Сдвг у детей дошкольного возраста

Что делать, если у ребенка сдвг ( синдром дефицита внимания и гиперактивности)?

Что делать родителям и педагогам, чтобы у ребенка с СДВГ не развился комплекс неполноценности?

Как правило, ребенок попадает к психиатру уже на той стадии, когда у него начинают формироваться комплекс неполноценности, чувство вины. Потому что в школе и дома он постоянно слышит замечания: не болтай, не кричи, не размахивай руками, замолчи, сядь на место. Какие личностные качества будут формироваться у такого человека? Те, которые явно не будут помогать ему, когда он станет взрослым

Поэтому задача специалиста — обратить внимание родителей на поведение ребенка и дать им азы поведенческой поддержки, прежде чем они начнут заниматься с психологом

Что это могут быть за рекомендации? Например, делать ребенку меньше замечаний, не ругать его, а давать положительные подкрепления даже за небольшие достижения (можно вешать магнитики или наклейки на холодильник), помогать делать домашние задания, делать упражнения на концентрацию внимания, научить ребенка расслабляться и отдыхать, регулировать физическую и спортивную нагрузку.

Часто родители, видя, что у них гиперактивный ребенок и слушая окружающих («его надо загрузить побольше, чтобы он свою энергию тратил и уставал»), решают загрузить своего малыша спортом с утра до вечера. Это неправильно, так как чрезмерные нагрузки только истощают детей с СДВГ: несмотря на то, что они очень активны и подвижны, у них истощаемая психика, и они быстро утомляются.

Профилактика

Возникновение агрессивности у детей может быть результатом воздействия разных факторов. Ее профилактика должна начинаться еще с раннего детства и вестись родителями. Маленькие дети часто добиваются желаемого при помощи агрессии. Если такое поведение не корректировать, то они растут с убеждением, что так поступать правильно.

Важным методом профилактики агрессивности является организация интересного, активного досуга ребенка. Хорошим способом предотвращения нежелательных поступков будут занятия в спортивных секциях.

Эффективность профилактики во многом зависит от правильности выстраивания и динамичности изменения системы социальной работы с подростками, психологических, педагогических воздействий. Она состоит из большого количества элементов, которые связаны с:

  • Поведением в интернет-пространстве, социальными сетями;
  • Работой школьных социально-педагогических служб;
  • Психологической, социальной работой в семье;
  • Доступностью медицинской, психиатрической, психологической помощи и многим другим.

При своевременной профилактике, диагностике и терапии подростковой агрессии можно существенно понизить уровень криминальных проявлений в обществе. Такое поведение достаточно успешно корректируется психотерапевтами и психологами.

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.

Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.

Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина

Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.

Неблагоприятная экологическая и социальная среда.

Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Жалеем маму

Так жаль бывает тех родителей, которые никак не могут совладать с неуправляемым ребёнком. Нередко можно услышать неприятные слова в адрес матери маленького непоседы. Окружающие считают таких матерей равнодушными к воспитанию собственного ребёнка, неспособными повлиять на него, успокоить, объяснить правила поведения. Легко так говорить: ведь это чужой ребёнок. Окружающим сложно поставить себя на место матери. А поставив — можно ощутить лишь безумное напряжение, усталость, отчаяние.

В зависимости от психологических характеристик матери, она может по-разному воспринимать неуправляемое поведение ребёнка. Одна из них на стресс отреагирует защитным торможением, внешне проявляя равнодушие, в внутри — сильно переживая. Другая мать, наоборот, будет контролировать каждый шаг сорванца, чувствуя досаду и проявляя раздражительность. Оба стиля — далеко не лучшие варианты.

Когда мать стыдится буйного поведения своего ребёнка — это верный знак. Она осознаёт проблему, пытается найти выход из неё, ищет причины в себе. Если мать оправдывает ребёнка во всём, что бы он ни сделал, обвиняя воспитателей, учителей, детей и прочее окружение в существующих проблемах, то она неадекватно воспринимает ситуацию. У такой матери искажено представление об общественных нормах поведения, она не способна изменить ситуацию к лучшему. Эта мать легко внушит ребёнку мысль о враждебности мира, посеяв страхи в его душе. А гиперактивные дети и без этого отличаются повышенной тревожностью.

В любом случаем, окружающим следует с пониманием отнестись к матери, у которой такой проблемный ребёнок, ведь это непростое испытание. А оптимальным вариантом начала входа из проблемы для мамы должна быть любовь к ребёнку, однако, не бездумная, а направленная на позитивное воспитание.

Учите оценивать последствия агрессии

Агрессивное поведение, в конечном счете, не выгодно. Чем раньше ребенок это поймет, тем быстрее задумается о смене тактики. Помогите ему справиться с обеими задачами. Объясните на примерах, что, действуя агрессивно, он проигрывает. Отнял игрушку, толкнул или обозвал другого ребенка — остался без друзей, играл один. В гневе сломал игрушку — пришлось ее выбросить, другую покупать не стали.

Старайтесь анализировать вместе с ребенком каждую новую ситуацию, в которой он проявил себя агрессивно. Не обрывайте цепь рассуждения фразой «так делать нельзя», всегда продолжайте — «можно делать так или так…». Например: «Драться нельзя. Можно объяснить словами, договориться», «Отнимать нельзя, можно делиться» и т.д. Целью должно быть не искоренение агрессивных проявлений, а формирование у ребенка правильного поведения.

Что провоцирует проблемы с поведением?

Что делать, если ребёнок неуправляем

Что же делать?

Кто виноват?

Прежде чем переходить к решению проблемы, важно выяснить ее причины – они могут быть различными. В раннем возрасте, до 1 года, попытки укусить маму или дать приятелю из песочницы лопаткой по голове носят характер обычного любопытства: «А что из этого получится?» Попутно малыш уяснит для себя, вкусная ли у мамы рука, и громко ли будет плакать приятель

От года до двух драки часто являются для ребенка способом выразить те эмоции, которые он пока не умеет выразить словами. В некоторых случаях (чаще во время баталий с мамой и близкими родственниками) малыш размахивает кулаками для снятия напряжения и воспринимает драку как веселую игру, не осознавая пока негативных последствий, в частности, что причиняет кому-то боль.

В возрасте от трех до пяти лет малыш уже неосознанно ищет границы допустимого поведения – «что такое хорошо и что такое плохо». Это период, когда дети активно взаимодействуют на детской площадке в процессе игры: конфликты возникают неизбежно – но ребенок не всегда знает, как их разрешать мирно.

В возрасте от пяти лет драки становятся способом самоутверждения, особенно для мальчиков. Конкуренция в мужском мире существует даже на уровне дошкольников. Как выделиться на фоне других? Как добиться авторитета и внимания к своим словам и поступкам? Впрочем, к дракам прибегают далеко не все ребята, так как многие из них к этому возрасту успевают научиться мирному разрешению споров.

Можно также выделить несколько причин детской агрессии, не имеющих отношения к возрасту ребенка. Они могут провоцировать малыша на драки практически в любом возрасте, кроме, возможно, самого младшего:

состояние здоровья, например болезнь (она вызывает чувство дискомфорта, которое, в свою очередь, выливается в неоправданную агрессию);
особенности характера (вспыльчивый, нетерпеливый);
подражание кому-либо из близких родственников (либо отцу, который часто ввязывается в «выяснение отношений», либо маме, которая склонна выплескивать раздражение на окружающих);
протест против жесткого воспитания или против гиперопеки;
способ привлечь внимание взрослых;
неумеренная самооборона;
конфликты в семье (даже если ребенок не видит их своими глазами, он чувствует напряжение);
ревность (ко второму ребенку или новому мужу мамы);
практика телесных наказаний в семье (вырабатывается установка «бить других можно»);
воспитание (мама и папа убеждают ребенка в его исключительности и внушают, что необходимо любыми способами, в том числе кулаками, отстаивать свои права).

Канадские ученые, совместно со специалистами больницы Сэн-Жюстин, в ходе наблюдений доказали, что агрессивное поведение ребенка является генетически наследственным явлением. Исследователи попросили родителей 667 пар близнецов оценить уровень агрессии детей в разные возрастные промежутки: 20, 32 и 50 месяцев. Практика подтвердила теорию: агрессия наиболее характерна для детей раннего возраста. По мнению ученых, «роль» генов в агрессивности детей составляет 50%. Остальными факторами, приводящими к повышенной агрессивности, исследователи называют окружающую среду и ролевые модели в семье. К счастью, несмотря на «давление» генов, большинство детей эту проблему перерастают.

Дифдиагноз СДВГ

Дифференциальный диагноз СДВГ необходимо проводить с другими коморбидными расстройствами тщательнейшим образом, учитывая все факторы. Чтобы не ошибиться во время постановки диагноза СДВГ, нужно правильно оценивать поведенческий рисунок в соответствии возрастом ребёнка

Авторы обращают внимание на то, что некоторые состояния могут иметь схожую с СДВГ клинику:

  • умственная отсталость;
  • нарушение способности к обучению;
  • различные нарушения развития;
  • патологии слуха и зрения;
  • соматические заболевания, такие как гипертиреоз, отравление солями тяжёлых металлов, парциальные комплексные припадки и др. .

Причиной нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности могут быть депрессивные состояния, тревожные расстройства, употребление ПАВ, биполярное расстройство в детском и подростковом возрасте .

Чтобы правильно ставить диагноз, были разработаны диагностические критерии СДВГ. Они требуют, чтобы у ребёнка младше 7 лет присутствовали минимум 6 из 9 симптомов, которые говорят о нарушении внимания или гиперактивности или импульсивности. СДВГ ставят, если симптоматика приводит к нарушению адаптации в обществе, затруднению обучения и других видов деятельности .

Проявления, последствия и риски СДВГ в зависимости от возраста:

  • дошкольники — подвержены риску возникновения академических, социальных, поведенческих и семейных проблем ;
  • школьники — имеют проблемы в общении со сверстниками, часто конфликтуют с детьми и родителями, плохо учатся ;
  • подростки — в большей степени злоупотребляют алкоголем и ПАВ, чаще заражаются половыми инфекциями, рано беременеют .

Среди детей с СДВГ чаще регистрируются несчастные случаи, травмы , внешняя агрессия . Две трети детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания имеют хотя бы одно психиатрическое заболевание .

Статистика сочетаний синдрома дефицита внимания и гиперактивности с другими патологиями:

  • 31 % детей и подростков имеют чистый СДВГ;
  • 40 % — СДВГ+ оппозиционно-вызывающее расстройство;
  • 38 % — СДВГ + тревожные расстройства или расстройства настроения;
  • 14 % — СДВГ+ поведенческие расстройства, возникающие в возрасте до 18 лет .

Нужно ли раскрывать диагноз СДВГ учителям при поступлении в школу?

Если на момент поступления в образовательное учреждение ребенок уже имеет диагноз, родителям стоит заранее сходить в ту школу, где их сын / дочь планирует учиться, познакомиться с учителями и понять, насколько там комфортная обстановка. Если вы видите, что отношение к ребенку с самого начала формируется не совсем правильное (присутствуют буллинг, насмешки, учителя не обращают внимания на ребенка или обвиняют во всем родителей — мол, у вас капризный, необучаемый и невоспитанный ребенок), может быть, есть смысл поменять школу. Помните, что никто не имеет права стыдить вас за то, что у вас особенный ребенок. СДВГ — это не какой-то стыдный диагноз, а распространенное нарушение, которое, по статистике, имеют до 10% современных детей.

Что делать, если ребенок плохо себя ведет?

Вы постоянно его наказываете

Наказание, любое, не только физическое – это самый провальный метод воспитания. Часто, наказывая, родители пытаются донести до него информацию « так не делай!», но при этом забывают объяснить, как именно нужно было поступить. Ребенок переживает бурю чувств: беспокойство, унижения, мстительности. Не одно из них не способствует формированию хорошего поведения.

Если его часто наказывают, он становится враждебным по отношению к родителям. Робкие дети превращаются в замкнутых, а легко возбудимые – в агрессивных. Из-за наказаний у детей появляется страх, он может стать патологическим, а также привычка лгать, враждебность и мстительность.

Можно ли вылечить СДВГ

Биохимические и функциональные изменения в головном мозге, возникающие у пациентов с таким диагнозом, не поддаются полной коррекции. Препараты изменяют баланс нейромедиаторов только во время их приема. Психотерапия и специальные образовательные программы направлены на адаптацию взрослого или ребенка к своему патологическому состоянию и преодоление симптомов для улучшения качества жизни. Комплексный подход позволяет нормализовать когнитивную и психоэмоциональную сферу. Успех терапии во многом зависит от регулярной работы со специалистами и поддержки близких.

Рекомендации врачей

Советы психиатров и психологов направлены на повышение качества лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Они позволят эффективно изменить образ жизни с целью облегчения симптомов и повышения качества жизни.

Основные рекомендации:

Регулярные физические упражнения
Физкультура улучшает внимание, снижает гиперактивность и помогает справиться с импульсивностью.

Здоровое питание. Хорошо сбалансированный рацион, богатый фруктами, овощами, цельнозерновыми продуктами и нежирными белками, нормализует состояние головного мозга
Некоторые исследования показывают, что жирные кислоты омега-3, содержащиеся в рыбе и некоторых добавках, полезны при таком заболевании.

Достаточный сон. Качественный ночной отдых облегчает проявления патологического состояния и благоприятно влияет на когнитивные функции. Поскольку пациенты с СДВГ часто страдают от бессонницы, может потребоваться нормализация режима сна-бодрствования или временная медикаментозная терапия.

Тайм-менеджмент. Создание расписания и поддержание распорядка дня, установка напоминаний и декомпозиция задач на более мелкие благоприятно влияют на повседневную деятельность и качество жизни.

Минимизация отвлекающих факторов. Создание организованной повседневной среды без беспорядка, снижение чрезмерного шума и ограничение времени, проведенного перед экраном телефона/компьютера, помогают лучше сосредоточиться на повседневных задачах.

Помощь в обучении или профессиональной деятельности. Это включает работу с профильными педагогами, посещение репетиторов при неуспеваемости и поддержку со стороны близких.

Группы поддержки. Общение с другими людьми, страдающими от СДВГ, в рамках групповой психотерапии или индивидуального знакомства дают возможность поделиться своими переживаниями с тем, кто имеет такое же расстройство

Это важно ля повышения самооценки и социализации.

Техники осознанности и релаксации. Медитация, упражнения по глубокому дыханию и йога уменьшают стресс, повышают осознанность и улучшают общее самочувствие.

Позитивное подкрепление

Родителям нужно поощрять правильное поведение ребенка, чтобы закрепить нужные модели.

Врачи учитывают уникальные особенности каждого пациента для подбора рекомендаций. Каждый человек с таким диагнозом сталкивается со своим набором проблем, поэтому общих советов недостаточно. Нужны регулярные консультации.

Лечение гиперактивности у детей

Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.

Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:

  1. Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.

  2. Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.

  3. Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.

  4. Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.

Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.

Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.

При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей

Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.

Методы воспитания непослушных детей: советы психолога

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис у детей 7 лет

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью

Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

СДВГ и его причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.

Факторы, играющие роль в развитии заболевания:

Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.

Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза

Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.

Факторы окружающей среды

Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.

Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.

Подробнее о причинах

Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их

Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений

Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов

Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности

При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.

Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.

Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: