Задержка психического развития

Особенности детей с задержкой психического развития

Введение

Память в раннем возрасте – одна их центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. Мышление ребенка раннего возраста во многом определяется его памятью, так как мыслить для ребенка – значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения. В самом раннем возрасте мышление обнаруживает самую высокую корреляцию с памятью, потому как развивается в непосредственной зависимости от нее.

Определение понятий у ребенка основано на воспоминании – ребенок дает сжатый очерк воспоминаний, которые воспроизводят предмет. Следовательно, предметом мышления при обозначении понятия для ребенка является не столько логическая структура самого понятия, сколько воспоминание. Конкретность детского мышления, его синкретический характер – другая сторона того же факта, заключающегося в том, что детское мышление, прежде всего, опирается на память.
Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом.
Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы; в свою очередь, нарушения деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.
Низкий уровень развития мышления неблагоприятно влияет на качество запоминания, а недостатки памяти отрицательно сказываются на развитии мыслительной деятельности, таким образом, это взаимосвязанные процессы, состояние одного непременно сказывается на состоянии другого.
Анализ характера развития детских представлений и детской памяти в раннем возрасте относится к анализу значений слов. Но исследования в этой области говорят о том, что связи, стоящие за словами, в корне отличаются у ребенка и у взрослого; образование значений детских слов построено иначе, чем представления взрослых и их значения слов взрослых. За всяким значением слов – и для ребенка, и для взрослого – скрывается обобщение, однако их отличие в том, что способ, с помощью которого ребенок обобщает вещи, отличается от способа, которым обобщает вещи взрослый. В частности, способ, характеризующий детское обобщение, находится в непосредственной зависимости от того, что детское мышление всецело опирается на память.
Таким образом, детский опыт и непосредственное его влияние, документируемое в памяти, прямо определяют всю структуру детского мышления на ранних этапах развития. Не мышление, в частности, абстрактное, а именно память является определяющим моментом в начале развития ребенка.
На протяжении детского развития происходит перелом, и решающий сдвиг наступает в подростковом возрасте. Исследования памяти этого возраста показали, что к концу детского развития межфункциональные отношения памяти изменяются в противоположную сторону: если для ребенка раннего возраста мыслить – значит вспоминать, то для подростка вспоминать – значит мыслить. Та самая зависимость, которая определяла комплексный характер мышления в раннем возрасте, в дальнейшем изменяет этот характер.

Особенности внимания у детей с ЗПР

Внимание у детей с ЗПР является неустойчивым, поэтому работоспособность этих детей распределена не равномерно. Дети испытывают трудности с концентрацией и удержанием внимания

Действия детей часто носят импульсивный характер, они отвлекаются чаще здоровых детей. С другой стороны, могут встречаться и случаи заторможенности, в таком случае ребенку трудно переключаться на другой вид деятельности.

У детей часто присутствует «синдром дефицита внимания»

Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на каком-то одном действии, постоянно отвлекается или переносит свое внимание с одного предмета на другой слишком быстро, в итоге чего не может сосредоточится ни на чем конкретном

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже¬лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ¬ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию

ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел-лектуальном развитии

Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Наши преимущества

Всесторонняя диагностика

  • Сбор и изучение анамнеза
  • Нейропсихологическое тестирование
  • Обследование речи
  • Изучение медицинской документации
  • Исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств

Индивидуальный маршрут коррекции

Педагоги нашего центра грамотно и тщательно подбирают методическую программу коррекции и поэтапно реализуют ее в соответствии с зоной актуального развития ребенка.

Коррекционные программы

Мы предлагаем разнообразие междисциплинарных программ:

  • развитие речи
  • развитие эмоционально-волевой сферы
  • сенсо-моторная программа коррекции
  • музыкальная логотерапия
  • детская арт-терапия

Положительная динамика

Выпускники нашего центра, имеющие в анамнезе диагноз ЗПР, успешно преодолевают трудности психо-эмоционального развития и способны усваивать знания, умения и навыки, предлагаемые школой.

Понятие «задержка психического развития»

Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития (ЗПР) началось сравнительно недавно

Ранее эти дети исследовались главным образом с клинических (психоневрологических) и физиологических позиций, хотя при этом обращалось внимание и на некоторые психологические особенности. Однако до 70-х гг

психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую входили и дети с ЗПР, но лишь как ее часть.

«Задержка психического развития» – понятие психолого-педагогическое (как и понятие «умственная отсталость»). Оно характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка как целого.
Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические повреждения мозга – минимальная мозговая дисфункция (ММД) – врожденные или полученные в перинатальном или в раннем периодах – внутриутробно или первые месяцы жизни ребенка. Усугубляют отставание в развитии неблагоприятные социальные факторы, но они не представляют собой единственную причину.
К.С.Лебединская, исходя из этиологического принципа, выделила 4 варианта происхождения ЗПР:

  • конституциональное – «гармонический инфантилизм»,
  • соматогенное – вследствие заболевания внутренних органов ребенка,
  • психогенное – обусловленное социальными факторами,
  • церебрально-органическое – очаговое поражение мозга (ММД).

Дифференциальный диагнозпсихолого-педагогическом планенеравномерностьгетерогенностьгетерохронностьвременнойвременный

Особенности памяти у детей с ЗПР

Развитие памяти у детей с ЗПР тоже отличаются от развития памяти обычных детей. В первую очередь следует отметить что объем памяти у детей с ЗПР значительно меньше, чем у здоровых детей. У детей с этим диагнозом крайне занижено запоминание информации: при воспроизведении новой информации дети часто совершают ошибки, информация быстро забывается.

Произвольная память развита очень плохо: ребенку требуется много времени для того чтобы запомнить информацию, запомненная информация хранится в памяти короткий промежуток времени, полученная информация трудно воспринимается.

Дети с ЗПР не умеют правильно использовать полученные знания. Это связано с тем, что любая произвольная деятельность развита достаточно плохо. Больной ребенок не может действовать целенаправленно, у него крайне плохо развит самоконтроль.

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при
подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни
можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие
    действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,
    самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих
    играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и
признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их
комбинация

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего
отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего
обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,
логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и
изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном
порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-
волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки
психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях
специальных образовательных учреждений.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Причины развития

Остеопатическое лечение
Прием остеопата — 1 сеанс/1 час 7000
Прием остеопата Кишиневского Е.В. (заслуженный врач РФ) — 1 сеанс/1 час 10000

Множество разных факторов может привести к задержке психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста. Они могут быть как биологическими, так и социальными. Среди наиболее распространенных причин ЗПР у детей следует отметить следующие:

  • Нарушения эмбрионального развития, такие как краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция и ВИЧ. Также опасны дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков и курение. Отравление фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации также могут оказать влияние.
  • Проблемы, связанные с перинатальным периодом, такие как недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга и энцефалит.
  • Тяжелые соматические заболевания, например, рахит, нейроинфекции, грипп и эпилепсия, также могут стать причиной ЗПР у детей.

В результате этих факторов происходит дефект нейробиологического и функционального развития мозга у ребенка.

Существует множество причин, которые могут вызвать задержку психического развития (ЗПР) у детей. Некоторые из них связаны с наследственностью, и заболевание может передаваться из поколения в поколение. Например, синдромы Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге и Дауна могут привести к врожденной психической задержке. Задержка развития ребенка вторичного характера может возникнуть в связи с нарушениями зрения или слуха. Другими причинами являются дефект речи и дефицит общения и сенсорной информации.

Умственная отсталость может быть вызвана аномальным развитием головного мозга. Микроцефалия (недостаточный размер мозга), гидроцефалия (полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга), лиссэнцефалия (недоразвитие головного мозга) и понтоцеребеллярная гипоплазия (гипоплазия мозжечка) могут быть причинами умственной отсталости или слабоумия. Часто патогенез нарушений психического развития связан с неисправностями в обмене веществ или выработке ферментов, таких как фенилкетонурия. У новорожденных, послеродовая умственная отсталость может быть вызвана гемолитической болезнью новорожденного, что происходит в результате резус-конфликта во время беременности. Это может привести к серьезным нарушениям корковых и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Среди социальных факторов, которые могут способствовать ЗПР, следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общения с другими людьми из-за инвалидности и авторитарного воспитания, где присутствует беспрекословное подчинение. Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.

Задержка речевого развития у детей может возникать по разным причинам, включая наследственные особенности, мозговые процессы, инфекционные заболевания и другие факторы. Она проявляется в разной степени у разных детей, и может вызывать эмоциональное напряжение как у родителей, так и у самого ребенка.

Для коррекции задержки речевого развития необходимо обратиться к специалистам — логопеду, педагогу, психологу, неврологу или психиатру. Эти специалисты проводят индивидуальные занятия с ребенком, используя различные методы и материалы для обработки слов, учебных текстов и игровых процессов

Также важно работать над концентрацией и логическим мышлением. В лечении задержки речевого развития важно учитывать возрастные особенности ребенка и его интересы

Однако, для достижения наилучшего результата, часто требуется комплексный подход, включающий в себя работу со всеми сторонами развития.

Для выбора оптимального курса коррекционных занятий, можно обратиться к различным организациям и центрам, предоставляющим услуги по логопедии и психологии

Важно выбрать сертифицированный центр с лицензией на проведение реабилитации и политикой конфиденциальности

Виды ЗПР

В зависимости от причин возникновения и характера симптомов выделяют следующие виды задержки психического развития у детей:

  1. ЗПР у детей конституционального типа. Происхождение этого вида ЗПР обусловлено генетической предрасположенностью. Эмоциональная сфера не соответствует возрасту. Маленькие пациенты имеют ярко выраженные инфальтивные черты, наивны, несамостоятельны, некритичны к своему поведению, очень привязаны к родителям. Преобладают игровые интересы, малыши отстают в познавательной деятельности.
  2. ЗПР у детей соматогенного типа. Развивается из-за тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем детском возрасте. Малыши много времени проводят в больницах, подвержены гиперопеке со стороны взрослых. К характеристикам таких детей относят дефицит внимания, быструю утомляемость, отсутствие стремления принимать самостоятельные решения, изучать окружающий мир, общаться с людьми.
  3. ЗПР у детей психогенного типа. Наблюдается на фоне неблагоприятных условий проживания, в которых воспитывается малыш. К симптомам и признакам этого типа ЗПР относят психическую неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства ответственности. В условиях гиперопеки ребенок неспособен к волевым усилиям, самостоятельности, преодолению трудностей. При авторитарном воспитании формируется невротический тип личности, малыш боязлив и робок.
  4. ЗПР у детей церебрально-астенического типа. Возникновение ЗПР этого генеза связано с органическим дефектом в любом из центров головного мозга. Отставание в психическом развитии ребенка проявляется скудным воображением, отсутствием живых эмоций, интереса к происходящему, повышенной внушаемостью и нарушением познавательной деятельности.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Классификация и симптомы задержки

Существуют разные варианты классификации задержки психического развития, однако специалисты чаще прибегают именно к классификации по Лебединской.

Какие виды ЗПР существуют:

  1. Психогенная. Главная причина — воспитание ребенка в негативных условиях.
  2. Соматогенная. Причина — недостаточной развитие центральной нервной системы, которое стало следствием перенесенных в раннем возрасте заболеваний. Если ребенок длительный период времени находится в больнице, то отсутствует общение с ровесниками, что также становится причиной возникновения коммуникационных проблем. Такие дети заторможены и пугливы, обладают недостаточным объемом памяти, гиперактивны.
  3. Конституционная. Процессы развития ЦНС замедляются, в результате чего над познавательной деятельностью значительно преобладает игровая. Поведение ребенка перестает соответствовать его возрасту, развивается невнимательность, происходит ухудшение памяти.
  4. Церебрально-органическая. Вид ЗПР, который встречается наиболее часто. Главная причина — первичное поражение головного мозга органического характера. Дети с ЗПР данного вида часто заторможены, у них отсутствуют живые эмоции, а воображение скудное.

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов. У детей с подобным диагнозом страдает формирование речевой функции. Дети неправильно произносят звуки, у них скудный активный вокабуляр, страдает грамматический строй языка. Кроме того, дети с ЗПР достаточно трудно воспринимают речь. Страдает понимание лексики, грамматики, они плохо воспринимают на слух фонемы. В связи с этим детям с ЗПР достаточно сложно обучиться чтению и письму. Исследования доказали, что речевая функция оказывает большое влияние на уровень интеллектуальное развитие. Так как дети с ЗПР не могут овладеть речевой функцией их уровень интеллектуального развития весьма низок.

Существует три основные когнитивные предпосылки для формирования речевой функции:

  • уровень интеллекта ребенка имеет взаимосвязь с структурой семантического поля
  • уровень мыслительной деятельности находит отражение на уровне языковой компетентности
  • речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
  • Помощь и консультации родителям:
    • Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
    • Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
    • Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
    • Выбрать учебную программу;
    • Преодолеть семейные проблемы.
  • Диагностированные детские:
    • СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    • РДА — ранний детский аутизм;
    • Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
    • ЗПР — задержка психического развития;
    • УО — умственная отсталость;
    • ДЦП — детский церебральный паралич.

Показать все

Особенности детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР практически не страдает интеллектуальное развитие, однако подобное состояние все же затрагивает:

Внимание. Оно становится кратковременным и поверхностным
Ребенок в процессе обучения часто отвлекается, ему бывает сложно сконцентрироваться на конкретной задаче.
Память. Изучаемый материал усваивается избирательно, а ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые.
Восприятие. У ребенка возможны трудности в процессе формирования зрительных образов

При обучении важно учитывать, что таким детям лучше дается усвоение материала по наглядным пособиям.
Речь. Словарный запас ребенка скудный, возможны нарушения при произношении отдельных звуков

Ребенку с трудом удается выстраивать сложные предложения, поэтому его речь упрощена.
Мышление. При отсутствии помощи взрослых ребенок не способен к абстрактно-логическому мышлению. Ему трудно дается сравнение, возникают сложности с построением своих умственных заключением, а также заключением выводов.
Эмоциональную сферу. Дети с ЗПР часто идут на поводу у сверстников, так как не имеют проявлять инициативу. Также они склонны к резкой смене настроения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20. 

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: