Принцип коррекции СДВГ
Весь комплекс лечебной активности при данном синдроме направлен на улучшение взаимодействия обоих полушарий мозга, активацию новых связей нейронов, освобождению от скованности.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер считают, что симптомы СДВГ очень схожи на симптоматику при задержке психического развития, вызванного психофизическим и психическим инфантилизмом, а также длительными церебрастеническими и астеническими состояниями. В отличие же от умственной недоразвитости (олигофрении) у СДВГ очень хороший прогноз: при правильной коррекции синдром исчезает вовсе.
Как бы то ни было, разработанные и опробованные на тысячах детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности упражнения доказали свою эффективность. Лишь в некоторых случаях даже прошедшие терапию дети продолжают время от времени демонстрировать признаки высокой отвлекаемости на внешние стимулы, неусидчивость и пр.
Схема коррекции СДВГ направлена на то, чтобы научить детей уважать права на личное пространство окружающих, повышение самооценки ребенка за счет лучшего усвоения знаний, выявление сильных сторон их личности и использование их как опоры в коррекционных мероприятиях. Коррекция СДВГ проводится для улучшения:
- психомоторных функций;
- формирования у детей моральных представлений;
- развития внимания;
- устранения дефектов в поведении с помощью ролевых игр;
- снижения эмоционального напряжения;
Аутогенная тренировка является наиболее доступной, поскольку не имеет противопоказаний у детей с дефицитом внимания и гиперактивностью. Вырабатываются координированные движения с происвольным расслаблением дыхательной и скелетной мускулатуры. При мышечной активности усиливается производство эндорфинов в теле, а их количество напрямую влияет на психическое состояние человека. Аутогенная тренировка состоит из ряда упражнений, которые позволяют человеку сознательно управлять функциями организма. Во время нее оптимизируются состояния активности и покоя, достигается саморегуляция эмоционально-вегетативных функций. Аутогенная тренировка должна проводиться под надзором врача.
В домашних условиях можно выполнять серию упражнений, направленных на снижение гипертонуса. Гипертонусом называется «взвинченное» состояние мускулатуры, проявляющееся в эмоциональной лабильности, двигательном беспокойстве, взрывные реакции на внешние стимулы.
Коррекционные движения пальцев и тела обеспечивают снятие мышечных зажимов синкинезий, развитие межполушарного взаимодействия. Большая часть моторной (двигательной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях:
- рта;
- гортани;глаз;
- языка;
- челюсти
Функциональная активация подкорковых образований мозга сильно влияет на развитие высших психических функций. А их развитие стабильно только при обеспечении и регуляции общего активационного, энергетического фона.
Лечение или коррекция СДВГ у взрослых
В связи с тем, что в традиционной медицине принято считать, что синдром возникает из-за нарушений/сбоев процесса созревания систем головного мозга, которые отвечают за память, восприятие, мышление, внимание, то лечение СДВГ классическими способами обычно предполагает приём ноотропных препаратов. До сих пор многие продолжают считать, что у пациентов с СДВГ, которые принимают ноотропы, активизируются умственные способности, улучшается память и повышается настроение.. Мы не будем говорить о побочных явлениях, которые часто сопровождают приём ноотропов, отметим только главное
Ноотропные препараты не устраняют причину появления СДВГ, а убирают лишь его симптомы! Да, у человека может улучшиться память, но не в целом работа мозга, потому что при отказе от приёма лекарств практически всегда происходит откат к изначальному состоянию. Более того, очень часто, наоборот, взрослые отмечают, что ситуация только ухудшается. И, согласитесь, что жизнь на таблетках – это точно не норма и уж точно не достойное качество жизни, особенно для тех, кто хочет вести активный образ жизни и развивать свои профессиональные навыки и умения.
Мы не будем говорить о побочных явлениях, которые часто сопровождают приём ноотропов, отметим только главное. Ноотропные препараты не устраняют причину появления СДВГ, а убирают лишь его симптомы! Да, у человека может улучшиться память, но не в целом работа мозга, потому что при отказе от приёма лекарств практически всегда происходит откат к изначальному состоянию. Более того, очень часто, наоборот, взрослые отмечают, что ситуация только ухудшается. И, согласитесь, что жизнь на таблетках – это точно не норма и уж точно не достойное качество жизни, особенно для тех, кто хочет вести активный образ жизни и развивать свои профессиональные навыки и умения.
Поэтому при традиционном лечении СДВГ у взрослых дополнительно проводится когнитивно-поведенческая терапия, применяются различные физиотерапевтические методики. Рекомендуется придерживаться определённой диеты и обязательно соблюдать режим сна, также оказывается психологическая и даже психиатрическая помощь.
Однако, повторимся, все эти меры направлены на устранение последствий СДВГ, а не его причин!
Методика Татьяны Гогуадзе по коррекции СДВГ
Опыт работы учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе показывает, что первопричиной гиперактивности является рассогласованность в работе полушарий мозга. Практика курсов коррекции подтверждает, что в результате повышения уровня согласованности в работе полушарий мозга естественным образом уходят и проявления гиперактивности как у детей, так и у взрослых.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе проводит когнитивно-поведенческую коррекцию СДВГ у взрослых в Москве и не занимается его лечением. Уникальность решения проблем заключается в том, что при коррекции устраняется первопричина, которая привела к развитию синдрома. Физические упражнения в буквальном смысле меняют ритмы работы головного мозга, за счёт чего удаётся не только убрать гиперактивность, но и решить другие когнитивные проблемы, сопровождающие СДВГ.
При этом коррекция осуществляется исключительно педагогическими методами и с помощью специальных физических упражнений, которые:
- активизируют работу префронтальной зоны коры головного мозга;
- обеспечивают доминацию левого полушария;
- повышают уровень координации тела, внимательности и концентрации;
- развивают эмоционально-волевую сферу, то есть человек учится управлять своим поведением, контролировать эмоциональные реакции на трудности саморегуляции своего тела.
Как показывает опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе справиться с основными проблемами, которые провоцирует СДВГ, можно всего за 14 дней даже взрослым. За это время успешно решаются все основные проблемы. Более того, взрослым может потребоваться ещё меньше дней, так как они чётко знают, какие трудности и почему им нужно преодолеть.
Записывайтесь на приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы составим для вас индивидуальную программу коррекции СДВГ с учётом ваших проблем и особенностей вашей личности.
Показатели корректурной пробы у детей основной группы, группы «плацебо», группы «сравнения»
Как видно из представленных данных, достоверных изменений после проведнных плацебо-процедур не наблюдается ни в одной группе детей. Статистически значимых изменений после проведнного медикаментозного лечения гопантенатом кальция не получено ни в одной группе детей. Однако, отмечаются тенденции в виде снижения частоты «3» типа паттерна ЭЭГ у детей с СДВГ в возрасте 7-9 лет, увеличения частоты «3» типа паттерна ЭЭГ у детей с СДВГ-К в возрасте 7-9 лет. В целом по группе «сравнения» отмечается тенденция в виде увеличения «2» типа паттерна ЭЭГ.
Таким образом, после проведнного лечения только в основной группе детей наблюдаются достоверные результаты в виде увеличения частоты встречаемости паттерна ЭЭГ нормального типа и снижения частоты встречаемости паттернов ЭЭГ «2» и «3» типов, что отражает улучшение временной синхронизации альфа ритма, улучшение механизмов таламо-кортикальной активации и коркового контроля и регуляции поведенческой деятельности.
Характеристика зон нарушения формирования нормального паттерна ЭЭГ по данным метода вероятностей переходов волн одного ритма ЭЭГ в другой после лечения
Данные сравнения показателей наличия областей, в которых нарушено формирование нормального паттерна ЭЭГ, представлены в таблице 4.14. Во всей группе детей С СДВГ после лечения получено достоверное (р 0,05) уменьшение значений показателей нарушения формирования нормального паттерна ЭЭГ в лобно-полюсных, левой средней височной, лобной центральной, моторных, правой теменной, правой задней височной, затылочных областях.
У детей основной группы после проведнного достоверно (р 0,05) сформировался нормальный паттерн ЭЭГ в левой и центральной лобно-полюсных областях, правой передней височной области, правой средней височной, правой задней височной, левой средней височной, моторных, правой теменной), затылочных областях. В таблицах 4.16, 4.17, 4.18 представлены данные по изменению значений областей с нарушением формирования нормального паттерна ЭЭГ после лечения в зависимости от возраста и клинического подтипа.
После лечения достоверно (р 0,05) улучшается функционирование (в виде снижения показателей наличия нарушения формирования нормального паттерна ЭЭГ) в центральной и правой лобно-полюсных областях, левой задней префронтальной области (высокозначимое), правой передней височной области, левой средне-теменной области (р 0,01), правой задней височной области, во всех затылочных областях (таблица 4.16). Табл.4.17. Динамика значений областей с нарушением формирования нормального паттерна ЭЭГ у детей с СДВГ-Н 10-12 лет основной группы до и после лечения при обработке методом вероятностей перехода одного ритма ЭЭГ в другой
У детей в возрасте 10-12 лет достоверных изменений не выявлено. Определялась только тенденция к улучшению функционирования левой височно-полюсной области. В таблице 4.19 представлены данные об изменении показателей по областям, в которых нарушено формирование нормального паттерна ЭЭГ до и после лечения у детей из группы «плацебо» и группы «сравнения». Как видно из представленных в таблице данных, в группе «плацебо» получены достоверное (p 0,01) снижение проявления нарушения формирования нормального паттерна ЭЭГ в правой теменной области и тенденция к снижению в центральной лобной и правой моторной областях.
В группе «сравнения» выявлено статистически значимое улучшение (p 0,05) формирования нормального паттерна ЭЭГ в центральной моторной и правой средней височной областях и тенденция к снижению в правой задней префронтальной и правой затылочной областях.
Таким образом, по данным ЭЭГ, обработанных методом вероятностей перехода одного ритма ЭЭГ в другой более выраженные изменения после проведнного лечения отмечаются в основной группе детей. Определяется снижение представленности ведущих областей корковой дизрегуляции, выявленных нами при СДВГ, в которых регистрируется процессы нарушения временной синхронизации альфа – ритма, в частности – в правой и левой передних, средних, задних височных областях, моторных областях, префронтальных областях мозга.
В чем вы видите сильные и слабые стороны СДВГ?
Иногда СДВГ – это суперсила, так как гиперфокус сильно помогает. Например, мой телеграм-канал полностью вырос из диагноза, так как я совершенно не способен трудиться над книгой о СДВГ два года и потом радоваться, пожиная плоды своего труда. СДВГшник – это тот, кто одержим идеей и может вдруг сесть и написать пост, бросить еду, сон и бесконечно шлифовать текст, потом смотреть, как прибавляются лайки, перечитывать, находить ошибки, редактировать и так провести всю ночь. И получить от этого большой кайф. Близкая цель всегда очень мотивирует. Однако гиперфокус, который дает суперсилу, одновременно несет в себе риски, так как эта суперсила легко может превратиться в тягу к экстремальным видам спорта, породить зависимости. Мой совет всем пациентам с СДВГ – ставить себе небольшие цели, разбивать задачи на шаги.
Этиология СДВГ
В настоящее время СДВГ является полиэтиологичным психоневрологическим расстройством. Выделяют следующие теории этиологии СДВГ (рис. 1).
Развитие синдрома может быть обусловлено поражением генов, нарушением обменных процессов в организме, нарушением деятельности нервных клеток. При рассмотрении данных теорий следует отметить роль нейроприроды СДВГ, а также его патогенез. Экзогенные и эндогенные факторы могут оказывать влияние как комплексно, так и обособленно друг от друга.
На развитие синдрома могут оказывать влияние следующие факторы.
Перинатальный фактор. Его воздействие очень значимо для формирования нервной системы ребенка
Нервная система в своем развитии проходит несколько этапов, и каждый этап имеет важное значение для морфофункциональной зрелости нервной системы. Любое внешнее воздействие (неблагоприятное) вызывает риск возникновения нарушений
Так, например, осложнения в родах могут привести к таким последствиям, как гипоксия плода, в результате чего страдает кора головного мозга. При гипоксии нарушаются многие функции головного мозга: нейроны становятся не способны выполнять свои функции полноценно, и, соответственно, чтобы компенсировать погибшие клетки, соседние берут на себя эти функции. На это требуется время и соответствующие внешние воздействия. В первые два месяца происходит процесс миелинизации нервных волокон, который впоследствии должен защитить отростки нейронов и способствовать высокой передаче нервных импульсов. В этот период перенесенные заболевания, различные нарушения и сбои в работе организма нарушают процесс миелинизации, и нейроны не получают защитную оболочку, что может привести к различного рода нарушениям ЦНС.
Алиментарный фактор. Проведенные исследования в изучении СДВГ указывают на то, что на симптоматические нарушения могут оказывать внияние особенности питания. В частности, установлено, что несбалансированное питание, частое употребление пищи с консервантами, недостаточное употребление продуктов, содержащих белковые компоненты, приводят к эндокринологическим нарушениям. Дефицитное состояние прежде всего обусловливается недостатком микроэлементов во внешней среде и нарушенным питанием. Вследствие этого происходит нарушение метаболизма питательных веществ, страдает организм, в том числе и нервная система.
Экологический фактор. Ухудшение экологической обстановки ведет к различным поражениям в организме. Наиболее чувствительными к экологическим изменениям являются дети. Воздействие на их организм происходит еще в утробе матери. Окружающая среда «насыщается» различными продуктами переработки (CO, CO2 и т.д.), тяжелыми металлами и их солями. Например, при наличии авитаминоза и дефицита микроэлементов (магний, железо и т.д.) воздействие тяжелых металлов на организм усиливается. При дефиците магния в организме может накапливаться свинец в избытке, который является сильным нейротоксином, при этом оказывает серьезное воздействие на когнитивные процессы, влияет на обучение и поведение. Сам по себе фактор не может вызвать СДВГ, но осложняет течение данного расстройства.
Социальный / социально-психологический фактор. Социальные отношения, общение в кругу сверстников, взаимодействие со взрослыми, внутрисемейные отношения «родитель — ребенок» оказывают влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Характер отношений чаще всего является конфликтным, тем самым провоцируя развитие поведенческих нарушений, таких как агрессия, импульсивность, раздражительность, склонность к асоциальным действиям. Семья, являющаяся неблагополучной, конфликтные отношения между родителями, наличие лиц с девиантным и делинквентным поведением выступают факторами риска развития расстройства.
В чем заключается эффект КПТ при СДВГ?
Даже если вы получаете лекарственную терапию при СДВГ, освоение новых навыков, позволяющих сделать вашу жизнь более стабильной и комфортной в долгосрочной перспективе – станет отличной идеей. Именно это и предлагает КПТ.
Основные элементы работы в рамках КПТ при СДВГ включают:
психологическое образование;
обучение навыкам организации и планирования;
освоение принципов эмоциональной регуляции;
работа с прокрастинацией;
работа с тревожностью;
развитие адаптивного мышления;
обучение регуляции своих реакций при контакте с отвлекающими факторами.
Что подразумевает под собой психологическое образование в данном случае? Ваш психотерапевт объяснит вам, что такое СДВГ, и в чем заключаются физиологические, а также психологические особенности при данном синдроме. Четкое понимание основ своей проблемы очень часто помогает мотивировать себя справиться с ней. Ваш специалист также даст исчерпывающее объяснение того, как именно способы психотерапевтической работы (упражнения, задания, самонаблюдение, тренировка новых навыков) позволят достичь желаемого результата в плане вашего состояния.
Освоение многочисленных вышеперечисленных навыков поможет справиться с такими трудностями, которые очень часто сопровождают СДВГ, как:
Склонность забывать или откладывать важные дела или встречи;
Неспособность следовать режимам и графикам;
Невозможность начать выполнять какие-либо задачи и/или невозможность довести дело до конца;
Неудачные попытки справиться со своими эмоциями, адекватно их выразить или пережить (особенно в состоянии стресса);
Непонимание способов решения различных проблем;
Слабый навык планирования;
Дезорганизация (в буквальном смысле, беспорядок/неупорядоченность окружающей среды вокруг, что влияет и на когнитивную и эмоциональную сферы).
Вместе с вашим КПТ-специалистом вы сможете разработать план достижения ваших терапевтических целей, позволяющих решить перечисленные проблемы. Процесс постановки целей и разработка плана их осуществления – индивидуальны в случае каждого клиента. Однако, базовые принципы этого процесса остаются неизменными. Ваши цели должны соответствовать следующим критериям. Они должны быть:
Достижимыми;
Реалистичными;
С возможностью измерения прогресса;
Специфические (ваши персональные);
Ограниченные по времени.
Комплекс упражнений для коррекции СДВГ
Любое занятие начинается с разминки на 3-4 минуты, в течение которой рекомендуется упражнение «Тоннель», когда дети становятся на четвереньки боком друг к другу, а затем последний пробирается через образовавшийся туннель под их телами и крепится к «голове» сооружения, далее то же самое проделывает ребенок, оказавшийся в конце.
Дыхательные упражнения
После разминки следует выполнить дыхательное упражнение «Шарик», когда дети вытягивают губы трубочкой и своеобразно «пьют» воздух, надувая живот, в котором они должны представить шар любого цвета. Затем на выходе через рот шар сдувается, а талия усиленно подбирается. 3-4 минуты на выполнение.
Глазодвигательные упражнения
Следующими становятся глазодвигательные упражнения. Лежа на полу ребенок захватывает в руку предмет и, полностью вытянув ее, двигает им, а взгляд должен строго следить за предметом. После 2-х минут добавляется движение языка, который, как и глаза, движется за предметом. А еще через пару минут задание усложняется, теперь нужно глазами следить за тем, что имеется в руке, но язык обязан двигаться в противоположном направлении.
Телесные упражнения
Упражнение «Струнка» предполагает, что ребенок ляжет на пол и вытянется, как будто он струна, потянет руки позади головы, затем ноги, а следующим этапом потянет левую руку к правой ноге и повторит это же с другой парой конечностей. Упражнение «Кобра» проводится в положении лежа на животе, когда малыш с поджатыми и согнутыми в локтях руками медленно выпрямляется, выдвигая руки вперед, поднимая тело, раскрывая рот. Здесь можно позволить пошутить и дать детям изобразить лицо злой кобры. Потом «змея» возвращается в изначальную позу, и все начинается заново.
Время выполнения – 10-15 минут
В завершении идут упражнения на внимание, память и пр., которыми мы поделимся в следующей статье
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе
С какими сложностями сталкиваются психиатры при диагностике СДВГ у детей и подростков?
Психиатры делят симптомы на патогномоничные, специфичные и неспецифичные. Патогномоничные симптомы указывают только на одну болезнь, например, если рука гнется в этом месте – значит, мы имеем дело с переломом. Специфичные симптомы – это экспираторная одышка при бронхиальной астме, а неспецифичные – кашель. Так как кашель может быть и при раке легкого, и при ОРВИ.
Так вот СДВГ полностью ставится на неспецифических, клинических и довольно субъективных симптомах. И тут возникает большое поле для интерпретаций, поэтому диагностировать СДВГ должен грамотный специалист, который уже имеет определенную насмотренность, хорошо знаком с этим диагнозом и его разными проявлениями. Понятно, что когда дело доходит до дезадаптации ребенка или до того, что его выгоняют из школы, тут уже нечего диагностировать, и самые большие скептики в семье готовы признать, что у ребенка есть особенности.
Размытость критериев диагностики является минусом СДВГ. Но в этом есть и преимущество: по сравнению с РАС СДВГ легко скрывать. Если ребенок не справляется в школе, а учителя не на твоей стороне и винят во всем родителей и их методы воспитания, они почти всегда могут включить дурочку и сказать: «А что это вы придираетесь к моему ребенку? Это вы педагог, это ваша работа». То есть СДВГ несет чуть меньший риск выгорания для семьи, чем аутизм.