Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с онр iii уровня

Логопедическая работа с детьми с онр

Что такое артикуляция?

Вообще артикуляция – это совместные действия всех органов, участвующих в говорении, при произнесении того или иного звука. Артикуляционный аппарат в раннем возрасте у человека еще не совершенен. То есть гортань, язык, губы, язык еще не умеют принимать, удерживать или быстро изменять положение. Навык этот приходит так же постепенно, как, например, навык мотания клубка или шнурования ботинок. Чем старше ребенок, тем больше у его рук сноровки. То же касается и органов звукообразования. Чем более совершенна артикуляция (то есть, чем старше ребенок), тем четче и членораздельнее речь.

Уже с первых недель своей жизни младенец учится говорить. Но звуки он скорее издает, чем произносит: до полугода в звукообразовании практически не участвуют губы или язык. Именно поэтому первые «агушки» такие нечеткие, зачастую вообще не похожие на звуки русского языка (если говорить о русском ребенке). Некоторые младенческие «серенады» невозможно ни идентифицировать, ни повторить, настолько это абракадабра. Причем выдают ее детки первых недель жизни одинаково, не зависимо от того, какой они национальности, и на каком языке будут разговаривать, когда вырастут.

Со временем, будучи погруженными в определенную языковую среду, малыши усваивают артикуляцию звуков и нормы речи тех людей, которые с ними постоянно общаются. Именно поэтому новорожденного из Японии, например, вполне может вырастить русская семья. И он будет прекрасно говорить на русском, считая его родным. А настоящего родного, которого он никогда в жизни не слышал, не сможет ни понимать, ни повторять без специального обучения.

Условия формирования произносительной речи у детей в норме

Ирина Синюкова

Условия формирования произносительной речи у детей в норме

Формирование произносительной речи у детей – очень важная задача для родителей и педагогов. Для полноценного речевого развития, в частности, для развития произносительных навыков, ребёнок должен быть психически и соматически здоровым, иметь здоровую нервную систему и головной мозг. Для произносительной стороны речинаиболее значимыми являются: нормальные умственные способности, хорошее зрение, хороший слух, хорошо развитое дыхание, полноценное анатомическое строение и функционирующие без патологии органы носовой и ротовой полостей.

В возникновении речевых расстройств, большая роль принадлежит различным неблагоприятным воздействиям на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом (инфекциям, травмам, интоксикациям, токсикозам, акушерским манипуляциям и др.). Как показывает практика, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития. Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, скандалы и конфликты между взрослыми, побои, чрезмерно строгие наказания и т. д.). Нельзя перегружать речь ребенка, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сказок сложных по содержанию и форме. Это задерживает развитие речи, а при острых психических травмах, может привести к невротическому заиканию. Надо учитывать возрастные особенности звукопроизношения и не заставлять ребенка говорить слова и фразы трудные как в звуковом, так и в смысловом отношении.

Для развития речи необходимо, чтобы ребёнок находился в окружении людей, воспринимая звучащую речь, а, значит, для формирования произносительной речи нужны социальные стимулы. Имея сформированный мозг, развитый речевой аппарат, хороший слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит

Ребёнок перенимает опыт общения от окружающих, поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре чётко произносили все звуки и слова; говорили не торопясь, не очень громко, плавно, правильно и отчётливо, следили за своим произношением. Нечёткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи ребёнка

В последнее время очень показательна та ситуация,когда родители не уделяют должного внимания своим детям: не общаются с ребёнком, не читают ему, не разучивают стихи, а предлагают разного рода гаджеты и свободное времяпровождение, лишая его тем самым живого эмоционального общения.

Для нормального речевого развития важна сформированность психологических механизмов. Общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать ребёнка к ответу. Детям недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио, магнитофон, им необходимо прямое общение со взрослыми на основе ведущей формы деятельности согласно определённому возрастному этапу. К примеру, замена эмоционального общения, которое характерно для 1-го года жизни ребёнка, на предметно-действенное (начинаем использовать элементы игры)

в 2-3 года является мощным стимулом развитияречи. У детей к этому времени накапливаются впечатления, появляются новые эмоции. Если же этого изменения не происходит, может случиться отставание в речи

В общей системе работы по развитию речи детей необходимо уделять внимание развитию общей и мелкой моторики, развитию слухового внимания и фонематического восприятия, выработке правильного дыхания, темпа и ритма речи, силы голоса, чёткой дикции и звукопроизношения

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи для более успешного осуществления комплексной медико-педагогической помощи. Тесное взаимодействие педагогов, медиков, психологов и родителей позволит формировать у детей правильную произносительную сторону речи в соответствии с возрастными этапами развития.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 884

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Основные методы формирования правильного звукового произношения у детей с ОНР

При наличии у ребенка нарушений в произношении, построении речевых конструкций следует обязательно прибегнуть к специализированной помощи, потому что, сами собой, данные нарушения не пройдут. С ростом ребенка, речевые нарушения могут занять фиксированные позиции и приобрести стойкий характер. Поэтому, исправлять их нужно своевременно, в дошкольном возрасте.

Основными направлениями работы по правильному произношению являются следующие:

  1. Развитие артикуляционного аппарата путем выполнения артикуляционной гимнастики.
  2. Усвоение фонематических основ языка. Детей обучают произношению гласных и согласных звуков, знакомят сих особенностями, формируют интонацию, обучают акустическим сторонам звука.
  3. Проведение профилактики и коррекции звукопроизношения.

Успешность коррекционной работы с дошкольниками зависит от привития им навыков верного повторения, услышанных звуков речи. В данном направлении акцент делается на двигательную активность ребенка, поскольку от нее зависит интенсивность речевого развития. Если ребенок обладает высокой подвижностью, он энергичен и стремится выплеснуть запасы своей энергии в движениях, то и его речь будет развиваться достаточно быстрыми темпами.

При проведении различной логопедической коррекции у детей с ОНР, ведущее место отводится развитию физической активности ребенка и выполнению логопедической ритмики. Логопедическая ритмика предполагает методику коррекции звукового произношения путем применения слов, музыки и движений. Такая методика ориентирована на развитие моторных функций ребенка, его речевой моторики. Дети учатся улавливать чувство ритма, выполнять движения под музыку, что улучшает их слуховое восприятие, формируя правильное повторение услышанного.

В современном обществе, формирование звукопроизношения базируется активном на применении информационных технологий. Происходит разработка компьютерных программ, создающих визуальные образы, произносимых звуков и слов. Они позволяют формировать правильную интонацию речи и дают возможность детям самостоятельно оценить свои недостатки в произношении, указывая на ошибки.

Примерный план работы

В основе нарушения лежат проблемы со всеми частями речи

Поэтому на первом этапе важно не только отрабатывать звукопроизношение, но и вызывать любую ответную речь. Даже в виде элементарных звукоподражаний

Обязательно развивают восприятие ребенка. Для этого его знакомят с разными материалами. Например, дают перебирать крупу, бусы, песок.  Можно показывать фрукты и овощи, предлагая их понюхать, потрогать, попробовать.

Чем больше впечатлений будет в жизни малыша, тем лучше. Главное, не перестараться. Чрезмерные эмоции провоцируют заикание.

На первом этапе задача логопеда вызвать желание контактировать и взаимодействовать. Для этого используют пальчиковый театр, игрушки и простые звукоподражания, по типу «Кто что говорит?».

В тяжелых случаях дети не пользуются указательным жестом. В таком случае насильно берут руку, складывают пальцы и указательным показывают на игрушку или картинку.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она основана на пении гласных звуков. При моторной алалии детям порой сложно сделать определенный уклад органов артикуляции. В таком случае его делают насильственно. Взрослый своими пальцами складывает губы и двигает челюстью ребенка.

Не стоит бояться плача или других отрицательных эмоций. Это нормальная реакция из-за незрелости коры мозга.

После того как удается получить первые слова, необходимо пытаться строить фразы. Например, показывая картинку и говоря: «Мама, иди». Обязательно добиваются не только воспроизведения фразы, но и понимания сказанного.

Ребенок должен уметь соотносить образ и фразу. Только тогда его речь будет развиваться. Обязательно ведется работа по отработке звукопроизношения. Для начала работают над звуками раннего онтогенеза: гласные, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары), губные («В», «Ф» и другие).

Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. С первых занятий логопед приучает ребенка контролировать себя. Только после этого получится добиться результатов.

Коррекционная работа по устранению расстройства экспрессивной речи длится 2-3 года. В тяжелых случаях требуется до пяти лет. Нужна помощь и родителей, так как только они способны проводить занятия каждый день и выполнять с ребенком домашние задания.

Иногда в школьном возрасте могут наблюдаться сложности с письмом и чтением, которые выражаются в специфичных ошибках. В таком случае поможет логопед.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Условия формирования правильного звукопроизношения

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения.

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки. Они являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различия языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи.

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку.

Они вырабатываются у ребенка в течении нескольких лет после рождения в этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС. Вредности, ослабляющие развитие, отрицательно сказываются на становление произношения.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Первоначально центральное управление двигательного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контролирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, не дифференцируемыми. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводиться ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обратный посыл импульсов от речевых органов и происходит. На основании центральное управление перестроить ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем.

Длительный путь овладения ребенком произносительной системы обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звука, которые сливаются в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным отличительным признакам, по которым одна противопоставлена другой. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух.

Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируясь у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь

Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах-звуках, важно, чтобы эти звуки произносились, нормировано, иначе их трудно опознать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное

Фонематический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база – способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования формирования звуков, нормативных для данного языка.

Таким образом, речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга.

Осуществляя речевое общение посредством языка, говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывая их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата.

Следующая >

Виды нарушений звукопроизношения

В процессе становления речь не отличается совершенством. Существуют разные нарушения звукопоизношения в речи. Чаще всего встречаются такие формы:

  • звук полностью отсутствует в детской речи. Ребенок его не может произносить и просто пропускает;
  • один звук заменяется другим, который проще произнести;
  • звук произносится с искажением. Звуки сложные для артикуляции, ребенок произносит неправильно. В его образовании задействуют органы артикуляционного аппарата.

Если малыш не меняет, а только искажает звук, но смысл вполне понятный. Это свидетельствует о фонетических нарушениях.

Часто нарушение звукопроизношения у детей связано с разными группами звуков – шипящими Ж, Ч, Щ, Ш, с сенсорными – Л и Р, с звонкими, со свистящими.

Если ребенок неправильно произносит только одну группу звуков, значит, присутствует мономорфное нарушение звукопроизношения. Если проблемы сразу с несколькими группами, речь идет о полиморфном звукопроизношении.

Публикация «Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР» размещена в разделах

  • Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
  • Дифференциация и автоматизация звуков
  • ОНР. Общее недоразвитие речи
  • Темочки

Для того чтобы речь была правильной и четкой, должны быть соблюдены необходимые условия. Важнейшее условие – правильно сформированная артикуляционная моторика. «Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения» – такое определение дает в своем словаре В. И. Селиверстов. Таким образом, у ребенка должны быть сформированы правильные артикуляционные уклады, чтобы он мог четко произносить звуки.

Звуки родной речи появляются в результате сложного набора движений артикуляционных органов – кинем. Появление новой кинемы дает возможность произношения и освоения звуков, которые не могли быть воспроизведены ранее из-за ее отсутствия. Взрослый человек, речь которого уже сформирована, правильно произносит и изолированные звуки и не ошибается в монологической речи. Это возможно благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляции. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с первых дней ребенок выполняет очень много различных движений: шевелит языком, губами, челюстью. Именно эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они выполняют функцию гимнастики органов речи.

Для того чтобы речь была четкой, нужны развитые и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция напрямую связана с работой мышц, таких как: жевательные, глотательные, мимические. Голос образуется при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы.

Если речь ребенка неправильная, страдает не только звукопроизношение, но и все компоненты, то можно говорить об общем недоразвитии речи.

«Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте». Дети с ОНР не сразу могут приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. В одних случаях они могут заменять сложные звуки более простыми по артикуляции. В других – наблюдается пропуск отдельных звуков или частей слова. Чаще всего ребенок пропускает безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Иногда можно наблюдать и лишние звуки в слове (автобусн – автобус, ситой – стой).

Необходимо отметить, что особенности произношения звуков детей с ОНР напрямую зависят от уровня недоразвития речи.

Звуки — это материал, из которого строится человеческая речь, и только когда они произносятся четко и точно, речь становится правильной, а значит может служить средством общения между людьми.

Нарушение звукопроизношения – серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Если дефекты звукопроизношения, на которые влияет артикуляционная моторика, не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы; позже – ограничить в выборе профессии

Взрослым людям крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Звукопроизношение, которое нарушено вследствие неправильно сформированной артикуляционной моторики, нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни

Список использованной литературы:

1. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.

2. Волкова, Л. С. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. / Волкова Л. С. –М., 2003. – 230 с.

3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / — Р. Е. Левина. — М. : Просвещение, 1967. – 132 с.

4. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 149—150. — 400 с. — 25000 экз.

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин, 4-е издание, — Москва: Издательский центр «Академия», 2007г. 194 с.

Наши преимущества

Применяем эффективные методики, разработанные нашим центром и ведущими профессорами логопедии.

Индивидуальный подход

Комплексный подход – В структуру коррекционного занятия мы включаем работу над всеми компонентами речи:

  • Звукопроизношение
  • Фонематический слух
  • Слоговая структура
  • Лексико-грамматический строй
  • Связная речь

При необходимости логомассажа, он включается в структуру занятий без доп оплаты.

Онтогенетический принцип

Мы всегда учитываем нормы психо-речевого развития ребенка и проводим логопедическую работу, основываясь на зонах актуального и ближайшего развития.

Ход игры.

Логопед с ребенком около короба с песком, в котором построена космическая станция из лего.

Логопед : — Это космическая колония на луне, это лунная колония. А как ты думаешь как называются жители луны (лунарики). Они очень умные, у них есть свои изобретения, например лазерный излучатель. Этот излучатель добрый, помогает добывать лунарикам полезные ископаемые (логопед показывает «излучатель», они с ребенком его рассматривают).

— Но у лунариков есть и враги-роботы, которые высадились из далекой планеты и пытаются отобрать излучатель. Поэтому лунарики все время строят укрепления, поможешь? (Логопед с ребенком строят из песка рвы в виде буквы Л.

— Тебе не кажется, что окопы похожи на букву ЭЛ? Ты знаешь как пишется эта буква. (Рисуют на песке букву Л).

— А давай поможем лунарикам найти полезные ископаемые, которые зарыты в песке. (Логопед зарывает в песке разные буквы, ребенок ищет букву Л и называет слово со звуком (Л).

— Вот мы и помогли лунарикам. Скажи, а какие новые слова ты сегодня узнал. (Излучатель, лунарики, лунная колония, планета).

— А давай мы посчитаем эти слова до10.

ИГРА У ЗЕРКАЛА «У КАРКУШИ».

Цели: 1. Создание игровой мотивации;

2. Показ точных движений органов артикуляционного аппарата;

3. Отработка артикуляционных упражнений.

ПОСОБИЕ: кукла Каркуша.

Для чего нужна речевая карта?

Речевая карта является средством систематизации и отслеживания прогресса речевого развития ребенка. Она включает в себя информацию о текущем состоянии речи ребенка, используемых им звуках, словах, фразах, а также уровне понимания и использования грамматических конструкций.

Логопед детского сада или школьный логопед начинает вести речевую карту с момента первичной диагностики речевой проблемы у ребенка. На первом этапе логопед оценивает общую артикуляцию и слышимость речи, а также наличие основных звуков (фонем) в речи ребенка. Логопед записывает результаты анализа в речевую карту и составляет план коррекционно-развивающей работы.

Далее, в ходе занятий, логопед отмечает изменения в речи ребенка, прогресс в артикуляции и слышимости звуков, увеличение словарного запаса и уровня грамматического развития. На основе этой информации логопед корректирует свою работу и план занятий.

Речевая карта также может включать данные о развитии когнитивных функций, восприятии и понимании речи, моторной активности, а также информацию о сопутствующих нарушениях и особенностях развития ребенка. Здесь же делаются отметки о проведенных консультациях для родителей и их результативность.

Ведение речевой карты помогает логопеду отслеживать успехи и трудности ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы, а также позволяет более точно оценить результаты и эффективность использованных методик и качество специального образования.

Речевые карты ведутся и хранятся в кабинете логопеда до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы. Срок хранения 10 лет имеют протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей,  5 лет — справки  о результатах проверок логопедической работы и отчеты логопеда, 3 года хранятся годовые планы работы.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: