Плюсы гиперактивности
Да, они тоже есть, и очень важно знать о них и родителям, и учителям.
Гиперактивные детки всегда более креативны, нестандартно мыслят, способны одновременно думать в нескольких направлениях – их мышление очень гибкое, а ответы поражают оригинальностью.
У них «всегда есть план». А точнее, несколько различных вариантов одного ответа. Более того, они никогда не отвечают одинаково дважды даже на один и тот же вопрос! Если ответ предполагает точность – например, учитель хочет слышать результат решения уравнения – гиперактивный ученик скучает и «тормозит». Но если нужно продемонстрировать несколько способов решения одной и той же задачи, тут «живчики» на коне.
С ними не соскучишься. Да, если относиться к их постоянному желанию влезть во все и сразу как к помехе, возникают сложности. Но в организации мероприятий, где требуется вовлечение всех участников, нет никого лучше гиперактивных малышей, которые успевают тормошить всех и сразу.
Как себя вести с учениками с синдромом: общие рекомендации
Работа с ребенком с СДВГ
Чтобы работать с ребенком с СДВГ в школе было проще, существуют такие советы учителям как:
постарайтесь не требовать от ребенка во время выполнения сложных задач слишком много
Если он сосредоточен на упражнении, не обращайте внимание на то, что он ерзает на месте и т.п, ведь своим замечанием вы можете просто переключить его внимание;
разбивайте большие задания на подзадачи, дополняйте их графиками или таблицами для лучшего понимания. Должно создаваться впечатление, что деятельность хоть немного меняется;
всегда держите гиперактивного ребенка в поле своего зрения
Лучше, посадить его на одной из первых парт;
стройте работу с такими детьми индивидуально, так как им необходимо чаще устраивать минутки отдыха;
сыграйте на высокой активности ученика и добавьте в уроки элементы соревнований. Так можно создать дополнительную мотивацию;
делайте акцент на достижениях, а не на неудачах;
не кричите. Это может только спровоцировать еще более сильную эмоциональную реакцию в ответ;
делайте расписания уроков регулярными. Это необходимо потому, что ребенок должен учиться придерживаться рамок и при этом не теряться в распорядке дня, что ему и так дается тяжело.
И, конечно, учитывая то, какие гиперактивные детки ранимые и эмоциональные, нужно строить все занятия на положительных эмоциях.
Способы справиться с гиперактивностью
- Дробление задач на части;
- Немедленные поощрения: выполнил – тут же получил награду. Хорошо работают жетоны, накапливая которые малыш мотивирован на что-то более весомое;
- Режим дня, план выполнения домашних заданий – обязательный элемент адаптации ребенка. Для него рамки и правила во много раз важнее, чем для ребенка без СДВГ, это поможет ему понимать, что его ждет в ближайшем будущем, начать контролировать время и не забывать о запланированных вещах;
- Точная постановка задач, исключение части «не»;
- Подробное объяснение, почему нужно выполнить то или другое, поскольку ввиду сложности мышления малыш может сам этого не понять.
Гиперактивным детям очень важно внимание, поэтому старайтесь проводить его с ним как можно больше, например, привлекайте к уборке, идите вместе за покупками. Также важно поддерживать в нем уверенность в своих силах, хвалить, если все выполнил правильно
Также важно поддерживать в нем уверенность в своих силах, хвалить, если все выполнил правильно. Помните, гиперактивность – не приговор, при правильном подходе дети вырастают полностью нормальными людьми, способными наравне с другим заниматься любым видом деятельности
Помните, гиперактивность – не приговор, при правильном подходе дети вырастают полностью нормальными людьми, способными наравне с другим заниматься любым видом деятельности.
Что нужно знать о СДВГ
Для начала, нужно понять природу заболевания. Расстройство не является следствием плохого воспитания, дурного характера и т.д, а носит биологическую основу, которая усугубляется социальными факторами. Малыш мог перенести травму головного мозга в утробе или быть жертвой влияния алкогольных или наркотических средств во время беременности матери.
Статья в тему: Лечение и коррекция дефицита внимания с гиперактивностью
Не воспринимайте плохое поведение детей как лично их вину. Однако необходимо уметь контролировать направлять в нужное русло подобных учеников, ведь они могут:
- отнимать время во время урока у всего класса;
- не запоминать условие задачи, не успевать записывать длительно уравнение;
- выкрикивать, переговариваться с учителем;
- иметь трудности с чтением, особенно, если нужно следить за текстом во время ответа других;
- не решать задачи, не писать сочинения и т.д.
Что делать родителям и педагогам, чтобы у ребенка с СДВГ не развился комплекс неполноценности?
Как правило, ребенок попадает к психиатру уже на той стадии, когда у него начинают формироваться комплекс неполноценности, чувство вины. Потому что в школе и дома он постоянно слышит замечания: не болтай, не кричи, не размахивай руками, замолчи, сядь на место. Какие личностные качества будут формироваться у такого человека? Те, которые явно не будут помогать ему, когда он станет взрослым
Поэтому задача специалиста — обратить внимание родителей на поведение ребенка и дать им азы поведенческой поддержки, прежде чем они начнут заниматься с психологом
Что это могут быть за рекомендации? Например, делать ребенку меньше замечаний, не ругать его, а давать положительные подкрепления даже за небольшие достижения (можно вешать магнитики или наклейки на холодильник), помогать делать домашние задания, делать упражнения на концентрацию внимания, научить ребенка расслабляться и отдыхать, регулировать физическую и спортивную нагрузку.
Часто родители, видя, что у них гиперактивный ребенок и слушая окружающих («его надо загрузить побольше, чтобы он свою энергию тратил и уставал»), решают загрузить своего малыша спортом с утра до вечера. Это неправильно, так как чрезмерные нагрузки только истощают детей с СДВГ: несмотря на то, что они очень активны и подвижны, у них истощаемая психика, и они быстро утомляются.
Что делать родителям?
Прежде всего обратиться к невропатологу, который поможет избавиться от последствий перинатальной патологии, пропишет успокоительные микстуры, массаж.
Не надо сдерживать активность младенца. Распеленайте его, дайте ему возможность свободно двигать ручками и ножками.
Мальчикам надо предоставить возможность выплескивать энергию, но в то же время приучать их к осмысленным двигательным занятиям: плаванию, танцам, бегу, игре в мяч. Главное – с таким ребенком правильно обращаться. Не надо его усаживать: он может слушать сказку и на ходу. Не нужно ставить в угол, для него это ужасное наказание. Физически наказывать тоже бесполезно. Ругань, крики, подзатыльники на детей с СДВГ не действуют. Наоборот, они будут вести себя еще хуже.
Стараясь удержать его внимание, используйте простые поощрения: конфетку, кусочек печенья. Награда должна быть символической, но она нужна
Гиперактивный ребенок не умеет предвидеть последствия своих поступков.
А если хорошие дела подкрепляются поощрениями, ребенок на условно-рефлекторном уровне усваивает правильные модели поведения. Причем он должен чувствовать, что взрослый как бы играет с ним в хорошее поведение.
Постепенно от материальных поощрений надо переходить к словесным. Дети с СДВГ плохо управляемые, но эмоционально не тупые, наоборот, чувствительные. Они способны понять, что обидели кого-то, раскаяться. Апеллируя к их природной доброте, используя в качестве стимула ласку, нужно приучать их к поведению, принятому в обществе.
В чем причина?
Есть версия, что гиперактивность вызвана гипоксией плода, которая возникает при неправильном питании беременной женщины, курении, стрессах, большой физической нагрузке, при заболевании вирусной инфекцией.
Еще одна версия – генетическая. Ее сторонники утверждают, что у гиперактивных нарушены дефаминовые и серотониновые процессы в нервной системе в результате поражения генных структур.
И, наконец, влияние социальных факторов. Современный мир не учитывает особенностей развития мальчиков. Им от природы свойственны бо´льшая двигательная и познавательная активность, бо´льшая, чем девочкам, любознательность и при этом – какое-то время – бо´льшая поверхностность внимания. Воля у них формируется медленнее, чем у девочек.
Двигательная расторможенность у мальчиков нередко бывает реакцией на подавление их активности. А подавление это связано с тем, что в современном мире преобладает женский тип воспитания. Женщины в семье, в детском саду, в школе вольно или невольно навязывают мальчикам свою психологию, свои модели поведения.
Гиперактивность у детей дошкольного возраста
Первыми на гиперактивность ребенка укажут посторонние: на общей площадке во дворе, в детском саду. Гиперактивный ребенок более подвижный, неусидчивый, он не умеет ждать своей очереди на качели, он не желает долго слушать воспитателя. Как результат, родителям поступают жалобы на поведение их ребенка.
Но важно помнить, что в дошкольном возрасте ребенок должен быть активным, а те проблемы, которые он доставляет посторонним должны искореняться воспитанием. Ребенку нужно объяснить, как нужно вести себя: слушаться, делиться, уважать, ждать, не кричать и не драться без причины
В противном случае огрехи в воспитании будут приняты за отклонения в здоровье, в частности за СДВГ.
Как распознать СДВГ?
Специалисты обозначают следующие признаки гиперактивности.
- Малыш не может пребывать в спокойствии: постоянно крутит руками и ногами, корчится, извивается, если сидит на стуле.
- Ему сложно усидеть на месте, даже если этого требует ситуация (например, на уроке).
- Моментально отвлекается на посторонние шумы и другие малейшие раздражители.
- Не может ждать. Вообще. Правило «дождись своей очереди» – понятие, с которым ребенку с СДВГ очень трудно смириться.
- Отвечает на вопрос, еще не успев его дослушать и подумать.
- Испытывает сложности при выполнении предложенных задач.
- Игры по правилам ему даются с трудом, он не может сохранять концентрацию внимания.
- Не закончив одно дело, бросается делать другое.
- Он шумный: тихий час, тихие игры – не для гиперактивного малыша.
- Болтает без умолку.
- Он мешает: пристает к окружающим, пытается их отвлечь от занятий, вмешивается в игры других детей.
- Возникает ощущение, что часто ребенок не слышит, когда к нему обращаются.
- Рассеянный и «растеряша»: у детей с СДВГ чаще всего теряются шапки, сменка, варежки, он забывает дома пенал, а портфель – на улице.
- Не думает о последствиях, что делает его действия опасными: может выбежать на дорогу, не глядя по сторонам, и совершает другие подобные «бездумные» поступки.
Если у малыша наблюдаются несколько вышеперечисленных признаков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, скорее всего, имеет место быть, и ребенка лучше показать специалисту: неврологу, психологу, психотерапевту.
А одноклассники ребенка с СДВГ должны быть в курсе его особенностей?
Вопрос с одноклассниками нужно решать индивидуально. Дело в том, что дети терпимее относятся к особенностям своих сверстников. Толерантность у них, как правило, выше, чем у взрослых. Это родители могут сказать: «Ой, фу, мы не хотим, чтобы с нашими детьми учился такой трудный ребенок». В большей степени это, конечно, касается детей с серьезными проблемами, например, с синдромом Дауна или с аутизмом. Поэтому родителям ребенка с СДВГ стоит сразу поговорить о возможных трудностях на родительском собрании: «Вот у нас есть сын Вася, он хороший умный мальчик, но бывает, что он неправильно себя ведет, потому что у него СДВГ, но мы работаем над его поведением и ждем, что школа и другие родители нас поддержат».
Гиперактивный ребенок в детском саду: что делать
ВАЖНО!Педагога необходимо заранее предупредить о диагнозе малыша, своей готовности к ежедневному диалогу и ежедневной совместной работе. Ведь адаптация гиперактивных детей в детском саду, должна проходить с учетом особенностей маленьких непосед.
- Одна из особенностей малышей дошкольного возраста, заключается в том, что в его центральной нервной системе процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Причем возбуждение у малыша заметно растет при нахождении в коллективе. В этом случае, для лучшей адаптации ребенка предпочтительнее всего:
- не объединять гиперактивного дошкольника в группу с другими гипервозбудимыми ребятами;
- выбирать детские сады с малой наполняемостью групп;
- не оставлять малыша в детском саду на весь день;
- по договоренности с учреждением устраивать малышу дополнительный выходной день.
- Другой особенностью гипервозбудимого малыша, считается расторможенность. Это качество, говорит о том, что непоседе тяжело останавливать деятельность, которую он недавно начал. Специалистысоветуют предупредить воспитателя, чтобы:
- педагог реже использовал малоэффективные команды с частицей «не» в начале фразы;
- чаще произносил положительно сформулированные просьбы;
- не использовал наказания, вызывающие напряжение процессов торможения, например, сидение на стульчике или стояние в углу, когда остальные бегают и играют.
- Еще одной особенностью малыша перенесшего гипоксию считаетсяповышенная агрессия. Такого ребенка довольно легко спровоцировать, на драку или другое проявление гнева и обиды. Чтобы ребенку эта особенность не помешала адаптироваться, следует:
- ограничить в семье случаи агрессивного или грубого поведения между домочадцами;
- выражать одобрение при демонстрации в дошкольной группе разнообразных положительных эмоций (радость, веселье, сочувствие, благодарность);
- обеспечить малышу ощущение физической и психологической поддержки и безопасности.
- Огромное значение имеет и такая особенность, какотсутствие усидчивости.Гипервозбудимому крохе тяжело усидеть на стульчике во время чтения книжки, обучающих игр, утренников или кукольного представления. Для гиперактивного малыша рекомендуется:
- четко отслеживать временные рамки занятий (не более 20 минут);
- менять деятельность при явных признаках беспокойства;
- во время дневного сна, если он не спит и мешает другим, ребенка можно вернуть в игровую комнату.
С какими трудностями чаще всего сталкиваются дети с СДВГ в школе?
При гипердинамическом синдроме, импульсивности симптомы более очевидны: ребенок вначале делает, потом думает, отвечает на вопрос, не дождавшись его окончания, не соблюдает правила, вырывает игрушки и книжки у других детей, перебивает их в разговоре и так далее. Вертится, крутится, залезает под парту, все время что-то крутит в руках, болтает ногами. Если у ребенка дефицит внимания, то это серьезно влияет на учебную деятельность: ему сложно запомнить правило, он читает задачу и по окончании чтения забывает, что было в начале. Он не может сосредоточиться, постоянно отвлекается на посторонние шумы: муха пролетела, окно открылось и так далее. Кто-то зашуршал бумагой — и все, ребенок потерялся. То есть при нарушениях концентрации внимания, прежде всего, страдает успеваемость.
Правило первое: двигательная активность ребенка не вещь в себе, она симптом.
Чрезмерная двигательная активность в постоянном формате или при усилении стрессовой ситуации свидетельствует о том, что нервная система только так может реализовать свой потенциал на сейчас.
Если ваш ребенок при рассказывании стихотворения активно теребит одежду, возится, начинает ходить кругами, значит говорить он может только, поддерживая речь движением. Например, для того, чтобы подпитывать нервную систему энергией для припоминания слов в сложном стихотворении.
Поэтому не стоит постоянно одергивать ребенка, требовать жесткой статичной позы на стульчике. Половину его «двигательных актов» можно смело пропустить, и сделать акцент на регуляции поведения, которое отвлекает других
Важно, чтобы не было много правил, сформулируйте несколько жестких, буквально 2-3 штуки. Если вы родитель, оставьте задачу регулировать поведение ребенка на самом мероприятии воспитателям и ведущим
Поверьте, выкрик или смешок гиперактивного ребенка, они смогут вплести в сюжет или дадут ребенку обратную связь о поведении. И вступит в силу второе правило.
Должен ли сам ребенок знать, что у него СДВГ?
Обязательно. Ребенок должен четко понимать, что его трудности в школе связаны с особенностями его психики, что он не виноват в этом и что ему обязательно помогут. Молча давать таблетку — немудрое решение. Нужно разговаривать, обсуждать все проблемы открыто, ходить на занятия к психологу, объяснять, для чего нужны эти встречи, говорить о результатах, которых вы хотите достигнуть: «Мы это делаем, чтобы ты стал более усидчивым, менее агрессивным, чтобы лучше запоминал уроки» и так далее. Коме того, когда ребенок знает о своем диагнозе, добавляется плацебо-эффект: он знает, что родители и врачи предпринимают усилия, чтобы ему помочь, и верит в успех лечения.
Гиперактивный ребенок в школе
Родителям важно заранее разговаривать с учителями в школе, предупреждая о возможном поведении ребенка и объяснив, что вы стараетесь сгладить проявления, но пока малыш еще достаточно импульсивен, может проявлять непослушание, неусидчивость, за что не следует его ругать. Особенность гиперактивных детей – сложность в концентрации внимания, плохая память
Ему сложно сидеть на уроке все 40 минут и думать лишь над одной темой
Особенность гиперактивных детей – сложность в концентрации внимания, плохая память. Ему сложно сидеть на уроке все 40 минут и думать лишь над одной темой.
Нарушена взаимосвязь между сделанным и последствием, поэтому он, не задумываясь, может начать баловаться и повторять многократно. Этим объясняется сложность в выполнении нескольких задач и нежелание готовить домашние задания.
Еще признак СДВГ синдрома – отсутствие течения времени. Все, на что способен семилетний малыш — думать на 10 минут веред. Это лишь дополняет поведение, делая практически не управляемым.
Причины СДВГ
Исследования, проведенные в Европе и США, показали несколько факторов, в результате которых возможно нарушение работы ЦНС:
- Наследственность: существует большая вероятность, если в семье есть взрослые с таким же диагнозом, ребенок также его заимеет;
- Осложнения во время внутриутробного развития;
- Сложные роды;
- Травмы головы на первых годах жизни;
- Сильное психологическое потрясение;
- Нехватка необходимых для развития витаминов и микроэлементов.
По статистике каждый десятый ребенок страдает гиперактивностью, то есть шанс заиметь такого в классе велик.
К сожалению, излечиться до конца от СДВГ невозможно, но в подростковом возрасте ввиду развития отделов головного мозга проявления несколько сглаживаются, улучшается концентрация внимания, логика, однако проблема с импульсивностью часто присутствует и во взрослом возрасте.
Ошибки взрослых при общении с гиперактивным школьником
Основная ошибка состоит в попытках «сломать» ребенка жесткими мерами, с целью превращения индивида в похожего на всех других.
Еще одна крайность: игнорирование. Родители могут перестать предпринимать попытки наладить отношения с юным членом семьи, пустив все на самотек. А учителя часто просто не хотят тратить время на сложного ученика, отсадив его подальше и пытаясь снизить уровень исходящего от него шума и негатива.
Поскольку справиться сам ребенок не может, последствия игнорирования могут быть плачевными. Иногда мамы и папы упорно не видят проблем у собственного сына или дочери, считая их абсолютно нормальными. В этом случае нужно донести до родителей, что ситуация серьезная и требует вмешательства, а также соблюдения ряда правил.
Гиперактивность у детей школьного возраста
Настоящие проблемы у гиперактивного ребенка могут начаться на уроках
Будучи не в состоянии долго концентрировать внимание, такие дети часто отвлекаются, невнимательно слушают учителя
Гиперактивный ребенок всегда очень спешит, он выполняет задание, не дочитав его, отвечает на вопрос, не дослушав. При этом уровень интеллекта у гиперактивных детей часто выше среднего: они быстро генерируют идеи, легко схватывают материал, но и легко его забывают. И, если внеклассное поведение можно выправить должным воспитанием, то именно интеллектуальные монотонные задания гиперактивному ребенку даются тяжело.
Прежде чем делать заключения о неусидчивости и гиперактивности ребенка, родители и учителя должны учесть и другие факторы:
- возможно, ребенку попросту скучно, так как он умнее сверстников и подаваемый материал для него слишком легок и не интересен;
- у ребенка могут быть проблемы со слухом или зрением, как результат он не видит записи на доске и плохо слышит учителя, в связи с чем и теряет интерес к происходящему.
Причины неуспеваемости при гиперактивности
1. Цикличность умственной работоспособности
Первая и главная причина неуспеваемости гиперактивных учащихся заключается в характере их умственной работоспособности. Она цикличная:
- Мозг гиперактивного школьника начальных классов активно работает 5 -15 минут.
- Затем контроль над умственной активностью теряется, и какое-то время (3-7 минут) мозг «отдыхает», восстанавливает работоспособность до следующего рабочего цикла.
- Чем дольше работает ученик, тем короче становятся активные периоды, а время отдыха увеличивается.
Повторюсь: мозг отдыхает сам по себе. Ученик процесс не контролирует.
2. Хроническая энергетическая недостаточность
Как ни странно это прозвучит, дети СДВГ страдают хронической энергетической недостаточностью. Знающих их неуёмную вертлявость, это утверждение приводит в недоумение. Но это так.
Несоответствие между умственной и физической активностью нередко наблюдается при электроэнцефалографическом исследовании: ребенок сидит с открытыми глазами и выполняет задание врача, а его мозг в это время демонстрирует электрическую активность, характерную для сна.
Динамика работоспособности на уроке
Вырисовывается следующая картина работоспособности гиперактивного учащегося на уроке.
- Несколько раз за урок ученик отключается помимо своей воли.
- Во время «отдыха» мозга он может что-то делать, но эта деятельность не осознается и не запоминается.
- В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим; может общаться, разговаривать, но не в состоянии припомнить содержания своих высказываний.
- Если он продолжает писать, то прочесть написанное невозможно, столько там ошибок.
- Материал урока воспринимается обрывками, кусками. Пытаясь построить в своем сознании целостную картину, ученик с СДВГ начинает эти куски комбинировать. Учителя про такое говорят: «Вообразить невозможно, как можно было так понять?»
- Чтобы быть в курсе происходящего, он вертится, заглядывает в чужие тетради, мешает, получая порицания от всех и плавно перемещаясь за последнюю парту. Там есть риск выпасть из учебного процессе вообще.
Поскольку дефект мозга (минимальная мозговая дисфункция), обеспечивающий гиперактивность (СДВГ) на мозговом уровне, никуда не делся, ученик не может обучаться в едином темпе со здоровыми сверстниками. Не укладываясь в темп работы класса, ребенок начинает торопиться, что только усугубляет ситуацию.
Правило третье: быть наблюдательным и верить, что ребенок способен к саморегуляции.
Представьте, что близкие начинали бы каждый день общения с вами с указания ошибок и требований соблюдать правила, которые им нужны больше, чем вам. День ребенка с гиперактивностью в большинстве случаев начинается именно так.
Я предчувствую, что вы подумаете о том, что может пообещать и сдержать свое обещание слушаться, не бегать и не озоровать и будет ему счастье. Тогда мы вернемся к пунктам 1 и 2
Важно понимать, что ребенок на самом деле не обещает. Он соглашается на ваше требование дать обещание, чтобы сохранить безопасность в общении с вами.
Фокус на наблюдении за ребенком поможет вам увидеть разные стороны ребенка
Вдруг вы обратите внимание, как ребенок очень хотел снять игрушку с елки, и удержался, остановившись на том, что только потрогал елочный шарик. Возможно, вы заметите сколько раз он хотел встать со стула и выбежать, и каждый раз останавливался, приподнимаясь и возвращаясь на стул
Что такое гиперактивность
Конечно, поставить этот диагноз может только специалист. Однако основные признаки гиперактивности у своего ребенка вы можете заметить и сами.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется следующим образом:
Гиперактивный ребенок не способен концентрировать внимание длительное время на одном предмете. Иными словами, каждые 5-15 минут ему нужно сменить объект интереса
Именно поэтому объективно диагностировать такой диагноз можно только к школьному возрасту, когда занятия длятся долго и требуют внимания. Ребенок начинает отставать, делать глупые ошибки по невнимательности.
Гиперактивные дети всегда в движении. Даже сидя на стуле или стоя в строю, они будут непроизвольно болтать руками, стучать пальцами по столу, переминаться с ноги на ногу.
Дети с СДВГ часто не дослушивают вопрос, перебивают, вмешиваются в чужие разговоры.
Гиперактивного ребенка слышно всегда: за самостоятельными играми, за столом, за уроками; он разговаривает громко, что-то строит и ломает.
Такие дети очень впечатлительны, им характерны частые смены настроения.
Дети с дефицитом внимания очень забывчивы и рассеяны, часто теряют личные вещи.
У детей с СДВГ сложно складываются отношения как со взрослыми, так и со сверстниками, они везде стремятся командовать процессом.