Перечень диагностического материала:
2. Восприятие.
- Цвет — методика И.В. Дреминой.
- Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).
- Величина:
1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет — «Скажи наоборот».
2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.
3) «Пирамика» ( 5 лет), «Мисочка» (6 лет).
4. Мышление.
1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.
2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок.
- Для детей 5 лет – серия из 4 картинок.
- Для детей 6 лет – серия из 5 — 6 картинок.
3) Словесно – логическое.
- 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец).
- 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).
- Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).
5. Память.
1) Слуховая память.
«Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).
2) Зрительная память.
«Запомни 9 фигур и нарисуй их».
3) Логическая память.
Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).
Диагностика по разделу «ФЭМП».
1) Количество и счет: количественный, порядковый, уравнивание количества групп предметов.
- 5 лет – до 5.
- 6 лет – до 10.
2) Геометрические фигуры.
- 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару»
- 6 лет – различение геометрических фигур.
3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты.
- 5 лет – 5 предметов.
- 6 лет – 10 предметов.
4) Ориентировка в пространстве.
- 5 лет – ориентировка направления от себя.
- 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.
5) Ориентировка во времени.
- 5 лет – различение частей суток.
- 6 лет – различение частей суток, дни недели.
Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР; по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.
Петухова Н.В., учитель–дефектолог |
Кто они – дети с проблемами в обучении?
Согласно Международной классификации болезней, принятой и в России, к этой категории относят детей, которые испытывают устойчивые затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных социальных и биологических причин.
Школьники с трудностями в обучении – это дети, которые имеют слабо выраженные (негрубые) отклонения в функционировании центральной нервной системы, отличаются недостаточной готовностью (социальной, эмоциональной, интеллектуальной) к школе и в целом к обучению. В первую очередь трудности в обучении связаны с освоением навыков чтения и письма, дислексией, дисграфией, обработкой когнитивной информации, дискалькулией.
Если обратиться к психолого-педагогической классификации этих проблем, то их появление связывают с:
- общей познавательной пассивностью;
- негрубыми недостатками речи;
- нарушениями моторики, которая проявляется в виде двигательной расторможенности и недостаточной координации движений;
- недостатками эмоционально-волевой регуляции, внимания, самоконтроля;
- низким уровнем учебной мотивации;
- недоразвитием отдельных психических процессов – памяти, мышления, восприятия;
- ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
- низкой работоспособностью и мотивацией учиться.
Детей с трудностями в обучении, особенно учеников начальных классов, принято относить к так называемой «группе риска». И это справедливое утверждение, ведь начальное отставание в учёбе, систематические трудности в обучении ведут к тому, что ребёнок может стать неуспевающим. Закономерным следствием становятся педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и трудновоспитуемость.
Популярные методики и их результаты
На сегодняшний день существуют различные методики диагностики детей с ЗПР, направленные на полноценный анализ их состояния здоровья и на определение патологий в психическом развитии. Простые упражнения, которые нормально развивающийся школьник выполняет быстро и без усилий, для малыша с ЗПР являются очень трудными. Методики диагностики дефектологом детей с ЗПР схожи с определением умственных способностей и оценкой психического состояния нормально развивающихся школьников.
Методика Лиепинь Скайдрите Викторовна
Направлена на диагностику устойчивости внимания, наличие или отсутствие рассеянности при выполнении поставленных задач, а также на проверку возможности переключения внимания. Ребенку выдается листок, на котором изображены знакомые ему предметы трех видов (например, мяч, дерево, собака). Картинки расположены по 8 штук в ряд (таких рядов несколько). Чтобы оценить устойчивость внимания ребенка, ему предлагают зачеркнуть все картинки с одинаковым изображением (например, дерево)
Для оценки сконцентрированности ребенка и его умения переключать внимание, ему необходимо одни изображения (например, мячи) вычеркнуть красным карандашом, а другие (например, изображение собак) – синей ручкой
Дети с ЗПР имеют крайне неустойчивое внимание, они неспособны сконцентрироваться на задании, если в нем нет игровой деятельности (проблемы с интеллектуальным развитием). Если задание не выполнено или положительный результат менее 50% – диагностируют задержку психического развития
Тест Когана В.М.
С помощью теста Когна определяется возможность схематического мышления. Для диагностики используются следующие материалы:
- таблица с изображением различных геометрических фигур и образами цветов (синий, красный, зеленый);
- отдельные карточки с изображением одной геометрической фигуры из таблицы, окрашенной в любой цвет из таблицы.
Ребенку предлагается выполнить задание в два этапа:
- разложить карточки по цвету или геометрическим фигурам (выбрать только синие картинки, или только карточки с изображением квадрата);
- распределить имеющиеся карточки по таблице в соответствии с их изображением.
Ребята, имеющие задержку развития, не могут полностью выполнить задание, так как они затрудняются в систематизации карточек сразу по двум требованиям (по форме и цвету), чаще всего они путают цвета или не могут классифицировать фигуры (отличить квадрат от прямоугольника, круг от овала). Если задание выполнено меньше, чем на 50%, диагностируется ЗПР.
Тест “Запрещенные слова”
Качество речевой деятельности у дошкольников – важный показатель их психического развития. Дети, имеющие проблемы с речью, не могут полноценно общаться с окружающими людьми, их познавательная деятельность сильно ограничена.
В соответствии с заданием, проверяющий специалист задает ребенку несколько вопросов. В ответе малыша не должны присутствовать слова «да», «нет» и названия цветов (например, красный, желтый, зеленый). Диагностика дефектолога детей с ЗПР с использованием тестов «Запрещенные слова» должна учитывать то, что ребенок может не знать значения тех или иных слов.
Дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас, также они не могут в полной мере соблюдать установленные правила (не произносить запретные слова). Ребята, имеющие проблемы с речью, при ответе на поставленные вопросы чаще всего используют слова из этого же вопроса.
Методики диагностики дошкольников с ЗПР
Познавательное развитие дошкольников с ЗПР можно диагностировать с помощью тестов: по методике С. Лиепинь – устойчивость, распределение и переключение внимания, по методике Когана – схематическое мышление, логичность мышления – тесты «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация», «Сравнение».
Произвольность диагностируется тестом – «Запрещенные слова». Диагностика речевого развития – по методике Эббингауза и ассоциативного эксперимента.
Цель методики С. Лиепинь заключается в изучении устойчивости, распределения и переключения внимания. Для этого ребенку предлагается бланк, на котором изображены три вида знакомых предметов – грибы, мячи, ели, расположенные по восемь в каждом ряду.
Насколько внимание ребенка устойчиво оценивается по выполнению задания, в котором нужно зачеркнуть все мячи. Распределение и переключение внимания оценивается по елям, вычеркнутым красным карандашом, а мячи вычеркиваются синим карандашом
Результат ниже 50% соответствует низкому уровню развития внимания, а это уже может быть свидетельством о наличии у ребенка ЗПР.
Замечание 1
Внимание детей с ЗПР очень неустойчиво, без игровой мотивации они неспособны к его концентрации и длительному напряжению. Для исследования схематического мышления используется тест Когана
Стимульный материал этого теста представлен таблицами, на которых изображены геометрические фигуры и образцы разного цвета, и отдельные карточки с теми же фигурами и цветом
Для исследования схематического мышления используется тест Когана. Стимульный материал этого теста представлен таблицами, на которых изображены геометрические фигуры и образцы разного цвета, и отдельные карточки с теми же фигурами и цветом.
Ребенок тестируется в два этапа. Сначала надо разложить карточки по цвету или по форме. Затем разложить карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку. Если результат задания выполнен ниже 50% , то это соответствует низкому уровню развития схематического мышления и является свидетельством наличия у ребенка ЗПР.
Дети с ЗПР не способны к целостному восприятию и испытывают затруднения с классификацией фигур. Цель классификации – исследовать логичность мышления. Стимульный материал состоит из 16 карточек, на которых изображены животные, мебель, фрукты, овощи. Задача ребенка – разложить карточки на четыре группы. Картинки каждой группы должны подходить друг к другу, чтобы их можно было бы назвать «одним словом». Низкий уровень развития логичности мышления будет ниже 50% от выполненного задания, а это говорит о наличии ЗПР. Объяснить свои действия и ответы дети с ЗПР не могут.
Тест «Сравнение» тоже применяется для исследования логичности мышления. Стимульный материал представляют пять пар слов, которые ребенку надо сравнить и назвать их похожесть и различие. Слова следующие: бабочки-ласточки, яблони-березы, лисы-собаки, цветы-деревья, рыбы-птицы. Результат ниже 50% свидетельствует о наличии ЗПР, потому что соответствует низкому уровню развития логичности мышления.
Тест «Запрещенные слова» применяется для того, чтобы оценить сформированность произвольности и уровень развития речи. Ребенку предлагается игра, в которой он должен ответить на задаваемые вопросы. В игре есть условие, не произносить слова «да» и «нет», а также нельзя называть цвет. Здесь тоже результат выполнения задания ниже 50% говорит о низком уровне произвольности и является свидетельством наличия ЗПР.
Элемент произвольности у большинства детей проявляется слабо, словарный запас небольшой, они не умеют соотносить свои действия с правилами и используют для ответов слова из вопросов. Например, вода мокрая? – мокрая, летом трава какая? – летняя, снег черный? – черный.
Целью теста «Обобщение понятий» является исследование логичности мышления, а в стимульном материале находится набор близких понятий. Дети получают задание на обобщение – десять рядов конкретных понятий назвать одним словом, например:
- шкафы, кровати, стулья;
- куртки, футболки, брюки;
- вороны, голуби, утки;
- смородина, клубника, малина;
- моряки, летчики, артиллеристы и др.
Низкому уровню развития логичности мышления будет соответствовать результат ниже 50%, что может свидетельствовать о наличии у ребенка ЗПР.
Как проходит коррекция трудностей в обучении по методу Татьяны Гогуадзе?
Основа метода – активное применение психофизических тренировок, через которые достигается:
- согласованная работа полушарий мозга при обязательном доминировании левого полушария;
- формирование правильной нейродинамики чтения и письма;
- повышение выносливости к монотонным нагрузкам;
- улучшение психоэмоционального состояния ребёнка, в том числе улучшение работы центральной нервной системы;
- развитие силы воли, мотивации к учёбе;
- повышение уровня самоконтроля и самодисциплины.
Какие конкретно нужно выполнять психофизические упражнения, можно прочитать в нашем отдельном материале.
Уникальность методики Татьяны Гогуадзе по коррекции трудностей с обучением у детей заключается в том, что все упражнения можно освоить и делать самостоятельно!
Начать заниматься можно уже сегодня и самостоятельно! С чего надо начать? Об этом можно узнать на онлайн-диагностике.
Для достижения более быстрого и нужного эффекта рекомендуется пройти онлайн-диагностику, которая поможет родителям, да и самому ребёнку лучше разобраться в своих проблемах и узнать истинные причины трудностей с обучением.
Онлайн-диагностика позволяет:
- точно понять, если ли у ребёнка рассогласованность в работе полушарий мозга;
- оценить его текущее состояние, в том числе психоэмоциональное;
- определить соотношение логики и интуиции, выявить склонности ребёнка к определённому виду деятельности;
- спрогнозировать поведение в разнообразных жизненных ситуациях.
И главное – семье даются конкретные рекомендации по самостоятельной коррекции трудностей с обучением, гармонизации психоэмоционального состояния ребёнка, оздоровлению образа жизни. Ребёнок также узнает, какой физической активностью ему лучше заниматься, чтобы решить свои проблемы с учёбой, а от каких видов спорта лучше отказаться.
Кроме того, онлайн-диагностика проходит в эмоционально комфортных для ребёнка и его родителей условиях, не требует от них ресурсных затрат и выполнения различных тестов. Всю информацию о ребёнке и его трудностях с обучением мы получаем из анкетных данных, а также по результатам видеокомпьютерной психодиагностики по методу Ануашвили.
Выбрав онлайн-диагностику:
- Вы получаете 60 минут экспертного общения с автором методики и руководителем Центра Дислексии – Татьяной Валерьевной Гогуадзе.
- Поймёте, что происходит с вашим ребёнком и почему он отказывается от учебных занятий даже дома, где его все поддерживают.
- Получите на электронную почту протокол с рекомендациями по выходу из кризиса обучения.
- В уже точно будете знать, какие упражнения нужно делать вашему ребёнку для коррекции трудностей с обучением с учётом его индивидуальных личностных особенностей.
Онлайн-диагностика – это первый шаг к решению проблем с обучением у вашего ребёнка. Она поможет понять текущие трудности с учёбой и их причины, поможет отслеживать происходящие изменения в динамике, потому что диагностику в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе можно и даже рекомендуется проходить на регулярной основе.
Об онлайн-диагностике и особенностях её проведения вы также можете узнать из следующих материалов на нашем Дзен-канале:
- Об онлайн-диагностике в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
- Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе работает в онлайн-режиме!
И подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы также пишем о преодолении трудностей в учёбе, передовых методах диагностики дислексии, дисграфии, СДВГ, даем советы по воспитанию и обучению детей.
Классификация ЗПР у дошкольников
Для того чтобы систематизировать нарушения в организме человека, применяют классификацию детского дефектолога и психиатра К.С. Лебединской.
Задержку психического развития у детей она делит на 4 вида:
- соматогенную,
- конституционную,
- церебрально-органическую,
- психогенную.
Соматогенная форма нарушений может быть вызвана чрезмерной опекой родителей, которые не дают ребенку проявить самостоятельность и вторая причина – это длительные и частые болезни ребенка, замедляющие развитие психики.
Второй вид ЗПР – конституционный, обусловленный наследственностью. Конституционная форма проявляется недоразвитием эмоционально-волевого фона и без помощи взрослых ребенок не может принять самостоятельных решений. Эмоции ребенка бурные и быстро сменяющиеся. Ребенок с данной формой нарушений особого стремления к школьному познанию и обучению не проявляет и предпочитает игровую деятельность.
Что касается церебрально-органической формы ЗПР, то она является наиболее распространенной, а её прогноз негативный. Нарушения в этом случае вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка. Причины этих поражений могут быть связаны с патологией вынашивания, родовыми травмами, недоношенностью ребенка, нейроинфекциями. У детей отмечается присутствие ММД – это минимальная мозговая дисфункция. Такой ребенок, как правило, имеет бедное воображение с отсутствием эмоциональности.
Психогенный вид ЗПР связан с социальным неблагополучием семьи – домашняя агрессия или насилие, отсутствие всякого воспитания и ребенок предоставлен сам себе. Уровень знаний об окружающем мире у таких детей находится на очень низком уровне. Дети могут быть обучаемы с помощью педагогов.
Диагностика познавательных процессов дошкольников с ЗПР
Определение 1
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате которого оно соответствует показателям младшего возраста.
Данную проблему рассматривает психодиагностика – направление практической психологии, изучающее особенности применения диагностических методик для определения уровней познавательного, эмоционального, личностного развития ребенка.
У детей с ЗПР отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелая мотивация учебной деятельности. Прием и переработка информации у таких детей имеет сниженную способность, они имеют ограниченные представления об окружающем мире, недостаточную сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Диагностическая работа с детьми с задержкой психического развития имеет свою цель, которая заключается в разработке методических рекомендаций на основе анализа выполнения диагностических методик.
Специалисты в этой области Н.Я. Семаго и М.М. Семаго предлагают технологию психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием. Эта технология включает сбор психологического анамнеза и психологическое обследование, интерпретацию результатов и психологическое заключение.
Проходит психологическое обследование поэтапно:
- началом обследования является беседа для установления контакта с ребенком, определение информированности ребенка;
- исследование восприятия ребенка;
- исследование его внимания;
- исследование зрительной памяти;
- исследование уровня схематического мышления, способности к сравнению, обобщению, классификации;
- исследование речевой деятельности, звуковой и смысловой её сторон;
- исследование эмоционально-волевой сферы и её особенностей;
- общие выводы и психолого-педагогические рекомендации.
Выводы, сделанные на основании этого исследования, заносятся в карту психологического обследования ребенка.
Специалисты считают, что больший эффект психологического обследования ребенка с ЗПР, можно получить в ходе разных видов деятельности, по результатам наблюдения за ними на занятиях, а также в их свободной деятельности.
Принципы диагностики дошкольников
Причины появления задержки развития психики дошкольника могут быть абсолютно разными – от генетических заболеваний, до неблагоприятных условий, в которых он растет и воспитывается. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно готовится к обучению в школе, и, если у него возникают различные трудности – он неусидчив, не воспринимает требования воспитателя всерьез, не выполняет задания, возможно, у него проблемы с психикой. Своевременная диагностика ЗПР поможет избежать серьезных проблем в будущем.
Для диагностики развития детей ЗПР используются следующие показатели:
Реакция малыша на сам факт предстоящего обследования (капризничает, замыкается в себе, относится адекватно, выполняет все задания).
Восприятие вербальных и невербальных правил поведения и выполнения заданий, понимание необходимости точного выполнения тестов
Ребята, имеющие врожденные психические патологии, в большинстве случаев лучше воспринимают язык жестов, чем разговорную речь.
Характеристика деятельности – наличие интереса к процессу диагностики, целенаправленности и активности в процессе тестирования, рациональность использования различных способов решения заданий – метод “проб и ошибок”, решение “в уме”, зрительное соотнесение.
Качество оценки результатов собственной работы (после того, как обследуемый узнает правильно или неправильно он выполнил то или иное задание, важно отметить его реакцию – расстройство, радость или безразличие). Эмоции – показатель того, какой будет поставлен диагноз – ЗПР или умственное отставание (умственно отсталые по сравнению с ребятами с ЗПР неадекватно реагируют на собственный успех или неудачу).
Степень развития речи
Дети с ЗПР часто имеют плохо развитую внутреннюю речь, ограниченный словарный запас, проблемы со звуковым анализом слов, восприятием фраз.
Диагностика детей ЗПР в ДОУ:
Программа диагностики ЗПР
Примеры заданий
Память и мировосприятие
Уровень развития образной памяти можно оценить с помощью заданий “Узнай фигуру”
Дошкольник должен найти схожие по определенным признакам фигуры на разных листах (например, выбрать изображения с кругом или указать на фигуры красного цвета).
Внимание и порядок деятельности
При выполнении упражнения “Графический диктант” можно оценить степень отклонения в восприятии речи и моторики. При сравнении исходных данных и полученных результатов можно проследить то, как внимательно ребенок слушал педагога и выполнял упражнение.
Интеллектуальные возможности
Задания на проверку развития интеллекта подразумевают комплекс упражнений, в которых дошкольнику необходимо хорошо сосредоточиться и задуматься (“Исключить лишнее”, “Пройти лабиринт”, “Собрать пазл”).
Речевое развитие
Беседа на свободную тему.
Учебная мотивация
Ребенку задают ряд простых вопросов, на которые он должен развернуто, честно ответить
Например, “Ты хочешь в школу? Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего? Ты любишь, когда тебе читают книги?”.
Использование различных методик для обследования дошкольника называется дифференциальной диагностикой. Дифференциальная диагностика ЗПР помогает проверяющему различить схожую симптоматику различных заболеваний, например, легкой степени умственной отсталости, речевого недоразвития 3 или 4 стадии и задержки психического развития. Выбор правильной методики диагностики ЗПР – залог того, что результат будет максимально достоверным.
Заключение диагностики
При составлении заключения должно учитываться то, как воспринял то или иное задание ребенок, как проявлял себя в процессе обследования, как разговаривал с проверяющим, реагировал на свои ошибки и правильные решения. Диагностика ЗПР дошкольника основана на совместном выполнении заданий. Помощь, которая предлагается ребенку, должна быть последовательной, организующей и стимулирующей. При совместной работе с проверяющим ребенок с ЗПР раскрывает свои потенциальные возможности и проявляет интерес к проводимому обследованию.
Диагностика и коррекция ЗПР должны быть подобраны индивидуально, с учетом особенностей ребенка и наличия у него сопутствующих заболеваний, направлены на исправление дефектов в развитии психики и способствовать полноценному обучению, воспитанию и социализации.