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ

Это вид гимнастики направлен на укрепление мышц артикуляционного аппарата и подвижности органов, которые участвуют в речевом процессе. Она включает упражнения для тренировки положений губ, языка, мягкого нёба. Дети развивают речевую моторику и умение объединять простые движения в цепочки действий для корректного произношения звуков. Постепенно речевой аппарат нагружается, набирает силу и подвижность, готовится к регулярной речевой нагрузке.

Сюда же относится мимическая гимнастика, которая помогает развить подвижность мышц лица. Мимика становится выразительнее, ребёнок учится изображать и имитировать различные эмоции, передавать чувства. Через работу с мышцами лица также развивается подвижность артикуляционного аппарата, мышц губ и щек.

Что такое дыхательная гимнастика и для чего ее делать?

Часто мы обычные вещи воспринимаем как данность и не придаем им особую ценность. Тем не менее, многие из них играют огромную роль в жизнедеятельности нашего организма. К одной из самых важных функций относится человеческое дыхание.

По статистике большинство людей во время дыхания задействуют лишь 50% объема своих лёгких. Это связано со многими факторами. Один из них -неправильная осанка, из-за которой грудь находится в изогнутом положении и не сокращает пространство для хорошей вентиляции лёгких. Минусов для здоровья в этом случае больше, чем плюсов. К примеру, во время такого поверхностного дыхания человек не обогащает свою кровь полноценно. Недостаток кислорода приводит к развитию различных хронических заболеваний, таких как гипертония, атеросклероз, бронхиальная астма и различные патологии лёгких.

Дефицит кислорода в крови и легких для человека напрямую связан с плохой усвояемостью углекислого газа. При отсутствии последнего в клетках и тканях нашего организма усугубляется привычный процесс метаболизма и нарушается работа нервной системы.

Для профилактики и предотвращения застойных явлений в лёгких, особенно при таких заболеваниях, как пневмония (чаще после перенесённой болезни), специалисты рекомендуют делать специальную гимнастику — упражнения для дыхания. Такие методики дыхательной гимнастики помогут значительно повысить иммунитет и улучшить общее состояние.

Регулярное повторение комплекса дыхательных упражнений способствует избавлению от многих нарушений, таких как:

  • Нарушения сна.
  • Стресс.
  • Мышечные напряжения.
  • Ощущение недостатка воздуха при дыхании и ходьбе.

А также техники дыхательной гимнастики помогут настроится на весь день, поднять настроение и улучшить свою физическую активность и даже выровнять осанку.

Дыхательную гимнастику вполне можно выполнять в домашних условиях. Для этого не понадобится какое-то дополнительное оборудование.

Существует множество различных техник дыхательной гимнастики. Мы предлагаем использовать авторскую методику знаменитой А.Н. Стрельниковой для гимнастики легких. Это уникальная практика дыхательных упражнений, которой нет аналогов в мире, основанная на вдохах через нос и выдохах через рот, и одновременно при этом, сжатии грудной клетки, что помогает нашим лёгким работать на их полную глубину. Во время такой дыхательной гимнастики лёгкие цепляются за диафрагму и растягиваются, увеличиваютсяв объёме, за счет этогоулучшается их вентиляция. Также во время таких упражнений происходит колоссальная работа внутренних органов (за счет массажных движений диафрагмы) и насыщение крови кислородом.

Вот несколько упражнений дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой. Каждое из них нужно выполнять по 32 раза. Обязательно при этом учитывать, что на усилие мы делаем вдох, потому что дыхательная гимнастика по этому методу основана на усилии именно на вдохе

Занятие по дыхательной гимнастике в детском саду

При проведении занятий дыхательной гимнастикой в ДОУ следует учитывать возрастные особенности дошкольников и уровень сложности упражнений. Выполнение комплекса из 5–7 заданий занимает 8–12 минут. Этапы проведения гимнастики:

  1. Вводная часть: упражнения, не требующие сложных комбинаций движений, вдох-выдох в обычном темпе — 2–3 минуты.
  2. Основная часть: задания с комбинацией темпа вдоха-выдоха и усложнёнными движениями, а также с изменением позы тела — 4–5 минут.
  3. Заключительная часть: упражнения на восстановление ритма дыхания, положение тела статично — 2–3 минуты.

В ходе гимнастики можно использовать разнообразные атрибуты с целью повышения мотивации дошкольников

Видео: занятие по дыхательной гимнастике «Путешествие в лес» в младшей группе

Смотрите это видео на YouTube

Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного умственного развития

Задача воспитателя — облечь дыхательную гимнастику в занимательную игровую форму. На помощь придут забавные стихотворения и интересные пособия. Выполнение несложных упражнений постепенно войдёт у дошкольников в привычку и сделает времяпрепровождение в детском саду ещё увлекательнее.

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определённые нюансы:

Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
Очень полезно делать гимнастику на улице

Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы (например, после дождя), обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире

А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
Если у какого-то ребёнка плохое настроение и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).

Возрастные особенности дошкольников

Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с ясельной группы. Для малышей 2–3 лет это должна быть исключительно весёлая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками.

В раннем и младшем дошкольном возрасте гимнастику нужно проводить в форме забавной игры

Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом.

Вначале педагог должен объяснить малышам, что такое дыхание, например, с помощью одуванчика на прогулке

Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями, воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что-либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот — это воздушный шарик!».

Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно учить ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное), частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка и пр. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево и вправо, вводится соревновательный элемент.

В среднем дошкольном возрасте в дыхательные упражнения можно вносить элементы соревнования

В старшем же дошкольном звене, помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.

Дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ

Для выполнения физических упражнений, развития выносливости и умения правильно произносить звуки необходимо научить ребёнка дышать. У детей с нарушением интеллекта наблюдают несформированность речевого дыхания: они быстро глотают воздух, прерывают речь вдохами.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей с ОВЗ помогает ребёнку правильно управлять дыханием, формировать воздушную струю, регулировать глубину вдоха и выдоха, развивать носовое дыхание. Также работа с дыханием помогает расслабиться при психоэмоциональном напряжении, которое часто встречается у детей с интеллектуальными нарушениями.

Почему важно развивать моторику

Важный компонент физического развития детей с ОВЗ — формирование движений и моторики. У детей с ментальными нарушениями чаще всего наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной) и мелкой, в лицевой и артикуляционной.

Развитие крупной и мелкой моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, улучшению гибкости. Также моторика положительно влияет на формирование навыков речи и развитие интеллекта, помогает адаптироваться в социальной среде и познавать мир. Чем лучше ребёнок будет развит физически, тем более уверенно он будет чувствовать себя в среде сверстников и будет лучше учиться.

Ребенок с ОВЗ во время занятия крупной и мелкой моторикой

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики.

Игры на дыхание

Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определённые полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь множество. Например, малыши создают свой оркестр — одним «музыкантам» раздаются дудочки, другим — губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом своё дыхание.

Дыхательные упражнения легко можно облечь в игровую форму

Активным детям наверняка придётся по душе «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол, по мячику нужно не бить, а дуть на него, загоняя в ворота. Маленьким творческим натурам будет интересно сильно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку.

Ребёнок может подышать на стекло, а потом нарисовать на нём картинку

Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад — кладут на ладошку снежинки из маленьких комочков ваты и сдувают их. Точно так же можно устроить листопад или полёт бумажных бабочек.

Хорошая идея — устроить весёлые соревнования, например, «Чей паровоз громче гудит». Каждый ребёнок получает пустой пузырёк и изо всех сил дует в него, так чтобы был слышен свист. Масса положительных эмоций детям обеспечена.

Воспитатель может заинтриговать ребят — предложить им волшебные коробочки (это могут быть пластмассовые контейнеры от киндер-сюрпризов). Каждая наполнена чем-то особенным: апельсиновыми корочками, сухими мятными листьями, ванилином и пр. Задача дошкольников — определить, что это за аромат: для этого нужно глубоко втягивать воздух носом.

Разнообразные идеи для игр можно реализовать на прогулке. Например, устроить праздник мыльных пузырей. Все дети обожают это занятие, а оно между тем укрепляет органы дыхания.

Выдувание мыльных пузырей подразумевает глубокое дыхание и является замечательным упражнением

Дыхательная гимнастика в стихах

Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой весёлую физкультминутку. При этом дыхательные движения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.

Упражнения из комплекса Стрельниковой

Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приёмов: глубоком и поверхностном дыхании, его задержке и искусственном затруднении. Но в дошкольных учреждениях наиболее широкое распространение получила гимнастика А. Стрельниковой.

Общая суть гимнастики состоит в том, что при вдохе грудная клетка вовсе не расширяется, а, напротив, сжимается, поскольку одновременно выполняются соответствующие движения — наклоны, повороты и пр. За счёт этого кислород попадает в самые отдалённые области лёгких

Автор методики обращает ключевое внимание исключительно на качество вдохов (они должны быть шумными и резкими), а выдохи считает их естественным последствием

Упражнения Стрельниковой доказали свою эффективность при терапии не только дыхательных заболеваний (у детей, в том числе), но также патологий сердечно-сосудистой и нервной системы, ЖКТ. Положительный результат наблюдается даже при лечении детского заикания, причём в тяжёлых формах). Кроме того, при выполнении комплекса задействуется почти вся мускулатура тела, что способствует формированию у дошкольников правильной осанки, развивает гибкость.

Полный комплекс Стрельниковой включает в себя более десятка упражнений, однако в ДОУ воспитанникам обычно предлагаются 3 базовых:

  1. «Ладошки». Исходное положение (И. п.) — стоя, руки согнуты в локтях, а сами локти опущены. Производится 4 коротких вдоха, параллельно ребёнок сжимает кисти в кулачок, будто захватывая и удерживая какой-то предмет. Далее перерыв в несколько секунд. Необходимо выполнить 24 подхода.
  2. «Погончики». И. п. — стоя, руки опущены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. Выполняется 8 коротких вдохов, в процессе каждого из них кулачки резко разжимаются. Рекомендуется сделать 12 подходов с перерывом в несколько секунд.
  3. «Насос». И. п. — стоя, в руки можно взять палку. Параллельно с вдохом дошкольники делают пружинистые наклоны, на выдохе же выпрямляются. Серия состоит из 8 вдохов и наклонов, далее перерыв в несколько секунд. Всего 12 подходов.

В детском саду обычно практикуются отдельные базовые упражнения комплекса Стрельниковой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: